Власти Крыма поблагодарили Киев за поддержку процесса интеграции полуострова в РФ
Первый вице-премьер Крыма Михаил Шеремет выразил благодарность украинским властям за продовольственную блокаду. По его словам, год блокады существенно стимулировал развитие сельского хозяйства на полуострове.
«Мы смогли в сжатые сроки переориентировать наш бизнес на материковую часть России, более того мы начали развивать свое сельское хозяйство, свое производство, которое развилось в разы (быстрее) благодаря тому, что они устроили так называемую блокаду», — цитируетполитика РИА Новости.
Шеремет отметил, что единственным достижением организаторов блокады стало уничтожение сельского хозяйства в Херсонской области, откуда на рынки Крыма традиционно поставлялись фрукты и овощи.
Кроме того, первый вице-премьер дал оценку очередной акции на границе с Крымом, устроенной накануне запрещенным в России «Меджлисом» *. В субботу, 24 сентября в рамках так называемого крымско-татарского марша экстремисты заблокировали трассу на полуостров. В мероприятии, приуроченном к годовщине продовольственной блокады Крыма, приняли участие около 150 человек.
По словам Шеремета, участники «марша» «деградируют на глазах». «Это ущербные люди, мы с сожалением к ним относимся, с пониманием не могу, потому что я не врач. Они радуются, устраивают непонятные праздники. Я думаю, что помочь им может только психиатрическая клиника. Они праздник делают из пакостей — это деградация, последняя стадия», — отметил политик.
По мнению крымского политолога, президента Регионального института политических коммуникаций Ивана Мезюхо, меджлисовская «товарная блокада» Крыма действительно дала мощный импульс к тому, чтобы российские продукты в большем ассортименте появились на прилавках полуострова.
— Кроме того, сельхозпроизводители республики получили шанс на более выгодную реализацию своей продукции, что немало важно, учитывая те экономические трудности, с которыми они столкнулись после воссоединения Крыма с Россией.
Этой «блокадой» Украина, по сути, ускорила процесс интеграции Крыма и Севастополя в экономическое пространство Российской Федерации. Крымские предприниматели, занимающиеся реализацией товаров наконец поняли необходимость изменения своих сырьевых баз. К слову, к моменту «блокады», многие бизнесмены полуострова уже заказывали товары в Краснодарском крае и других регионах страны.
— А какие последствия получил Киев? Ну, кроме упомянутого Шереметом уничтожения сельского хозяйства Херсонской области?
— От этой «блокады» официальный Киев получил очередную пощёчину от запрещённого и признанного экстремистским в Российской Федерации «Меджлиса крымскотатарского народа». Безусловно, Киев до меджлисовской «блокады» ещё какое-то время хотел бы торговать с полуостровом. В то же самое время, «Меджлис», находясь в добровольном изгнании и лишившись активного контакта с крымскими татарами, проживающими на полуострове, хотел закрепиться в текущей политической системе, если хотите, напомнить о своём существовании. Плюс к этому, не исключаю того, что «Меджлис» действовал по указанию из вне. Сложилась парадоксальная ситуация, когда президент Украины вынужден считаться с лидерами «Меджлиса», которые находятся вдали от своей Родины и больше не обладают авторитетом среди своих же соотечественников.
Помимо того, что «Меджлису» удалось с помощью этой «блокады» закрепиться в текущей украинской политической системе, определённо, его лидерам удалось обогатиться на этой акции.
— Шеремет говорит, что он с сожалением относимся к участникам блокады, что они «ущербные люди». Так ли это? Или это все же хитрые дельцы? Что вообще представляют собой сегодняшние «меджлисовцы»?
— Действительно, некогда авторитетные в политических кругах Крыма Мустафа Джемилев, Рефат Чубаров и Ленур Ислямов выглядят сейчас жалко. Их пустые заявления может быть кого-то ещё волнуют на Украине, но на полуострове эти личности уже не представляют живого интереса среди местного населения. «Меджлисовцы», оставшиеся в Крыму, ведут себя по-разному. Кто-то порвал с этой организацией и работает в команде местной власти. Другие завуалированно проявляют своё недовольство в социальных сетях. Третьи просто притихли, а четвёртые делают громкие заявления и являются участниками судебных процессов.
— В Киеве еще в начале лета говорили о том, что блокады не достигла своих целей и вообще не выгодна, что будут искать новые варианты «решения крымского вопроса». Почему так долго это доходило, а главное — почему так ничего и не поменялось?
— Когда «блокада» задумывалась, её организаторы прекрасно понимали, что последствия их пакостей Российская Федерация минимизирует. Изначально они знали, что публично декларируемые цели «блокады» останутся декларациями. Не надо думать, что управляют этой «блокадой» дураки. Своих личных целей организаторы этой акции в большинстве своём достигли.
— Поставки продовольствия в Крым сегодня идут двумя путями — либо законным через Керченскую переправу, либо незаконным контрабандными путями из Одессы, — напоминает политолог, руководитель экспертной группы «Крымский проект» Игорь Рябов.
— Благодаря действиям силовых структур и властей Крыма незаконный поток существенно сократился. Стоит вспомнить недавнее задержание крупной партии контрабандных фруктов с Украины на симферопольском «Привозе». В продуктовых магазинах Крыма превалирует продукция из Краснодарского края, Москвы, а также тех регионов России, которые не могут пробиться в столичный ритейл. Иногда удается увидеть товары из Белоруссии и Армении. Крымские производители в этой ситуации оказались в выигрыше, но тут проблема другая: в Крыму слабо развит сектор переработки, и он сейчас требует инвестиций. Переработка в Крыму либо контролировалась украинскими олигархами, либо была вынесена в Херсонскую область. Так что рост и неизбежный, и понятный.
Все что сегодня Крым производит — всю мясную и молочную продукцию — Крым и потребляет. Крымские производители в этом смысле далеки от насыщения рынка своей продукцией, особенно с учетом потребностей туристического потока. При этом в стратегических планах крымских экономических властей привлекать инвесторов в секторы переработки и производства сельхозпродукции с высокой степенью доходности. Скажем, будет отказ от зерновых культур в пользу косточковых, фруктов и виноградников. Есть планы создать несколько производств по переработке мясной продукции. Проблема дефицита воды постепенно решается, и инвестиции в эту сферу обещают быть очень привлекательными. Так что Шеремет не просто прав — польза крымским производителям от блокады еще не вся исчерпана. Самая серьезная проблема в этой ситуации — высокие цены в Крыму, которые держатся уже не первый год. Сказывается относительный дефицит и серьезные издержки на транспорте. Думаю, власти республики должны применить какие-то инструменты давления на местных производителей. Пока что они находятся в привилегированном, если не сказать неприкасаемом статусе — их не так много, и их берегут. Думаю, в ближайшей перспективе цены в Крыму начнут снижаться.
— Еще 1 июня заместитель министра по вопросам оккупированных территорий Украины Юсуф Куркчи заявил, что блокада не достигла целей. А кто-то серьезно верил, что она поможет Украине вернуть Крым? Что это, глупость или все же тонкий расчет?
— Нужно разделить две линии в поведении Киева. Первая — политические и экономические санкции. Вторая — провокации и диверсии, включая водную и энергетическую блокаду. Политическая реакция Киева на референдум была вынужденной. Такая власть в таких условиях просто не могла отреагировать иначе. Уход Крыма был реакцией на «Майдан», который сегодня и является властью в Киеве. Блокада не могла достичь своих заявленных целей — возврата Крыма. Но она достигла другую цель: за счет постоянного эксплуатирования этой темы на Украине шлифуется образ врага. Это не глупость и не расчет — это карма, неизбежные последствия серьезного геополитического поражения, которое понесла и еще будет нести Украина в результате кровавого переворота. Что касается второй линии поведения — диверсий и провокаций силами экстремистов, это Киеву тоже на руку. Во-первых, это имитирует общественный запрос на санкции, а во-вторых, чем-то занимает радикалов. Как только украинские националисты и «меджлисовцы» забудут про Крым, они станут серьезной внутриполитической проблемой на Украине. Собственно, все к тому и идет.
— Тот же Куркчи тогда же говорил о том, что блокада может быть отменена, и Киев будет искать «иные варианты решения»? Что, воз и ныне там? Иных вариантов нет?
— «Иные» варианты решения — это их отсутствие. Все что можно, они перепробовали. Даже «Евровидение» выиграли «с блеском» — и то не помогло. В отмену блокады, как и в отмену санкций, я не верю, потому что ради определенной высокой степени изоляции России весь проект украинского «майдана» и затевался. Блокада и санкции будут сняты лишь тогда, когда сменится власть в Киеве, равно как и власть в США и Европе. Насколько реальны изменения могут быть — судите сами. Не от нас это зависит.
— А были ли хоть какие-то плюсы для Киева в этой блокаде?
— Прямая выгода от блокады — пополнение карманов лидеров «меджлиса» на контрабанде. Второе, как я и говорил, инструмент для внутренней пропаганды. А так от разрыва отношений с Россией Украина только теряет. Умирает экономика, которая не ориентирована на экспорт в Европу (например, металлургия — это последний реальный ресурс). Люди теряют работу, снижается уровень жизни. Все это добром не кончится.
— Как бы вы оценили вчерашнюю акцию «Меджлиса»? Шеремет считает, что участники блокады «деградируют на глазах»… Так ли это? Насколько изменился «качественны состав»?
— «Меджлисовцы» не добились никаких результатов кроме бессмысленного политического пиара. Выглядит это все уже действительно странно. Так или иначе, Россия меняется и развивается. В Крыму происходят разительные перемены, и чем дальше, тем разница с украинским прошлым будет все явственнее. А на той стороне границы — бесконечный карнавал в исполнении ряженых шутов.
— Будут ли с их стороны еще какие пакости с их стороны? Или их арсенал исчерпан?
— Если называть пакостями дежурство у границы, сопровождаемое шумными пиар-кампаниями в соцсетях — такой режим можно соблюдать годами. Это не такое уж дорогое удовольствие. Мозгов хватит, чтобы придумать какие-то новые акции протеста. Но чем дальше, тем нелепее это выглядит.
* Верховный суд Крыма признал общественное объединение «Меджлис крымско-татарского народа» экстремистской организацией и запретил его деятельность в России.
Дмитрий Родионов
Фото: ZUMAPRESS/Global Look Press
Читайте нас: