В Тбилиси рассчитывают на отмену визового режима с РФ
Изменяющаяся геополитическая ситуация в мире заставляет страны действовать более прагматично. Похоже, наметился выход из тупика в российско-грузинских отношений, безнадежно испорченных в период правления Михаила Саакашвили. На фоне прогресса в сфере торговли и гуманитарных контактов, все более вероятной становится отмена Россией визового режима и даже восстановление разорванных в свое время официальных дипломатических отношений. Об этом «Известиям» заявил специальный представитель премьер-министра Грузии по взаимоотношениям с Россией Зураб Абашидзе.
По мнению Абашидзе, упрощение визового режима для граждан Грузии было бы для Москвы «шагом в правильном направлении». «Дальнейшую перспективу этого визового режима должна определить российская сторона, это ее прерогатива, и мы не можем навязывать какие-то решения», — пояснил свою позицию дипломат. Он напомнил, что официальный Тбилиси еще в 2011 году отменил визы для россиян, что привело к рекордному росту числа туристов из России. Так, в минувшем году их было свыше миллиона, что для пятимиллионной Грузии очень существенно.
Заявление Абашидзе прозвучало накануне очередной встречи с его российским визави — замминистра иностранных дел РФ Григорием Карасиным, которая состоится 7 февраля в Праге. После разрыва этот формат является единственным для решения текущих вопросов: торговых, культурных и гуманитарных. При этом самый сложный вопрос, связанный с Абхазией и Южной Осетией, вынесен за скобки этих встреч и обсуждается отдельно — в Женеве. Именно с ним грузинская стороны увязывала до сих пор проблему восстановления дипотношений.
Осторожная инициатива Абашидзе может означать, что «лед тронулся» и в этом вопросе. При этом он поступил как настоящий дипломат, обозначив, «окно возможностей». «Пока не будут решены вопросы с Абхазией и с Цхинвальским регионом (Южная Осетия), вопрос восстановления дипломатических отношений с Россией не встанет», — заявил он. Вместе с тем, если в делах урегулирования этих проблем «будут существенный прогресс и существенные результаты, на каком-то этапе может встать вопрос обсуждения восстановления дипломатических отношений», — подчеркнул Абашидзе.
Его коллега Карасин на это резонно заметил, что в сентябре 2008 года, после пятидневной войны, именно Тбилиси выступил инициатором разрыва отношений. И все прошедшие с тех пор годы Москва была готова к их восстановлению. Что касается отмены визового режима для граждан Грузии, то об этом весьма прозрачно намекнул Владимир Путин еще в ходе большой пресс-конференции в декабре 2016 года. «Для этого есть все основания. Мы видим сигналы со стороны отдельных правящих структур в Грузии», — сказал президент России, назвав визовые режимы в Европе анахронизмом.
Отметим, что отсутствие дипотношений и проблемы с визами не мешают развивать экономическое сотрудничество между двумя странами. Сейчас грузинские товары заполняют те ниши на российском рынке, которые они занимали в советский период. После отмены российского эмбарго экспорт грузинской сельхозпродукции увеличился в четыре раза. Только за 10 месяцев 2016 года товарооборот вырос почти на 60%. Если грузинская продукция будет сертифицирована в соответствии с правилами ЕАЭС, это также даст дополнительный потенциал для роста.
По мнению зампредседателя комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктора Водолацкого, вина за межгосударственный кризис во многом лежит на Михаиле Саакашвили.
— Россия всегда выступала за дружественные связи, экономические и прочие, со всеми приграничными республиками. То, что произошло при Саакашвили — это, конечно, проблемный период в жизни обоих государств. Учитывая, что у нас много смешанных браков и много грузин имеют родственников здесь, в России, это вызывает понятные проблемы. Теперь общественное движение за восстановление связей с Россией нашло отражение в правительственных кругах Грузии, и началась эта работа.
Действующая практика ненормальная. Гражданам Грузии для того, чтобы получить визу, нужно написать обращение в дипконсульство Швейцарии, которая уполномочена вести дипотношения с Россией. Именно с восстановления дипотношений и надо начинать.
Грузия нам важна. Это «подбрюшье» Каваказа. Мы знаем, что раньше через ее территорию проходили террористические группировки на нашу территорию.
— Но вопрос по Абхазии и Южной Осетии остаются. Грузинские политики держатся за это…
— Держаться, конечно, можно. Но ведь это было выражение мнения народа этих республик. В Тбилиси наверняка понимают, что силой они эти территории не вернут. А вторая или третья война им не нужна. По этому вопросу будут, скорее всего, постоянные вялотекущие переговоры. Такие, как Россия ведет, например, по Курилам.
Член Совета грузин России Игорь Гвритишвили надеется на отмену виз для граждан Грузии со стороны России.
— Я заметил, что многие посчитали это «прорывом» в российско-грузинских отношениях. Я так не считаю. Рассуждая о возможности восстановления дипотношений, Абашидзе всегда добавляет «при определенных условиях». А эти условия — вопросы Абхазии и Южной Осетии. Их считают оккупированными. Конечно, экономические и гуманитарные вопросы будут решаться. Здесь можно быть оптимистом.
Разумным шагом со стороны России была бы отмена виз для граждан Грузии. Называют цифру в 1 млн. российских туристов, въезжающих сейчас в Грузию. На самом деле их даже больше. А вот для другой стороны все пока жестко.
— Как визовый режим сказывается на живущих в России грузинах?
— Те грузины, которые живут в России — они уже граждане РФ. Теми или иными путями они получили российское гражданство. А тех, кто живет нелегально, их очень мало. Единицы.
Президент Фонда единения русского и грузинского народов Владимир Хомерики считает, что налаживание полноценного диалога между двумя странами отвечает в первую очередь интересам Грузии.
— Визовый вопрос стоит давно, но надо понимать, что в первую очередь он важен для Грузии. А вообще, без восстановления дипотношений его полноценное решение невозможно. Кто будет заниматься возникающими проблемами граждан — и там, и здесь? Эти два вопроса должны решаться в комплексе.
Новая администрация Белого дома сворачивает помощь другим странам и Грузии в том числе. Понимая, что происходит, Тбилиси сейчас будет менять внешнеполитический вектор. Начнут выстраивать отношения с Россией. Думаю, это решится успешно. Это отвечает интересам Грузии.
— Смогут ли политики перешагнуть через территориальный вопрос?
— Давно надо было это сделать. Но и сейчас можно двигаться вперед. По мере решения других вопросов и создания условий для доверительных отношений с Москвой атмосфера будет меняться. И без Абхазии и Южной Осетии здесь тоже не обойтись.
Руководитель отдела проблем ближнего зарубежья РИСИ Александр Скаков не верит в скорое восстановление дипотношений.
— Слишком много «красных линий»: независимость Абхазии и Южной Осетии, их признание Россией и невозможность для Москвы отозвать данное признание. Согласие Тбилиси на восстановление дипотношений фактически будет означать признание независимости Абхазии и Южной Осетии.
А вот в вопросе визового режима подвижки совершенно реальны. Он наверняка будет облегчен. Тем более, что это было обещано на самом высшем уровне. Это может быть сделано в два этапа. Сначала визы будут ставить (или не ставить) на границе, при въезде в Россию. Подобное нужно обеим сторонам.
Сергей Аксенов
Фото: Зураб Джавахадзе/ТАСС
Читайте нас: