Мастодонт международной политики для сближения России и США разыграет китайскую карту
Бывший госсекретарь лауреат Нобелевской премии мира Генри Киссинджер разработает для избранного президента США Дональда Трампа план по нормализации отношений с Россией. Об этом со ссылкой на аналитический доклад «западноевропейских спецслужб», который базируется на «информации команды Трампа», 26 декабря рассказал немецкий таблоид Bild.
Как отмечает издание, 93-летний дипломат считает налаживание отношений с Россией правильным шагом на фоне усиления Китая. Баланс между США и Россией, по его мнению, будет способствовать укреплению глобальной стабильности.
Bild отмечает, что как опытный переговорщик, который, к тому же, лично знаком с президентом РФ Владимиром Путиным, он станет оптимальным посредником между Москвой и Вашингтоном.
«По данным проведенного для европейских спецслужб анализа, который основывается на сведениях из команды Трампа, новый президент США стремится снять с России санкции «по совету Киссинджера», — пишет Bild.
По данным издания, Киссинджер должен разработать план урегулирования украинского кризиса, согласно которому Россия должна гарантировать безопасность восточной части страны, а Запад должен неофициально признать право Москвы на Крым, чтобы этот вопрос перестал быть проблемой в отношениях США и России.
Кроме того, Киссинджер предлагает вернуться, по сути, к биполярной модели мира и «уступить» России сферу влияния на территории бывших советских республик. Это, по версии издания, означает, что США признают сферой влияния России пространство между Польшей и Ираном, Афганистаном и Китаем. Баланс сил между США и Россией будет способствовать укреплению глобальной стабильности, в том числе в вопросах ядерной безопасности.
— Не исключено, что эти предположения — правда, — считает профессор МГУ, доктор политических наук, член Научного совета при Совете безопасности РФ Андрей Манойло:
— Киссинджер решил напомнить о себе и показать, что есть еще порох в пороховницах. Ведь обидно, когда большую политику делают молодые, а на тебя смотрят, как на реликт навсегда ушедшей эпохи. Для Трампа Киссинджер — мастодонт, переживший эпоху великого оледенения (холодной войны). Но при этом Киссинждер не вызывает у Трампа чувства отторжения, так как нынешние противники Трампа, засевшие в Конгрессе и ряде других мест — это поколение, годящееся Киссинджеру во внуки. В этом плане пара Киссинджер-Трамп может быть удачной как для самого Трампа, интуитивно нащупывающего свой путь в дебрях незнакомой ему большой политики, так и для Республиканской партии, точнее, той ее части, которая напугана решительным настроем Трампа, и желает подвести к нему опекуна-няньку.
— А Киссинджер, сможет реализовать поставленную задачу?
— Киссинджер — очень опытный и все еще весьма энергичный политик, он пользуется колоссальным влиянием не только у себя в стране, но и во всем мире. Это — тяжелая артиллерия, каток и ледокол в одном лице, пройдет везде. Киссинджер — изобретатель «челночной дипломатии» — инструмента, очень эффективного и чрезвычайно коварного. Но удастся ли ему разработать и реализовать тот план, который ему приписывает Bild — большой вопрос.
Во-первых, Трамп не нуждается в посредниках-челноках, тем более, что в его команде теперь есть Рекс Тиллерсон, глава «Эксон-Мобил», который имеет прямой неформальный канал связи с Путиным, а с Сечиным — дружит.
Во-вторых, Киссинджер — непревзойденный стратег челночной дипломатии, на которую в свое время поймался Горбачев, что, в конечном итоге, привело к распаду Советского Союза. Дело в том, что когда в отношения между двумя великими державами — США и Россией, вклинивается челночная дипломатия, ни к чему хорошему это не приводит. Вспомним бесконечные вояжи Керри в Москву, куда он летал как на работу, с предложениями различного рода сомнительных политических сделок и разменов (Украину на Сирию, Сирию на гитару, потертый секретный чемоданчик и красные мокасины, и т. д.). Возможно, альянс Трампа и Киссинджера позволит помирить неистового Дональда со старой американской политической элитой, воспринимающей Трампа как выскочку — тогда это принесет пользу. Советы же Киссинджера как можно скорее снять с России санкции выглядят самоочевидными и, по большому счету, перепевают прежние заявления самого Трампа.
— Из-за чего оказались в тупике отношения между нашими странами, и под силу ли одному человеку их вывести из него?
— Отношения между нашими странами оказались в тупике из-за исключительно упорного нежелания партнеров слышать друг друга. Теперь эта проблема преодолена, и Трамп готов восстанавливать все то, что его предшественник Обама методически разрушал. Что не удивительно: Трамп — строитель, а Обама — экзотический политпроект. С задачей восстановления отношений между Москвой и Вашингтоном один человек, даже такой «мощный старец» как Киссинджер, конечно же, не справится. Для решения этой задачи потребуются, как минимум, двое: Трамп и Путин.
— Что, по- вашему, может означать признание российской сферой влияния «пространство между Польшей и Ираном, Афганистаном и Китаем»? Означает ли это, что США оттуда уйдут?
— Ничего не означает — это типичный «вброс», «пробный шар», тестирующий российское руководство на наличие скрытых региональных и глобальных амбиций. США — единственная в мире держава, имеющая свои интересы в любом регионе планеты (в том числе на постсоветском пространстве), и Трамп эти интересы будет обеспечивать и защищать. Другое дело, что внешняя политика США в зоне исключительного влияния РФ станет, возможно, более тонкой и тактичной, а также — согласованной. Что принесет им серьезные дивиденды.
— А как насчет санкций? Ведь они привязаны к Крыму, а «план Киссинджера» не предусматривает его формального признания. Насколько вообще и кому именно в США важны эти санкции?
— Трамп будет стремиться свернуть политику санкций, направленных против России просто потому, что российско-американские отношения он воспринимает как бизнес-проект, а любой бизнес-проект должен приносить прибыль. Нарастание же напряженности в отношениях с Россией ведет к убыткам, которыми США, использующие инструментарий санкций, наказывают сами себя.
Поэтому для Трампа санкции — зло, от которого он постарается побыстрее избавиться, с Киссинджером или без, все равно. Другое дело, что санкции против Крыма сняты не будут еще в течение длительного времени: политическая элита США сумела сама себе внушить, что Россия за Крым обязательно должна быть наказана (и сам Крым — тоже). Если сейчас Трамп заикнется, что завтра санкции с Крыма снимаются, в США начнется вооруженный мятеж. Но это не значит, что Трамп не будет готовить почву для снятия санкций с Крыма, оставив пока этот вопрос в подвешенном состоянии.
— Какие еще шаги новая администрация США может предпринять навстречу России?
— Этих шагов может быть множество — всех не перечислить. Снятие санкций, санация Украины, отказ от антироссийской риторики. Вполне возможно, что одним из главных результатов разрядки в 2017 году станет образование США и Россией единого совместного фронта борьбы с международным терроризмом в Сирии и Ираке, на чем уже давно настаивает Москва. И тогда это будет прорыв.
— Благодаря Киссинджеру США смогли в свое время сыграть на противоречиях между СССР и Китаем, — напоминает аналитик международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок.
— Именно Киссинджер был архитектором «открытия» коммунистического Китая внешнему капиталистическому миру, прежде всего США. И именно с этого «открытия», по большому счёту, Китай начал становиться тем, чем он является сейчас — великой державой. Правда, не имеющей достаточного внутреннего рынка и серьёзно зависимой от экспорта, в основном в Америку же.
Была ли деятельность госсекретаря США того периода положительной для интересов СССР? Очевидно, нет. Хотя тот урок, который можно и нужно было извлечь из его деятельности, весьма важен. Отдельно замечу, что помимо практической политики Киссинджер имеет серьёзный вес в академической среде. Например, его книга «Дипломатия», вышедшая в 1994 г. — это живая классика, не теряющая ни капли актуальности сегодня.
— Исходя из этого, чего ожидать от нового плана Киссинджера?
— Американские элиты понимают, что «открытый» Киссинджером Китай может стать всё более самостоятельным и агрессивным в своей внешней политике. Поэтому его необходимо «сбалансировать». Это можно сделать несколькими способами, один из которых — сблизиться с Россией. То есть Киссинджер сейчас фактически предлагает сыграть партию, обратную той, что он играл в 1970-е гг. Тогда США сблизились с Китаем, там самым ослабив СССР, а сегодня США хотят сблизиться с РФ, ослабив Китай.
— Bild говорит, что формально Крым признавать не будут. А как же снять санкции, если повод для них не исчез?
— Основные западные санкции, введённые с 2014 г. против России, связаны не с Крымом, а с конфликтом в Донбассе. А в отношении Донбасса между Украиной и Россией формально не существует никаких территориальных споров. В этой связи для снятия большего объёма санкций с Москвы вовсе не обязательно признавать, даже неформально, её суверенитет над Крымом.
— Что значит признать за Москвой право на сферу влияния на Украине, а также в Белоруссии, Грузии и Казахстане. Как это будет выглядеть?
— Генри Киссинджер — сторонник традиционных подходов «реальной политики» и «баланса сил». Его интересует усиление или удержание влияния США, но он ни раньше, ни сейчас не поглощён идеей сделать весь мир либерально-демократическим и, следовательно, счастливым. Он исходит из политического реализма и видит большие категории: Китай, Россия, Индия, Германия. Таких категорий, как Украина или Грузия, в его условной карте мира не существует. Не в том плане, что он не знает об их существовании, а как раз в обратном: он знает, что для России эти страны — важная часть обеспечения безопасности на своих границах, а для США они не представляют ни экономического, ни иного интереса.
Поэтому, чтобы получить большее, а именно — попытаться ослабить Китай за счёт России, вполне можно признать сферу влияния РФ на постсоветском пространстве. Американцам это не будет стоить вообще ничего, даже снизятся расходы на поддержание легионов прозападных НКО в этих странах. Зато взамен получат более сговорчивую Россию. Выгода очевидна.
— Предполагается разработать план политического и экономического развития Украины, согласно которому Россия должна гарантировать безопасность восточной части этой страны. Как бы вы истолковали этот пассаж?
— Здесь, как мне кажется, имеется довольно прозрачный намёк на максимальную автономию Донбасса под фактической защитой, экономической и военной, России. По факту Киев и так отказался от выполнения своих социальных обязательств перед жителями провозглашённых республик, поэтому предложение Киссинджера просто закрепляет уже существующее положение дел.
Дмитрий Родионов
Фото: DPA/ТАСС
Читайте нас: