Лента новостей

17:38
Украинский БПЛА атаковал многоквартирный дом в Белгороде
17:20
Никита Михалков задумал отсудить у Украины почти 50 млн рублей
17:19
Паства Донецкой епархии РПЦ: боровшийся с Русским миром и защитниками Донбасса пресс-секретарь митрополита Илариона «переобулся»
17:14
Мировые цены на продукты достигли 18-месячного максимума
17:12
«Стратегическое терпение» для преодоления проблем и развития отношений между Китаем и Индией
17:09
Политолог Елисеева рассказала о скором применении Трампом политики давления
16:30
Военных ВС РФ приговорили к пожизненному заключению за убийство семьи в ДНР
16:28
Министр нефтегазовой отрасли Индии: мы оказали миру услугу, покупая у России нефть
16:20
Туск заявил, что не делал предположений о связях Трампа с Россией
16:09
Главное в военных СМИ за неделю: выжигающий Дракон, перестановки в ОАК и ОДК, сроки испытаний патрульного ледокола
16:05
Уничтожения немецкого «Leopard 2» ВСУ в Курской области
16:02
Курская область: наступление продолжается, войска РФ установили контроль над тремя стратегическими селами
15:38
«Ему не нравится Украина». Фукуяма рассказал о грядущей судьбе Европы и мира при Трампе
15:37
Боррель назвал рецепт выживания Евросоюза
15:36
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации с 2 по 8 ноября
15:30
Посол Японии в России Муто-сан не читал Конституцию РФ?
15:27
В США из-за шуточного ролика снова обнаружили «русский след» на выборах
15:18
Франция передала Украине сто дронов-камикадзе новой модели
14:54
ООН с опаской ожидает возвращения Трампа к власти
14:49
TSMC полностью останавливает поставки 7-нм и более современных чипов в Китай
14:45
Украинский депутат пожаловался Трампу и Вэнсу на репрессии режима Зеленского
14:44
В ДНР убили генерала, подопечные которого убили «Техаса»
14:43
Безуглая обвинила Савченко в отступлении ВСУ с территории ДНР
14:41
Китаю следует поучиться у России уходу от санкций
14:36
Беззубые спартанцы: в Европе готовятся к вооружённому конфликту с Россией
14:33
Трамп впервые в истории США решил назначить главой аппарата Белого дома женщину
14:32
В ФБК не смогли объяснить появление дорогостоящего жилья у Волкова
13:53
Орбан: Трамп прекратит финансирование конфликта на Украине, а Евросоюз не сможет содержать ВСУ
13:52
Эрдоган: при желании Трампа противостояние на Украине быстро завершится
13:29
Наступаем на нескольких направлениях: последние новости спецоперации на 8 ноября 2024 года, карта боевых действий на Украине
13:23
Расчёты гаубиц «Мста-С» уничтожили самоходную артиллерийскую установку Krab ВСУ
13:17
Как ледоколы «Арктика» и «Лидер» усилят российский военный и торговый флот
13:02
Что Россия хочет и что Трамп может
12:57
Второе пришествие Трампа: перспективы политики США в отношении Китая
12:20
Первая портативная приставка на Ryzen AI 300 поступила в продажу за $1099–1699 — за её покупку дадут медаль
12:09
В Греции коммунисты заблокировали автоколонну с боеприпасами для ВСУ
12:07
Захарова напомнила о последствиях передачи ЕС российских активов Киеву
11:45
У недоношенных детей во взрослой жизни оказались хуже заработок и образование
11:29
«Ни земли, ни воды убийцам народов!» Греческие коммунисты заблокировали автоколонну со снарядами для ВСУ
11:21
В Нидерландах произошло массовое нападение на израильских болельщиков
11:12
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 8 ноября, день
10:48
Земский собор – оплот российского суверенитета
10:35
Украина теряет школьников – и виноват не только Путин
10:33
Зеленский позарился на замороженные активы РФ
10:23
Южная Корея демонстративно запустила баллистическую ракету
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Авиация»Легендарный «Барсук»

Легендарный «Барсук»


 27 апреля 1952 года экипаж летчика-испытателя Николая Рыбко поднял в небо дальний самолет-бомбардировщик Ту-16. В классификации НАТО советский бомбардировщик обозначается как Badger («Барсук»). Наши «уважаемые партнеры» нередко придумывают странные наименования отечественной военной техники. Тем не менее, в Советском союзе, где вооружение тоже часто получало прозвища, «Барсук» прижился и быстро стал своим.

Оружие сдерживания

Как известно, в дикой природе у барсуков нет естественных врагов, но про советский реактивный бомбардировщик так сказать было нельзя. Уникальная машина создавалась с двумя целями: как носитель ядерных боеприпасов и как охотник за крупными натовскими кораблями.

Во второй половине 1940-х годов наша страна была вынуждена вновь выполнять сверхзадачи. Советский Союз находился в крайне уязвимом положении перед превосходящей в техническом отношении армией США. Вторая мировая война и эксплуатация немецких ученых стимулировали развитие американской оборонной промышленности. Соединенные Штаты первыми создали ядерную бомбу и в конце ВМВ завоевали господство в Мировом океане и глобальном воздушном пространстве.

К 1950-м годам СССР был в первую очередь мощной сухопутной державой. Авиация была заточена на выполнение функций огневой поддержки пехоты и на противодействие самолетам противника. Советский флот серьезной силой назвать было нельзя, и в войне с нацистами ВМФ принял достаточно ограниченное участие. СССР, ставшему в 1949 году второй в мире ядерной державой, требовалось эффективное оружие сдерживания американской армии.

Ту-16 вошел в историю отечественной авиации как одна из самых удачных универсальных машин. С 1953 по 1963 годы «Барсук» серийно выпускался на заводах в Куйбышеве (Самара), Казани и Воронеже. В общей сложности советские предприятия выпустили 1,5 тысячи единиц. Образец Ту-16, который поднялся в воздух 65 лет назад, стал фундаментом для различных модификаций и для создания более совершенного фронтового бомбардировщика Ту-22.

Помимо ракетоносца, мы знаем «Барсука» как самолет-заправщик, самолет радиоэлектронной борьбы и самолет борьбы с грозовыми облаками. Боевое крещение Ту-16 получил в ходе войны в Афганистане, а в 1993 году в рамках сокращения численности стратегической авиации «Барсук» был списан.

Ту-16 как носитель ядерного оружия достаточно быстро устарел. Дальность полета «Барсука» составляла 5,9 тысячи километра, а боевой радиус — 3,15 тысячи километра. До берегов США и обратно без двух дозаправок в воздухе (а это сложнейшая по тем временам операция) самолет долететь не мог. Ту-16 был более эффективен как тактический бомбардировщик, способный уничтожать крупные наземные и надводные цели, а также как самолет-разведчик в ближайшей и дальней морских зонах.

7706671

Костяк дальней авиации нашей страны до сих состоит из модернизированных образцов советской эпохи: сверхзвукового Ту-22, турбовинтового Ту-95 и Ту-160 — уникальной машины с крылом изменяемой стреловидности. ОКБ имени Туполева подарило России самолеты с ресурсом модернизации на последующие 85 лет («гарантийный срок» несущей конструкции) с момента сборки в цеху.

Пионер дальней авиации

Ту-16 не был первым стратегическим бомбардировщиком. На момент первого полета (1952 год) у дальней авиации СССР был винтовой Ту-4, но самолет являлся копией американского B-29 Superfortress, созданного в 1941 году и потому вобрал все недостатки этой машины. К 1950-м годам B-29 уже терял актуальность. В 1946 году американцы приняли на вооружение B-36 Peacemaker, а в 1952 году — легендарный B-52 Stratofortress, который по-прежнему находится в строю.

Советский Союз сильно отставал и нуждался в собственном оригинальном самолете. Это был вопрос национальной безопасности. Способность производить ядерное оружие не имела значения, если страна не обладала потенциальной возможностью его применить. Самый простой способ (и его продемонстрировали США в Хиросиме и Нагасаки) заключался в том, чтобы сбросить бомбу с тяжелого бомбардировщика.

1458917488_1403707_368810876588812_1623300012_o

Второй способ — более сложный — ударить по противнику с земли или моря с помощью ракет дальнего радиуса действия. Первая крупная баллистическая ракета появилась у СССР в 1950 году с соответствующим названием Р-1. Главный конструктор Сергей Павлович Королев в кратчайшие сроки создал ракету на основе немецкой «Фау-2» Вернера фон Брауна. Однако дальность Р-1 составляла всего лишь 270 километров.

Таким образом, у Москвы не было иной альтернативы, кроме развития дальней авиации. В идеале требовалось создать самолет, который без дозаправки может перемахнуть через океан и вернуться обратно. При этом машина должна быть способной нести на борту крупногабаритные боеприпасы (бомбы и в будущем ракеты). На тот момент удовлетворить данные требования было невозможно, но с чего-то все же надо было начинать.

Поэтому Ту-16 считается первопроходцем. ОКБ Туполева разработало машину с необходимой грузоподъемностью, а расход топлива удалось уменьшить за счет удачных экспериментов с силовой установкой. Внешне «Барсук» похож на американские аналоги того времени, но заметно отличался более жесткой конструкцией крыла, что повышало его живучесть.

Конкурентом Ту-16 был Ил-48 — опытный околозвуковой бомбардировщик дальнего радиуса действия. Первый полет этого самолета состоялся раньше, чем у «Барсука», 3 марта 1952 года. Специалисты ОКБ Сергея Ильюшина создали достойную машину, но в Минобороны СССР отдали предпочтение Ту-16, и с этого момента ОКБ Туполева превратилось в безальтернативного разработчика стратегических бомбардировщиков.

Первый полет опытного образца Ту-16 под индексом «88-1» продолжался 12 минут. Естественно, во время полета был выявлен ряд недостатков. В частности, было необходимо облегчить конструкцию. Однако СССР торопился, и производство началось до официального завершения госиспытаний. Первый серийный образец покинул сборочный цех завода №22 в Казани 29 октября 1953 года. Советская и западная публика смогла впервые увидеть «Барсука» через несколько месяцев, на параде 1 мая 1954 года.



Опубликовано: legioner     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх