Лента новостей

12:43
Обзор лучших программ для создания и редактирования баз данных  Обзор лучших программ для создания и редактирования баз данных
12:35
Команда Трампа намерена быстро вывести США из ВОЗ
12:27
Майя Санду готовит военную оккупацию Приднестровья?
12:26
Украинские военкомы начали похищать мужчин с помощью таксистов
12:19
Президент Панамы исключил переход Панамского канала под контроль США
12:18
JP: жена Асада подала на развод
12:09
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 23 декабря, день
12:03
Андрей Ильницкий о команде Трампа и перспективах российско-американских отношений
11:56
Истребитель Су-34 ударил по личному составу и опорнику ВСУ в приграничном районе Курской области
11:49
Обнаружена опрокинувшаяся на бок черная дыра: сенсационное открытие в галактике NGC 5084
11:48
Почему Антарктида такая холодная — даже по сравнению с ледяной Гренландией?
11:35
Миллионы Android-смартфонов лишатся поддержки WhatsApp с 1 января
11:31
Орбан: Евросоюз проиграл конфликт на Украине, но лидеры ЕС это отрицают, что напоминает роман Оруэлла «1984»
11:24
Финский профессор предрек Украине капитуляцию ВСУ ради мира
11:12
Так Абрамсы еще не горели
11:08
Варшава в шаге от конфликта: как НАТО делает Польшу плацдармом против России
11:03
«Солитонная молекула»: российские физики собрали установку для квантовых вычислений на новых принципах
10:55
Зачем построили Стоунхендж? Археологи выдвигают новую гипотезу о «монументе единства»
10:46
Роберт Фицо и Владимир Путин провели переговоры в Кремле
10:45
Премьер Словакии обвинил Зеленского в попытке подкупа
10:37
Население Сосновки заступилось за мэра Никиту Горелова, который вскрыл коррупцию чиновников Кировской области
10:36
Жители освобождённого от украинской оккупации Островского в ДНР рассказали о расстреле мирного населения боевиками ВСУ
10:35
Трамп намерен отобрать Гренландию у Дании
10:31
Новая схема мошенников по краже аккаунтов с «Госуслуг»: подробности
10:15
Началась агония ВСУ на фронте - Новости
10:11
Цунами взрывов: российские удары по Украине 23 декабря
09:44
«Россия нам не враг, мы с ней не воюем». Что говорят о встрече Фицо с Путиным?
09:34
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 23.12.2024
09:27
Состав ВМФ России пополнил еще один Каракурт
09:21
Атака на Курскую область: подробности на утро 23 декабря, последние новости о ситуации в приграничье
09:18
Дубай намерен трансформировать себя в «город пешеходов»
09:08
Европейское космическое агентство готовится к полётам в космос — на подводных лодках португальских ВМС
08:52
Не в фейерверках дело: нужна разъяснительная работа на фоне активизации провокативных действий спецслужб Украины
08:36
К турецким берегам прибило морскую мину
08:35
Повышение денежного довольствия не остановило увольнений британских военных
08:32
Теперь не только Орешник, но и Мегаполис
08:05
OpenAI подарила неограниченный доступ к ИИ-генератору видео Sora, но не всем и не навсегда
07:10
Командующий шведской армией призвал готовиться к войне с Россией
04:57
«Русская армия расплачивалась своей благородной кровью за неудачную политику своей страны»
04:50
Обмен “любезностями” между Путиным и Зеленским
03:48
Российская армия замыкает котлы: новости СВО от 23 декабря 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1033-й день спецоперации России на Украине
02:17
ЗАПАДНЫЕ СМИ ПРО ПРИЛЕТЫ НА ПРОШЕДШЕЙ НЕДЕЛЕ В РОССИИ И НА УКРАИНЕ.
01:16
Использование Angular для разработки веб-приложений  Использование Angular для разработки веб-приложений
00:56
Является ли Россия Востоком?
00:13
Москва предложила Западу убрать Зеленского
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»Океанские электроботы «серых волков»

Океанские электроботы «серых волков»


Океанские электроботы «серых волков»
Ничто так не красит подлодку XVIII серии, как перекись водорода...


Изначально ведомство гросс-адмирала Карла Дёница планировало порвать союзникам коммуникации при помощи лодок серии XVIII, с «двигателем Вальтера». Но... турбина на концентрированной перекиси водорода задерживалась, и было решено строить подлодки с увеличенной ёмкостью аккумуляторных батарей, которые, по идее, имели возможность вообще не всплывать на поверхность: даже для подзарядки батареи использовался «шнорхель» — система, в отечественном флоте получившая название «РДП» — устройство для работы дизеля под водой.




«Электробот» пробует на вкус глубину

Проект новой лодки XXI серии был разработан в рекордные сроки: за два месяца. При этом проект вобрал в себя весь опыт подводной войны, обработанный конструктором Ольфкеном из КБ фирмы «Глюкауф». По водоизмещению новая лодка (в ходе работы появилось рабочее наименование проекта — «электробот») практически равнялась крейсерским лодкам серии IX — 1621 тонна надводное водоизмещение и 2114 тонн — подводное. Но вот остальные ТТХ...


Секция корпуса подлодки XXI серии — видно необычное сечение прочного корпуса

Поскольку лодка проектировалась на основе U-bootа серии XVIII, с двигателем на перекиси водорода, её прочный корпус имел оригинальную форму: в сечении он напоминал перевёрнутую цифру «8». Меньшая, нижняя, часть восьмёрки изначально предназначалась для хранения запаса перекиси, держать которую в одном корпусе с экипажем... немного рискованно. Когда от двигателя Вальтера было решено отказаться, освободившийся объём заняли под аккумуляторные батареи, которые имели вес 225 тонн (количество элементов в батарее было в три раза больше, чем на «семёрках»). При этом ёмкость самих батарей была повышена путём уменьшения толщины свинцовых пластин. Правда, при этом срок службы батареи падал с 2,5 лет до года... Но на войне для подлодки даже годовой срок жизни был большой удачей!


Так могло бы выглядеть боевое применение «электроботов», если бы РККА не спешила со взятием Берлина

Толщина прочного корпуса достигала 26 мм, что позволяло нырять на глубину в 300 метров, а работать на 130 метрах. При этом обычных для подлодок серий VII и IX «отсеков-убежищ» (обычно концевые и центральный) у электроботов не было: конструкторы рассудили, что при действиях в океане они бесполезны — вероятность того, что лодка затонет на глубине менее 330 метров (при которой, по расчётам, прочный корпус разрушался), была крайне невысока.


Электромотор «электробота» — размер имеет значение!

Мощные аккумуляторные батареи и электродвигатели в пять раз мощнее, чем на «девятках», давали лодке возможность развивать под водой скорость до 17,2 узла. Учитывая, что надводная скорость была ниже подводной (всего 15,6 узла), эту лодку уже смело можно называть «подводной», а не ныряющей, как все предшественницы. Помимо двух главных электромоторов мощностью 5000 лошадиных сил, у лодки XXI серии были два малошумных «двигателя подкрадывания» по 226 лошадиных сил. На них лодка двигалась со скоростью всего 6,1 узла, но тихо, очень тихо (в режиме подкрадывания электробот на 5,6 узлах шёл так же тихо, как американские лодки на 2 узлах)!


Секция на стапеле в компании с дизелем фирмы MAN

А вот дизеля фирмы MAN были те же, что и на «семёрках» (отсюда и скорость в надводном положении ниже, чем под водой). Но для них был предусмотрен штатный «шнорхель». Причём на само устройство крепили радар-детектор FuMB Ant 3 Bali.


Шнорхель подлодки XXI серии — не просто шнорхель!

Вооружены подлодки XXI серии были шестью носовыми торпедными аппаратами. От кормовых торпедных аппаратов конструкторы решили отказаться. Зато была предусмотрена возможность стрельбы торпедами без всплытия на перископную глубину: прочные торпедные трубы позволяли стрелять с глубины до 50 метров.


С автоматом торпеды заряжать не только быстрее, но и легче. Физически

И — автоматика быстрого заряжания торпед: все шесть торпедных аппаратов перезаряжались за 4 минуты, на семёрках одну торпеду заряжали дольше! Наводились торпеды по данным пассивного гидролокатора, весьма чувствительного по тем временам и дававшего неплохие результаты на учениях. А вот от артиллерии на данном проекте практически отказались: оставили пару спаренных 20-мм зенитных автоматов С-38.


Вооружение «электроботов» ракетами «Урсел» не состоялось. Но задумка оригинальная!

В изначальном проекте планировалось расположить за надстройкой ракетную установку, стреляющую ракетами Ursel назад и вверх — по преследующим лодку кораблям. Огонь должен был вестись по данным шумопеленгаторной станции, установленной в ограждении рубки. В итоге от ракетного вооружения отказались, а шумопеленгаторная станция осталась и прекрасно себя показала на испытаниях.

Условия жизни экипажа на лодках XXI серии были шикарными в сравнении с предшественницами. Здесь каждый из 57 подводников имел собственную койку, а провизия хранилась в морозильной камере. Помимо этого, в отсеках устанавливались кондиционеры, а по некоторым (непроверенным!) сведениям, был даже душ. Красота, кто понимает!


Темпы строительства взяли хорошие, но...

Одним из условий, которые гросс-адмирал Дёниц выставил кораблестроителям, была высочайшая скорость строительства новых лодок: в месяц со стапелей должно было сходить не менее 12 подлодок. Понимая, что не привыкшие к такой скорости работы кораблестроители темп не выдержат, министр вооружений Альберт Шпеер послал руководить постройкой серии Отто Меркера — автомобильного инженера, собаку съевшего на массовом производстве сложной техники (он, помимо всего прочего, лично разрабатывал модели пожарных автомобилей).

Меркер, ознакомившись с требованиями военных, предложил строить лодки как автомобили — на конвейере. Точнее (всё-таки лодка малость больше автомобиля и на конвейер не поместится) — крупносекционную сборку. По задумке инженера, лодки должны были строить по секциям, на разных предприятиях, в том числе и в глубине Германии. После чего секции на баржах перевозились на верфь, и на стапеле лодка только собиралась. Как рассчитал Меркер, это позволяло собирать U-boot максимум за месяц, а всего за месяц Кригсмарине пополнялось бы 33 подлодками.


Сначала авиабомбы, потом английская пехота... Не дали развернуться сумрачному тевтонскому гению!

Впрочем, расчёты сразу показали, что в них не были заложены постоянные бомбардировки союзников. Поточное производство предполагало идеальную координацию работы предприятий, которой под бомбёжками не получалось. Поэтому первая лодка U-2501 была заложена 3 апреля, а в строй вступила только 27 июня. Тоже неплохо, конечно, но явно не месяц. Громадьё планов Дёница и компании впечатляло: всего планировалось построить полторы тысячи электроботов! Первые пятьсот штук заказали гамбургской Deutsche Werft, вторые пятьсот — берлинской AG Weser, а последнюю партию Schichau в Данциге. Но жизнь скорректировала планы: достроены были из всего этого великолепия только 118 лодок.


«Электробот» уходит в поход. Первый и последний...

Во время Второй мировой войны стяжать славу у электроботов не вышло. Единственной лодкой XXI серии, вышедшей в боевой поход, стала U-2511. 30 апреля 1945 года она вышла из Бергена под командованием корветтен-капитана Адальберта Шнее для охоты на конвои в Западной Атлантике. 1 мая встретила группу британских корветов, но сумела оторваться: скорость у электроботов была хорошая, а шумность — низкая. Но 4 мая был получен приказ о прекращении подводной войны, и лодка легла на обратный курс. В районе Фарерских островов U-2511 встретила британский крейсер «Норфолк» с группой сопровождения. Шнее на двигателях подкрадывания подошёл на дистанцию залпа, прицелился... но стрелять не стал. Говорят, что после войны он встречался с командиром «Норфолка», рассказал об этом случае, после чего они вместе крепко выпили.


Фото Н-27 не нашёл, есть только картина А. Заикина...

Служба у этих лодок была долгая! В СССР они получили название «проект 614», причём последняя U-3515 (в ВМФ СССР — Н-27) была пущена на иголки только в 1973 году. В Германии и того дольше: в 1954 году из-под воды подняли U-2540. Лодку восстановили, назвали «Вильгельм Бауэр» и использовали в качестве опытового судна до 1984 года, после чего сделали из субмарины корабль-музей. А ещё три лодки (U-2505, U-3004, U-3506) нашли во взорванном гамбургском бункере «Эльбе II» в 1987 году. Впрочем, техническое состояние субмарин было, прямо скажем, неважным. Да и не было смысла в конце 80-х восстанавливать подлодки времён войны. Поэтому бункер снесли вместе с ними...


U-2540, она же корабль-музей «Вильгельм Бауэр»

Закончить рассказ хотелось бы легендой. На излёте СССР ходили слухи о том, что на одном из островов Балтийского моря по приказу гросс-адмирала Дёница были затоплены с задраенными верхними люками десять подлодок XXI серии со всем полагающимся вооружением и корабельным имуществом. В назначенный час скрывающиеся по поддельным документам экипажи должны были занять свои места по боевому расписанию и отправиться атаковать американские и советские корабли, причём так, чтобы американцы подумали на нас, а мы — на американцев. И началась бы новая мировая война. Это — легенда. Дёниц был, конечно, сволочью, но подобных планов у него не было.


Легенда уходит в легенду...

В общем, парадокс немецких подводных лодок XXI серии в том, что своим создателям они абсолютно никакой пользы не принесли. А врагу — никакого вреда. Практически все революционные конструкторские решения, заложенные инженерами III Рейха в проект, стали основой для создания послевоенных субмарин в СССР (611 проект), Англии (тип Т), Франции (тип «Нарвал»), США (тип «Тэнг») и даже Швеции (тип «Хайен»). Но не в Германии. Ей после войны очень долго было не до подлодок...


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх