Чисто английский грабеж

Президент Греции Прокопиос Павлопулос призвал Англию к возвращению мраморных скульптур Парфенона. Это заявление он сделал во вторник во время встречи в Афинах с Керри Кеннеди, президентом правозащитной группы имени Роберта Кеннеди, и послом доброй воли ЮНЕСКО Марианной Вардиноянни.

Поблагодарив госпожу Кеннеди за поддержку усилий Греции по возвращению античных скульптур из Британского музея в Лондоне, Павлопулос заявил, что она защищает «правое дело, касающееся не только Греции, но и самой нашей культуры, поскольку Парфенон широко известен как колыбель западной цивилизации».

«Именно по этой причине эта проблема является причиной скорби и даже разочарования, так как власти Великобритании настаивают на том, чтобы покрыть воровство, совершенного лордом Элгином, и подделать историческую правду, без необходимого уважения к нашей цивилизации и её символам», – цитирует слова Павлопулоса Афинско-македонское агентство новостей (ANA-MPA).

«Легко обвинять лорда Элгина, но его уже давно нет. Это постоянное и вечное преступление, которое увековечивается британским правительством. Для британской демократии трудно продолжать утверждать, что она либеральна, в то время как она продолжает совершать и увековечивать такое преступление против Греции», – заявила в ответ госпожа Кеннеди.

М. Вардиноянни в свою очередь подчеркнула тот факт, что Кеннеди по своей собственной инициативе вызвалась поднять вопрос о возвращении мраморов Парфенона и защищать позиции Греции для их возвращения во время ее путешествий по всему миру, сообщает ANA-MPA.

Похищение англичанами мраморных украшений легендарного храма Парфенон на Акрополе в Афинах имеет давнюю историю.

Лорд Элгин был назначен послом Великобритании в Оттоманской империи в 1799 году, когда Эллада томилась под турецким гнетом. Сразу после прибытия Элгин отправил своих гонцов на Акрополь.

Вначале они должны были зарисовать памятники и снять слепки для украшения виллы лорда в Шотландии. Однако замысел был другим – вывезти сокровища в Англию. С 1801 по 1804 гг. команда Элгина активно работала на Акрополе, откалывая или срезая значительную часть оставшихся скульптурных композиций Парфенона.

Из собранных им произведений наиболее ценными являются статуи, украшавшие собой фронтоны Зевса Всеэллинского на острове Эгина; некоторые из фронтонных статуй афинского Парфенона; лучше других сохранившиеся его метопы; значительная часть рельефного фриза «Панафинейская процессия», опоясывавшего снаружи целлу этого храма; несколько плит фриза из храма Бескрылой Победы в Афинах; одна из кариатид Эрехтейона; колоссальная статуя Диониса, входившая в состав памятника на южном склоне афинского Акрополя; надпись с надмогильного памятника афинян, павших при Потидее.

В результате этого грабежа сегодня из 97 сохранившихся блоков фриза Парфенона 56 находятся в Британии и только 40 – в Афинах. Из 64 существующих метопов 48 находятся в Афинах и 15 – в Лондоне. Из 28 сохранившихся статуй фронтона 19 были вывезены в Лондон, и лишь 9 остались в Афинах.

Турецкое правительство, не проявлявшее интереса к шедеврам античности, разрешило вывоз всего собранного Элгином в Лондон. На это ушло 10 лет — с 1802 по 1812 годы, причём часть груза в 1804 году затонула у острова Кифера, но впоследствии была поднята на поверхность.

В 1806 году Элгин вернулся на родину, и на протяжении 10 лет собрание оставалось его частной собственностью. Лорд растратил все свое состояние, раздавая огромные суммы на перевозку скульптур и подкуп турецких чиновников. В результате сначала Элгин заложил коллекцию британскому государству, а впоследствии был вынужден продать мраморы Парфенона правительству. В 1816 г. коллекция была передана Британскому музею.

Многие даже в Англии были возмущены этим наглым грабежом. Особенно яростный протест выражал знаменитый английский поэт лорд Байрон, который приехал в Элладу сражаться за ее свободу, и там умер.

С момента возрождения греческой государственности Греция постоянно требовала от Британии возвращения мраморов Парфенона как неотъемлемой части своего национального достояния. Уже в наше время активным борцом за возврат украденных англичанами мраморов была знаменитая греческая актриса Мелина Меркури, ставшая министром культуры.

Британская сторона, в свою очередь, обосновывая отказ вернуть сокровища, ссылалась на то, что она якобы «заботится о сохранности сокровищ», для хранения которых в Греции будто бы не было подходящих условий.

Однако в Афинах, у подножья Акрополя, в 2000 году был построен ультрасовременный музей специально для того, чтобы разместить там мраморы Парфенона. Тем не менее Британский музей упорно отказывается возвращать грекам их национальные сокровища.

По официальным данным, из 4,5 млн произведений искусства разных стран, найденных американцами и их союзниками на территории Европы и в течение семи лет рассортированных и каталогизированных, до 1955 года музеям ФРГ было возвращено всего 1,5 млн экспонатов.

Особенно пострадали берлинские музеи, вывозившие свои фонды в Тюрингию и Баварские Альпы. В июле 2007 года в Германии вышел официальный каталог предметов искусства, пропавших из берлинских музеев в результате Второй мировой войны. Он включает в себя 180 тыс. единиц хранения — от орудий каменного века до шедевров эпохи Возрождения, Барокко и Нового времени.

До сих пор непонятно куда делись ценности берлинских музеев, известные по документам как «Музей кайзера Фридриха», а также ценности других музеев, оказавшиеся в американской и британской зонах оккупации. Как считают эксперты, пропавшие без вести сокровища надо искать в США. А это сотни тысяч предметов искусства, которые в конце войны были эвакуированы на юг и юго-запад Германии, чтобы они не оказались в зоне наступления Красной армии. Американцы захватили огромную массу вывезенных в Тюрингию, Саксонию и Альпы ценностей Рейхсбанка и музейных ценностей Германии и других стран. Где они?[banner_intos]{banner_intos}
[/banner_intos]
Кое-что американцы потом вернули. Французские и австрийские потомки Ротшильдов, ограбленные нациcтами и эмигрировавшие во время войны за океан, обратились к Франклину Рузвельту. При содействии американской разведки знаменитым банкирам вернули большую часть их фамильного достояния. В благодарность Ротшильды продали за символическую цену свой особняк в Париже на улице Сен-Флорентин под американское посольство.

Но из ограбленных нацистами стран Западной Европы только Франции удалось вернуть почти все свое культурное достояние. Однако масса предметов искусства из ограбленных частных коллекций пропала. Другим странам повезло куда меньше. Значительная часть национального достояния европейских стран (в том числе более 600 шедевров разных эпох из музеев и монастырей Италии) исчезла, оказавшись в зоне оккупации американских и британских войск. Официально считалось, что между 1945 и 1955 годом американцы вернули все вывезенные ими ценности, хотя на самом деле это не так.

Как считают, в определенных политических и банковских кругах Запада хорошо известна судьба перемещенных в ходе и по итогам Второй мировой войны культурных и материальных ценностей, частично осевших в Европе, но в массе своей уплывших за океан, но об этом молчат.

Заговор молчания вокруг пропавших ценностей в 1987 году пытался прервать немецкий исследователь Георг Штайн, который стал разыскивать следы пропавших сокровищ, но поплатился за это жизнью. Накануне разоблачительной пресс-конференции его нашли в лесу со вспоротым животом.

Но Штайн оставил огромный архив, который после его смерти выкупил известный деятель русской эмиграции, коллекционер и меценат барон Эдуард Фальц-Фейн. Этот архив он передал Советскому фонду культуры. В 1990 году его отправили дипломатической почтой в шести больших коробках, запечатанных сургучом, из Швейцарии (где жил Фальц-Фейн) в Москву.

Но по прибытии ценного груза на Белорусский вокзал оказалось, что одна коробка вскрыта. Оттуда исчезла составленная Штайном уникальная карта сокровищ Европы, где было помечено более 1400 мест с нацистскими тайниками.

Позднее немецкий журнал “Штерн» опубликовал обширный (далеко не полный) список вывезенных в США и осевших там немецких историко-художественных ценностей. «В конце войны, — сообщил журнал, — центральная служба по сбору произведений искусства американской армии вела поиски этих ценностей, составляла их каталоги и в качестве военных трофеев грузила на суда, которые пересекали Атлантику».

«До сих пор где-то в Америке хранятся сотни ящиков с музейным имуществом, которое продолжает считаться исчезнувшим, сгоревшим, уничтоженным», – отметил журнал.

По словам бывшего министра культуры СССР, а затем председателя Комитета по культуре Государственной Думы РФ Николая Губенко, на правительственном уровне изучавшего этот вопрос, в хранилище Форт-Нокс в США оказалось 80 % перемещенных по итогам Второй мировой войны культурных ценностей.

И лишь часть их возвращена законным владельцам.

По данным известного писателя Юлиана Семёнова, который еще во времена СССР занимался поисками пропавших сокровищ, 330 тыс. произведений искусства и памятников культуры, из числа похищенных немцами на территории Советского Союза во время войны, все еще находятся в спецхранах, музейных запасниках и частных собраниях на Западе, в основном в Соединенных Штатах. Их тоже не вернули, хотя обязаны были вернуть. Как знать, может и знаменитая Янтарная комната, вывезенная немцами из Царского Села и которую безуспешно ищут до сих пор, на самом деле спрятана в одном из американских тайных хранилищ?

Владимир Малышев 

Вернуться назад