Лента новостей

11:04
Вопрос неправомерности санкций объединит Болгарию и Германию в Европарламенте
11:03
Провал комиссии Мюллера может поставить крест на стратегии Волкера по Украине
10:43
Почему Россия обречена на вечное противостояние с Западом?
10:41
Церковь перед вторым туром: На Порошенко окончательно поставлен крест
10:40
Почему у «оправданного» в связях с Россией Трампа плохое настроение
10:39
После Порошенко. Украину ждет новый олигархический передел
10:35
На Украине стартовал второй тур выборов президента
10:35
Более 50 человек стали жертвами взрывов на Шри-Ланке
10:34
Зеленского пытаются снять с выборов через суд
10:31
Нардеп Рады заподозрил Порошенко в подготовке путча
10:30
ЦРУ заподозрило Huawei в связях с Минобороны Китая
10:28
Об «оккупационном режиме»
10:22
Западная Украина в едином патриотическом порыве
10:22
НАТО: опасный военный блок или старый бабайка в шкафу?
10:21
Зачем телеканалы заказывают драку?
10:19
Это агония: зачем попытались отменить выборы на Украине
10:18
Сколько триллионов надо «пустить на ветер» в России
06:20
В Киеве признали, что Москва одержала новую победу над НАТО в Чёрном море
22:26
В Крыму высмеяли мечты Порошенко о возвращении полуострова
22:24
Китай и Россия совместно исследуют Луну
22:24
Защитники ЛНР сбили украинский дрон-шпион
22:23
Политик из Франции указал на всеобщее понимание российского статуса Крыма
22:22
Белоруссию раздражает посол России
22:22
Австрии надоело терпеть убытки от антироссийских санкций
22:20
Люди лишились жилья из-за лесных пожаров в Забайкалье
22:19
Зеленского пытаются снять с выборов через суд
22:14
«Кремль делает последние попытки спасти Порошенко»
22:11
Жену Зеленского внесли на «Миротворец»
22:10
От «Калинки» к «Барыне»
22:07
Лукашенко заявил, что у Белоруссии будут тёплые отношения с Украиной
22:00
У Израиля нашелся способ обмануть С-300
21:59
Физики хотят найти тёмную материю на Большом адронном коллайдере
21:55
Почему спать 8 часов — хорошо, а 6 — плохо: научное объяснение феномена сна
21:47
«Этот ход нацелен на отдаление Зеленского от России»
21:23
Комедия дель арте на «Олимпийском»
21:13
Грозный «Лотос»: новое секретное оружие для ВДВ России
20:51
Русский СПГ рушит все санкционные планы Европы
20:46
Что станет с Порошенко в случае поражения
20:46
Россия арендует сирийский порт Тартус на 49 лет
20:42
Фиаско японского премьера Синдзо Абэ
20:39
Суперэсминец Zumwalt против линкора: кто победит?
20:32
Военная техника, участвующая в параде Победы прибыла в Москву
18:05
Журналист «Радио Свобода» обвинил Россию в пожаре в Соборе Парижской Богоматери
17:45
В «Фейсбук» признались, что «случайно» собирали данные пользователей
08:44
Свобода слова от «Эха Москвы». Венедиктов не прошёл тест на лживость
Все новости

Архив публикаций

«    Апрель 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


» » Чужие и похожие. Как F-16 и МиГ-29 стали самыми массовыми «легковесами»

Чужие и похожие. Как F-16 и МиГ-29 стали самыми массовыми «легковесами»


 Популярный, легкий, универсальный и по-прежнему актуальный: 40 лет назад, 15 августа 1978-го, на вооружение ВВС США поступил многофункциональный истребитель четвертого поколения F-16. Всего к 2018 году построили более 4,5 тысячи самолетов этого типа. По массовости «атакующий сокол», как уважительно прозвали машину летчики, — абсолютный мировой рекордсмен среди легких истребителей. А по летным и боевым возможностям F-16 на одном уровне с главными конкурентами — советскими и российскими фронтовыми истребителями МиГ-29.

Вооруженный малый

В 1970-х, еще до принятия на вооружение тяжелого истребителя F-15 Eagle, в ВВС США поняли, что в дополнение к нему нужен более дешевый, простой и технологичный аппарат — легкий фронтовой истребитель для завоевания локального превосходства в воздухе. Свои проекты предложили пять американских компаний. Пентагон остановился на разработке концерна General Dynamics, ранее создавшего двухместный тактический бомбардировщик F-111.

Летные испытания продолжались с 1975 по 1978 год. Первые образцы успешно прошли военную приемку, началось серийное производство. В F-16 удалось реализовать множество инновационных технологических решений. Беспереплетный фонарь каплевидной формы обеспечивал летчику отличный обзор из кабины. Боковое расположение ручки управления самолетом (так называемого сайдстика) положительно сказалось на эргономике истребителя и удобстве его пилотирования. Конструктивно самолет представляет собой моноплан, построенный по классической схеме, с одним двигателем в задней части и среднерасположенным крылом.

У истребителя четыре основных модификации — одноместный F-16A, спарка F-16B, а также их модернизированные варианты F-16C и F-16D соответственно. Два последних — наиболее распространенные образцы. Авиапарк одних только ВВС США насчитывает более тысячи F-16C/D. Эти машины достигают скорости 2120 километров в час на высоте около 12 километров. Максимальный боевой радиус — 1760 километров, взлетная масса — до 22 тонн. Способны нести широкую номенклатуру вооружений — от свободно падающих бомб до противокорабельных ракет.

ВВС Польши

F-16 охраняли воздушное пространство 25 государств, принимали участие в десятках вооруженных конфликтов по всему миру, от гражданской войны в Ливане в 1981-м до военной операции США и их союзников в Сирии. Эти самолеты выполняли задачи завоевания превосходства в воздухе и использовались в качестве ударных машин. К началу 2017-го зарегистрировано свыше 650 инцидентов, которые привели к потере F-16. По утверждениям американской стороны, ни один истребитель этого класса не был потерян в воздушном бою. В то же время «атакующих соколов» неоднократно сбивали огнем с земли. К примеру, во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году американцы потеряли не менее шести самолетов в результате действий ПВО Ирака.

Равные противники

В ответ на появление легких истребителей четвертого поколения в странах НАТО Советский Союз 6 октября 1977-го поднял в воздух первый МиГ-29. Главное предназначение этого самолета — завоевание локального превосходства в воздухе на относительно небольшом участке фронта. Дальние рейды и свободная охота — задача более тяжелых Су-27 и их многочисленных модификаций. МиГ-29 же действует в тесной привязке к земле — защищает от авиации пехоту и бронетехнику, прикрывает тыловые объекты, противодействует воздушной разведке противника. Легкие истребители, как правило, базируются почти у линии фронта, зачастую на малоподготовленных и не самых комфортных аэродромах. Поэтому МиГ-29 создавался как неприхотливый и исключительно надежный самолет.

Истребитель выполнен по интегральной аэродинамической схеме, с низкорасположенным крылом, двухкилевым оперением и разнесенными двигателями. «Двадцать девятый» — очень шустрая машина. Два двигателя РД-33 выдают тягу на форсаже в 17 тысяч килограмм-сил, которых 15-тонной машине хватает с избытком. Истребитель разгоняется до 2450 километров в час на высоте — это лучше показателей F-16. Благодаря большей скороподъемности российский самолет превосходит американский в ближнем воздушном бою в вертикальной плоскости, и в целом он более маневренный. Зато проекция «атакующего сокола» под некоторыми углами обзора почти на треть меньше, чем у МиГ-29, а значит, F-16 сложнее обнаружить визуально.

Вместе с тем F-16 значительно проще и комфортнее в пилотировании, чем первые МиГ-29. Этого удалось добиться благодаря использованию электродистанционной системы управления. Легкие истребители советской постройки летали, напомним, на «механике». Западным летчикам, которым после распада СССР довелось поднять в воздух МиГ-29, самолет показался более тяжелым, жестким и требующим значительных физических усилий в управлении. Те же, кто справился с российским истребителем и в полной мере освоил его летные возможности, на восторженные эпитеты не скупились.

«Я поражен управляемостью этой машины, особенно ее способностью изменять ориентацию в полете, — признавался канадский летчик Боб Уэйд, одним из первых западных пилотов опробовавший МиГ-29 в деле. — Это истребитель с потрясающей маневренностью. Мне не дозволено сравнивать русский самолет с какими-то конкретными западными образцами. Но могу совершенно точно сказать, что по летным характеристикам он ни в чем не уступает западным аналогам, а в чем-то даже их превосходит».

Самолеты будущего

Оба самолета постоянно модернизируются. Последним потомком «двадцать девятого» стал многофункциональный МиГ-35С, впервые представленный на авиакосмическом салоне МАКС-2017. По сути, это уже принципиально новая машина, на которой установлены РЛС «Жук-А» с активной фазированной решеткой (станция отслеживает до 30 воздушных целей на удалении до 200 километров); трехканальная электроннодистанционная система управления (ранние МиГ-29 летали на «механике»); усовершенствованные двигатели РД-33МК с управляемым вектором тяги; встроенная и контейнерная оптико-локационные станции; пилот снабжен нашлемной системой целеуказания и прицеливания. Увеличены боевая нагрузка, запас топлива, ресурс двигателей, а стоимость летного часа при этом уменьшена в 2,5 раза.

миг-29

Последнюю версию своего легкого истребителя американцы впервые испытали в октябре 2015-го. Самолет получил обозначение F-16V, или Viper («Гадюка»). Машина оборудована новейшим радаром с активной фазированной решеткой, новой приборной панелью, комплексом радиоэлектронной борьбы, обновленной системой управления огнем, нашлемной системой целеуказания. Ряд стран уже изъявил желание модернизировать собственный флот F-16C и F-16D до этой версии.

Многие эксперты оценивают F-16 и МиГ-29 как в целом равнозначные машины. Конечно, различия есть, но они не так велики, чтобы их нельзя было компенсировать высоким уровнем мастерства летчиков. Оба самолета воевали в разных частях света и хорошо показали себя в многочисленных вооруженных конфликтах. А их самые последние модификации прослужат еще не одно десятилетие.


Андрей Коц





Опубликовано: lentok     Источник

Похожие публикации для статьи "Чужие и похожие. Как F-16 и МиГ-29 стали самыми массовыми «легковесами»"


Напишите ваш комментарий к статье "Чужие и похожие. Как F-16 и МиГ-29 стали самыми массовыми «легковесами»"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх