Как стало известно «БИЗНЕС Online», примерно в середине лета федералы должны решить вопрос с финансированием амбициозного татарстанского проекта — создания беспилотного комплекса высотного мониторинга. Он разрабатывается ОКБ им. Симонова параллельно с военной программой тяжелого беспилотника с ударными возможностями и, по всей видимости, представляет из себя один и тот же — с некоторыми вариациями — комплекс. С просьбой о поддержке проекта президент РТ обратился к Дмитрию Медведеву.
Примерно в середине лета федералы должны решить вопрос с финансированием амбициозного татарстанского проекта — создания беспилотного комплекса высотного мониторингаПримерно в середине лета федералы должны решить вопрос с финансированием амбициозного татарстанского проекта — создания беспилотного комплекса высотного мониторинга.
«УЧИТЫВАЯ ВЫСОКУЮ ПОТРЕБНОСТЬ СТРАНЫ В БЕСПИЛОТНЫХ КОМПЛЕКСАХ…»
Тяжелую артиллерию продолжает привлекать для своей раскрутки АО «НПО «ОКБ им. Симонова». Как сообщил источник в авиапроме, ОКБ презентовало в агентстве стратегических инициатив, конкретно — в инициированном Владимиром Путиным проекте «Национальная технологическая инициатива» (НТИ) — проект «Создание и внедрение в эксплуатацию комплекса воздушного мониторинга протяженной инфраструктуры Арктического и других регионов на базе воздушных беспилотных судов со взлетной массой более 7 тонн».
Также в распоряжении «БИЗНЕС Online» есть копия письма президента РТ Рустама Минниханова куратору проекта НТИ премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву. Глава республики сообщает, что ОКБ в инициативном порядке ведет разработку высокотехнологичного комплекса высотного мониторинга на базе беспилотного летательного аппарата большой дальности и продолжительности полета (КВМ БЛА БДПП) для нужд государственных и коммерческих заказчиков. Основное его назначение — мониторинг протяженных объектов промышленной инфраструктуры, экологической обстановки, в том числе в Арктическом регионе РФ. Создан и испытывается экспериментальный летательный аппарат и наземный комплекс. Минниханов указывает, что реализация проекта позволит достичь ряда целей, поставленных госпрограммами «Охрана окружающей среды на 2012 — 2020 годы», «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013 — 2025 годы», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Развитие транспортной системы (2010 — 2020 годы)».
Общая стоимость проекта — около 6 млрд. рублей, говорится в письме. Собственные средства ОКБ, инвестируемые в проект, включая научно-технический задел, оцениваются более чем в 2 миллиарда. Идут переговоры по привлечению частных инвестиций. Необходимы и госсубсидии — порядка тех же 2 млрд. рублей.
«Учитывая высокую потребность страны в беспилотных комплексах, а также принимая во внимание многофункциональность КВМ БЛА БДПП, низкую стоимость его эксплуатации в сочетании с высокой производительностью, прошу Вас, уважаемый Дмитрий Анатольевич, оказать содействие во включении проекта АО НПО „ОКБ им. М.П.Симонова“ в программу Национальной технологической инициативы по развитию рынка АэроНэт, — пишет Минниханов. — Уверен, что его осуществление позволит внести существенный вклад в социально-экономическое развитие Российской Федерации, будет способствовать созданию высокотехнологичных рабочих мест, реализации политики импортозамещения, увеличению доли экспорта инновационной продукции».
При этом отметим, что Татарстан в 2013 году решил расстаться с акциями ОКБ: минземимущество РТ продало за 35,3 млн. рублей блокпакет в 25% плюс две акции. На сегодня бюро — частная компания, а структура акционеров выглядит так: АО «Сокол-Инвест» — 69,6%, ООО «Фалькон Эйр» — 25%, физические лица — 5,4%. Конечный бенефициар «Сокол-Инвеста» неизвестен, по состоянию на конец 2016 года номинальным держателем 100% акций выступал Татфондбанк. «Фалькон Эйр» владеет некая Диляра Махизянова — вероятно, тоже номинальная собственница.
НТИ ВЕРИТ В ОКБ ИМ. СИМОНОВА
В послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года Путин обозначил НТИ, в которую хотят вписать казанский беспилотник, одним из приоритетов государственной политики: «На основе долгосрочного прогнозирования необходимо понять, с какими задачами столкнется Россия через 10 — 15 лет, какие передовые решения потребуются для того, чтобы обеспечить национальную безопасность, высокое качество жизни людей, развитие отраслей нового технологического уклада». Как сказано на сайте курирующего (совместно с РАН) проект агентства стратегических инициатив, это долгосрочная комплексная программа по созданию условий для обеспечения лидерства российских компаний на новых высокотехнологичных рынках, которые будут определять структуру мировой экономики в ближайшие 15 — 20 лет. Проектные группы НТИ формируются из технологических предпринимателей, представителей крупных деловых объединений России, ведущих университетов и исследовательских центров, экспертных и профессиональных сообществ, институтов развития и заинтересованных органов исполнительной власти. Отметим, что по этой же линии КАМАЗ привлекает бюджетные деньги на свои «сухопотные» грузовики-беспилотники.
Что дает участие в НТИ? «Если проект будет поддержан межведомственной рабочей группой по управлению НТИ (ее возглавляют зампред правительства России Аркадий Дворкович и помощник президента РФ Андрей Белоусов), ОКБ получит финансирование, — рассказал соруководитель рабочей группы AeroNet Сергей Жуков. — Все решится не ранее чем в середине лета — мы на это очень надеемся». По его словам, рассмотрение проекта — дело непростое, порядка 9 экспертиз. Тем не менее Жуков оценивает шансы ОКБ как «более, даже существенно более половины». «Высокая степень вероятности получения финансирования», — полагает он. Соруководитель рабочей группы не стал уточнять, о какой сумме идет речь, но, по всей видимости, это те самые 2 млрд. рублей, о которых Минниханов написал Медведеву. Попутно эксперт сообщил о надеждах облегчить семитонный аппарат: «Надеемся, что он будет меньше по весу, удастся его оптимизировать, подключаем соответствующие инжиниринговые мощности для этого».
Напомним, ОКБ им. Симонова создает первый российский тяжелый БЛА. Конкурс минобороны на научно-исследовательскую работу (НИР) на 1 млрд. рублей по созданию БЛА весом до 5 т ОКБ выиграло еще в октябре 2011 года. Тема получила название «Альтиус-М», а непосредственно самолет — «Альтаир». Итогом НИР стала постройка прототипа-демонстратора БЛА большой продолжительности полета. Эксперты полагают, что это прообраз аппарата, предназначенного для разведки, наблюдения, рекогносцировки и при этом обладающего ударными возможностями.
Изначально в СМИ говорилось, что аппарат должны поднять в 2014 году, хотя уже тогда эксперты указывали на нереальность срока. В итоге в конце 2014-го состоялся лишь первый подлет. По всей видимости, он стал переходом от НИР к следующему этапу — опытно-конструкторским работам (ОКР). Любопытно, что спустя месяц заместитель министра обороны России Юрий Борисов сообщил о том, что в России создан тяжелый БЛА. «Беспилотник способен решать информационные задачи, а также выступать в качестве средства поражения», — уточнил Борисов, не назвав фирму-разработчика. Но, как полагают эксперты, Борисов имел в виду именно «Альтаир». Первые полноценные полеты машина совершила летом прошлого года.
«АЛЬТАИР» ЛЕТИТ В АРКТИКУ
О гражданском применении «Альтаира» гендиректор ОКБ им. Симонова Александр Гомзин говорил еще в 2014 году. По его словам, ведется работа в рамках соглашения между Татарстаном и ПАО «Газпром» о создании многоуровневой системы воздушного мониторинга газопроводов. «Стандарт „Газпрома“ предусматривает два раза в неделю проводить мониторинг каждого погонного километра газопровода, а это примерно 120 тысяч километров, — рассказывал Гомзин. — Очень большой объем работы. На такой мониторинг в год тратится до 30 миллионов долларов, но зато есть отдача безаварийной эксплуатации. А если включить в эту систему беспилотное средство с хорошими удельными характеристиками, это будет очень эффективное экономическое решение. Стоимость мониторинга погонного километра значительно ниже, чем на пилотируемых воздушных судах». Тогда же в общих чертах упоминался и арктический проект. Как отметил ведущий российский эксперт в области БЛА Денис Федутинов, «для оценки применимости таких систем в гражданской области необходимо представлять стоимость как самих систем, так и стоимость их эксплуатации, а имеющиеся на настоящий момент цифры, насколько я понимаю, все же имеют оценочный характер и, скорее всего, представляют оптимистичный вариант».
По словам источника, итогом работы должно стать создание БЛА, наземной аппаратуры управления полетом, приборов передачи и обработки информации, базы серийного выпуска комплексов, системы услуг воздушного мониторинга для коммерческих заказчиков из России и зарубежья. Ставится и такая важная задача, как разработка сертификационных требования к комплексам воздушного мониторинга.
Реализовать проект ОКБ намерено до конца 2021 года. Опытный образец системы должен быть изготовлен ко второй половине 2018-го, а испытания планируется завершить в начале 2019 года, говорит источник. Стоимость проекта — 4,5 млрд. рублей, из них 2 млрд. — уже сделанные вложения в НИОКР (по всей видимости, имеются в виду работы по программе «Альтиус-М»), 1,5 млрд. — средства господдержки (надо полагать, подразумеваются средства НТИ) и 1 млрд. — от якобы уже готовых вложиться или уже вложившихся частных инвесторов. «Полагаю, что заинтересованность со стороны возможных эксплуатантов на настоящем этапе, скорее всего, пока не перешла в практическую плоскость и договоренности носят рамочный характер, — говорит Федутинов. — С другой стороны, вполне могут иметься лица и структуры, инвестировавшие в данный проект, а возможно, и продолжающие инвестировать, которые заинтересованы в наиболее широком продвижении данной системы, в том числе и с расчетом на гражданскую эксплуатацию».
Между тем есть мнение, что инвестиции требуются для доведения до ума и военной программы. Мы уже высказывали предположение о том, что недовольные затягиванием сроков (хотя, по мнению экспертов, причины вполне объективны) военные стали придерживать финансирование. Поэтому арктический проект — хорошая возможность подстегнуть программу создания военного беспилотника. Источники сообщали, что затраты ОКБ на «Альтиус-М» превысили стоимость контракта (или контрактов) с военными, то же самое предполагает и Федутинов: «Насколько понимаю, гражданская версия будет представлять, в некоторой степени, побочный продукт, который предполагается создать с использованием наработок по теме „Альтиус“, адаптировав его под некоторые гражданские задачи. Думаю, делается это для того, чтобы максимально использовать имеющиеся возможности и компенсировать затраты по проекту, которые, вероятно, превысили расчетные».
Читайте нас: