Революционные вооруженные силы Кубы отметили свое шестидесятилетие. Сейчас кубинская армия не может тягаться с крупнейшими региональными игроками, однако в свое время бойцы Фиделя Кастро, включая летчиков и танкистов, участвовали в вооруженных конфликтах на Африканском континенте, где заслужили высокую оценку советских специалистов. Но самой сильной стороной кубинцев были закаленные в партизанских войнах по всему миру силы спецназначения, у которых учились офицеры спецназа КГБ «Вымпел».
В пятницу на Кубе отмечается День Революционных вооруженных сил Кубы. 2 декабря 1956 года группа кубинцев во главе с Фиделем Кастро высадилась с яхты «Гранма» в кубинской провинции Орьенте и начала вооруженную борьбу против правительства диктатора Фульхенсио Батисты.
Выиграв партизанскую войну, Кастро приступил к строительству новой кубинской армии, опираясь на военную помощь СССР. В какой-то момент вооруженные силы Кубы стали одной из самых сильных армий в Латинской Америке, а политика «экспорта революции» позволила кубинским военным получить ценный опыт в партизанских войнах в Конго, Боливии, Аргентине, Венесуэле и Никарагуа, а также масштабных боевых действиях с применением танков, артиллерии и авиации в Анголе и Эфиопии.
«В декабре на самолетах из Анголы прибыли около 500 кубинских военнослужащих, в том числе личный состав танкового батальона, который под нашим руководством приступил к освоению Т-62. Кубинцы оказались грамотными ребятами, и уже к исходу 1977 года кубинский батальон на Т-62 был готов к боевому применению», — вспоминал советский специалист, участвовавший в вооруженном конфликте в Эфиопии, в интервью официальной газете Минобороны России «Красная звезда».
По его словам, кубинцы, в отличие от африканцев, были серьезными, дисциплинированными бойцами, которыми «затыкали дыры» на фронтах и в Эфиопии, и в Анголе.
В Анголе, по оценкам издания, с 1975 по 1988 год находился контингент кубинских войск численностью до 58 000 человек. В этих войнах участвовали и кубинские пилоты, которые успешно решали боевые задачи за штурвалами советских вертолетов Ми-8 и самолетов МиГ-17 и МиГ-21.
Сейчас небольшая кубинская армия с устаревшей советской военной техникой не может тягаться с современными вооруженными силами крупных глобальных и региональных игроков. Тем не менее, занимая 79-ю позицию в рейтинге Global Firepower 2016, Куба опережает, например, некоторые постсоветские страны: Грузию, Киргизию и Эстонию.
Особую известность в мире получили бойцы кубинских сил специального назначения — «Черные осы».
На официальном сайте кубинского минобороны это подразделение почти не упоминается: в перечне учебных заведений кубинских вооруженных сил указана Национальная школа войск специального назначения Барагуа.
«Расположенная к западу от столицы, она выполняет свою миссию по подготовке офицеров для специальных войск Революционных вооруженных сил», — говорится в описании этого учебного заведения. Благодаря строгости обучения и высокому уровню физической подготовки единицы курсантов становятся выпускниками этой школы, объясняют кубинские военные.
Если кубинских летчиков, моряков или танкистов обучали советские инструкторы, то спецназовцы Фиделя Кастро с их опытом участия в партизанских движениях сами занимались обучением коллег из СССР. Об этой подготовке рассказывал в своих воспоминаниях ветеран группы специального назначения КГБ СССР «Вымпел» полковник запаса ФСБ Валерий Киселев.
«Лагерь представлял собой казарму, расположенную в низине, окруженную покрытыми лесом холмами. Местных спецназовцев к тому времени из лагеря вывезли. В нем были только 16 «вымпеловцев» и несколько преподавателей и инструкторов кубинского спецназа. Другие преподаватели приезжали только для проведения занятий и после них уезжали в свои учебные лагеря. Кубинцы предоставили самых лучших преподавателей из разных спецшкол. По всем спецдисциплинам настоящие асы своего дела», — писал в своих воспоминаниях Киселев.
Кубинцы сообщили специалистам «Вымпела», что они будут обучаться на «тропе Че Гевары», где легендарный революционер тренировался со своим отрядом перед походом на Боливию.
Это был особый маршрут длиной около 7,5 км по холмам 250–300-метровой высоты вокруг тренировочного лагеря. На всем протяжении тропы стояли учебные мины-ловушки, растяжки и другие спец препятствия. Кубинцы учили спецназовцев КГБ проходить минные заграждения, обезвреживать руками и вслепую различные типы мин, преодолевать заграждения из колючей проволоки, снимать часовых, проникать к складам, аэродромам, казармам, топливным терминалам и так далее.
Особое внимание искушенные в партизанских войнах кубинские инструкторы уделяли синхронному скрытному перемещению в согнутом положении, в котором бойцов заставляли ходить часами. «Идущий первым ощупывает ногами землю перед собой, чтобы обнаружить мины и растяжки. Передвижение идет след в след. Известно, что человеческий глаз воспринимает только быстрое движение. На медленное движение никто не обращает внимания. Поэтому двигаться в этом положении нужно очень медленно и плавно, чтобы мгновенно замереть, если взлетит осветительная ракета. Боец практически сливается с окружающей средой», — объяснял Киселев.
На ночных занятиях офицеры КГБ отрабатывали передвижение ползком по 10–12 часов подряд, чтобы группа из 4–5 человек могла проникнуть на охраняемый объект условного противника — топливный терминал, аэродром, склады боеприпасов или казармы — и уничтожить его. Группа должна была ползти очень медленно, преодолевая минные заграждения, специальные шумовые препятствия: сухие листья, маты из тростника, соломы, обломки шифера и заграждения из колючей проволоки. Все абсолютно синхронно и бесшумно.
Пока ведущий группы нащупывал и обезвреживал в полной темноте мины, остальные участники группы неподвижно лежали, игнорируя бегающих по ним муравьев и других тропических насекомых.
Для защиты и скрытности бойцы были намазаны маскирующим составом из трав или грязи, а оружие обработано так, чтобы не давать бликов.
Подготовка диверсантов была рассчитана таким образом, чтобы семь спецназовцев с помощью тротиловых шашек, мин, гранат и автоматов могли уничтожить в казармах батальон противника (около 400 солдат и офицеров) и уйти, замаскировав за собой проходы в заграждениях. Бойцы группы «Вымпел» проходили на Кубе курсы сроком три или шесть месяцев.
Кубинцы проводили и «городскую подготовку»: тайниковые операции, способы и места базирования, скрытное передвижение, обнаружение наблюдения и уход от него — все в городских условиях.
«Кубинские спецназовцы — одни из лучших специалистов по организации засад и похищениям людей. Всему этому они обучали и наших офицеров», — констатирует полковник ФСБ.
Кроме того, кубинцы обучали спецназ КГБ подручными средствами вскрывать дверные и сейфовые замки. Когда в конце обучения «вымпеловцам» устроили специальное комплексное занятие для проверки полученных навыков в присутствии генерала КГБ Александр Лазаренко и Рауля Кастро, представитель советской стороны был удивлен новым навыкам, которые продемонстрировали обученные кубинцами бойцы.
На основании конспектов и отчетов бойцов об этих командировках в «Вымпеле» подготовили пособия для обучения советского спецназа по кубинской методике.
По словам Киселева, именно кубинцы впервые научили «вымпеловцев» новым элементам рукопашной схватки — боевому ката с автоматом. «Сегодня такой технический комплекс исполняют и десантники. Причем в более продвинутом виде. А в то время это была самая новая техника приемов с длинноствольным оружием в рукопашном бою. До этого времени даже бойцы «Вымпела» такого не видели и только пытались придумать что-то похожее. У кубинцев все уже было хорошо придумано», — рассказывал офицер.
В октябре прошлого года телеканал Fox News со ссылкой на должностных лиц США сообщил, что кубинский лидер Рауль Кастро направил бойцов своих сил специального назначения в Сирию на помощь Башару Асаду. Якобы кубинцев в Сирию даже доставили российские транспортные самолеты, и это американским журналистам подтвердил анонимный арабский военный, побывавший в аэропорту Дамаска. Представитель посольства Кубы в Дамаске опроверг эти сообщения.
Читайте нас: