Лента новостей

21:58
Финиш суперэсминца Zumwalt: ВМС США несут небоевые потери
21:56
Россия и Китай пришлют на Олимпиаду сборные ПВО
21:55
Почему F-22 испугался российского Су-35С в сирийском небе
21:53
«Сан-Хуан» потащил за собой на дно репутацию германского судостроения
21:51
На первых ролях: что вынудило Меркель признать силу России
21:50
Спасибо Трампу: как Путин покорил Египет
21:49
Украину лишили перспектив
21:46
Третья интифада: ХАМАС объявило войну Израилю
21:44
Украина нашла русскому языку унизительное место
21:43
Эксперт объяснил продление санкций ЕС: «Отношение к России только ухудшилось»
21:41
Мания украинского «патриотизма» Ирины Фарион
21:39
Украина потеряла свой последний российский бонус
21:38
СМИ: Россия победила в Сирии без блеска
21:36
Ось Москва-Анкара?
21:35
Корнилов о 17 сценариях развития Украины: Бардак продлится долго
21:33
«Слишком много жрете»: Ульяна Супрун снова урезала пайку гиднюкам
21:32
Незримая война
21:31
«Злокохучий мэн»: Антин Мухарский положил свой «болт» на снег – лишь бы не платить алименты
21:29
Аваков открещивается от госпереворота: Я гнался за Януковичем в Крым, просто чтобы поговорить
21:24
Сказочная история про Абу Насри – «гражданина Троещины»
21:23
Великий и могучий слобожанский язык: в Украине может появится второй государственный
20:18
Спецслужбам России удалось поймать очередного иностранного шпиона
20:17
Взрыв в Нью-Йорке – только первый ответ Трампу
20:16
Помощник Путина заявил о «ни фига не зарабатывающих людях» в «Роскосмосе»
20:14
Климкин знатно ответил премьер-министру Польши
20:13
«Тяжелый и кровавый»
20:12
Российские пистолеты делаются для ведения войн
20:10
Трамп назвал родину "фейковых новостей"
17:10
Угроза №1
17:08
Черноморским пляжам грозит потеря миллионов туристов
17:07
Запад в ожидании российского вторжения. История одной истерии
17:06
Прощай безвиз?
17:05
Польша больше не нуждается в Украине
17:04
«Мы виноваты тем, что хочется им кушать…»
17:03
Китай «тащит» Украину в Лондонский суд за долги
17:02
Переговоры в Женеве: вакуум в красивой оболочке
17:00
«Формирующая сила»: что на самом деле вынудило Меркель признать мощь России
16:59
Заседание комиссии Совета Федерации по предотвращению вмешательства во внутренние дела России (прямой эфир)
16:58
ФСБ задержала сторонников ИГ, готовивших теракты в Москве во время новогодних праздников
16:57
Итоги проверки гимназии в Новом Уренгое
16:54
В Москве продажу алкоголя ограничат с 30 декабря по 9 января
11:46
В США суд разрешил трансгендерам служить в вооруженных силах
09:08
Maaal: Берегите свою нефть, пока есть российский газ
09:05
Москва бросила Киев на обочине и без денег
09:02
На кухнях Харькова говорят по-русски
Все новости

Архив публикаций

«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


» » Литва похоронила мечты о «морской державе»

Литва похоронила мечты о «морской державе»

 Сегодня в Литве идут активные работы по расширению Клайпедского порта, главной и единственной морской гавани страны. Вопреки общим тенденциям спада объема перевалки грузов в портах стран Балтии, Клайпеда демонстрирует успехи: грузооборот растет. Власти заявляют о том, что страна по-прежнему является морской державой, однако опускают неудобные факты.

Основная проблема заключается в том, что Клайпедский порт, ставший абсолютным рекордсменом по грузообороту в странах Восточной Балтики, по сути, является лишь перевалочным пунктом и местом осуществления деятельности крупных стивидорных компаний, получающих весь куш. Люди же, которые годами работали на рыболовных и торговых судах Литовской ССР, а впоследствии постсоветской Литовской Республики, остались за бортом.

Ключевой вопрос в том, правомерно ли считать Литву морской страной при фактическом отсутствии флота? Управляемое государством АО «Литовское морское пароходство» (ЛМП) окончательно банкротировало в 2016 году, ознаменовав этим фактом потерю литовской торговой флотилии. Оставшиеся же рыболовецкие суда можно пересчитать по пальцам.

Суда на слом

На сегодняшний день в Литве насчитывается 15 рыболовецких предприятий, работающих в Балтийском море. 13 из этих компаний в августе этого года заявили о планах по утилизации судов, которых осталось всего 22: 18 из них хотят отправить на слом.

Главным образом это обусловлено тем, что возможности рыбной ловли ежегодно сокращаются, а цены на продукцию на рынке остаются невысокими. Однако более всего ситуацию усугубляет политика государства и ЕС по отношению к рыбакам Литвы. Официальный Брюссель ежегодно сокращает количество квот на вылов рыбы в Балтийском море. Если раньше на одно судно полагалось, например, по 120 тонн трески, то сегодня лишь 57 тонн.

В следующем году Еврокомиссия планирует снизить квоты еще на 28%, что обернется полным финансовым крахом для литовских рыболовов.

Литовские рыболовы обвиняют руководство ЕС в том, что оно отказывается компенсировать потери от экономической войны с Россией и сознательно дискриминирует рыбаков Литвы. На протяжении последних лет Еврокомиссия последовательно снижает квоты на вылов шпрот, селедки, лосося, трески и других видов рыб, но всё это затрагивает лишь Восточную Балтику. В западной части квоты остались теми же.

Свое решение еврочиновники мотивируют желанием восстановить «богатство Балтийского моря» — увеличить популяцию рыбы на Балтике. Но сделать это они решили за счет литовских рыбаков, в то время как датчан, немцев и поляков решение Еврокомиссии не затрагивает, утверждают литовские рыболовы.

Помимо этого, рыбаки обвиняют госведомства в некомпетентной работе. По мнению представителей рыболовецких компаний, литовские чиновники отказываются конфликтовать с Еврокомиссией и доносить реальное положение дел до брюссельских функционеров. Отчеты Минсельхоза о ситуации с рыболовецким промыслом не отвечают действительности.

При этом государство отказывается выделить рыбакам деньги на распил части судов, которые приносят убытки.

Остатки флота

В этом вопросе важно знать о том, что проблемы литовской рыбной отрасли начались не сегодня и не вчера, а 25 лет назад. После выхода Литвы из состава СССР некомпетентное управление сектором привело к серьезным потерям для экономики. Страна лишилась крупнейшего в Европе рыболовного флота, состоящего из 500 судов, который достался в наследство от Советского Союза. За последние десятилетия ситуация не улучшилась — в этом году государство распродало остатки торгового флота.

Де-юре Литва пока сохраняет статус морской державы благодаря ряду судов, на которых еще развевается литовский флаг.

По данным Литовской администрации безопасного судоходства, львиную долю судов под литовским флагом составляют датские паромы компании DFDS. Всего же в 2017 году в регистр морских кораблей Литвы было внесено 98 торговых судов, рыбацких и специализированных судов. Между тем, в прошлом году их было 105. В этом году этот список сократился на 3 небольших специализированных портовых корабля.

Председатель Союза моряков Литвы Пятрас Бякежа констатирует, что за постсоветские годы страна лишилась того наследия, которое осталось от СССР. По его словам, это большое упущение со стороны государства.

«Литовский рыболовецкий флот был одним из самых крупных в Европе. На заре независимости мы располагали 160 судами. В их числе 46 больших траулеров. Но в период с 1993?го по 1995 год рыболовецкие суда разрезали и распродали на металлолом, а 10 тысяч человек остались без работы. Если добавить к этому списку ремонтные предприятия, можно говорить, что всего работало 20 тысяч человек, то есть сам по себе рыболовный флот давал 20 тысяч рабочих мест — все трудящиеся были связаны с рыбным хозяйством, абсолютное большинство лишилось работы. Сегодня этот процесс продолжается и отрасль умирает», — говорит Пятрас Бякежа.

Глава Союза моряков Литвы также подчеркивает, что в Литве сейчас не продают морскую рыбу. Вопреки всеобщему заблуждению о том, что город-порт Клайпеда — рыбный рай, это не так. Почти всю морскую рыбу Литва сейчас получает из Норвегии.

Мнение экспертов

По мнению литовских историков и философов, Литва изначально отказалась стать «морским государством» или же банально не смогла реализовать такую идею и осознать себя в этом качестве. Мышление земледельцев возобладало над мышлением государственников.

В частности, литовский историк Чесловас Лауринавичюс в книге «Путь государства» пишет о том, что еще во времена Первой Литовской Республики (1918–1940 годы — прим. RuBaltic.Ru) хуторское мышление одержало верх над мышлением строителей-реформаторов.

«Литве очень тяжело удавалось управлять этим краем. Нужно было провести железную дорогу, шоссе, но самое главное — человеческую мысль, нужно было научить людей осознавать то, что Клайпеда — это часть Литвы, что у Литвы есть порт, что необходимо думать о своем флоте и дальних плаваниях. Это был тяжелейший вопрос, который Литве решить не удалось», — пишет Лауринавичюс.

В подтверждение своих слов он приводит выдержку из репортажа «Что будет с нашим морем?» газеты Kauno naujienos («Вести Каунаса») за 1926 год, в котором пресса довольно резко критикует власти за неправильную политику в морской отрасли.

«На глаза наворачиваются слезы, когда смотришь на то, что творится с нашим морем и теми вопросами, которые связаны с морем, флотом, судоходством... Клайпеду превратили в простую Каунасскую или Вербальскую железнодорожную станцию с таможней. И всё. Вопросы военного и торгового флотов ни на ноготь не продвинулись вперед. Изначально наши капитаны изо всех сил старались продвинуть вопрос о флоте — писали, работали, но ни в правительстве, ни в народе не нашли никакой поддержки.

Если мы посмотрим на бюллетени Клайпедского порта, увидим, что из порта заходят и выходят тысячи судов, но литовских из них — не больше двух шхун... Со стороны государства не видно никаких усилий приобрести хотя бы парусные суда для того, чтобы воспитывать будущих моряков. Страна, погрязшая в перепалках различных партий, совсем забыла о Балтийском море... Государство совсем не хочет рассказывать гражданам о море и о морском деле, что ставит крест на возможности в будущем иметь собственный национальный флот», — писал журналист Стасис Миляускас в 1926 году.

Парадокс заключается в том, что все печальные события, связанные с морем, которые происходили в Первой Литовской Республике, как две капли воды похожи на то, что происходит в Литве сегодня.
Власти страны не способны осознать все выгоды своего местоположения. Все «морские успехи» современной Литвы, как и межвоенной, упираются в то, что они смогли превратить Клайпедский порт в перевалочный пункт, но на большее государство не способно.

Как пишет культовый литовский драматург Арвидас Юозайтис в своей книге «Клайпеда — секрет Мемеля», приходится признать, что осознание возможности для Литвы обрести статус «морской державы», понимание того, что Клайпеда является воротами в большой мир, пришло к литовцам лишь в советские годы.

Денис Лепский





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации для статьи "Литва похоронила мечты о «морской державе»"


Напишите ваш комментарий к статье "Литва похоронила мечты о «морской державе»"

Новости партнеров

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх