The National Interest, США
Во многих российских военных проектах ситуация не всегда такая, какой она кажется. Именно это произошло с самолетом МиГ-35 производства РСК «МиГ».
Сегодняшняя версия МиГ-35 — это не тот современный самолет, который в 2011 году отвергла Индия, отдав предпочтение французскому Rafale. Скорее, новый МиГ-35 это несколько усовершенствованный вариант наземного базирования, сделанный на основе самолета палубной авиации МиГ-29КР. У него нет управления вектором тяги и РЛС с активной фазированной антенной решеткой, хотя соответствующие технологии у России имеются.
«Новый самолет по сути является модернизированной версией МиГ-29КР, — рассказал мне источник из российского ВПК. — У него отсутствует отклоняемый вектор тяги. А отказ от РЛС с АФАР это скорее финансовая, а не техническая проблема с точки зрения закупщиков».
Но к чему тогда столь тщательно проработанная видеоконференция с участием российского президента Владимира Путина, если новый истребитель это просто обновленная версия МиГ-29КР? Ответ прост: реклама.
На самом деле, вся эта затея с созданием МиГ-35 имеет одну-единственную цель — сохранить корпорацию РСК «МиГ». В России такой прецедент существует. Проект по созданию Су-30М2 существовал исключительно для того, чтобы сохранить изготовителя планера КнААПО (Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение).
«Весь этот проект МиГ-35 существует исключительно для того, чтобы сохранить производственные линии РСК „МиГ" и экспортные поставки, — заявил источник. — Технические характеристики это второстепенный фактор. Министерство обороны хочет получить РЛС с АФАР, но покупать Миг-35 оно желает как можно дешевле. Иностранные заказчики, имеющие возможность покупать МиГи, по-прежнему приобретают их без АФАР из-за стоимостных факторов».
Та РЛС, которую имел в виду Путин, по всей вероятности не оснащена АФАР. Скорее всего, она оснащена антенной решеткой с механическим сканированием, являясь версией РЛС «Жук». «Он [Миг-35] способен сопровождать сразу от 10 до 30 целей, работает не только по поверхности земли, но и по морю. Это действительно интересная, уникальная машина, можно сказать — „4++", приближается к пятому поколению», — отметил Путин во время видеоконференции. Однако ее радар не имеет ничего общего с АФАР.
МиГ-35 со временем поступит на вооружение российских ВВС. Но в основном он предназначен для экспортных поставок. Именно поэтому во время видеоконференции с участием Путина большое внимание было уделено продажам самолета за рубеж. Российские ВВС гораздо больше заинтересованы в других самолетах из семейства Flanker (кодовое обозначение НАТО — прим. пер.), которые обладают лучшими характеристиками и являются разноплановыми машинами.
«Мы сумели создать многоспектральную систему, которая была интегрирована в оружие, доустановлена на борт самолета МиГ-35, и наряду с другими системами мы создали комплекс, который относится к поколению «4++, — рассказал Путину генеральный конструктор Объединенной авиастроительной корпорации и ее вице-президент по инновациям Сергей Коротков. — Надеемся на то, что Министерство обороны после проведения испытаний будет закупать эту машину, и иностранные заказчики тоже придут к нам заключать контракты».
На самом деле, заявление Короткова это в первую очередь мольба, потому что МиГ-35 это последняя надежда КБ Микояна на выживание в условиях, когда компания «Сухой» обладает несомненными преимуществами. Время покажет, поможет ли РСК «МиГ» ее гамбит с МиГ-35. Однако стоит сказать, что расклад не в ее пользу.
Дейв Маджумдар (Dave Majumdar) — редактор The National Interest, освещающий военные вопросы.
Фото: РИА Новости, Рамиль Ситдиков
Читайте нас: