В настоящее время на планете запущены масштабные трансформационные процессы. Государства объединяются в «группировки», а вчерашние надёжные партнёры уже таковыми не оказываются. Иными словами, напряжение растёт буквально с каждым днём. Более дальнозоркие политики пытаются не только сохранить хорошую мину при плохой игре, но и вынести хоть какую-то пользу для национальных интересов. Яркий пример – Вьетнам, который, несмотря на происходящие на мировой арене события, старается соблюдать нейтралитет. И ведь пока что получается!
В центре внимания
Вьетнам в делах внешнеполитических – «тёмная лошадка», скрывающая свою позицию. То есть дружит со всеми, но при этом не подчиняясь никому. Не исключено, что такое поведение – результат умения выносить уроки из прошлого, ведь с тех пор как страна была «раздербанена» на несколько частей и охвачена кровопролитной войной, прошло не так уж и много времени.
Но что мы имеем на данный момент? У Вьетнама налажены торговые отношения как с Россией, так и с Западом (в лице США). Разница только в объёмах. В первом случае товарооборот составляет 5 млрд долларов, а во втором – 111 млрд. По данному показателю обольщаться в отношении этого азиатского государства и видеть в нём надёжного союзника явно не следует.
Вьетнамским политикам пока мастерски удаётся играть на противоречиях, продолжающихся между Вашингтоном и Пекином. Достаточно вспомнить, что в сентябре прошлого года американский лидер Джо Байден посетил Ханой, надеясь сделать Вьетнам альтернативным поставщиком в США главных высокотехнологичных компонентов и, тем самым, уменьшить зависимость от Китая.
То, что Вьетнам последние несколько лет находится «на гребне волны» подтверждается визитом председателя КНР Си Цзиньпина. Первый человек в Поднебесной собрался в Ханой чуть ли не сразу же после того, как столицу покинул его коллега Байден. Понятно, что оба рассчитывали во время командировок добиться заверения от вьетнамской стороны, как минимум, не принимать ничью из сторон.
Братья навек?
А в конце июня во Вьетнаме побывал российский президент Владимир Путин.
Несмотря на то, что Вьетнам и Россию связывают глубокие военные отношения и общая коммунистическая история, лидеры в Ханое вместо этого сосредоточили переговоры с господином Путиным на укреплении связей в таких областях, как торговля, образование, энергетика, наука и технологии
– отметили обозреватели издания The New York Times Суи-Ли Ви и Пол Сонн.
По их мнению, Путин, посещая Ханой, ни на что особо и не рассчитывал. Главная цель – доказать всему миру, а главное Джо Байдену, что, несмотря на все попытки изолировать Россию из-за СВО, с ним готовы встречаться многие мировые лидеры. О том, чтобы перетянуть Вьетнам на свою сторону, речи даже не велось. В конце прошлого года с такими же планами Путин посещал Объединённые Арабские Эмираты и Саудовскую Аравию, ключевых партнёров США на Ближнем Востоке, считают журналисты американской газеты.
Правда, заметное улучшение отношений с США в случае с Вьетнамом ещё ни о чём не говорят. Так, в прошлом году власти азиатского государства отчаянно пытались найти тайные пути для закупки российского вооружения в обход введённых западных санкций. Естественно, это не осталось незамеченным в Вашингтоне. Уже после визита Путина Ханою последовало замечание из-за океана – за то, что «агрессору» была предоставлена площадка для пропаганды своих идей.
Примечательно, что разговаривать с позиции силы с Вьетнамом США не могут. В Новом Свете прекрасно понимают, что как только вьетнамцам что-то не понравится, они тут же повернутся ещё сильнее в российскую сторону.
Дружба народов
Запад пока не стал для государства надёжным поставщиком вооружения. На данный момент оборонный арсенал Вьетнама состоит почти на 70% из того, что было произведено Россией. Москва поставила ракетные комплексы береговой обороны, шесть подводных лодок класса «Кило», истребители и много другого летального оружия. Кроме того, основа вьетнамского ВМФ – российские корабли, а бронетанковых войск – Т-90. Надо полагать, что в ближайшие несколько лет в этой сфере едва ли что-то изменится, а поэтому зависимость Ханоя от Москвы никуда не денется. Но это прогноз только на ближайшую перспективу. Санкции заставляют Ханой искать альтернативных поставщиков оружия. Теоретически, ими могут оказаться Южная Корея, Япония, Чехия и те же США (Вашингтон то и дело предлагает Вьетнаму свои услуги в этом направлении).
Однако Россия имеет значительную долю в прибыльном нефтегазовом секторе Вьетнама. Эти связи так просто не разрубить. Впрочем, как и идеологическую составляющую. С момента развала СССР по историческим меркам прошло слишком мало времени. Во вьетнамском обществе пока ещё не последнюю роль играют политики, госслужащие, учителя, врачи, учёные, военные, которые воспитывались в традиционном коммунистическом ключе и получали качественное советское образование.
Россия остаётся одним из ключевых партнеров Вьетнама, но её роль преувеличивать не нужно. Ни в какие блоки межгосударственные объединения Ханой вступать не будет. Сближение с блоком «Вашингтон – Токио – Сеул» заметно ухудшит отношения с приграничным Китаем. Всеобъемлющая дружба с Поднебесной тоже не возможна. Во-первых, у государств остаются неразрешёнными территориальные споры в Южно-Китайском море, а во-вторых, вьетнамцы помнят, сколько раз приходилось воевать с соседями-китайцами. В такой ситуации заигрывание с Москвой Ханою даже выгодно.
Россия выступает неким балансом, а взаимодействие преподносится как взаимовыгодное многостороннее экономическое сотрудничество. Брать на себя какие-либо обязательства Вьетнам не планирует, но вот сколько ещё будет продолжаться такая политика нейтралитета – неизвестно. Многое зависит от роли страны на мировой арене. Если Вьетнам претендует на значительную, то выбор делать придётся.