Атака немецкой морской пехоты во Фландрии. Рисунок Георга Хэнеля (1916)
(источник - Википедия)
Перевод статьи «Unter dem «Löwen von Flandern», опубликованной в немецком журнале «Sciff Classic» N8-2023
Также использованы материалы альманаха «SMS. Schiffe-Menschen- Schicksale» Nr. 363-364
Автор: Christian Jentsch, фрегатен-капитан
Перевод: Slug_BDMP
Морской корпус «Фландрия» (Marinekorps Flandern), обладающий собственной сухопутной, морской и
Германское наступление в августе 1914 года развивалось стремительно и быстро достигло побережья Северного моря во Фландрии. Этот район был очень важен для германского
Обмундирование личного состава было поначалу очень пестрым: серые мундиры морских батальонов, матросская форма, форма ландвера. Впоследствии все были переодеты в «фельдграу», сохранив лишь морские знаки различия, а рядовые - ещё и матросские головные уборы. Внешне они отличались от общей массы солдат.
Начало войны германские морские пехотинцы встретили в своей униформе, но впоследствии им пришлось облачиться в обычную пехотную, надев на голову стальные каски. К концу войны морпехов отличали лишь погоны и нашивки
(источник Warspot)
Морская дивизия заняла позиции на крайнем правом фланге фронта, растянувшегося от швейцарской границы до побережья Северного моря. Оперативное руководство морскими частями осуществлялось командованием сухопутных войск. За короткое время морская дивизия разрослась до 15000 человек, догнав в этом отношении сухопутные соединения.
Обычно в армии дивизией командовал генерал-лейтенант. Для командования же морской дивизией руководство кригсмарине выбрало адмирала Людвига фон Шрёдера, находившегося к этому времени уже в отставке.
Адмирал Шрёдер. «Лев Фландрии»
Адмирал Людвиг фон Шрёдер.
Сверху - британская карта «засоренных минами» прибрежных районов
Людвиг фон Шрёдер родился в Эггесине 17 июля 1854 года и уже с 1912-го был в отставке, но уже 23 августа 14-го был снова призван на службу и назначен командиром Морской дивизии, а с 15 ноября того же года стал командиром морского корпуса «Фландрия». Ему же подчинялись расположенные в районе Бремерхафена береговые батареи 3-го морского артиллерийского дивизиона. Адмирал был известен своей решительностью и до самого конца войны твердо держал в руках управление подчиненными ему силами. Они должны были направиться для подавления матросского мятежа в Киле в 1918 году, но достаточного количества войск для этого уже не нашлось.
В 1920-е годы Шрёдер был председателем реакционной партии «Национальное объединение немецких офицеров» (NVDO). Скончался он 23 июля 1933 года. Похоронен на берлинском кладбище инвалидов.
Моряки на суше
С самого начала морские пехотинцы ни в чем не уступали своим товарищам из сухопутных войск. Они вели окопную войну, штурмовали населенные пункты, участвовали в осадах. Первой большой операцией для них стала осада Антверпена. При этом моряки использовали 420-мм морские мортиры - «Gamma-Geraet», более известные под прозвищем «толстая Берта». Морские батареи неоднократно привлекались к уничтожению мощных неприятельских укреплений, в том числе и под Верденом в 1916 году.
После взятия Антверпена морская дивизия наступала в октябре 1914-го на Брюгге, Остенде и Зеебрюгге. И последующие четыре года она провела на этом участке фронта, служащем базой как для сухопутных операций, так и для борьбы с судоходством в Ла-Манше. Сил же для решения этих задач не хватало. Поэтому в ноябре 1914 была сформирована 2-я морская дивизия (2. Marine-Division). Уже имеющаяся морская дивизия получила номер 1-й (1. Marine-Division), и совместно они составили Морской корпус «Фландрия» (Marinekorps Flandern). В 1917 году к ним добавилась 3-я морская дивизия. Численность корпуса колебалась от 60000 до 70000 человек.
Бойцы морского корпуса в бескозырках
(источник - блог Алексея Шультеса. Вконтакте)
Фуражка Морского корпуса
(источник - блог Алексея Шультеса. ВКонтакте)
Так как корпус прикрывал приморский фланг фронта, он должен был обеспечивать и защиту от нападения с моря. Шрёдер энергично взялся за дело, занявшись строительством береговых батарей, прожекторных установок, постов наблюдения и позиций войск. Таким образом, на побережье выросла масштабная система обороны с моря и суши. Английский флот осенью 1914 года неоднократно пытался атаковать позиции морского корпуса, но благодаря дальнобойной береговой артиллерии, все эти атаки были отражены.
Матросы укладывают снаряды в погребе боезапаса
Батарея 280-мм береговых орудий. Слева на тележке виден снаряд
Так как обнаружение противника с моря было затруднено, была отработана методика применения самолетов-разведчиков «Альбатрос» С-1 для разведки целей и корректировки артиллерийского огня.
Артиллеристы морского корпуса проходят парадным маршем перед императором Вильгельмом II. 1917 год.
Морские силы корпуса «Фландрия»
Обследование портов Фландрии показало, что из-за малых глубин там могут базироваться корабли не более легкого крейсера. Однако они подходят для малых подводных лодок, с помощью которых можно вести «малую» морскую войну в Ла-Манше, — до британского побережья было не более 75 миль. В начале 1915 года во Фландрию были направлены две малые подводные лодки типа UB для действий в прибрежных районах, а 29 марта формируется флотилия подлодок «Фландрия» („U-Flottille Flandern“) под началом корветен-капитана Карла Бартенбаха. Эти лодки получили прозвище «Flandern-U-Boote».
Офицеры и матросы флотилии подлодок «Фландрия»
Командир флотилии подлодок «Фландрия» корветен-капитан Карл Бартенбах
Операционным районом флотилии стала акватория восточного побережья Англии до Flambourg Head и Ла-Манш. В дальнейшем эта зона расширилась на западное побережье Франции, Бискайский залив и до южных берегов Ирландии. Количество подлодок все время увеличивалось, достигнув максимума в июле 1917 года — 38 единиц. Хотя в среднем в распоряжении Бартенбаха было от 20 до 30 лодок. И хотя силы были ограничены, а сами лодки малы, они находились непосредственно на коммуникациях союзников. От четверти до трети всех потопленных немецкими подлодками судов Антанты — на счету флотилии «Фландрия». Это делало «Фландрию» важным фактором в подводной войне.
28 апреля морские силы на этом направлении были усилены флотилией миноносцев «Фландрия» („Torpedobootflottille Flandern“) — 15 единиц под командованием капитан-лейтенанта Курта Шёмана.
Специально для действий в мелководных районах Северного моря с их сильными приливами и отливами германским флотом были разработаны малые миноносцы прибрежного действия типа А водоизмещением максимум в 150 тонн. По этому показателю они были даже меньше малых субмарин типа UB II.
Миноносец класса А-I (источник - Википедия)
Вооружение миноносцев состояло из двух торпедных аппаратов и одного 50-мм скорострельного орудия. Также они могли нести до 4-х мин.
Первый же их боевой выход закончился катастрофой. 1 мая два миноносца — А-2 и А-6 — вышли для спасения экипажа потерпевшего аварию летательного аппарата и столкнулись с четырьмя британскими эсминцами. Из-за малой скорости уйти немцы не смогли. Неравный бой закончился гибелью обоих миноносцев. Погиб и командующий флотилией Шёманн. Его преемником стал капитан-лейтенант Курт Ассман.
После этого случая адмирал Шрёдер приказал проводить лишь оборонительные операции и проявлять большую осторожность. 22 августа к западу от Остенде миноносец А-15 встретился с французскими эсминцами Oriflamme и Bran-Lebas и также погиб.
Малые миноносцы были слишком слабы. Шрёдер потребовал для действий у побережья Фландрии более сильных кораблей. Начальник главного морского штаба адмирал Густав Бахман уступил его требованиям и распорядился выделить три больших миноносца, но возникла проблема с экипажами — они относились к Флоту открытого моря. Пришлось вмешаться Тирпицу, приказавшему провести обмен: экипажи остаются в распоряжении Хохзеефлотте, а корабли передаются флотилии «Фландрия». На всё это ушло драгоценное время, и три больших миноносца класса V прибыли во Фландрию лишь 3 марта 1916 года.
Со своими тремя 105-мм орудиями и скоростью в 36 узлов эти корабли представляли большую опасность для британских легких сил. Шрёдер получил возможность вести активную борьбу, что, в свою очередь, вызвало ответную реакцию британцев. В апреле они выставили за пределами зоны действия береговых орудий минные и сетевые заграждения, которые прикрывались боевыми кораблями. Все это привело к ряду боев у этих заграждений. Для усиления Флот открытого моря временно выделял в распоряжение адмирала Шрёдера целые флотилии миноносцев, которые тот привлекал к наступательным операциям. Но при всём том морские силы корпуса «Фландрия» постоянно вынуждены были сражаться в меньшинстве. Союзники прочно контролировали Ла-Манш, а немцам лишь эпизодически удавалось наносить неожиданные удары по их коммуникациям и боевым кораблям.
Офицеры (впереди) и нижние чины морского корпуса в окопах у Ньюпорта
Адмирал фон Шрёдер со своим штабом. 1916 год.
Бойцы морского корпуса в окопах Фландрии
(источник- блог Алексея Шультеса. ВКонтакте)
Окопы, прикрытые дощатыми щитами от наблюдения с воздуха. Морское побережье у Миделкерка
Дугообразный мол порта Зеебрюгге
Внизу - Британский крейсер Виндиктив, оставшийся стоять у мола после набеговой операции англичан в 1918 году.
После тяжелых безуспешных сражений под Верденом и на Сомме в 1916 году, в которых участвовали и войска морского корпуса, командование немецкого флота сделало упор на действия подводных лодок. Основной задачей надводных кораблей стал прорыв британских заграждений для выхода подлодок и их эскортирование.
В 1917 году наступательная активность сил Антанты, в том числе с морского направления, усилилась. И морской корпус действовал в основном оборонительно.
С 1915 года в распоряжении корпуса «Фландрия» появилась собственная морская авиация. В августе 1915 морское ведомство организовало в Зеебрюгге морскую авиационную станцию. Кроме разведки над сушей и морем, самолеты обеспечивали прикрытие от неприятельской авиации, а также наносили удары по наземным целям. В течение войны авиация стала разделяться на классы, так что в распоряжении адмирала Шрёдера имелись разведчики, истребители и бомбардировщики. Значительная часть из 2390 самолетов немецкой морской авиации была задействована именно в зоне ответственности морского корпуса.
Таким образом, корпус стал единственным объединением германских вооруженных сил, обладающим сухопутной, морской и воздушной составляющими, и достойно проявил себя в боях во всех трех стихиях.
«Flandern-U-Boote»
(по материалам альманаха «Schiffe-Menschen-Schicksale»)
В октябре 1914 года германские войска взяли под контроль побережье Фландрии. Базируясь на Брюгге, Зеебрюгге и Остенде, немецкие подводные лодки могли быстрее достигать берега Британии. Малые подлодки доставлялись во Фландрию по суше, будучи разобранными на три части. Уже 9 ноября 14-го подлодка UB12 прибыла таким образом в Зеебрюгге. В порядке эксперимента одна субмарина — UB2 — прошла туда морским путем. Выйдя в конце апреля из Киля, пройдя Кильским каналом до Куксхафена и далее до острова Боркум. Там 8 мая её взял на буксир старый миноносец и провел таким образом часть пути. Затем, вдоль побережья нейтральной Голландии, лодка шла уже своим ходом и 10 мая прибыла в порт Брюгге.
UB 2 типа UB I, первая подлодка, прибывшая во Фландрию морским путем
Сразу после начала войны руководство кригсмарине приняло решение о разработке маленьких, простых и дешевых подлодок прибрежного действия. Уже 8 августа Адмиралтейство (Admiralitaet) выработало свое соображение на эту тему, а 15 октября Имперское морское управление (Reichsmarineamt) утвердило «проект 34» и тут же выдало заказы на строительство.
Тип UB I имел водоизмещение (надводное/подводное) 127/143 тонны и был вооружен двумя торпедными аппаратами калибра 450 мм и одним пулеметом. Запасных торпед не было. Силовая установка включала в себя 60-сильный дизель и электромотор мощностью 88 кВт. Скорость составляла 7,5 узлов в надводном положении и 5,5 — в подводном. Дальность надводного хода при 5 узлах составляла 1650 миль. Дальность на одной зарядке аккумулятора при скорости 4 узла — 45 миль. Время погружения — 22 секунды. Максимальная глубина погружения — 50 м. Экипаж состоял из капитана (офицера) и 13 нижних чинов. Всего было построено 17 единиц.
Самой активной оказалась UB 10, совершившая более 100 боевых походов. Самой же результативной — UB 17. За 91 боевой поход она потопила 145 транспортных судов и 12 военных кораблей.
Схема подлодок проекта UB I
Подлодка UB-6 проходит каналом Гент-Брюгге
В течение войны были потеряны 9 подлодок этого класса.
Быстро выявились и недостатки конструкции UB I. Командиры отмечали низкую мореходность. При сильном волнении невозможно было держать перископную глубину. Гирокомпас оказался чувствителен к ударам. А одновальная силовая установка не позволяла продолжать плаванье при выходе машины из строя.
Требовался новый проект. Таковым стал UB II. Водоизмещение выросло до 263/292 тонн. Торпедное вооружение включало в себя два носовых торпедных аппарата калибра 500 мм с четырьмя запасными торпедами. Артиллерийское вооружение изначально было представлено одной 50-мм пушкой, замененной позже на 88-мм.
Силовая установка стала двухвальной и включала в себя два дизеля мощностью по 141 л. с. и два 103-киловаттных электромотора. Надводная/подводная скорость составила 9,2/6,5 узлов. Дальность надводного хода при 5 узлах — 6500 миль. Дальность на одной зарядке аккумулятора при скорости 4 узла — 45 миль.
Экипаж — 2 офицера и 21 матрос и унтер-офицер.
Было построено 30 единиц этого типа. Все они вступили в строй до лета 1915 года.
Самой успешной лодкой этого типа стала UB 40, потопившая или захватившая 107 неприятельских судов и кораблей.
Подводная лодка UB 45 типа UB II
Хотя моряки были в целом довольны лодками II-й серии, началась работа над новой, значительно увеличенной моделью. Новые субмарины типа UB III могли действовать не только в прибрежных районах, но и на просторах Атлантики, Северного и Средиземного морей.
Это достигалось за счет увеличения размеров и автономности. Водоизмещение UB III выросло до 516/651 тонн. Два 550-сильных дизеля обеспечивали субмарине надводную скорость 13,6 узлов, а два электромотора мощностью 290 кВт — подводную скорость в 8 узлов. Максимальная глубина погружения — до 75 метров. Значительно выросла и автономность — дальность плавания в надводном положении на скорости 6 узлов — 8500 миль, а одной зарядки аккумулятора хватало, чтобы пройти 55 миль на скорости 4 узла.
Усилилось и вооружение. Носовых торпедных аппаратов стало четыре, и к ним добавился один кормовой. Запас торпед — 10 шт. Артиллерийское вооружение по сравнению со II-й серией не изменилось.
Экипаж - 3 офицера и 31 матрос и унтер-офицер.
Подлодки типа UB III- UB 148 (сверху) и UB 110 (снизу). В них уже явно просматриваются черты будущей знаменитой «семерки»
Всего было построено 89 подлодок типа UB III.
Этот проект стал основой для подводных лодок типа «VII» — «рабочей лошадки» подводного флота Третьего рейха во время Второй мировой войны.
Носовой торпедный отсек подлодки UB-110 класса UB III
Отсек управления подлодки UB-110 класса UB III. Вид в направлении кормы.
Слева- вид на правый борт
Справа- вид на левый борт
Виден лючок для осмотра шахты перископа, различные вентили для затопления и продувки, маховики подъема и опускания перископа
Параллельно с торпедными подлодками серии UB, на их основе, развивались подводные минные заградители типа «UC».
UC I мало отличался от UB I. Средняя и кормовая части корпуса остались без изменения. Торпедное вооружение отсутствовало. В носовой части за пределами прочного корпуса располагались шесть ячеек для двенадцати мин типа UC120. Это означало, что подготовка мин, назначение глубины установки должны были быть произведены ещё на базе, перед выходом в море. 60-сильный дизель был заменен на 90-сильный. Запас топлива обеспечивал дальность плаванья надводным ходом до 800 миль.
Погрузка мин на один из минзагов типа UC
Трофейная подлодка UC 5 в сухом доке в Англии
Интересная деталь: на случай выхода из строя радиостанции на борту имелись почтовые голуби.
Всего было построено 15 подводных минзагов типа UC I — десять на верфи Блом унд Фосс и пять на бременской AG Weser.
Хотя из пяти построенных в Бремене лодок во Фландрию отправилась лишь одна, а из десяти «гамбургских» — шесть, они нанесли англичанам значительные потери.
Это вдохновило руководство кригсмарине на разработку нового, усовершенствованного проекта подводного минного заградителя. UC II значительно выросли в размерах в сравнении с предшественниками — водоизмещение их составило 417 / 493 тонны. Два гребных винта приводились в движение в надводном положении дизельными моторами мощностью по 250 л. с., а в подводном — двумя электромоторами по 169 кВт. Начиная с UC 46, на них устанавливались дизели мощностью по 300 л. с. Лодки несли 18 мин типа UC200. Имелось и торпедное вооружение — два носовых и один кормовой торпедные аппараты. Артиллерийское вооружение — одна 88-мм пушка 8,8 cm SK L/30 с боезапасом в 130 снарядов. Впоследствии стали устанавливать 105-мм орудия.
Схема подводного минного заградителя типа UC II
Всего на верфях Гамбурга Blom-und-Voss и AG «Vulcan», AG «Weser» в Бремене, данцигской Kaiserliche Werft и «Germania» в Киле было построено 62 минных заградителя типа UC II.
Минный заградитель UC 93
Если минзаги типа UC I могли действовать максимум до рубежа Портсмут — Гавр, то новые лодки достигали западного выхода Ла-Манша. В Северном море они достигали побережья Шотландии.
Следующим шагом в развитии этого класса подлодок стал проект UC III водоизмещением в 474/516 тонн. Несколько подлодок этого типа были построены до конца войны, но в боевых действиях принять участия они не успели.
Подводный минзаг UC 95 типа UC III. 1918 год
Организованное отступление
После провала операции «Михаель», наступления весной-летом 1918 года, германский фронт стал распадаться. В «черный день германской армии» — 8 августа 1918 года — началось отступление. 29 сентября (в этот день вышла из войны Болгария) флотское командование издало приказ отступить из Фландрии до рубежа Антверпена. В начале октября начался отвод войск и боеготовых кораблей и подлодок с разрушением инфраструктуры. Три подлодки и 16 миноносцев были уничтожены своими экипажами. Флотилия «Фландрия» была расформирована 14 октября. 25 октября англичане заняли Брюгге, Остенде и Зеебрюгге, почти ровно через четыре года после вступления туда Морской дивизии.
Заключение
В течение всей войны военное командование Германии недооценивало значение Фландрии как театра военных действий. Была возможность существенно затруднить или даже прервать морское сообщение с Францией. Но сил для этого выделялось совершенно недостаточно.
В боях погибло около 10000 военнослужащих Морского корпуса. Адмирал Шрёдер за свои заслуги получил прозвище «Лев Фландрии» (Loewe von Flandern). В 1921 году он, вместе с объединением ветеранов корпуса, учредил негосударственную памятную награду «Крест Фландрии» (Flandernkreuz).
Почётный и памятный крест Морского корпуса «Фландрия», аверс и реверс
(источник - Warspot)
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: