В 1762 году, едва став государем великой России, Пётр III разорвал союз с Австрией и перед самой победой русских войск над Пруссией в Семилетней войне заключил перемирие со своим кумиром - прусским королём Фридрихом II. Пруссия, доведённая войной почти до полного разорения, вряд ли выдержала бы ещё одну кампанию - войну с Россией. Русский император спас её и при этом не только не поставил каких-либо условий, а, наоборот, вернул ей все завоевания, больше того, отдал приказ готовиться выступить вместе с армией "дружеской державы короля Прусского" против вчерашних союзников. Таким образом, Петром III, никогда не понимавшим и не любившим ничего русского, были в одночасье похоронены все достижения России в Семилетней войне, а кровь русских воинов оказалась пролитой напрасно.
В 1928 году в этот день Михаил Булгаков сдал во МХАТ пьесу "Бег".
Ознакомившись с булгаковским произведением, Главное управление по контролю за зрелищами и репертуаром Комитета по делам искусств (Главрепертком) постановку запретило. Однако театр не желал сдаваться; и в октябре на заседании художественного совета МХАТа, куда были приглашены работники Главреперткома, руководители Главискусства, а также Максим Горький, возбужденный автор сам читал пьесу. Слушали с большим интересом - под смех и аплодисменты. «Великолепная вещь, которая будет иметь анафемский успех», - подвел итог Горький. Но в феврале 1929 года "Бег" прочел сам Сталин и вынес вердикт: "Бег" есть проявление попытки вызвать жалость, если не симпатию, к некоторым слоям антисоветской эмигрантщины, - стало быть, попытка или полупопытка оправдать или полуоправдать белогвардейское дело, и потому представляет антисоветское явление". При этом Сталин не поставил на пьесе крест, а предложил переделать некоторые сцены. Но делать это Булгаков отказался.
В 1936 году с конвейера Горьковского автомобильного завода сошла первая советская легковушка - выносливая, прочная и неприхотливая – народная любимица, знаменитая «Эмка», воспетая Константином Симоновым, лимузин марки "М-1". «М» - означало Молотов, но в народе все же больше прижилось название "эмка".
Поначалу автомобилю, как и первому грузовику, был определен фордовский прототип Ford-V8-40, но конструкторский коллектив ГАЗа во главе с Липгартом пошел своим путем. Двигатель форсировали до 50 лошадиных сил, модернизировав уже выпускаемый четырехцилиндровый, придумали раму повышенной прочности и четыре подвески вместо двух, помня о второй беде России – неважных дорогах.
«Эмке» была уготована сложная судьба: от «черного ворона» НКВД до персонального транспорта всех «красных директоров». В качестве подарка ее получили Стаханов и его последователи. Этот автомобиль стал олицетворением советского автопрома в 30-х и 40-х годах. Это «на эмке драной и с одним наганом» первыми врывались в города, по словам Константина Симонова, наши победители.
В 1937 году "Эмка" участвовала на Всемирной промышленной выставке в Париже и вполне достойно представляла СССР. Производство М-1 было в основном свернуто в 1941 году, но сборка из запаса деталей продолжалась еще долгое время. Так, на начало войны в Красной Армии насчитывалось десять с половиной тысяч "Эмок".
В первые годы Великой Отечественной это был основной автомобиль командного состава армии. ГАЗ-М1 выпускался на Горьковском автозаводе до 1943 года. Всего же было выпущено 62 тысячи 888 таких автомобилей. Сегодня – это, конечно же, музейная редкость.
Кстати, существовало несколько модификаций «Эмки»: ГАЗ-М-1 такси, M-415 (пикап), ГАЗ-11-73 (шестицилиндровый), ГАЗ-21 (трехосный), ГАЗ-ГЛ-1 (гоночный). Но, пожалуй, самое главное, что надо отметить, – именно «Эмка» послужила для автозаводцев базой для конструирования знаменитого автомобиля «Победа».
16 марта 1962 года с советского ядерного полигона Капустин Яр был запущен искусственный спутник Земли, положивший начало пускам огромного множества аппаратов, известных на протяжении многих лет, как спутники серии "Космос".
Хотя в сообщении ТАСС говорилось о предстоящих запусках таких спутников "в течение 1962 года", тем не менее, спутники "Космос" запускались и во все последующие годы, запускаются сейчас и будут, без сомнения, запускаться и в будущем. Если в 1962 и 1963 годах было запущено 24 спутника этой серии, то в 1964 их было 26, в 1965 - 51, а например, в 1983 году – уже 93! Сегодня нет ни одной области космических исследований, будь то научная, народно-хозяйственная или оборонная, куда бы ни внесли вклад эти труженики космоса.
16 марта 2002-го года клавишник «Дип Папл» Джон Лорд объявил о выходе из группы. «Джон сказал нам, что устал и хочет отдохнуть от гастролей, - сказал басист коллектива Роджер Гловер. - Мы уважаем его решение и желаем всех благ». Что ж, 60-летний музыкант заслужил право на отдых. На протяжении всей истории группы с момента основания в 1968 году Джон Лорд был постоянным ее участником, соавтором большинства песен и главным их аранжировщиком. Во многом благодаря именно ему «Дип Папл», много раз стоящий на грани развала, уцелел до наших дней. Сегодня эта группа - легенда мирового рока.
В 1787 году родился выдающийся немецкий физик Георг Симон Ом. В 1826 году он экспериментально открыл основной закон электрической цепи, связывающий между собой силу тока, напряжение и сопротивление, а через год вывел его теоретически. Он также ввел понятия «электродвижущей силы», «падения напряжения» и «проводимости». В 1881 году на электротехническом съезде в Париже ученые единогласно утвердили название единицы сопротивления - 1 Ом.
Я чувствую: завиден жребий мой,
Есть и во мне благословенье бога,
И праведна житейская дорога.
Беспечно выбранная мной…
Автор этих строк - замечательный русский поэт Николай Языков – родился 16 марта 1803 года. "Поэзия... не подчиняется требованию интереса или пользы, а действует независимо и лишается своей божественности, когда имеет цель», - писал Языков в 1827 году. «Поэзия... по своему высшему, свободному свойству не должна иметь никакой цели, кроме самой себя", - утверждал он.
В 1859 году в этот день родился выдающийся русский ученый, изобретатель радио Александр Степанович Попов. Первый радиоприемник – величайшее изобретение конца XIX века – был создан благодаря фундаментальным знаниям и энтузиазму ученого, на небольшие государственные субсидии и благодаря поддержке адмирала Макарова, который хорошо понимал важность исследований Попова для русского флота.
"Я русский человек, - говорил Попов, - и все свои знания, весь свой труд, все свои достижения, я имею право отдавать только моей родине. И если не современники, то, может быть, потомки наши поймут, сколь велика моя преданность нашей Родине и как счастлив я, что не за рубежом, а в России открыто новое средство связи".
«Человек-амфибия», «Властелин мира», «Звезда КЭЦ», «Продавец воздуха», «Ариэль» - романы, ставшие классикой русской фантастики. Их автор, Александр Беляев родился в такой же день 1884 года.
Сын священника, он окончил семинарию, потом стал юристом. С детства мечтал научиться летать: привязывал к рукам веники, прыгал с крыши с зонтом. Наконец, поднялся в воздух на маленьком аэроплане. Сам научился играть на рояле и скрипке, рисовал декорации, играл на сцене, но отказался от предложения Станиславского войти в труппу его театра. Работал воспитателем в детском доме, инспектором уголовного розыска. А в свободное время занимался литературой. Его первое опубликованное произведение называлось «Голова профессора Доуэля». Умер писатель в 1942 году.
В 1927 году родился Владимир Комаров. В 1964 году на корабле "Восход" он впервые в мире возглавил космический экипаж из трех человек. Увы, он же стал и первым советским космонавтом, погибшим в полете. Это произошло в 1967 году при приземлении космического корабля "Союз".
В 1935 году родился актер и режиссер Сергей Юрский. «Интервенция», «Не бойся, я с тобой», «Место встречи изменить нельзя»… Фильмы и спектакли в которых он сыграл, можно перечислять бесконечно. Хотя для того, чтобы навсегда войти в историю кино, было бы достаточно уже одного его Остапа Бендера из «Золотого теленка», поставленного режиссером Михаилом Швейцером.
В 1940 году родился выдающийся итальянский режиссёр Бернардо Бертолуччи. Карьеру в кино он начал в качестве ассистента Пазолини, по его сценарию снял в 1962 году свой первый фильм «Костлявая кума». Затем последовали картины «Перед революцией» и «Партнёр» по мотивам повести Достоевского «Двойник». Слава пришла к режиссёру после выхода на экраны фильма «Конформист», а мировое признание принесли «Последнее танго в Париже» и эпопея «Двадцатый век».
Читайте нас: