Лента новостей

17:38
Украинский БПЛА атаковал многоквартирный дом в Белгороде
17:20
Никита Михалков задумал отсудить у Украины почти 50 млн рублей
17:19
Паства Донецкой епархии РПЦ: боровшийся с Русским миром и защитниками Донбасса пресс-секретарь митрополита Илариона «переобулся»
17:14
Мировые цены на продукты достигли 18-месячного максимума
17:12
«Стратегическое терпение» для преодоления проблем и развития отношений между Китаем и Индией
17:09
Политолог Елисеева рассказала о скором применении Трампом политики давления
16:30
Военных ВС РФ приговорили к пожизненному заключению за убийство семьи в ДНР
16:28
Министр нефтегазовой отрасли Индии: мы оказали миру услугу, покупая у России нефть
16:20
Туск заявил, что не делал предположений о связях Трампа с Россией
16:09
Главное в военных СМИ за неделю: выжигающий Дракон, перестановки в ОАК и ОДК, сроки испытаний патрульного ледокола
16:05
Уничтожения немецкого «Leopard 2» ВСУ в Курской области
16:02
Курская область: наступление продолжается, войска РФ установили контроль над тремя стратегическими селами
15:38
«Ему не нравится Украина». Фукуяма рассказал о грядущей судьбе Европы и мира при Трампе
15:37
Боррель назвал рецепт выживания Евросоюза
15:36
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации с 2 по 8 ноября
15:30
Посол Японии в России Муто-сан не читал Конституцию РФ?
15:27
В США из-за шуточного ролика снова обнаружили «русский след» на выборах
15:18
Франция передала Украине сто дронов-камикадзе новой модели
14:54
ООН с опаской ожидает возвращения Трампа к власти
14:49
TSMC полностью останавливает поставки 7-нм и более современных чипов в Китай
14:45
Украинский депутат пожаловался Трампу и Вэнсу на репрессии режима Зеленского
14:44
В ДНР убили генерала, подопечные которого убили «Техаса»
14:43
Безуглая обвинила Савченко в отступлении ВСУ с территории ДНР
14:41
Китаю следует поучиться у России уходу от санкций
14:36
Беззубые спартанцы: в Европе готовятся к вооружённому конфликту с Россией
14:33
Трамп впервые в истории США решил назначить главой аппарата Белого дома женщину
14:32
В ФБК не смогли объяснить появление дорогостоящего жилья у Волкова
13:53
Орбан: Трамп прекратит финансирование конфликта на Украине, а Евросоюз не сможет содержать ВСУ
13:52
Эрдоган: при желании Трампа противостояние на Украине быстро завершится
13:29
Наступаем на нескольких направлениях: последние новости спецоперации на 8 ноября 2024 года, карта боевых действий на Украине
13:23
Расчёты гаубиц «Мста-С» уничтожили самоходную артиллерийскую установку Krab ВСУ
13:17
Как ледоколы «Арктика» и «Лидер» усилят российский военный и торговый флот
13:02
Что Россия хочет и что Трамп может
12:57
Второе пришествие Трампа: перспективы политики США в отношении Китая
12:20
Первая портативная приставка на Ryzen AI 300 поступила в продажу за $1099–1699 — за её покупку дадут медаль
12:09
В Греции коммунисты заблокировали автоколонну с боеприпасами для ВСУ
12:07
Захарова напомнила о последствиях передачи ЕС российских активов Киеву
11:45
У недоношенных детей во взрослой жизни оказались хуже заработок и образование
11:29
«Ни земли, ни воды убийцам народов!» Греческие коммунисты заблокировали автоколонну со снарядами для ВСУ
11:21
В Нидерландах произошло массовое нападение на израильских болельщиков
11:12
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 8 ноября, день
10:48
Земский собор – оплот российского суверенитета
10:35
Украина теряет школьников – и виноват не только Путин
10:33
Зеленский позарился на замороженные активы РФ
10:23
Южная Корея демонстративно запустила баллистическую ракету
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Авиация»Неубиваемый Су-25: почему бронированный «Грач» незаменим

Неубиваемый Су-25: почему бронированный «Грач» незаменим


Говорят, что незаменимых вещей в мире не существует. Однако самолет для непосредственной поддержки войск на земле, разработанный еще в конце 70-х годов прошлого века, бьет это утверждение по всем параметрам. Без малого 40 лет Су-25 выполняет боевую работу в разных уголках мира, и на пенсию легендарный «летающий танк», похоже, не собирается.

 

Летуны, спасибо вам!
 


Главное в истории любой военной техники - боевое применение. По этому показателю практически ни один боевой самолет, что отечественный, что зарубежный, не может вплотную подобраться к уникальным рекордам штурмовика Су-25. Один из самых живучих самолетов в мире в разное время состоял на вооружении тридцати государств, так или иначе имевших военно-техническое сотрудничество с Советским Союзом. За десятилетия боевой службы бронированный одноместный штурмовик поучаствовал в десятках конфликтов, а с географической точки зрения проще сказать, где этот самолет не воевал, чем перечислять районы боевой работы.
 

 

 

Несмотря на то, что минувшее десятилетие запомнится большинству как время высоких технологий, беспилотников и прочего военного хай-тека, Су-25 продолжает выполнять поставленные задачи и «давать огня» там, где это нужно больше всего. Живучесть самолета - главное качество, за которое бронированного «Грача» уважают летчики по всему миру. Еще во время военной операции советских войск в ДРА штурмовик подтвердил главное правило той войны: даже несколько попаданий из «Стингера» не могут вывести машину из строя.

 

 

Ветераны войны в Афганистане отмечают, что в отдельных случаях штурмовики Су-25 после боевых вылетов имели несколько десятков повреждений, но все равно благополучно достигали аэродромов базирования. Бронированная капсула, защищенные особым способом топливные баки и силовая установка позволяли и позволяют выполнять боевую работу на средних и сверхмалых высотах. Отдельной строкой в боевом применении Су-25 идет операция по принуждению Грузии к миру в 2008-м. Чего только стоит история спасения командира авиационного полка, тогда еще полковника, а ныне командующего дальней авиацией Сергея Кобылаша и капитана Ивана Нечаева.

 

Возврат на базу другого российского летчика - полковника Олега Молосова можно было бы списать на везение, удачу и на что угодно еще по одной простой причине - поверить в то, что самолет уцелел после стольких попаданий очень тяжело. Фотографии развороченных взрывами мотогондол и порванных осколками частей фюзеляжа изумили экспертов - самолет «едва дышал», но помог летчику вернуться на базу. После прилета и осмотра стало ясно, что фюзеляж имеет минимум 80 повреждений. Вернувшись на одном двигателе, летчик продемонстрировал не только отличную выучку и пилотажные навыки, но и подтвердил качество работы советских авиастроителей.

 

Беспилотники атакуют

 

 

На заре авиационной техники многим экспертам стало казаться, что замена опытного летчика на оператора в удобном кресле за сотни или даже тысячи километров от места проведения операции - отличная идея. Плюсы у такого подхода и правда были - беспилотник значительно меньше по размерам, жизни оператора при выполнении поставленной задачи ничто не угрожает, а управляемым вооружением можно «достать» любого противника на земле. Однако и минусов по сравнению с применением штурмовой авиации обнаружилось немало. Главным доводом экспертом в пользу применения пилотируемой авиации является возможность применения управляемого и неуправляемого вооружения в условиях противодействия.

 

Эксперты поясняют, что ударный БПЛА в этом случае может применяться лишь ограниченно - «точечно» отработать и уйти обратно. В то время как дозвуковой штурмовик может нанести куда более существенный урон не только подвижным и неподвижным объектам противника, но и уничтожить живую силу на большей площади. Именно этим обстоятельством, а также целым рядом ограничений продиктовано применение штурмовой авиации в связке с БПЛА. По ту сторону океана, в США, военные специалисты давно работали над вопросом вытеснения пилотируемой авиации и постепенным переходом к средствам дистанционного уничтожения противника. Однако специалисты отмечают, что в случае полного замещения пилотируемой авиации значительно увеличивается риск потери авиационной техники.

 

 

Беспилотник с ракетами «воздух-поверхность» в силу конструктивных особенностей нельзя «навьючить» так же, как на любимого «Бородавочника» сухопутных войск США - самолет поддержки А-10. Несмотря на торжество технологий и появление новых материалов, ни один разработчик в мире не стал оснащать свой беспилотник 20 или 30-мм пушкой. То же самое касается и средств защиты. На штурмовик можно установить комплекс радиоэлектронной борьбы для «активной обороны» ПЗРК противника, а на тот случай, если самолет все-таки обстреляют и даже попадут, есть предусмотренное разработчиком бронирование. В аналогичной ситуации с вероятностью почти в 100% беспилотник будет потерян, а войска рискуют остаться без прикрытия с воздуха.

 

В свою очередь, дозвуковой штурмовик  после нескольких заходов на цель может не просто рассеять скопление живой силы противника, но и повредить (или уничтожить) технику, а пара штурмовиков в состоянии «погасить» крупное наступление. Несмотря на значительные инвестиции в ударные беспилотники, в Соединенных Штатах постепенное замещение пилотируемой авиации слегка «притормозили» именно из-за эффективности штурмовой авиации. Взвесив все за и против, начальство Пентагона решило оставить «кабана» в строю до 2022 года.

 

Рабочая лошадка
 


Хорошо сознает ценность отечественного штурмовика Су-25 и Министерство обороны. Именно по причине феноменальной надежности, помноженной на уникальную живучесть и способность применять весь спектр управляемого и неуправляемого авиационного вооружения, модернизированные Су-25 останутся в составе ВКС минимум до 2020 года. Несмотря на это, у бронированных рабочих лошадок ВКС день ото дня становится все больше конкурентов. Комментируя ситуацию с перспективами Су-25 и штурмовой авиации в целом, военный эксперт Юрий Лямин пояснил, что, помимо бронирования, существует целый ряд параметров, напрямую влияющих на выполнение боевой задачи.

 

«Роль бронирования уменьшается за счет более активного применения управляемого вооружения.

 

 

К тому же ударные вертолеты продолжают разрабатываться и серийно производиться», - отметил Лямин.

 

По словам эксперта, чтобы превзойти надежную конструкцию и повысить боевые качества в новом перспективном самолете поддержки войск, потребуется немалый объем работы.

 

«Проблема разработки нового бронированного реактивного штурмовика заключается в том, что его создание и  производство потребуют серьезных затрат и технологий. И опять же, встает вопрос о приоритетах - тут у всех, кто может его потенциально создать, оказываются более приоритетные программы», - сказал эксперт.

 

Боевое применение Су-25 в Сирии лишний раз показало, что действовать на переднем крае, в самом пекле и гуще боя бронированный хищник может и сегодня.

 

 

 

К тому же, вопреки мнению скептиков, до сих пор нет намеков на то, что исчерпан потенциал для модернизации машины. Эксперты говорят, что современные технологии в двигателестроении, авионике и вооружении могут надолго продлить жизнь штурмовику Су-25 и продержать его в строю. Пока беспилотные летательные аппараты наступают по всем фронтам, а многочисленные аналитики один за другим выпускают заключения о колоссальной отсталости штурмовой авиации, переоборудованные по последнему слову техники «Грачи» продолжают громить террористов везде, где потребуется. Никаких признаков усталости при этом самолет не демонстрирует. А это значит, что до проводов Су-25 на пенсию еще очень, очень далеко.

 

Автор: Дмитрий Юров



Опубликовано: legioner     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх