Минобороны гасит долги по ЖКХ

С наступлением зимы, когда энергосистема регионов испытывает повышенную нагрузку и полным ходом идет подготовка к новому отопительному сезону, решение платежного вопроса по ЖКХ в военном ведомстве вновь на повестке дня. Руководство Минобороны проводит планомерную работу в сфере военного ЖКХ, направленную на поэтапное погашение задолженности коммунальных структур. Для успешного разрешения ситуации, однако, требуется учесть многие нюансы, в том числе юридического характера.

За последние годы система контроля и снабжения частей, учреждений Минобороны, а также военных городков энергией прошла через несколько этапов реформирования. Впервые проблема с задолженностями за коммунальные услуги дала о себе знать после 2008 года. В Минобороны под руководством Анатолия Сердюкова была разработана схема, при которой управление военным жилфондом передается сторонним организациям. По мнению идейных вдохновителей, главной целью реформы было избавить военнослужащих от непрофильных, хозяйственных задач. Дорога, вымощенная, казалось бы, благими намерениями, привела военное ведомство в пучину долгов, поскольку привлеченные для реализации программы организации (ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление», АО «Славянка») были нацелены на извлечение прибыли в собственных интересах, зачастую в ущерб обеспечению потребностей ведомства. Фактически, данные организации представляли собой лишь занимающуюся заключением договоров с ресурсоснабжающими компаниями прослойку, не заинтересованную в качестве предоставляемых услуг.

В 2012 году, к моменту отставки Анатолия Сердюкова, коммерческие структуры российской армии задолжали энергетикам 440 миллиардов рублей. С приходом на пост главы Минобороны Сергея Шойгу на ситуацию в ведомстве быстро отреагировали, и она начала постепенно выравниваться. Были приняты срочные антикризисные меры по погашению имеющейся задолженности подведомственных министерству компаний перед ресурсоснабжающими организациями за ранее поставленные коммунальные услуги. Благодаря оперативному перечислению финансовых средств поставщикам услуг на начальном этапе долг удалось сократить до 338 млрд рублей. Помимо этого, в качестве решения первостепенных проблем отрасли Сергеем Шойгу была предложена монополизация коммунального рынка – разрозненные коммунальные структуры ведомства были временно заменены на единого поставщика (АО «ГУ ЖКХ»), унитарное предприятие Минобороны.

Тем не менее, практика показала несостоятельность аутсорсинга в случае с обеспечением коммунальными ресурсами, что было признано руководством МО РФ. «Модель аутсорсинга с первых дней своего существования стабильно приводит к отрицательным показателям деятельности, наличию долгов перед ресурсоснабжающими организациями и регионами РФ», – подчеркивал Сергей Шойгу. В 2014 году руководство Минобороны поставило задачу за три года полностью реорганизовать созданную Сердюковым структуру, по которой коммунальное хозяйство ведомства находится под управлением сторонних коммерческих организаций. Функции по управлению жилищно-коммунальным хозяйством ведомства было решено целиком передать Министерству обороны, исключая цепочку посредников. Для установления прямого контроля министерства над его коммунальным хозяйством в апреле 2017 года было создано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» (ЦЖКУ). В отличие от предшественников, ЦЖКУ является бюджетной организацией и подчиняется Минобороны напрямую, а не через сеть акционерных обществ.

На данный момент ЦЖКУ является единственной управляющей компанией Минобороны, обеспечивающей энергоресурсами военные городки и части по всей стране. На официальном сайте военного ведомства был также запущен новый информационный раздел, на котором можно найти все необходимые данные, в том числе контактную информацию о филиалах центрального жилищно-коммунального управления Минобороны России, о деятельности ЦЖКУ или обратиться по любым интересующим вопросам в сфере ведомственного ЖКХ.

Таким образом, инициированная Сергеем Шойгу реформа ведомственного ЖКХ позволила Министерству обороны расторгнуть невыгодные контракты с коммерческими управляющими организациями и заключить прямые контракты с поставщиками ресурсов. Переход армии на инсорсинг повысил контроль над расходованием средств в сфере ЖКХ и качество предоставляемых услуг, исключил коммерциализацию деятельности подразделений Минобороны и значительно снизил коррупционную составляющую.

Однако, несмотря на успешный отказ от аутсорсинга, до сих пор остро стоит вопрос с долгами, которые компании «Славянка» и «РЭУ» копили перед поставщиками ресурсов с 2009 года. Указанные организации являлись коммерческими и не управлялись непосредственно Министерством обороны, и, следовательно, возлагать вину за задолженности на действующее руководство МО РФ не вполне некорректно. С юридической точки зрения Минобороны, как субъект отношений, не должно вмешиваться в текущую оперативную деятельность данных компаний. По закону «Об акционерных обществах» погашение задолженностей относится к компетенции исполнительного органа общества – гендиректора или конкурсного управляющего, и Министерство обороны не только не обязано, но и не вправе напрямую покрывать долги коммерческих структур.

Несмотря на вышеперечисленные нюансы, Минобороны признает долги управляющих компаний и принимает меры для разрешения кризисной ситуации путем обращения в судебные инстанции. Вопрос о погашении задолженностей перед ресурсными организациями глубоко заботит военное руководство. Для частичного погашения долгов в военном коммунальном хозяйстве Министерство даже перечисляло деньги, предназначенные для государственной программы вооружения. Так или иначе, важно одно – наведение порядка в сфере военного ЖКХ у Шойгу в приоритете. Размер задолженности ведомства перед поставщиками ресурсов постепенно снижается, и в будущем можно ожидать полнейшего урегулирования ситуации с долгами по тепло- и электроснабжению.


Более радужно дела обстоят в вопросах обеспечения военнослужащих жильем. За 2018 год Минобороны РФ значительно нарастило объемы строительства и планы развития армейской инфраструктуры. Всего за прошедший год, по словам Министра обороны Сергея Шойгу, постоянным жильем было обеспечено 8,3 тыс. российских военнослужащих. Полным ходом идет обеспечение жильем офицеров и их семей и в нынешнем, 2019 году. К примеру, в Дагестане в декабре планируется завершить строительство более 500 квартир для военнослужащих Каспийской флотилии. В целом, рядом с новым местом дислокации военных в Каспийске будет возведен микрорайон на 3 тыс. квартир и полностью развита социальная инфраструктура.

В законодательство о получении жилья военнослужащими также планируется ввести новые правила. Во-первых, в категорию нуждающихся войдут военнослужащие, квартиры которых признаны непригодными для проживания. Не вычеркнут из списков на получение жилья и тех, чья сделка по покупке жилого помещения была признана недействительной по суду, из-за чего военнослужащий утратил на него право собственности. Получат шанс встать в очередь и офицеры, заключившие договор ренты жилого помещения, который был расторгнут по инициативе другой стороны.

Помимо этого, военнослужащие, которые являются представителями династий военных, смогут получить собственное жильё. Новый законопроект позволит исключить практику, когда военнослужащему отказывают в признании нуждающимся в получении жилья, так как ранее его родителям, которые также были военными, уже выдавали жильё. Министерство обороны также возьмет на себя ответственность за полное досрочное погашение задолженности по ипотечному займу военнослужащего в случае его гибели.

Кроме того, признают нуждающимися в жилье военнослужащих, которые вселились в квартиры родителей, супругов или детей. Сейчас это означает автоматическое исключение из списков очередников. По смягченным правилам прописавшегося у близких родственников не лишат права на получение жилья – если только он не оформил это жилье в свою собственность. Вернут в ряды очередников и семьи, которые расторгли договор социального найма жилого помещения в связи с выездом к месту военной службы в другой населенный пункт.

У российского военного ведомства также зреет революционное решение – реорганизация военно-строительного комплекса. Министерство обороны планирует преобразовать свой строительный комплекс в публично-правовую компанию. По словам замминистра обороны РФ Тимура Иванова, уникальность ППК, а именно ее организационно-правовой формы позволит избавиться от недобросовестных субподрядных организаций и заниматься исключительно выполнением государственных нужд. Таким образом, унитарность ППК создаст благоприятные предпосылки для строительства в интересах армии, без коммерциализации проекта.

Вернуться назад