В Рыбинске состоялась торжественная закладка головного морского транспорта вооружения нового поколения для ВМФ России, получившего имя «Геннадий Дмитриев». Заказчику корабль должен быть сдан до 25 ноября 2019 года, а служить ему придется на Черном море с портом приписки в Севастополе. Спроектирован он был в конструкторском бюро «Вымпел» в Нижнем Новгороде, и так уж получилось — имеет прямое отношение к многострадальному проекту под названием «Дубняк» и кодом 20360.
Капитан первого ранга Дмитриев Геннадий Владимирович, имя которого будет носить новый корабль, ушел из жизни в июле прошлого года, когда ему было всего пятьдесят лет. Тридцать три года он отдал флоту, последнее место службы: начальник отдела госприемки кораблей Главного командования ВМФ РФ. Полное водоизмещение нового корабля — 3627 тонн, длина и ширина — 77 и 15,8 метров соответственно — на одноименном конструкторскому бюро заводе, специализирующемся на выпуске мало- и среднетоннажных катеров и судов, признаются, что таких больших судов там еще не строили. Но не менее, чем внушительные параметры, любопытна и его предыстория.
Вынужденная стоянка
По некоторым данным, постройка двух судов проекта 20360 «Дубняк», предназначенных для перегрузки вооружения и других грузов, была начата еще в 2004 году на ОАО «Окская судоверфь» (также как и «Красное Сормово» представляет основной нижегородский судостроительный кластер). А уж первоначальный технический проект был и вовсе утвержден аж в 2001 году. По условиям госконтракта, первое судно должно было быть передано ВМФ до конца 2009 года. Однако в реальности транспорт вооружения ВТР-79 был сдан с годовым опозданием — в декабре 2010, когда должно было быть готово уже второе судно. Более того, до Северного флота, как планировалось, корабль вообще так и не дошел — после передачи заказчику вдруг обнаружились некие проектировочные ошибки (так, судя по информации на интернет-форумах, даже без груза поворот крановой установки на нем давал сильный крен). Практически три года ВТР-79 находился в составе Ленинградской военно-морской базы в Ломоносове, пока в 2013 году он не был передан в Каспийскую флотилию, где, как сообщается, и по сей день работает чем-то вроде «патронташа», снабжая «Калибрами-НК» и противокорабельными «Ониксами» малые ракетники класса «Буян-М» (кстати, тоже поволжского производства — Зеленодольского завода в Татарстане). Причем, по некоторым данным, на этом корабле водоизмещением в 1985 тонн стоят два дизельных двигателя не российского, а немецкого производства.
«Ледовое» усиление проекта
Непростая судьба «первого блина» не могла не сказаться и на втором корабле «Дубняка». В 2010 году строительство будущего «Виктора Черокова» (корабль получил имя прославленного вице-адмирала, командующего во время блокады Ленинграда Ладожской флотилией) вообще было приостановлено. На тот момент судно было готово примерно на треть — работы над ним продолжились лишь в 2013 году. И то — достраивать его решили в том же Нижнем, но по каким-то причинам не на родной судоверфи, а судостроительном заводе «Волга» — специалисте, вообще-то, по экранопланам и судам на подводных крыльях. Одновременно с этим его «понизили» с морского транспорта вооружения до опытного судна (в некоторых источниках он проходит как 20360ОС) — в прошлом году в своем блоге оборонный Центр анализа стратегий и технологий сообщил, что корабль будет использоваться для испытаний минно-торпедного вооружения и средств гидроакустического подавления и войдет в состав Балтийского флота. Заказчику «Виктор Чероков» был передан лишь летом 2016 года. Так что неслучайно, проект 20360 «Дубняк» все эти годы считался одним из наиболее проблемных мест программы строительства вспомогательных судов для ВМФ РФ.
Вместе с тем в конце 2015 года, то есть за полгода до того, как второй «Дубняк» был передан ВМФ, два «Вымпела» (судостроительный завод в Рыбинске и нижегородское конструкторское бюро) заключили контракт на документацию по постройке транспорта вооружения уже на базе проекта 20360. Новый проект был назван 20360 М. Почти сразу была названа и стоимость конструкторских работ по нему — 309 с половиной миллионов рублей. «Тип судна, которое предстоит построить „Вымпелу“ — морское транспортное судно вооружения с ледовыми усилениями корпуса, с двойным дном и двойными бортами, с носовым подруливающим устройством, двумя грузовыми трюмами, площадкой для перевозки грузов в контейнерах, с краном грузоподъёмностью 20 тонн и носовой вертолётно-посадочной площадкой», — сообщала по этому поводу пресс-служба судостроительного завода. Согласно контракту с Минобороны, подписанному в марте 2016 года, две новых судна заказчик должен получить в 2019 и 2020 годах для Черноморского и Балтийского флотов соответственно.
«Это судно со своей спецификой, к нему предъявляются особые требования»
Если коротко, основным назначением «Геннадия Дмитриева» станет доставка в пункты базирования ВМФ либо на корабли, находящиеся в открытом море боеприпасов (например, тех же крылатых «Калибров» большой дальности, которые так удачно «поработали» по террористам в Сирии — почему собственно нет?).
Судя по всему, отличаться от своих предшественников корабль будет не только внушительными внешними параметрами (для сравнения, при одинаковой ширине, длина у того же ВТР-79 — «лишь» 61,5 метров). Опять-таки по неофициальным данным, кран на нем меньшего размера и он расположен ближе к миделю (самому широкому месту судна), кроме того, он вроде как будет еще и «электрическим», то есть получит электрические двигатели.
«Для вспомогательного флота это будет первое судно пришедшее с „Вымпела“. Мы его очень ждем. Это судно со своей спецификой, к нему предъявляются особые требования», — заявил на церемонии закладки главный инспектор службы вспомогательного флота МО РФ Андрей Костенко. В интернете тем временем активно обсуждают главную интригу: передадутся или нет новому «патронташу» сложности фамильной биографии.
Читайте нас: