Картина Е. Самокиш-Судковской «Перед гробницею святой». На ней хорошо видно, что над могилой Кутузова было множество флагов.
Неожиданный сюрприз ждет в год 205-летия Бородинского сражения посетителей Казанского собора в Петербурге. Трофейные знамена и штандарты наполеоновской армии, повешенные рядом с могилой похороненного в храме легендарного русского полководца Михаила Илларионович Кутузова, исчезли. На месте гробница, иконы, Андреевский флаг на стене, а вот французских трофеев сегодня нет!
Напомним, что Казанский собор – не просто православный храм, построенный архитектором А. Воронихиным, но еще и памятник русской воинской славы. Во время войны с Наполеоном 1812 года трофейные знамена разгромленной французской армии привозили в Петербург и передавали в Зимний дворец, а оттуда, по приказу императора Александра I, их отправляли в Казанский собор. Именно в нем был потом похоронен и сам победитель Наполеона – фельдмаршал Кутузов.
«Мне кажется, – писал Александр I обер-прокурору Вязьмитинову, – приличным положить его для почестей в Казанском соборе». Почти два месяца двигался траурный кортеж с телом Кутузова из Бунцлау, где умер победитель Наполеона, в Петербург. В двух верстах от города лошадей распрягли и понесли гроб на руках.
В 1814 г. семья Кутузова установила ограду над его могилой. Оформление могилы Кутузова – последнее, что сделал Воронихин в Казанском соборе. Ограда выполнена в виде низкой решетки из темной бронзы с золочеными венками, опорными стойками из моделей пушечных стволов и боевыми шлемами на угловых столбах. На красной мраморной доске над могилой начертана надпись: «Князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский. Родился в 1745 году, скончался в 1813-м в городе Бунцлау». Над мемориальной доской расположена икона Смоленской Божией Матери, доставленная из Александро-Невской лавры.
25 декабря 1837 г. – в день 25-летней годовщины изгнания войск Наполеона за пределы России — на площади перед собором были открыты памятники двум знаменитым «земным Михаилам-Архангелам России»: Михаилу Илларионовичу Кутузову и Михаилу Богдановичу (Михаилу Андреасу) Барклаю-де-Толли, выполненные по моделям скульптора Б. И. Орловского.
С памятниками у Казанского собора связано героическое поверье времен Великой Отечественной войны.
Н. В. Баранов, главный архитектор города в то время, вспоминал, что «среди горожан существовало нечто вроде суеверия. Говорили, что, пока бомба или снаряд не заденет не укрытые памятники русским полководцам Суворову, Кутузову и Барклаю, врагу не бывать в городе». И действительно, памятники полководцам всю блокаду простояли открытыми, и ни один осколок снаряда их не коснулся.
Могилу вскрыли большевики.
Широко распространена версия, будто сердце Кутузова было захоронено в Бунцлау. Но вскрытие могилы большевиками, проведенное 4 сентября 1933 г., подтвердило, – сердце Кутузова погребено вместе с ним.
Вот текст акта вскрытия: «АКТ. Ленинград, 1933 год, сентября 4 дня. Комиссия в составе: директора Музея Истории Религии Академии Наук СССР – профессора Богораз-Тана В.Т., ученого секретаря музея Баканова В.Л., заведующего фондами музея Воронцова К.Ф. в присутствии представителя от ПП ОГПУ т. Бараздина П.Я. составили настоящий акт о нижеследующем: Вскрыт склеп, в котором захоронен Кутузов М.И. Склеп находился в подвальном помещении музея. По вскрытии склепа обнаружен сосновый гроб (обтянутый красным бархатом с золотым позументом), в котором оказался цинковый гроб, завинченный болтами, внутри которого обнаружен костяк с остатками сгнившей материи. Слева в головах обнаружена серебряная банка, в которой находится набальзамированное сердце…».
Приказ о вскрытии могилы дал Первый секретарь Ленинградского обкома ВКП (б) Киров. Как говорили, он хотел удостовериться, нет ли в могиле орденов и фельдмаршальского жезла.
Тогда не только в Ленинграде, но и по всей стране вскрывали могилы в поисках «сокровищ».
Помимо 107 наполеоновских флагов и штандартов в Казанский собор были отправлены и другие трофеи — ключи от взятых русской армией крепостей и городов. В соборе находились ключи от восьми крепостей: Кенигсгафена – 6, Честохова – 2, Торна – 3, Модлина – 4, Замостья – 2, Авена – 6, Гертруденберга – 3, Бреды – 1 и от 17 городов: Брюсселя – 2, Ахена – 2, Касселя – 8, Бремена – 1, Данцига – 6, Дрездена – 4, Кельна – 1, Марселя – 6, Монса – 1, Намюра – 2, Нанси – 2, Реймса – 7, Утрехта – 10. К Парижу русская армия шла через Польшу, Германию и Нидерланды. Все трофеи были размещены на пилястрах собора между окнами и на подкупольных пилонах. Знамена закреплялись на специальных кронштейнах. Для ключей были изготовлены восьмиугольные бронзовые золоченые доски, на которых выгравированы наименования городов и крепостей. Кронштейны и доски были сделаны по рисункам Воронихина.
Гробница Кутузова стала источником вдохновения для Пушкина, написавшего в 1831 году знаменитое стихотворение «Перед гробницею святой…»:
Перед гробницею святой
Стою с поникшею главой…
Все спит кругом; одни лампады
Во мраке храма золотят
Столпов гранитные громады
И их знамен нависший ряд…
Так вот сегодня этого «нависшего ряда» знамен в соборе нет! Да и ключей от взятых русской армией городов осталось всего несколько.
А где же флаги теперь? На этот счет даются противоречивые объяснения. Поначалу, как мы уже писали, в собор было доставлено 107 трофейных знамен и штандартов. К концу XIX века, как свидетельствует И.А. Груцо, автор книги «Судьба полковых знамен французской армии в сражении на Березине 26-29 ноября 1812 г.», в соборе хранилось «символов воинской чести французской армии в количестве 41». В путеводителях по собору сегодня указано, что большинство флагов еще в 1913 году было отправлено в Москву в Исторический музей, а в Казанском соборе осталось лишь 5 наполеоновских штандартов и одно знамя, а также ключи от Бремена, Любека, Авена, Монса, Нанси и Гертруденберга. Однако в экспозиции Исторического музея и в созданном там недавно Музея войны 1812 года трофейных наполеоновских флагов нет.
Впрочем, как выяснилось, оставшиеся пять штандартов и один флаг недавно были сняты и отправлены на реставрацию. В 2016 г. сотрудниками музея было проведено очередное обследование французских знамен и штандартов. По заключению реставраторов установлено, что "флаги и штандарты требуют сложную реставрацию в условиях музейной реставрационной мастерской». Находящиеся в критическом состоянии сохранности знамена и штандарты наполеоновских войск демонтировали и отправили в реставрационные мастерские Музея истории религии.
Но речь идет только о шести штандартах и флагах. А где остальные трофеи, которых было, напомним, в общей сложности 107?
Загадку разъяснил научный сотрудник Эрмитажа Вадим Вилинбахов. Он сообщил, что трофейные французские знамена еще до революции были отправлены в Артиллерийский музей. Во время гражданской войны экспонаты были эвакуированы в Ярославль, где в хранилище попал снаряд, и часть знамен сгорела. Оставшиеся были возвращены на берега Невы и в 1948 году переданы в Эрмитаж.
– Но сейчас их у нас осталось мало, - можно по пальцам пересчитать, – сообщил В. Вилинбахов.
Однако концы с концами все равно не сходятся. Старожил Петербурга, известный художник Ярослав Суханов (потомок знаменитого каменотеса Самсона Суханова, который строил Исаакиевский собор), который раньше сам работал в Казанском соборе, сообщил автору этих строк, что еще в 80-х годах прошлого века над могилой Кутузова висело не менее 30 знамен. Но потом их осталось только шесть.
По его словам, в те времена к хранившимся в храме (а во времена СССР в Казанском соборе размещался Музей атеизма) историческим реликвиям относились своеобразно. «Я помню, – рассказал Суханов, – что однажды во время "ленинского субботника" меня пытались заставить складывать в мусорные мешки старинные фолианты, гравюры с видами Петербурга петровских времен, офорты. Все это грузилось на грузовик, чтобы вывезти эти сокровища на свалку. Я участвовать в этом варварстве отказался…»
Вот и получилось, что могила Кутузова осталась в итоге без склоненных над ней наполеоновских знамен, которые были помещены в собор распоряжением императора и чем восхищался Пушкин. Но ведь флаги поверженного врага над могилой великого полководца – важный символ нашей победы над Наполеоном. Фактически получается, что гробницу победителя французов осквернили дважды. Первый раз, когда ее вскрыли по приказу Кирова. А во второй, когда убрали склоненные над ней знамена поверженного им вражеского войска, да еще в год юбилея Бородинской битвы. К тому же сотрудники музея Истории религии, где сейчас реставрируют реликвии, заявляют, что после реставрации они останутся у них и назад в собор уже не вернутся.
О проблемах с могилой Кутузова в Казанском соборе говорилось и раньше. Несколько лет назад главный реставратор Казанского собора Дмитрий Попов обнаружил, что неизвестные вандалы, «ремонтировавшие» собор, просто надругались над могилой фельдмаршала. В интервью «Комсомольской правде» Д. Попов сообщил: «Главное, что меня потрясло, – стало меньше французских трофейных знамен, которые были преклонены над могилой фельдмаршала. Кроме того, вероятно, на рубеже 70-х их поставили вертикально. В итоге полководец лежит под гордо стоящими знаменами поверженного противника.
Над изголовьем Кутузова парил золоченый голубь, державший лампаду, – это был символ Духа Святого и Примирения. Его заменили на аляповатого орла французского образца. Исчезли две иконы, золоченая медаль с барельефом покойного и три серебряных венка, возложенных на могилу в столетний юбилей войны 1812 года. С решетки могильной ограды сорван орден Андрея Первозванного и часть орденской цепи. На стенах рядом с могилой были таблички с названиями взятых Кутузовым городов и ключи от городских ворот. Сейчас часть табличек исчезла…».
Есть и документальное подтверждение того, что первоначально над могилой Кутузова висело вовсе не шесть флагов и штандартов, а гораздо больше.
Это картина художницы Е. Самокиш-Судковской, посвященная стихотворению Пушкина «Перед гробницею святой». На ней отчетливо видно, что флагов было вовсе не шесть, а больше. Итак, эта странная история такова: сначала в Казанском соборе было 107 трофейных флагов и штандартов, потом их стало 30-40, с 90-х годах до настоящего времени их оставалось только шесть, а сегодня – нет ни одного! Получается, что музейщики отобрали у великого полководца его боевые трофеи…
«Исчезновение трофейных флагов с могилы Кутузова – возмутительный факт, – считает секретарь Правления Союза писателей России, Председатель Православного общества писателей Санкт-Петербурга Николай Коняев. – Ведь это – священный символ нашей славной победы над Наполеоном. Кроме того флаги были переданы в собор по распоряжению российского императора, а потому убрать их оттуда может только верховная власть России, ни чиновники, ни хранители музеев делать этого не имеют никакого права. Это – надругательство над нашей историей, оскорбление праха великого полководца».
Владимир Малышев
Читайте нас: