На завершающем этапе Великой Отечественной Войны предприятия советского военно-промышленного комплекса приступили к отливке в металл всего накопленного за годы боевых действий опыта. Десятки отработанных схем и решений, сотни боев с участием танков Т-34 и другой отечественной бронетехники привели к созданию сверхзащищенных танков, огневой мощи и бронирования которых с лихвой должно было хватить для того, чтобы разобрать на запчасти любой танк Вермахта.
Гроза брони
Значительные успехи советских танков Т-34 и Т-34-85 на фронтах не раз описывались историками и специалистами в области бронетехники. Появление на поле боя немецких танков «Тигр», и «Пантера» заставило командование РККА и промышленность пересмотреть подход к созданию бронетехники. Однако результат исследовательской работы и обстрел опытных образцов на полигоне привели к тому, что первое же появление перспективных танков ИС-2 на поле боя коренным образом изменило характер боевых действий.
Боевое крещение ИС-2 в боях за Украину нельзя назвать удачным в широком смысле этого слова. Масштабного танкового боя, ожидаемого и запланированного командованием, не состоялось. Вместо активного вмешательства в судьбу и продолжительность жизни немецких танков и их экипажей, ИС-2 в состоянии «только-только с завода» попали в засаду немецких САУ «Фердинанд».
Наиболее показательным в плане надежности и защищенности советских ИС-2 является случай, когда советский танк с отказавшим спусковым механизмом орудия выводился экипажем из-под огня, организованного гитлеровцами. Историки отмечают, что прежде, чем окончательно покинуть заготовленную немцами ловушку, ИС-2 выдержал до пяти попаданий снарядов САУ «Фердинанд» в нижний бронелист. И хотя позднее, подобравшийся на расстояние 500 метров «Фердинанд» повредил ИС-2 выстрелом в борт, экипаж советского танка сумел спастись из разбитой машины.
120-мм брони советской машины значительно сказались на тактике применения немецких танков «Тигр». Историки бронетехники отмечают, что хотя прямые столкновения «Тигров» и советских ИС-2 случались не ежедневно, до немецких танкистов была доведена специальная директива, предписывающая избегать танковых дуэлей с советским ИС-2. Одной из самых ярких страниц в книге боевого пути ИС-2 является боевое применение этих танков в операции по захвату Сандомирского плацдарма.
В августе 1944 года ИС-2 только за один бой уничтожили до восьми «Королевских тигров», и до 20 танков противника за месяц. Потери ИС-2 на фоне ущерба противника выглядели скромно - три уничтоженных танка и еще пять поврежденных, но отремонтированных в последствии машин.
Кувалда для «Тигра»
Вместе с другой советской бронетехникой ИС-2 хорошо показал себя в ходе городских боев в Европе. Расчистка городских улиц и подавление противника, по словам историков, выглядели как чистой воды армагеддон. На полном ходе ИС-2 врезался в баррикады, давил наспех собранные укрепления, а там, где мощности 520 лошадиных сил не хватало, в дело вступала пушка Д-25Т калибром 122 мм.
Особых церемоний с расчетами противотанковых орудий и ствольной артиллерией противника советские танкисты не вели. Историки отмечают, что верхние этажи зданий для засевших внутри гранатометчиков становились братской могилой. Одного выстрела ИС-2 было достаточно, чтобы закрывать вопрос с продвижением небольшой группы из одного-двух танков и пехоты дальше, вглубь города. Экипажи ИС-2 одними из первых начали осуществлять огневую поддержку пехоты при штурме Рейхстага. В целом, по мнению специалистов, ИС-2 оказался одни из наиболее неприхотливых и сбалансированных советских танков в период Великой Отечественной.
Длительные марши 46-тонным машинам давались без особого труда, а ремонтопригодность и надежность конструкции до сих пор удивляет танкостроителей. Специалисты объясняют, что эвакуированные с поля боя машины восстанавливались ремонтными бригадами в самые сжатые сроки - до двух, реже трех суток требовалось рембригаде, чтобы «подлатать» советского стального монстра и дать возможность командирам бросить машину в самую гущу боя. Прозвище «кувалда Сталина» часто приписывают буксируемой советской гаубице Б-4, однако таким же прозвищем гитлеровцы прозвали и ИС-2.
Случилось это, не в последнюю очередь, благодаря уничтожению танками ИС-2 тяжелого немецкого 501-го батальона, танкисты которого воевали на новейших немецких «Тигр II». Независимые эксперты и историки Второй Мировой поясняют, что разговоры про «сорванные башни» немецких танков не были фантастикой или фронтовыми сказками. Могущества 122-мм боеприпаса было достаточно, чтобы при грамотной работе экипажа не просто обездвижить немецкие танки, но и вырвать кусок корпуса парой метких выстрелов.
Качество и защищенность немецких танков «Тигр» и более современных, выпускаемых к концу войны «Королевских Тигров» большинство как зарубежных, так и отечественных экспертов сильно преувеличивает, поскольку грамотное планирование операций и опытные экипажи неоднократно доказывали, что технологическое превосходство не может служить гарантом абсолютной неуязвимости. ИС-2 стал одним из символов победы советских войск, хотя вклад этой машины в общее дело описывается не так хорошо, и не так ярко, как боевая работа танков Т-34.
Однако именно ИС-2 показывал наиболее впечатляющие результаты не только по части поражения основных целей. Главным достоинством танка, наряду с вооружением, было отсутствие возможности у немецких танкистов проделывать свой любимый трюк - расстрел бронетехники с дистанции в 800-1000 метров. Снаряды «Тигров» броню ИС-2 не брали ни с тысячи метров, ни в том случае, если экипаж немецкой машины решался подойти на дистанцию в 800 метров.
Эксперты поясняют, что для вероятного повреждения советской машины немецкие танкисты старались подходить на расстояние в 550-600 метров, что для немецкой машины при расторопности советских танкистов почти всегда заканчивалось смертельным попаданием. Советские танкисты же, до момента капитуляции гитлеровских войск имели уникальную возможность пробивать лобовую броню танков «Тигр» штатным бронебойным боеприпасом с дистанции в тысячу метров. «Танком победы» ИС-2 назвал сам Иосиф Сталин. Увидев новую машину с мощным вооружением и броней генералиссимус сказал: «С этой машиной мы будем завершать войну».
Читайте нас: