Лента новостей

11:19
Александр Роджерс: Четыре года «перемоге Майдана»
11:18
Как Франция вышла из НАТО
11:16
Экологический наезд: Как западные экологи «защищают природу» от российских энергетиков
11:15
Трамп в плену у диванных стратегов
09:34
Активистка Евромайдана попросила прощения у Одессы и Донбасса: мы не ведали, что творим
09:31
Промышленность Украины пытается выжить и сохранить связи с Россией
09:27
Крымский мост станет избирательным участком
09:25
«Артек» - фильм Грэма Филлипса
09:24
США выдвинули требования к России как условие отказа от размещения своей новой ракеты
09:12
Украинцев делают вегетарианцами: мясо и сало резко подорожало
09:11
Таманская «дивизия будущего»: «Арматы» соберут в единый кулак
09:10
Четверть века Украина будет работать исключительно на оплату долгов
09:09
The Washington Post: Полезные идиоты Путин
09:08
Сдерживать «агрессию России» будет «украинский Бонапарт»
09:07
Египет обошел Китай по закупкам российских продуктов питания
09:05
Дебош Авакова или Министр МВД под ударом
09:03
Почему сделка с Индией по ЗРК С-400 зашла в тупик?
09:02
Россия встревожена угрозами Америки применить ядерное оружие в ответ на кибератаки
09:02
"Без руки и с переломанными ногами". Как Украина возвращает пленных
09:00
Украинцы стали главными дилерами синтетических наркотиков в России
08:59
Психбольной разгромил дипмиссию РФ в Швеции
08:55
Dagens Nyheter, Швеция. Российская экономика медленно двигается вперед
08:54
Что случилось с Владимиром Путиным: президентская кампания ведется вяло
08:51
Саша Сотник, который кричал «Волки»
00:34
Артистов "Джентльмен-шоу" выпроводили из Берлина из-за антироссийской позиции
19:44
За шо стоял майдан
19:43
Евгения Бильченко в чешском парламенте: "Я обращаюсь к тебе, Европа..."
19:42
Путин против МОК: эпилог и судьба Родченкова
19:40
Пушечное мясо Сирии
19:39
Американский эксперт предрек украинской гривне значительную девальвацию
19:38
Тенденции европейской Украины: Террор, слабоумие и отвага
19:37
Охрана Порошенко заставила журналисток раздеться и поймала секстремистку Femen
19:27
В случае конфликта США с Россией Ирак останется в стороне
19:26
Украинская оценка текущего состояния Сил специальных операций ВСУ
19:25
Миллиардеру Грудинину даже карьера на госслужбе не светит
19:22
Россию приказано пропустить через мясорубку, потому что нельзя унижать Америку
19:20
«Как на съемках военного фильма»: европейская делегация шокирована увиденным в Донбассе
19:18
Владимир Путин обеспечит многонациональный мир и процветание
18:44
«Дрелью» по танкам
18:42
Проверенного Сирией «утёнка» готовят в вожаки бомбардировочных стай
18:40
Израиль стал серьезной помехой для России в Сирии
18:39
«Турецкому потоку» закрыли путь в Европу
18:33
СМИ раскрыли численность наёмников ЧВК Вагнера
18:31
Минобороны сделало выводы из показательного расстрела ЧВК Вагнера
14:52
В Восточной Гуте террористы используют мирных жителей как «живой щит»
Все новости

Архив публикаций

«    Февраль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728 


» » Литва похоронила мечты о «морской державе»

Литва похоронила мечты о «морской державе»

 Сегодня в Литве идут активные работы по расширению Клайпедского порта, главной и единственной морской гавани страны. Вопреки общим тенденциям спада объема перевалки грузов в портах стран Балтии, Клайпеда демонстрирует успехи: грузооборот растет. Власти заявляют о том, что страна по-прежнему является морской державой, однако опускают неудобные факты.

Основная проблема заключается в том, что Клайпедский порт, ставший абсолютным рекордсменом по грузообороту в странах Восточной Балтики, по сути, является лишь перевалочным пунктом и местом осуществления деятельности крупных стивидорных компаний, получающих весь куш. Люди же, которые годами работали на рыболовных и торговых судах Литовской ССР, а впоследствии постсоветской Литовской Республики, остались за бортом.

Ключевой вопрос в том, правомерно ли считать Литву морской страной при фактическом отсутствии флота? Управляемое государством АО «Литовское морское пароходство» (ЛМП) окончательно банкротировало в 2016 году, ознаменовав этим фактом потерю литовской торговой флотилии. Оставшиеся же рыболовецкие суда можно пересчитать по пальцам.

Суда на слом

На сегодняшний день в Литве насчитывается 15 рыболовецких предприятий, работающих в Балтийском море. 13 из этих компаний в августе этого года заявили о планах по утилизации судов, которых осталось всего 22: 18 из них хотят отправить на слом.

Главным образом это обусловлено тем, что возможности рыбной ловли ежегодно сокращаются, а цены на продукцию на рынке остаются невысокими. Однако более всего ситуацию усугубляет политика государства и ЕС по отношению к рыбакам Литвы. Официальный Брюссель ежегодно сокращает количество квот на вылов рыбы в Балтийском море. Если раньше на одно судно полагалось, например, по 120 тонн трески, то сегодня лишь 57 тонн.

В следующем году Еврокомиссия планирует снизить квоты еще на 28%, что обернется полным финансовым крахом для литовских рыболовов.

Литовские рыболовы обвиняют руководство ЕС в том, что оно отказывается компенсировать потери от экономической войны с Россией и сознательно дискриминирует рыбаков Литвы. На протяжении последних лет Еврокомиссия последовательно снижает квоты на вылов шпрот, селедки, лосося, трески и других видов рыб, но всё это затрагивает лишь Восточную Балтику. В западной части квоты остались теми же.

Свое решение еврочиновники мотивируют желанием восстановить «богатство Балтийского моря» — увеличить популяцию рыбы на Балтике. Но сделать это они решили за счет литовских рыбаков, в то время как датчан, немцев и поляков решение Еврокомиссии не затрагивает, утверждают литовские рыболовы.

Помимо этого, рыбаки обвиняют госведомства в некомпетентной работе. По мнению представителей рыболовецких компаний, литовские чиновники отказываются конфликтовать с Еврокомиссией и доносить реальное положение дел до брюссельских функционеров. Отчеты Минсельхоза о ситуации с рыболовецким промыслом не отвечают действительности.

При этом государство отказывается выделить рыбакам деньги на распил части судов, которые приносят убытки.

Остатки флота

В этом вопросе важно знать о том, что проблемы литовской рыбной отрасли начались не сегодня и не вчера, а 25 лет назад. После выхода Литвы из состава СССР некомпетентное управление сектором привело к серьезным потерям для экономики. Страна лишилась крупнейшего в Европе рыболовного флота, состоящего из 500 судов, который достался в наследство от Советского Союза. За последние десятилетия ситуация не улучшилась — в этом году государство распродало остатки торгового флота.

Де-юре Литва пока сохраняет статус морской державы благодаря ряду судов, на которых еще развевается литовский флаг.

По данным Литовской администрации безопасного судоходства, львиную долю судов под литовским флагом составляют датские паромы компании DFDS. Всего же в 2017 году в регистр морских кораблей Литвы было внесено 98 торговых судов, рыбацких и специализированных судов. Между тем, в прошлом году их было 105. В этом году этот список сократился на 3 небольших специализированных портовых корабля.

Председатель Союза моряков Литвы Пятрас Бякежа констатирует, что за постсоветские годы страна лишилась того наследия, которое осталось от СССР. По его словам, это большое упущение со стороны государства.

«Литовский рыболовецкий флот был одним из самых крупных в Европе. На заре независимости мы располагали 160 судами. В их числе 46 больших траулеров. Но в период с 1993?го по 1995 год рыболовецкие суда разрезали и распродали на металлолом, а 10 тысяч человек остались без работы. Если добавить к этому списку ремонтные предприятия, можно говорить, что всего работало 20 тысяч человек, то есть сам по себе рыболовный флот давал 20 тысяч рабочих мест — все трудящиеся были связаны с рыбным хозяйством, абсолютное большинство лишилось работы. Сегодня этот процесс продолжается и отрасль умирает», — говорит Пятрас Бякежа.

Глава Союза моряков Литвы также подчеркивает, что в Литве сейчас не продают морскую рыбу. Вопреки всеобщему заблуждению о том, что город-порт Клайпеда — рыбный рай, это не так. Почти всю морскую рыбу Литва сейчас получает из Норвегии.

Мнение экспертов

По мнению литовских историков и философов, Литва изначально отказалась стать «морским государством» или же банально не смогла реализовать такую идею и осознать себя в этом качестве. Мышление земледельцев возобладало над мышлением государственников.

В частности, литовский историк Чесловас Лауринавичюс в книге «Путь государства» пишет о том, что еще во времена Первой Литовской Республики (1918–1940 годы — прим. RuBaltic.Ru) хуторское мышление одержало верх над мышлением строителей-реформаторов.

«Литве очень тяжело удавалось управлять этим краем. Нужно было провести железную дорогу, шоссе, но самое главное — человеческую мысль, нужно было научить людей осознавать то, что Клайпеда — это часть Литвы, что у Литвы есть порт, что необходимо думать о своем флоте и дальних плаваниях. Это был тяжелейший вопрос, который Литве решить не удалось», — пишет Лауринавичюс.

В подтверждение своих слов он приводит выдержку из репортажа «Что будет с нашим морем?» газеты Kauno naujienos («Вести Каунаса») за 1926 год, в котором пресса довольно резко критикует власти за неправильную политику в морской отрасли.

«На глаза наворачиваются слезы, когда смотришь на то, что творится с нашим морем и теми вопросами, которые связаны с морем, флотом, судоходством... Клайпеду превратили в простую Каунасскую или Вербальскую железнодорожную станцию с таможней. И всё. Вопросы военного и торгового флотов ни на ноготь не продвинулись вперед. Изначально наши капитаны изо всех сил старались продвинуть вопрос о флоте — писали, работали, но ни в правительстве, ни в народе не нашли никакой поддержки.

Если мы посмотрим на бюллетени Клайпедского порта, увидим, что из порта заходят и выходят тысячи судов, но литовских из них — не больше двух шхун... Со стороны государства не видно никаких усилий приобрести хотя бы парусные суда для того, чтобы воспитывать будущих моряков. Страна, погрязшая в перепалках различных партий, совсем забыла о Балтийском море... Государство совсем не хочет рассказывать гражданам о море и о морском деле, что ставит крест на возможности в будущем иметь собственный национальный флот», — писал журналист Стасис Миляускас в 1926 году.

Парадокс заключается в том, что все печальные события, связанные с морем, которые происходили в Первой Литовской Республике, как две капли воды похожи на то, что происходит в Литве сегодня.
Власти страны не способны осознать все выгоды своего местоположения. Все «морские успехи» современной Литвы, как и межвоенной, упираются в то, что они смогли превратить Клайпедский порт в перевалочный пункт, но на большее государство не способно.

Как пишет культовый литовский драматург Арвидас Юозайтис в своей книге «Клайпеда — секрет Мемеля», приходится признать, что осознание возможности для Литвы обрести статус «морской державы», понимание того, что Клайпеда является воротами в большой мир, пришло к литовцам лишь в советские годы.

Денис Лепский





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации для статьи "Литва похоронила мечты о «морской державе»"


Напишите ваш комментарий к статье "Литва похоронила мечты о «морской державе»"

Новости партнеров

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх