Единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов» вернулся домой из похода в Средиземное море, где его самолеты наносили удары по террористам в Сирии.
Этот боевой опыт учтут при модернизации корабля и при разработке требований к новым авианосцам, которые планируется строить для ВМФ, рассказал ТАСС военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.
Возглавлявший авианосную группу «Адмирал Кузнецов» и тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» встали 8 февраля на бочки на рейде Североморска после почти четырехмесячного похода. Как сообщили журналистам в Минобороны РФ, теперь «экипажи подготовят корабли к торжественной церемонии встречи корабельной авианосной группы, намеченной на 9 февраля».
Плюсы и минусы по итогам кампании
Авианосная группа ВМФ вошла в Средиземное море в конце октября прошлого года, 8 ноября она была у берегов Сирии. 10 ноября палубные истребители МиГ-29К и Су-33 начали полеты над Сирией. Тогда бои шли в Восточном Алеппо, который позже был полностью освобожден от террористов.
Истребители «Кузнецова» наносили удары по штабам и пунктам управления боевиков, скоплениям живой силы и военной техники, огневым позициям и опорным пунктам. За два месяца морские летчики выполнили 420 боевых вылетов (из них 117 — ночью), было уничтожено более 1 тыс. объектов террористов.
Первое боевое применение «Кузнецова» выявило как достоинства, так и недостатки этого проекта кораблей (1143.5), считает Мураховский.
«Что касается возможностей, корабль подтвердил, что способен выполнять задачи по уничтожению наземных целей на значительном удалении высокоточным оружием с помощью своей авиационной группы, а также решать задачи ПВО корабельного ударного соединения, в состав которого он входит», — говорит Виктор Мураховский.
Также подтвердилось, что «Кузнецов» весьма успешно интегрирован в межвидовую систему боевого управления, сформированную в Сирии.
Говоря о проблемах, Мураховский напомнил, что в ходе кампании в не связанных с боевыми действиями авиапроисшествиях было потеряно два палубных истребителя — МиГ-29К и Су-33.
«Это говорит о недостатках как в техническом состоянии некоторых систем авианосца, так и в системе управления. На мой взгляд, это объясняется отсутствием значительного опыта именно в вопросах боевого применения корабля. Понятно, что все эти недоработки и недостатки должны быть обязательно учтены во время капитального ремонта с глубокой модернизацией», — уверен Мураховский.
Направление модернизации и новые требования
Планируется, что «Адмирал Кузнецов» отправят на ремонт в первом квартале 2017 года, после чего начнутся работы по его модернизации и замене вооружения. Это займет около двух лет, однако сроки и объемы работ могут корректироваться.
Сейчас «Кузнецов» оснащен противокорабельными ракетами «Гранит» и мощной системой ПВО. Корабль может нести на своем борту до 30 истребителей МиГ-29К/КУБ и Су-33 плюс ударные вертолеты Ка-52К, противолодочные Ка-27 и Ка-29 (в транспортном варианте и в варианте вертолета-целеуказателя).
В сирийском походе на корабле находились 10 истребителей Су-33, три истребителя МиГ-29КР и один МиГ-29КУБР, 18 вертолетов различных типов.
По словам Мураховского, боевое применение «Кузнецова» дало огромный массив информации, который обязательно будет использован в проекте модернизации. Доставшаяся от СССР конфигурация этого корабля, считает эксперт, не вполне отвечает современным требованиям.
«Главным образом авиационная группировка на его борту была предназначена (во времена СССР. — Прим. ТАСС) для решения задач ПВО корабельной группы, в состав которой он должен был входить. Одновременно он должен был наносить удары противокорабельными ракетами дальнего действия по надводным целям противника. В области выполнения именно ударных задач авиационной группировкой «Кузнецов» (сегодня) выглядит слабее, чем, например, подобные корабли США. На мой взгляд, с этого корабля нужно снять решение задач ракетными комплексами и сосредоточиться на улучшении возможностей его как авианесущего корабля. Также надо существенно улучшать его возможности в области систем радиоэлектронной борьбы и интеграции в современные автоматизированные системы управления войсками и оружием, которые сейчас уже применяются», — считает главный редактор журнала «Арсенал Отечества».
Сирийский опыт «Кузнецова» — это первый опыт боевого применения отечественных авианосцев за всю историю флота, и он, «несомненно, будет лежать в основе требований, которые будет предъявлять Минобороны к новому кораблю этого класса», отметил эксперт.
В то же время, считает он, даже с учетом сирийского похода, финальный проект новых российских авианосцев будет близок к тому, что уже ранее демонстрировалось российскими судостроителями на выставках, а также разрабатывалось в КБ. На последних морских салонах, в частности, экспонировалась масштабная модель тяжелого авианосца «Шторм» с атомной энергетической установкой.
Внимание НАТО и СМИ
Поход корабельной авианосной группы ВМФ России в «средиземку» привлек повышенное внимание военных НАТО и западных СМИ.
Например, ВМС Норвегии 18 октября заметили тренировочные полеты истребителей Су-33 с борта «Кузнецова» над северо-восточной Атлантикой. Вскоре в Сети появилось видео следования корабельной группы, сделанное с самолета-разведчика Orion. В Норвежском море российские корабли сопровождали фрегат Норвегии Fridtjof Nansen и британский эсминец Richmond.
Когда авианосец был у берегов Сирии, 9 ноября прошлого года, за кораблями группы попыталась следить голландская дизель-электрическая подводная лодка, предположительно «Валрус». Корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков» запеленговали субмарину на расстоянии 20 км с помощью гидроакустических комплексов и вертолетов Ка-27ПЛ, а затем вытеснили ее из района.
На пути домой, который начался 6 января, движение авианосной группы ВМФ России вызвало активность флота Великобритании: в Ла-Манше их сопровождал один из фрегатов Королевских ВМС, рядом с «Кузнецовым» пролетали британские истребители «Тайфун» и патрульный самолет.
Для западных СМИ одной из заметных «деталей» стал оставляемый российским авианосцем за кормой густой дым из трубы на первом этапе похода. Эта тема активно муссировалась и вызвала язвительные заявления ряда западных экспертов.
Однако приблизительно в момент начала действий авианосца у берегов Сирии «черная шапка» над «Кузнецовым» исчезла. Как пояснил ТАСС источник в судостроительной отрасли, повышенный выхлоп на самом деле был связан с калибровкой работы энергетической установки корабля. Никакой политической подоплеки он под собой не имел, как и не являлся следствием технической неисправности.
Читайте нас: