В Киеве продолжают рассчитывать на примирение с Трампом
В администрации президента Украины говорят о том, что Киев активно работает над налаживанием отношений с избранным президентом США Дональдом Трампом. Об этом заместитель главы администрации президента Украины Константин Елисеев рассказал в интервью изданию «РБК-Украина».
Елисеев отверг упреки, которые звучали в сторону АП и украинского МИД в том, что Украина во время предвыборной кампании в США ориентировалась исключительно на Хиллари Клинтон, подчеркнув, что сам Петр Порошенко сохранял нейтралитет в этом вопросе.
«В своей позиции Петр Алексеевич неизменно сохранял лояльность и нейтральность в отношении кандидатов на президентских выборах в США. И глава нашего государства был одним из первых, кому Дональд Трамп решил позвонить. Этот звонок показывает, что наш посол в Вашингтоне, и наш МИД имеет хорошие контакты со всеми политическими силами внутри США», — заявил Елисеев.
Он также рассказал о том, что телефонная беседа Порошенко и Трампа была «теплой и искренней».
«Подчеркиваю, что произошел первый, очень теплый и искренний телефонный разговор с Дональдом Трампом, который длился около 15 минут. Мы сейчас работаем над тем, чтобы выстраивать контакты, наводить мосты. Кстати, во время телефонного разговора речь шла, в том числе, и о возможном визите президента Украины в США в начале следующего года», — заявил он.
Елисеев также заявил, что в администрации Порошенко надеются на то, что президент Трамп продолжит политику своего предшественника Барака Обамы в вопросе продления санкций против России.
— Трамп постарался пообщаться в первые же дни со всеми важными мировыми лидерами, в том числе и с Порошенко, — объясняет американист Владимир Можегов.
— Но надо понимать, что Порошенко является «важным лидером» только в контексте России. И еще принципиальный момент: пресс-служба Трампа сразу и широко оповестила мир о разговоре с Путиным, а о разговоре с Порошенко — нет. На мой взгляд, это знак расстановки приоритетов. Трамп сигнализирует Путину и всем остальным, что направление контакта с Россией главное и решающее.
— Порошенко пригласил Трампа осуществить визит на Украину в удобное время. Ждать ли визита Трампа в Киев? Куда он раньше приедет, в Киев или в Москву и что будет означать этот жест?
— Да, конечно, Трамп поедет на Украину. Но было бы очень странно, если бы он приехал в Киев раньше Москвы. Разумеется, сначала будет Москва. Визит в Киев Трамп совершит, скорее всего, уже имея ясные предложения и договоренности с Кремлем.
— Новая администрация уже никак не будет связана с нынешней украинской властью. Захотят ли в Вашингтоне сменить ее на более договороспособных людей или дадут шанс Порошенко?
— Я не сомневаюсь, что именно так и будет поставлен вопрос, причем, в достаточно жесткой форме. Трамп — очень авторитарный человек и жесткий переговорщик, причем, обладающий огромным опытом ведения дел. Он знает, что ему надо и будет этого добиваться (причем, касается это, конечно, не только Киева, но и Москвы). Одним словом, если Трамп и Путин договорятся, что Порошенко — более не подходящая фигура, будет поставлен вопрос о его смене. И Киеву надо, конечно, к этому готовиться.
— Существует точка зрения, что Украина сама по себе для Трампа «токсичный актив», который тот попытается продать Москве. Согласны ли вы с этим?
— Да, пожалуй, Украину можно назвать «токсичным активом». Но и Трамп — очень серьезный бизнесмен. Любые «активы» он будет продавать только с максимальной выгодой для себя. И к этому уже должны быть готовы в Москве. Понятно, что для Трампа в приоритете сейчас Сирия. Трамп пообещал американцам стабилизировать ситуацию там, уничтожить ИГИЛ*, и именно к этому будет стремиться в переговорах с Москвой. Его успех в этом вопросе всей Америке скажет о его состоятельности как президента. И Путин, конечно, тоже это прекрасно понимает. Украинский же вопрос является жизненно важным, прежде всего, для России, но не для США. О чем Трамп также не раз прозрачно намекал, а то и говорил совершенно прямо.
Одним словом, все мы ждем больших перемен. И все же не будем забывать, что Трамп — сильный игрок, играющий за США (а не за Россию), и привыкший выигрывать. А также о том, что есть и другие важные «игроки» и «активы»: Европа, Китай, Иран, Индия. Все они, так или иначе, примут участие в этой игре и новой расстановке сил. А то, что такая серьезная перестройка всей мировой политики будет происходить, причем быстро и на наших глазах — всем уже очевидно.
— Не очень ясно, дал ли Трамп свое согласие на встречу с Порошенко — как известно, Белый дом не подтвердил это, — подчеркивает профессор МГУ, доктор политических наук, член Научного совета при Совете безопасности РФ Андрей Манойло.
— Порошенко же любит бежать впереди паровоза и выдавать желаемое за действительное. Но даже если Трамп дал ему свое согласие, то надо еще посмотреть, какой будет эта встреча: пройдет ли она на равных, или Порошенко вызовут в Вашингтон для того, чтобы публично выпороть. Если Трамп собирается в ближайшее время избавиться от Украины, он обязательно вызовет Порошенко и поставит его перед фактом — в этом случае встреча также возможна. Единственно, на что Порошенко рассчитывать не стоит — это на поддержку Трампа, которого многие соратники Порошенко (Аваков, например) поспешили смешать с грязью, будучи уверенными, что к власти придет Хиллари Клинтон.
— Это означает, что статус Порошенко настолько низок, что телефонные разговоры с ним не воспринимаются как переговоры на высоком уровне. Трамп может переговорить по телефону с любым фермером, к примеру, в Техасе, для того, чтобы узнать цены на корма, и это будет проявлением демократичности и заботы о простых людях, но распечатывать стенограмму этого разговора на сайте Белого дома он не будет. Порошенко же в глазах Трампа, похоже, располагается ниже самого захудалого американского фермера.
— Порошенко отметил важность продолжения решительной поддержки Киева со стороны Вашингтона в «противодействии российской агрессии». Ничего не говорится о реакции Трампа на это замечание со стороны украинского коллеги. Какой могла быть его реакция?
— Трамп не комментирует одиозные высказывания Порошенко и правильно делает: он не психиатр. Кроме того, никто не гарантирует того, что Порошенко в разговоре с Трампом вообще говорил то, что он затем заявил украинскому народу: Трамп вообще, скорее всего, не в курсе этих слов. Этим и объясняется молчание его пресс-службы.
— Если встреча Трампа с Порошенко все же состоится в ближайшее время, будет ли Порошенко уговаривать нового президента сохранить прежнюю политику по отношению к Украине и России?
— Встреча, возможно, состоится, но не раньше, чем Трамп пройдет инаугурацию и встретится с длинной чередой европейских лидеров. Порошенко в этой очереди будут стоять последним. Но он готов униженно ждать. Порошенко на встрече будет просить денег, еще раз денег и «сохранить прежнюю политику». И еще — понять и простить (и за себя, и за Авакова). Произведет ли это впечатление на Трампа? Не думаю.
— Насколько киевская власть готова работать с новой администрацией США, ведь они безоговорочно ставили на Клинтон? Плана «Б» на случай победы Трампа, у них, судя по всему, не было…
— Киевская власть готова работать с кем угодно, лишь бы получить еще немного денег. Трамп для Порошенко — это уже не «опасный маргинал», а эталон демократии. Ради этого Петр Порошенко и заискивает перед Трампом, пытаясь любыми способами снискать его расположение. Что касается Трампа, то он будет жестко «троллить» Порошенко за маргинала и другие обидные прозвища, и денег, разумеется, не даст.
Украина — проект Обамы, который Трампу выпало завершать. Вот он его и завершит, независимо, какое правительство будет в Киеве. Украина для Трампа — «токсичный актив», с которым лучше не связываться.
*"Исламское государство" (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.
Дмитрий Родионов
Фото: AP/ТАСС
Читайте нас: