Лента новостей

04:57
Редкие издания Пушкина исчезают из библиотек по всей Европе
04:29
Как паны отвергли союз с Россией и вызвали Второй раздел Речи Посполитой
02:06
Выборы президента Литвы: националисты грозятся убить кандидата Вайткуса
00:26
Кто на свете всех тупее?
00:24
Связи Китая с Россией становятся все прочнее
19:46
Украинцы ощутят отсутствие российского газа. А мы обойдемся без него, говорит чешский эксперт
19:44
На Украине осталось только три школы с изучением русского языка
18:42
Без пенсий и кадров: украинский кризис обостряется
18:36
Зная, что Курильские острова русские, японцы в конце войны пытались их «обменять» на нейтралитет Москвы
18:06
В Германии сожгли летний домик главы оборонного концерна Rheinmetall из-за поставок оружия на Украину
17:58
В Польше прошло массовое шествие против поддержки Украины
17:57
В Киргизии отменили шествие Бессмертного полка
17:29
На Украине выросло количество миллионеров
16:54
Навязанные традиции былого наследия. Первомай на Украине на грани запрета
16:53
«Нам можно»: объяснили в «Укрпочте» нецензурное общение с подписчиками из-за выставленных на аукцион гнилых автомобилей
16:45
На Украине собрались легализовать ЧВК
16:17
Харьковчанку обвинили в сборе материала для сюжетов Скабеевой и Соловьева
16:13
Марио Драги — спаситель Евросоюза
15:41
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 1 мая
15:35
Почему быстро схлопнутся пузыри экономики США?
15:12
Зеленский требует ускорить поставки оружия с Запада
15:04
Украинские власти намерены привлечь больше женщин к процессу разминирования
14:03
Большая мишень Черноморского флота
13:55
Украина ожидает первые F-16 после Пасхи
13:50
Артиллерия 238-й бригады поддерживает наступление у Красногоровки (ВИДЕО)
13:47
ВСУ отошли с позиций на Донбассе: в ISW рассказали, способствует ли это продвижению РФ
13:45
На границе Украины и Румынии заметили скопление немецкой военной техники
12:43
СБУ в Шевченковском районе Киеве под видом контрразведывательных мероприятий отлавливает коллаборантов и уклонистов
12:42
Украинская спортсменка покрыла матом украинских «патриотов»
12:41
В Киеве снесли памятник участникам Переяславской рады
12:34
Запад — главный международный террорист
12:32
Над областями Украины заметили странную вспышку
12:11
Вооружения на основе ИИ предлагают ограничить международными правилами
11:36
Южная Корея стремится войти в AUKUS
10:54
Польша продлила временную защиту для украинских беженцев до сентября, изменив условия выплаты пособий
10:26
Китайский авианосец «Фуцзянь» вышел на испытания
10:18
На Рязанском НПЗ вспыхнул пожар после атаки БПЛА
09:40
Россия наконец сделала свой ход! США попадут в безвыходное положение. Это последняя капля?
09:36
Русские наводнили туристические города Таиланда
09:07
После 21 мая Зеленский станет военной целью для России
07:52
Почему Запад откажется воевать
04:27
Средний класс покупает бомбоубежища. Сначала они просто хотели узнать стоимость, сегодня возвращаются для оформления сделки
02:51
Как Хрущёв разрушал СССР: от деревни до сдачи национальных интересов в мире
01:25
Выставка трофейной техники в Москве: «Наше НАТО горько плачет…»
01:08
Проблемы в Intel копились десятилетиями, и инвесторы не верят, что Гелсингер спасёт компанию
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Авиация»Легендарный «Барсук»

Легендарный «Барсук»


 27 апреля 1952 года экипаж летчика-испытателя Николая Рыбко поднял в небо дальний самолет-бомбардировщик Ту-16. В классификации НАТО советский бомбардировщик обозначается как Badger («Барсук»). Наши «уважаемые партнеры» нередко придумывают странные наименования отечественной военной техники. Тем не менее, в Советском союзе, где вооружение тоже часто получало прозвища, «Барсук» прижился и быстро стал своим.

Оружие сдерживания

Как известно, в дикой природе у барсуков нет естественных врагов, но про советский реактивный бомбардировщик так сказать было нельзя. Уникальная машина создавалась с двумя целями: как носитель ядерных боеприпасов и как охотник за крупными натовскими кораблями.

Во второй половине 1940-х годов наша страна была вынуждена вновь выполнять сверхзадачи. Советский Союз находился в крайне уязвимом положении перед превосходящей в техническом отношении армией США. Вторая мировая война и эксплуатация немецких ученых стимулировали развитие американской оборонной промышленности. Соединенные Штаты первыми создали ядерную бомбу и в конце ВМВ завоевали господство в Мировом океане и глобальном воздушном пространстве.

К 1950-м годам СССР был в первую очередь мощной сухопутной державой. Авиация была заточена на выполнение функций огневой поддержки пехоты и на противодействие самолетам противника. Советский флот серьезной силой назвать было нельзя, и в войне с нацистами ВМФ принял достаточно ограниченное участие. СССР, ставшему в 1949 году второй в мире ядерной державой, требовалось эффективное оружие сдерживания американской армии.

Ту-16 вошел в историю отечественной авиации как одна из самых удачных универсальных машин. С 1953 по 1963 годы «Барсук» серийно выпускался на заводах в Куйбышеве (Самара), Казани и Воронеже. В общей сложности советские предприятия выпустили 1,5 тысячи единиц. Образец Ту-16, который поднялся в воздух 65 лет назад, стал фундаментом для различных модификаций и для создания более совершенного фронтового бомбардировщика Ту-22.

Помимо ракетоносца, мы знаем «Барсука» как самолет-заправщик, самолет радиоэлектронной борьбы и самолет борьбы с грозовыми облаками. Боевое крещение Ту-16 получил в ходе войны в Афганистане, а в 1993 году в рамках сокращения численности стратегической авиации «Барсук» был списан.

Ту-16 как носитель ядерного оружия достаточно быстро устарел. Дальность полета «Барсука» составляла 5,9 тысячи километра, а боевой радиус — 3,15 тысячи километра. До берегов США и обратно без двух дозаправок в воздухе (а это сложнейшая по тем временам операция) самолет долететь не мог. Ту-16 был более эффективен как тактический бомбардировщик, способный уничтожать крупные наземные и надводные цели, а также как самолет-разведчик в ближайшей и дальней морских зонах.

7706671

Костяк дальней авиации нашей страны до сих состоит из модернизированных образцов советской эпохи: сверхзвукового Ту-22, турбовинтового Ту-95 и Ту-160 — уникальной машины с крылом изменяемой стреловидности. ОКБ имени Туполева подарило России самолеты с ресурсом модернизации на последующие 85 лет («гарантийный срок» несущей конструкции) с момента сборки в цеху.

Пионер дальней авиации

Ту-16 не был первым стратегическим бомбардировщиком. На момент первого полета (1952 год) у дальней авиации СССР был винтовой Ту-4, но самолет являлся копией американского B-29 Superfortress, созданного в 1941 году и потому вобрал все недостатки этой машины. К 1950-м годам B-29 уже терял актуальность. В 1946 году американцы приняли на вооружение B-36 Peacemaker, а в 1952 году — легендарный B-52 Stratofortress, который по-прежнему находится в строю.

Советский Союз сильно отставал и нуждался в собственном оригинальном самолете. Это был вопрос национальной безопасности. Способность производить ядерное оружие не имела значения, если страна не обладала потенциальной возможностью его применить. Самый простой способ (и его продемонстрировали США в Хиросиме и Нагасаки) заключался в том, чтобы сбросить бомбу с тяжелого бомбардировщика.

1458917488_1403707_368810876588812_1623300012_o

Второй способ — более сложный — ударить по противнику с земли или моря с помощью ракет дальнего радиуса действия. Первая крупная баллистическая ракета появилась у СССР в 1950 году с соответствующим названием Р-1. Главный конструктор Сергей Павлович Королев в кратчайшие сроки создал ракету на основе немецкой «Фау-2» Вернера фон Брауна. Однако дальность Р-1 составляла всего лишь 270 километров.

Таким образом, у Москвы не было иной альтернативы, кроме развития дальней авиации. В идеале требовалось создать самолет, который без дозаправки может перемахнуть через океан и вернуться обратно. При этом машина должна быть способной нести на борту крупногабаритные боеприпасы (бомбы и в будущем ракеты). На тот момент удовлетворить данные требования было невозможно, но с чего-то все же надо было начинать.

Поэтому Ту-16 считается первопроходцем. ОКБ Туполева разработало машину с необходимой грузоподъемностью, а расход топлива удалось уменьшить за счет удачных экспериментов с силовой установкой. Внешне «Барсук» похож на американские аналоги того времени, но заметно отличался более жесткой конструкцией крыла, что повышало его живучесть.

Конкурентом Ту-16 был Ил-48 — опытный околозвуковой бомбардировщик дальнего радиуса действия. Первый полет этого самолета состоялся раньше, чем у «Барсука», 3 марта 1952 года. Специалисты ОКБ Сергея Ильюшина создали достойную машину, но в Минобороны СССР отдали предпочтение Ту-16, и с этого момента ОКБ Туполева превратилось в безальтернативного разработчика стратегических бомбардировщиков.

Первый полет опытного образца Ту-16 под индексом «88-1» продолжался 12 минут. Естественно, во время полета был выявлен ряд недостатков. В частности, было необходимо облегчить конструкцию. Однако СССР торопился, и производство началось до официального завершения госиспытаний. Первый серийный образец покинул сборочный цех завода №22 в Казани 29 октября 1953 года. Советская и западная публика смогла впервые увидеть «Барсука» через несколько месяцев, на параде 1 мая 1954 года.



Опубликовано: legioner     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх