Лента новостей

15:19
Лазареву приговорили к 6,5 годам заключения за пропаганду терроризма
15:03
В Турции заложили пару ракетных катеров для Катара
15:01
Война на Украине (24.12.24): наступление ВС РФ по всем фронтам...
14:33
ИИ за три недели с нуля спроектировал клиновоздушный ракетный двигатель и он работает
14:29
Пушилин рассказал, что работает для людей, а не для галочки в отчётах. Местные жители прокомментировали это
14:28
Додик: Россия победила НАТО на территории Украины
14:21
От СБУ потребовали разобраться в ситуации с поставками ВСУ неисправных мин
14:11
Британский флот вооружил ракетой NSM еще один фрегат Тип-23
14:08
Генштаб ВСУ проспал окружение
13:38
В России отменили многожёнство для мусульман из-за нарушения законодательства страны
13:37
Российское судно затонуло в Средиземном море
13:36
Центробанк РФ: снижение ключевой ставки сейчас опасно
13:35
Следком России занялся чиновниками, игнорирующими мазутную катастрофу на побережье Кубани
13:29
Ажиотаж вокруг Фёдора: как Достоевский стал звездой в социальных сетях
13:27
Зеленский рассказал о неудачной пытке дать взятку Фицо
13:13
Гоблин про сериал The Last of Us, эпизод 7 (тизер)
12:39
МО: США занимаются наращиванием своего военно-биологического присутствия в Африке
12:24
Сводки с передовой за 24 декабря 2024 года. Обзор боевых действий на Украине и актуальная карта
12:12
50 тысяч лет во льду: в Сибири обнаружен идеально сохранившийся мамонтенок
11:56
Кандидат в президенты Александр Усик пригласил на свой бой нацистов и рейдеров УПЦ
11:40
Вышедшее из Петербурга грузовое судно затонуло в Средиземном море
11:37
Торецкий натиск генерала Мордвичева - новости
11:07
В Донецке острая нехватка автобусов, троллейбусов и трамваев
11:06
В России начнут тестировать поступающих в школы и вузы иностранцев на знание русского языка с 1 апреля
11:02
Фронту очень нужна наша помощь для прорыва обороны врага (ВИДЕО)
10:58
У берегов Испании затонуло российское судно
10:49
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 24 декабря, день
10:31
Зачем скручивать свет? Ученые переосмыслили лампочку для создания уникального излучения
10:21
Вынос тела: каким будет последний рабочий день президентки Грузии
10:14
Правительство России нарушило планы главы ДНР майнить криптовалюты
10:09
Братство последних времён: успех Анкары в Сирии подрывает исламское единство
09:57
Льготную ипотеку для участников СВО не поддержал Минфин
09:56
Рекордный оборонный бюджет принят в США
09:50
Юрий Подоляка в свежей сводке от 24.12.2024: Российские войска штурмуют Селидово: фронт на грани прорыва
09:35
Зачем и почему украинцы возвращаются на освобожденные Россией территории?
09:22
«Кохайтесь! Украине нужны европейцы». Профессор университета предложил украинкам вступать в связь с миротворцами НАТО
09:21
В 2024 году боевики ВСУ убили 785 мирных жителей России. Среди них 50 детей
09:20
Байден утвердил антироссийский военный бюджет США
09:10
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 24.12.2024
09:02
Варшавянка Черноморского флота провела торпедные стрельбы на Балтике
08:54
Города на Марсе построят на крови первых колонистов
08:35
Желающих проверить Россию на прочность ждет поражение
04:43
Хочешь угробить флот — отремонтируй крейсер по-американски!
04:33
Сарматы и сарматизм
03:23
Российская армия прорывает фронт: новости СВО от 24 декабря 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1034-й день спецоперации России на Украине
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Авиация»Легендарный «Барсук»

Легендарный «Барсук»


 27 апреля 1952 года экипаж летчика-испытателя Николая Рыбко поднял в небо дальний самолет-бомбардировщик Ту-16. В классификации НАТО советский бомбардировщик обозначается как Badger («Барсук»). Наши «уважаемые партнеры» нередко придумывают странные наименования отечественной военной техники. Тем не менее, в Советском союзе, где вооружение тоже часто получало прозвища, «Барсук» прижился и быстро стал своим.

Оружие сдерживания

Как известно, в дикой природе у барсуков нет естественных врагов, но про советский реактивный бомбардировщик так сказать было нельзя. Уникальная машина создавалась с двумя целями: как носитель ядерных боеприпасов и как охотник за крупными натовскими кораблями.

Во второй половине 1940-х годов наша страна была вынуждена вновь выполнять сверхзадачи. Советский Союз находился в крайне уязвимом положении перед превосходящей в техническом отношении армией США. Вторая мировая война и эксплуатация немецких ученых стимулировали развитие американской оборонной промышленности. Соединенные Штаты первыми создали ядерную бомбу и в конце ВМВ завоевали господство в Мировом океане и глобальном воздушном пространстве.

К 1950-м годам СССР был в первую очередь мощной сухопутной державой. Авиация была заточена на выполнение функций огневой поддержки пехоты и на противодействие самолетам противника. Советский флот серьезной силой назвать было нельзя, и в войне с нацистами ВМФ принял достаточно ограниченное участие. СССР, ставшему в 1949 году второй в мире ядерной державой, требовалось эффективное оружие сдерживания американской армии.

Ту-16 вошел в историю отечественной авиации как одна из самых удачных универсальных машин. С 1953 по 1963 годы «Барсук» серийно выпускался на заводах в Куйбышеве (Самара), Казани и Воронеже. В общей сложности советские предприятия выпустили 1,5 тысячи единиц. Образец Ту-16, который поднялся в воздух 65 лет назад, стал фундаментом для различных модификаций и для создания более совершенного фронтового бомбардировщика Ту-22.

Помимо ракетоносца, мы знаем «Барсука» как самолет-заправщик, самолет радиоэлектронной борьбы и самолет борьбы с грозовыми облаками. Боевое крещение Ту-16 получил в ходе войны в Афганистане, а в 1993 году в рамках сокращения численности стратегической авиации «Барсук» был списан.

Ту-16 как носитель ядерного оружия достаточно быстро устарел. Дальность полета «Барсука» составляла 5,9 тысячи километра, а боевой радиус — 3,15 тысячи километра. До берегов США и обратно без двух дозаправок в воздухе (а это сложнейшая по тем временам операция) самолет долететь не мог. Ту-16 был более эффективен как тактический бомбардировщик, способный уничтожать крупные наземные и надводные цели, а также как самолет-разведчик в ближайшей и дальней морских зонах.

7706671

Костяк дальней авиации нашей страны до сих состоит из модернизированных образцов советской эпохи: сверхзвукового Ту-22, турбовинтового Ту-95 и Ту-160 — уникальной машины с крылом изменяемой стреловидности. ОКБ имени Туполева подарило России самолеты с ресурсом модернизации на последующие 85 лет («гарантийный срок» несущей конструкции) с момента сборки в цеху.

Пионер дальней авиации

Ту-16 не был первым стратегическим бомбардировщиком. На момент первого полета (1952 год) у дальней авиации СССР был винтовой Ту-4, но самолет являлся копией американского B-29 Superfortress, созданного в 1941 году и потому вобрал все недостатки этой машины. К 1950-м годам B-29 уже терял актуальность. В 1946 году американцы приняли на вооружение B-36 Peacemaker, а в 1952 году — легендарный B-52 Stratofortress, который по-прежнему находится в строю.

Советский Союз сильно отставал и нуждался в собственном оригинальном самолете. Это был вопрос национальной безопасности. Способность производить ядерное оружие не имела значения, если страна не обладала потенциальной возможностью его применить. Самый простой способ (и его продемонстрировали США в Хиросиме и Нагасаки) заключался в том, чтобы сбросить бомбу с тяжелого бомбардировщика.

1458917488_1403707_368810876588812_1623300012_o

Второй способ — более сложный — ударить по противнику с земли или моря с помощью ракет дальнего радиуса действия. Первая крупная баллистическая ракета появилась у СССР в 1950 году с соответствующим названием Р-1. Главный конструктор Сергей Павлович Королев в кратчайшие сроки создал ракету на основе немецкой «Фау-2» Вернера фон Брауна. Однако дальность Р-1 составляла всего лишь 270 километров.

Таким образом, у Москвы не было иной альтернативы, кроме развития дальней авиации. В идеале требовалось создать самолет, который без дозаправки может перемахнуть через океан и вернуться обратно. При этом машина должна быть способной нести на борту крупногабаритные боеприпасы (бомбы и в будущем ракеты). На тот момент удовлетворить данные требования было невозможно, но с чего-то все же надо было начинать.

Поэтому Ту-16 считается первопроходцем. ОКБ Туполева разработало машину с необходимой грузоподъемностью, а расход топлива удалось уменьшить за счет удачных экспериментов с силовой установкой. Внешне «Барсук» похож на американские аналоги того времени, но заметно отличался более жесткой конструкцией крыла, что повышало его живучесть.

Конкурентом Ту-16 был Ил-48 — опытный околозвуковой бомбардировщик дальнего радиуса действия. Первый полет этого самолета состоялся раньше, чем у «Барсука», 3 марта 1952 года. Специалисты ОКБ Сергея Ильюшина создали достойную машину, но в Минобороны СССР отдали предпочтение Ту-16, и с этого момента ОКБ Туполева превратилось в безальтернативного разработчика стратегических бомбардировщиков.

Первый полет опытного образца Ту-16 под индексом «88-1» продолжался 12 минут. Естественно, во время полета был выявлен ряд недостатков. В частности, было необходимо облегчить конструкцию. Однако СССР торопился, и производство началось до официального завершения госиспытаний. Первый серийный образец покинул сборочный цех завода №22 в Казани 29 октября 1953 года. Советская и западная публика смогла впервые увидеть «Барсука» через несколько месяцев, на параде 1 мая 1954 года.



Опубликовано: legioner     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх