Лента новостей

08:38
Таганрог готовится к эвакуации
08:23
Грандиозный скандал от Forbes: Сырский лжет
06:31
Обновлённый PC Manager очистит диск от мусора с помощью нового алгоритма и не только
05:37
Теракт на Северных потоках: загадки вокруг второй диверсионной группы
05:08
«Малютки» для «серых волков»
05:05
Кольт после Кольта
04:57
1917. Неожиданный триумф германского флота у берегов Норвегии
04:12
170 лет кровопролитному Инкерманскому сражению
03:05
«Помогать фронту — ваша обязанность!»: Новости СВО от 5 ноября 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 985 день спецоперации России на Украине
02:36
Врёт как сивый мерин, или Запад продолжает информационную войну против России
01:52
Британские ученые напугали население, выпустив 10 тысяч гигантских пауков
00:25
Страдания юного Тараса, или Почему украинцы не бунтуют
00:22
В честь Дня народного единства и Казанской иконы Божией Матери в Нижнем Новгороде пошел огромный крестный ход (ФОТО, ВИДЕО)
23:26
Польские СМИ возмущены украинскими нацистами
22:50
Мигранты совершают 25 преступлений сексуального характера каждый день
22:05
В преддверии президентских выборов в США украинские официальные лица готовы к приходу Трампа
21:38
«Мобильная ПВО» Украины: пугай своих, чтобы «Герани» боялись
21:28
«Момент, которого вы так долго ждали»: создатели Pioner открыли запись на закрытую «бету», но зарегистрироваться не так уж и просто
21:24
Грузины митингуют против результатов выборов. Грета Тунберг пришла им на помощь
21:23
Дубинский спрогнозировал крупный обвал фронта после выборов в США
21:22
Сотрудники The New York Times бастуют из-за маленьких зарплат и тяжелых условий труда
20:36
В Финляндии стартовали крупные артиллерийские учения НАТО
20:35
ВСУ ведут обстрелы ДНР и Белгородской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 4 ноября
20:29
Дом Москвы в Риге стал ненужным пассивом Минфина Латвии
20:24
Жители ДНР рассказали о значении День народного единства
19:54
Под Эрдоганом начали разъезжаться стулья
19:47
Гражданин Чехии получил 14 лет за теракт в Крыму. Но в тюрьму не хочет
19:46
Молдавская оппозиция обвинила Майю Санду в фальсификации выборов на Западе
19:45
Volkswagen намерен отменить выплату премий старожилам производства
19:35
В Донбассе и Новороссии в День народного единства прошли праздничные мероприятия
18:59
Согласны на миску комбикорма, лишь бы война продлилась: Зеленский целенаправленно уничтожает украинцев под лагерь для мигрантов
18:58
Украина не отказывается от плана мобилизовать 500 тысяч человек
18:57
Ермак готов рассмотреть возможность прекращения ударов по энергетическим объектам и обвиняет НАТО в обмане
18:56
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 4 ноября
18:55
Радикалы «Правого сектора» пригрозили мэру-националисту Львова смертью
18:23
Власть демократов: как западные политики обеспечивают себе нужный результат
18:12
Дебютировал электрический кроссовер Zeekr X 2025 — автономность на 420 км и 268 л.с. всего за $21 050
18:08
На Украине возникли проблемы с электроэнергией
18:07
Министр обороны Финляндии призвал европейцев раскошелиться, если США откажутся продолжать финансирование конфликта на Украине
18:06
«Много военнопленных хотят остаться жить на территории РФ». В ДНР приехали родственники пленных ВСУ
18:05
Вячеслав Богуслаев пережил клиническую смерть
18:04
Харьковские чиновники винят ТЦК в торможении восстановительных работ в городе
17:57
Семь самых вероятных сценариев в день выборов
17:25
Korea Herald: Москва Пхеньяну за военную поддержку поставит до 700 тысяч тонн риса
17:17
Из алтаря — в окопы: киевский режим продолжает репрессии против православных священников
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»«Малютки» для «серых волков»

«Малютки» для «серых волков»


«Малютки» для «серых волков»
ПЛ XXIII серии уходит в поход


История немецких «электроботов» океанскими лодками XXI серии не ограничивается. Использовать большие лодки в маленьких морях нацисты не планировали, для этой работы проектировали специальные субмарины. При этом технические новации на них должны были внедряться, как и на океанские подводные крейсера... Не стал исключением и двигатель Вальтера. Наряду с XVIII серией проектировалась XVII — с такой же турбиной на концентрированной перекиси водорода, но сильно меньшего водоизмещения. Впоследствии мощность парогазовой турбины урезали вдвое, и получился проект лодок XXII серии. И точно так же, после того как стало ясно — турбина Вальтера «не взлетает», их перепроектировали на обычную дизель-электрическую энергетическую установку, получив на выходе подлодки XXIII серии.




Первые «малютки» III Рейха — подлодки II серии

Первыми немецкими малыми подлодками, предназначенными для действия на Балтийском и Северном морях, стали U-bootы II серии. Они неплохо повоевали в 1939-1940 года, но потом подводная война была перенесена на просторы Атлантики, и «малютки» пришлись не ко двору, в 1940 году их строительство было прекращено. Но к 1943 году идея использования малых подводных лодок вновь стала витать в воздухе.

Начнём с того, что у Кригсмарине появились новые театры: Средиземноморский (где ранее действовали союзники-итальянцы) и Черноморский. Гнать туда лодки через Гибраалтар было себе дороже, и само собой напрашивалось решение о создании подлодок, которые возможно перевозить по железной дороге если не целиком, то хотя бы по частям, с последующей сборкой на месте. Да и с английским флотом в Северном море бороться подлодками серии VII стало... дороговато: противолодочную оборону от них англичане поставили на уровень точной науки, так что потери зашкаливали.


Гросс-адмирал Дёниц на тесном мостике лодки XXIII серии

Предложение о проектировании малых подлодок гросс-адмиралу Карлу Дёницу конструктор XXI серии Ольфкен сделал в июне 1943 года. «Папаша» предложение поддержал, но выставил два условия: новая лодка должна иметь на вооружении стандартные семиметровые торпеды (вместо укороченных 5,5-метровых, которые планировалось употреблять на малых лодках XXII серии), и она должна иметь возможность перевозиться по железной дороге. И работа закипела, тем более что на всё про всё КБ А. Грима отводилось чуть больше месяца...

Впрочем, быстрому проектированию лодки способствовало то, что множество деталей и механизмов для неё были уже хорошо отработаны немецкой промышленностью. Чтобы не быть голословным, упомяну только, что шестицилиндровый дизель MWM RS134S мощностью 575 лошадиных сил был разработан в качестве дизель-генератора линкоров типа «Бисмарк», гребной электродвигатель AEG GU4463-8 мощностью 572 лошадиные силы был двигателем самой распространённой в подводных силах Рейха подлодки серии VIIC, а аккумуляторная батарея представляла собой половину от АБ старших сестёр — U-bootов IX серии. Где ещё использовался электродвигатель подкрадывания BBC CCR188 мощностью 35 лошадиных сил, лично мне найти не удалось, но наверняка прагматичные немцы и его не с потолка срисовали...


Общий чертёж «малютки»

Получившаяся в результате труда немецких конструкторов подлодка имела надводное водоизмещение 234 тонны, подводное — 275 тонн, длину 34,7 метров, ширину по миделю 3 метра, среднюю осадку 3,6 метра и высоту 7,7 метров. Для сравнения, советские подлодки типа М «Малютка» имели максимальное (малюток было пять серий, серьёзно различающихся своими ТТД) надводное водоизмещение 208 тонн, подводное — 258 тонн, длину 45 метров, ширину по миделю 3,5 метра. С чем было у «немки» сильно лучше, так это с глубиной погружения — рабочая глубина у XXIII серии — 180 метров, у «малютки» предельная — 60 метров... Надводная скорость у «электробота-мини» была 9,7 узла, подводная — 12,5 узлов. Советская «малютка» демонстрировала в этом вопросе более традиционные характеристики — подводную скорость 7,8 узлов, надводную — 14 узлов (впрочем, у всех подлодок времён Второй мировой войны, кроме немецких «электроботов», надводная скорость была выше подводной).


Торпедный отсек мини-«электробота»

Торпедное вооружение у лодок было идентичным — два торпедных аппарата в носу. При этом если первые «малютки» и вся XXIII серия не имели запасных торпед, то последние серии советских малых подлодок запасные торпеды и возможность перезарядки торпедных аппаратов уже имели. Кстати, на немецкой подлодке перезарядка осуществлялась оригинальным способом (примерно как в советском анекдоте про то, что у нас и гланды рвут через анальное отверстие): торпеды вставлялись прямо в торпедные аппараты снаружи, для чего кормовые балластные цистерны заполнялись водой до тех пор, пока крышки торпедных аппаратов не показывались над водой. Да, не только французы знают толк в извращениях...


Ничего лишнего — высший класс гидродинамики 40-х годов

Артиллерии лодки XXIII серии не несли, более того, как и в случае с XXI серией, конструкторы постарались максимально уменьшить количество выступающих деталей в лёгком корпусе — ради хорошей подводной гидродинамики. Кстати говоря, это было наследством от проекта лодок XXII серии, с «турбиной Вальтера» они должны были иметь фантастическую по тем временам подводную скорость в 20 узлов.


Носовая секция ПЛ XXIII серии

Прочный корпус лодки имел такое же, как и у XXI серии, 8-образное сечение, в котором меньшая, нижняя, петля восьмёрки использовалась для установки аккумуляторной батареи. Собирался корпус из 4-х секций: кормовой, машинного отделения, центрального поста (совмещённого с жилым помещением) и носовой. В отличие от океанских «электроботов», чьи секции перевозились баржами, секции малых «электроботов» транспортировались по железной дороге.

В сравнении с лодками XXI серии, у малых лодок сильно урезали электронное оборудование. Подлодки XXIII серии не имели активного гидролокатора, РЛС они также не несли. Наведение при торпедной стрельбе осуществлялось как на старых лодках серий VII и IX. Зато над мостиком лодки поставили плексигласовый колпак, который значительно уменьшал неприятные ощущения верхних вахтенных в штормовую погоду. Обитаемость лодок была... так себе, впрочем, это касалось любых малых подлодок, советские с английскими — не исключение.

Первоначально строить лодки для Северного моря и Балтики планировали на верфях «Дойче верфт» в Киле и Готенхафене, верфи «Германия» в Киле и «Говальд верке» в Киле и Гамбурге. Для Средиземного моря лодки должны были собираться на заводе «Арсенал» в Тулоне и верфи «Ансальдо» в Генуе, а для Чёрного... в Одессе! Точнее, сначала планировали на заводе им. Марти в Николаеве, но РККА наступала так быстро, что устье Днепра перестало быть для немцев безопасным местом. Впрочем, к моменту начала строительства серии и Генуя, и Тулон, и Одесса стали... неактуальны. Так что — только Германия!

Решение на строительство было принято Дёницем 5 августа 1943 года. Для начала строительства выбрали «Дойче верфь» в Гамбурге: она была удобна тем, что секции далеко вести было не нужно — их клепали недалеко, в Финкенвердере (ну и от постройки транспортных лодок ХХ серии было решено отказаться, так что производственные мощности освободились).

Согласно утверждённому 6 декабря 1943 года плану постройки, планировалось построить 140 подлодок XXIII серии, из них 60 на Средиземном море, 15 на Адриатическом, 15 на Чёрном. Громадьё планов, как обычно, было сломано действиями союзников. Не только Средиземное, Адриатическое и Чёрное моря больше не были в приоритете, но и в Гамбург регулярно наведывались армады союзных бомбардировщиков, сильно мешавших работе. На совещании в феврале 1944 года было сказано, что из-за бомбёжек сроки поставки деталей для малых подлодок переносятся на март, а сама сдача первой лодки — на декабрь 1944 года. Впрочем, появившееся свободное время немцы использовали для внесения изменений в проект: была добавлена ещё одна секция длиной 2,2 метра, в результате чего носовой отсек стал не таким тесным.

Первую лодку — U-2321 — спустили на воду 17 апреля 1944 года — на день рождения одного посредственного австрийского художника (да, любили немцы живопись...). Планировалось строительство этих лодок сотнями, но в реальности пришлось основательно «урезать осетра» — в строй вошла 61 субмарина XXIII серии, ещё 4 лодки имели готовность 95 %. Часть лодок должна была нести на лёгком корпусе защитное покрытие «Альберих», состоящее из двух слоёв звукопоглощающей резины. Но в реальности покрытием успели оснастить только две вошедшие в строй подводные лодки. Правда, практически у всех лодок пористой резиной покрывался шнорхель — это снижало его радиолокационную заметность.

Эксплуатация малых лодок была тем ещё геморроем: они обладали очень малым запасом плавучести (10,5 %), поэтому при погружении камнем шли на дно. С одной стороны, это было удобно, поскольку позволяло быстро погрузиться в случае опасности, с другой... Иногда начиная погружаться, подлодка XXIII серии забывала остановиться. Так U-2326 во время срочного погружения экипажу удалось остановить только на 106 метрах — еле выплыли... После войны эту лодку передали французам, им повезло куда меньше — при погружении она затонула под Тулоном, унеся жизни 17 подводников.


На дворе весна 1945 года, а они зигуют...

Впрочем, в отличие от лодок XXI серии, малые «электроботы» показали себя в последние месяцы войны с лучшей стороны. В ходе боевых походов не погибла ни одна из них (в гаванях, в ходе испытаний и переходов погибло семь подлодок этой серии). Первой на боевое патрулирование отправилась U-2324, 18 января 1945 года. Домой лодка вернулась без замечаний, но и без добычи. Первое потопление судна союзников выпало на U-2322: она под командованием старшего лейтенанта Фритьофа Хекеля 25 февраля 1945 года потопила каботажное судно «Эгхольм». 5 апреля 1945 года каботажное судно «Гэсрэй» потопила U-2321. Последние торговые суда, потопленные подлодками в ходе Второй мировой войны, пришлись на счёт U-2336 капитан-лейтенанта Эмиля Клюсмайера. Она потопила в заливе Ферт-оф-Форт суда «Сенланд I» и «Эйвондейл Парк» 7 мая 1945 года. Последний пароход был потоплен в 23:03 — за 57 минут до официальной капитуляции Германии.


Конец был немного предсказуем...

После войны большая часть новых немецких подлодок (тех, что не успели потопить сами немцы) была потоплена англичанами в ходе операции «Мёртвый свет» — лайми не хотели, чтобы немецкие революционной конструкции U-bootы обогатили кораблестроительные школы бывших союзников.


Н-31, в девичестве U-2353

Тем не менее США и СССР сумели отбить себе по штуке. Ещё пара была поднята со дна в 1957 году ФРГ — они вошли в состав Бундесмарине под именами «Щука» и «Акула». В ВМФ СССР подлодка U-2353 получила название Н-31 («Н» — немецкая), впоследствии — М-31, с 1946 по 1948 год с лодкой вплотную работали специалисты ЦНИИ Военного кораблестроения, которые проводили натурные испытания, результаты которых были использованы в дальнейшем, при разработке отечественных дизельных подлодок. На слом пошла в 1952 году.


Шведам после войны тоже досталась подлодка XXIII серии

В целом, как ни странно, опыт эксплуатации подлодок XXIII серии для Германии был куда положительнее, чем океанских «электроботов». К моменту выхода на боевое патрулирование в океане господство союзников было близко к абсолютному, а в прибрежной зоне у новых U-bootов был шанс. И они этот шанс использовали...


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх