Опыт, который получили российские саперы в Сирии, поможет в подготовке новых учебных программ для специалистов инженерных войск. Об этом было сказано на международной конференции по разминированию, которую организовало Министерство обороны России.
Конференция открылась 22 мая 2018 года в парке «Патриот», участие в работе форума принимают около сотни военных инженеров из более чем двадцати стран мира. Одной из ключевых тем, обсуждаемых специалистами, стала борьба с самодельными взрывными устройствами - такими, с которыми российские саперы столкнулись при разминировании жилых домов, дорог и культурных объектов в Сирийской Арабской Республике.
То, что теперь вписано в наставления и инструкции, сапер Роман Кротченков сначала на практике выполнил своими руками при обезвреживании взрывоопасных «самоделок» в разрушенных войной сирийских городах.
Полторы тонны взрывчатки
Это случилось в сирийском Тадморе, где саперы из Международного противоминного центра (МПЦ) Вооруженных сил России участвовали в разминировании жилой зоны. При проверке одной из двухэтажек сержант Роман Кротченков обнаружил на входе в дом леску, которая вела к приготовленной для подрыва гранате РГД-5. Усики предохранительной чеки были сдвинуты. Даже легкий нажим на привязанную к кольцу леску - и ударник запала разбил бы капсюль, подорвав заряд взрывчатого вещества гранаты.
Казалось бы, обычная растяжка-ловушка. Боевики террористических организаций оставляли таких на путях отступления немало, и на их обезвреживании наши саперы, что называется, руку набили. Однако что-то заставило Романа осмотреться более внимательно. Сомнения оказались не напрасными: граната была лишь стартовым элементом для подрыва целого склада самодельных артиллерийских боеприпасов. Потом, после окончания боевой операции, посчитали: в общей сложности, в доме находилось не менее полутора тонн взрывчатки. С величайшей предосторожностью российские саперы обезвредили сотни боеприпасов. Если бы не высочайший профессионализм сержанта Романа Кротченкова, на воздух взлетело бы полквартала.
Справка
За время выполнения задач в Сирии нашими саперами разминировано свыше 6.500 гектаров территории, почти 1.500 километров автодорог, проверено более 17.000 зданий и сооружений, обезврежено и уничтожено не менее 105.000 взрывоопасных устройств, из которых более 30.000 - самодельные.
«Археологи» в хаки у Крымского моста
Вернувшись после срочной службы домой, осмотревшись и поработав в частной компании, Роман понял: «гражданка» не для него. Военкомат направил новоиспеченного контрактника служить в инженерные войска. Сразу после прохождения курса обучения Кротченков попал на реальное, практические боевое дело. Подразделение, в котором он служил, было направлено в район строительства Крымского моста. Саперам поручили проверить эту стройплощадку особого назначения на наличие взрывоопасных предметов.
- Работали мы на Тузлинской косе в Керченском проливе, - рассказывает Роман. - В годы Великой Отечественной войны бои на Тамани шли - страшные, и земля там до сих пор хранит в себе много опасного «железа». Насмотрелся я и на артиллерийские боеприпасы - наши и немецкие, и на минометные мины… Даже немного почувствовал себя археологом. Правда, оказалось, что это не так романтично, как представлялось. Тяжелый труд, огромная ответственность.
Террористы оставили «сюрприз»
А первый боевой опыт сержант Кротченков получил в легендарной Пальмире. Наши саперы зачищали от мин и снарядов районы, которые признаны всемирными историческими реликвиями - оставшиеся со времен Римской империи колоннады, монументальные арки, знаменитый амфитеатр. Старший сапер, помощник командира отделения Роман Кротченков работал непосредственно на поиске взрывоопасных предметов.
- Чего мы там только не находили, - вспоминает сержант, - и «самоделки», и серийные взрывные устройства, в том числе, производства США и других натовских государств. Часто встречались мины направленного действия в пластиковом корпусе. Кстати, обезвредить такие устройства не составляло особого труда. Куда сложнее было справиться с кустарными поделками террористов. Чтобы не рисковать своими жизнями, обычно старались уничтожать их на месте. Но там, где взрыв мог повредить культурные объекты или жилые дома, найденные боеприпасы приходилось сперва обезвреживать на месте, а уже затем вывозить для уничтожения.
В Пальмире Роман и его боевые товарищи на практике протестировали многие образцы новейших средств разминирования. Так, применение переносного миноискателя «Коршун» помогло избежать трагедии и спасти человеческие жизни и сам объект мирового культурного наследия. Боевики оставили здесь замаскированный «сюрприз»: две бочки из-под бензина, доверху набитые взрывчаткой. 400 кг тротила!
- Наш «Коршун» - прибор, способный не только обнаруживать взрывчатые вещества и устройства, скрытые под различными преградами, но и определять наличие электронных средств управления - своим мощным излучением он просто сжег систему управления взрывным устройством, - рассказывает Роман Кротченков. - После этого бочки с тротилом мы со всей осторожностью погрузили на спецтранспорт и вывезли в район уничтожения.
Ничего святого
- Работа наших саперов была очень нужна сирийцам, - убежден Роман Кротченков. - Я говорю не только об обучении специалистов. Когда мы были там, местные жители постоянно просили оказать содействие, осмотреть, проверить на безопасность дом, квартиру, разные дворовые постройки.
Злобной фантазии у боевиков хватало на всякие каверзы. Тротиловая шашка, например, монтировалась в книгу. В бомбу превращалась настольная лампа: взрывателем служил выключатель. Часто минировали брошенное оружие: лежит «бесхозный» автомат, попробуешь поднять - взрыв...
- Отступая, террористы минировали буквально все, - рассказывает сержант Кротченков. - Даже немногие источники питьевой воды, которыми пользовались мирные жители. Например, в Алеппо мы обнаружили взрывное устройство, смонтированное под крышкой колодца. «Кошкой» сдернули ее - хорошо, что не рвануло! - после чего аккуратно обезвредили. Подрывать на месте было нельзя: люди могли остаться без воды. Да что говорить! Боевики ведь даже мечети минировали, ставили там растяжки. Религией они только прикрывались...
Умеешь сам, научи других
Три служебных командировки было у Романа в Сирию. Две провел с миноискателем на руинах, а на третьей у него было другое задание.
Командование инженерных войск Вооруженных сил России организовало в Хомсе филиал Международного противоминного центра. Цель: подготовить сирийских саперов. Как один из наиболее опытных специалистов сержант Кротченков готовил в этом филиале учебные площадки для сирийских курсантов, мастерил для занятий муляжи взрывных устройств, помогал обучаемым осваивать технические устройства, которыми оснащены инженерные войска России.
За время работы филиала Международного противоминного центра в Хомсе для вооруженных сил Сирийской Арабской Республики было подготовлено более 740 специалистов. Навыки, приобретенные в ходе занятий под руководством преподавателей и военнослужащих-практиков из российского МПЦ, позволяют сирийским саперам теперь уже самостоятельно выполнять задачи по разминированию родной земли.
Честь по заслугам
Заместитель командира взвода обеспечения учебного процесса Международного противоминного центра МПЦ сержант Роман Кротченков за отличие при выполнении сложнейших задач на сирийской земле награжден боевым орденом. Награда у отважного сапера почетная и почитаемая у людей воевавших - орден Мужества.
Читайте нас: