Лента новостей

18:58
Крупнейшие армии мира увеличили расходы на оборону
17:56
Сырский признал обострение ситуации на фронте и потерю ряда населённых пунктов
17:55
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 28 апреля
17:47
На границе Эстонии образовалась огромная очередь
17:19
Власти Украины собираются сбалансировать энергосистему и провести её ремонт за счет населения
17:13
Былые заслуги не в счёт: Ватикан снова нервирует Зеленского
16:36
Киев попросил Варшаву прекратить соцвыплаты украинским мужчинам
16:08
ВСУ атаковали Тарханкут ATACMS
16:06
Комментарии американских читателей к статье «Блинкен угрожает Китаю за связи с Россией»
15:32
Жители Южного Одесской области воспротивились переименованию города в Порт-Аненталь
15:26
Латвия: подорвёт ли Байба Браже заложенную Кришьянисом Кариньшем мину?
15:23
Украинцы стали искать жен во избежание мобилизации
14:14
Посол Литвы в Швеции Линкявичюс намекнул на готовящийся удар по Крымскому мосту
13:46
В убийстве двух украинцев в ТЦ Германии обвиняют россиянина
13:45
Из Тисы выловили тела ещё двух украинских мужчин
13:03
WSJ: Германия мешает США присвоить российские замороженные активы
12:28
TV3: в Латвии не нашли замены российским лекарствам
12:26
Стало известно о времени трансляции инаугурации Путина 7 мая
11:59
Евродепутат допустила снижение поддержки Украины после выборов в Европарламент
11:58
Студента МГУ из Одессы арестовали в Москве за сбор денег для ВСУ
11:23
За ночь над четырьмя регионами РФ были сбиты 17 украинских БПЛА
11:14
Володин: Финляндия наказала своих граждан закрытием КПП на границе с Россией
10:47
Следком РФ в ДНР расследует военные преступления представителей киевского режима и уголовные дела, возбужденные в отношении местных жителей
10:30
Пока Запад не вышел из трансгендерной комы…
09:31
Путин привез немецкую технику в Москву
09:29
Верховный суд Украины открыл производство против Рады о неназначении выборов президента
05:29
Эрик Ревель: военная экономика выгодна России
04:54
Мангалы на русских танках. Неожиданное защитное приспособление работает
04:33
Первая из первых: винтовка человека по имени Пекарь
04:25
Тайна гибели самого молодого комфронта генерала Черняховского
02:02
Санкциями против российских ресурсов Запад загоняет себя в тупик
01:30
Украинский винегрет с «тухесом»
00:58
Обзор Ryzen 7 8700G: на что способна интегрированная графика для игр в 1080p
00:38
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 27 апреля, вечер
00:17
Об очередном военном бюджете США
22:08
Надувной Зеленский надул свой народ
20:14
Опасность евродеградации
20:08
Российская армия освободила Бердычи
19:43
ВСУ ведут обстрелы республик Донбасса, Белгородской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 27 апреля
19:32
Российские войска освободили Керамик на Авдеевском участке фронта СВО
19:14
Welt представила изложение Стамбульского проекта мирного договора
19:06
Зеленского обвинили во вранье и воровстве миллиардов из помощи США
17:57
Главком ВСУ доложил западным кураторам о возможной эскалации на фронте
17:56
Interia: американские планирующие бомбы GLSDB оказались бесполезными
17:55
Западное вооружение не доходит до ВСУ, потому что российская армия уничтожает его ещё до фронта
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»Некоторые технические подробности Трафальгарского сражения

Некоторые технические подробности Трафальгарского сражения


Некоторые технические подробности Трафальгарского сражения

Трафальгар – это всегда неисчерпаемая тема для исследований. С каких только сторон его не рассматривают. Это и политическая, и военная, и экономическая, и социальная, и военно-морская тематика. Мы же в данной статье попробуем посмотреть на это сражение с технологической точки зрения и попутно затронуть пару-тройку мифов. Заодно попытаемся выяснить – а было ли у британцев некое решающее преимущество в какой-то технической области, что и сделало возможным победу. Давайте же попробуем сравнить некоторые технические аспекты.


Корабли


И тут следует отметить первое – обычно историки военно-морского флота признают, что испанские корабли середины и конца XVIII века имели превосходные формы и обводы, большинство из них были построены из крепкого красного дерева, превосходившего по твердости дуб, а начиная с Антонио де Хастаньетты (1730-е годы) в постоянный обиход вошли методы математического расчета и моделирования по французскому образцу.

В 1765 году французский кораблестроитель Франсуа Готье создал лучшие испанские корабли по французским эскизам – 64-, 74- и 80-пушечники. Дело его продолжил ученик – Хосе Ромеро Фернандес де Ланда, который в частности разработал знаменитые испанские 112-пушечники.

1
112-пушечный испанский линейный корабль Santa Anna.

Испанские корабли были в среднем примерно на 10–20 % больше по водоизмещению, нежели английские, их артиллерийские порты располагались примерно на уровне 1,5–2 м от ватерлинии, но при этом чаще всего несли артиллерию меньшего калибра, нежели их противник.

Однозначных объяснений этому факту нет, но самым популярным и логичным является следующее – Испанская империя раскинулась на тот момент на половину мира, поэтому испанские корабли постоянно совершали дальние плавания и вояжи. Вот для связанности и защиты этой империи, которую возможно было защитить исключительно с моря, решили пожертвовать артиллерийским вооружением в угоду обитаемости, большему количеству припасов и т. п.

К примеру, 74-пушечный Bahama (1784 года постройки) нес на главной палубе 24-фунтовые орудия, тогда как английские 74-пушечники – 32-фунтовые, а французские – 36-фунтовые. Еще до повсеместного введения карронад 90- и 100-пушечники испанцев были хуже вооружены для ближнего боя, нежели их визави. Например, 112-пушечный Santa Anna имел на надстройках и верхней палубе тридцать две 12-фунтовки плюс десять 8-фунтовок, тогда как, скажем, 100-пушечный Royal Sovereign (1786 года постройки) нес сорок четыре 12-фунтовых пушки, то есть больше и по количеству, и по калибру.

Помимо всего прочего, испанские корабли были самыми малонаселенными – 74-пушечники по штату комплектовались всего 640 моряками. Для сравнения: у французов подобные корабли требовали 700 человек, у англичан по штату – 740 человек. Понятно, что мы ведем разговор про штатную численность, очень часто команды бывали меньше заявленного, особенно у британцев, которые плавали больше, поэтому и потери у них от болезней и несчастных случаев были выше, чем у их визави.

2
100-пушечный Royal Sovereign обрезает корму 112-пушечному Santa Anna.

При Трафальгаре часть испанских команд была больше, чем положено по штату, но это случилось из-за размещения на кораблях солдат, которые должны были участвовать в высадках в Вест-Индии и Англии.

Резюмируем.

Во главу угла при строительстве испанских кораблей была поставлена возможность совершать дальние плавания. Именно это и виделось основной задачей. Однако линкоры все-таки надо строить для боя – в этом и была основная проблема испанских кораблей. Изначально неправильный подход в результате и принес закономерный результат.

Численность флотов


Другим немаловажным аспектом была численность испанского флота в сравнении с английским. В конце XVIII века испанцы в период расцвета могли выставить в море до 80 линейный кораблей. Англичане – 200. К Трафальгару Испания имела 52 линейных корабля, Англия – 217. Даже если к испанским прибавить еще 60 французских кораблей – у англичан все равно сохранялось двукратное преимущество над союзниками.

Поэтому самый простой вывод – Англия вполне могла проиграть Трафальгар, испанцы же и французы такого себе позволить не могли. У них не было запасных кораблей в рукаве, оттого – более осторожная тактика, избегание решительного боя и критичность любых потерь.

По сути, уже первые же стычки в Наполеонику вселили в английские экипажи чувство глубокого превосходства, которое с каждой победой все укреплялось. Отсюда – полное презрение к противнику и поиски решительных тактических приемов, способных уничтожить флот Франции и Испании. А со стороны союзников – пассивность и консервативность. Результат – уже во времена Французской революции французы потеряли 54 линкора. А далее настал черед испанцев, которые до Трафальгара потеряли 12 линейных кораблей.

Отдельный вопрос – 100-пушечники. В Трафальгаре англичане имели семь трехдечных кораблей (90- и 100-пушечники) против четырех у испанцев. Французы имели в бою только 80- и 74-пушечники.

3
100-пушечный корабль Britannia (1762 г.)

В том виде, в котором прошел Трафальгар, корабли первого и второго ранга оказались реальным преимуществом. Дело в том, что 74- и 100-пушечники в бою на дальней и средней дистанции вооружены примерно одинаково. Но все изменяется, когда бой становится ближним. Здесь мало того, что в сражение вступает артиллерия опердека, верхней палубы и надстроек, так еще и трехдечник стреляет по двухдечнику сверху вниз, по сути, сметая все живое на верхней палубе двухдечника.

Собственно, так и произошло с теми же французскими Redoutable и Fougueux. Первый всего от двух залпов трехдечников потерял за пару минут 210 человек, второй – 60 человек убитыми и 75 раненными. 74-пушечный испанский San Agustín, попавший всего под один ближний залп 100-пушечника Britannia, сразу же потерял 110 человек.

Пушки


В 1779 году Роял неви выбрал для вооружения верхних палуб карронады – относительно легкие орудия, но большого калибра. Эти орудия имели малую дальность выстрела (в инструкциях Королевского флота максимальная эффективная дальность оценивалась 200 ярдов, а использовать их рекомендовалось на дальности 50 ярдов и меньше), и они заменили собой 4-, 6- и 8-фунтовые пушки, ранее стоявшие на верхних палубах.

Французский и испанский флоты наблюдали за этими изменениями с некоторым скептицизмом, тем более что в обоих флотах на тот момент на щит была поднята концепция боя на дальней и средней дистанции, где карронады были бесполезны.

Французы экспериментировали с гаубицами (obusier), которые оказались не очень удачными, склонными к разрывам, и больше опасными для своих кораблей, нежели для кораблей противника. Ну а попасть из такой гаубицы было нетривиальным делом – британская карронада вела стрельбу по горизонтальной траектории, тогда как французская obusier – по дугообразной.

5
112-пушечный Príncipe de Asturias в битве при Трафальгаре.

В Испании Франсиско Хавьер Ровира разработал так называемые obuses – гаубицы, стрелявшие гранатами и картечью. Они были приняты на вооружение Королевским Эдиктом от 24 ноября 1783 года. С 1798 года начали предприниматься попытки разработать новые гаубицы с лучшими параметрами и надежностью.

В результате на 1803 год в испанском флоте были obuses калибром 48, 36, 30, 24, 18 и 12 фунтов. Так, вес 36-фунтовой гаубицы составлял 24 квинтала (1 квинтал – 46,03 кг, то есть 1 104,72 кг), тогда как вес 36-фунтовой пушки был уже 65,54 квинтала (3 016 кг). Грубо говоря, 36-фунтовая гаубица весила как 7-фунтовая длинная пушка.

Насколько гаубицы были распространены на кораблях?

При Трафальгаре, и это известно точно, на 12 испанских кораблях стояли obuses. Например, на 112-пушечном Principe de Asturias на верхней палубе были размещены четырнадцать 48-фунтовых и шесть 24-фунтовых гаубиц. На 80-пушечном Argonauta – двенадцать 30-фунтовых гаубиц. На 74-пушечном Montañés – десять 30-фунтовых и четыре 24-фунтовых гаубицы и т. д.

Всего на испанских кораблях было размещено 161 орудие ближнего боя – четырнадцать 48-фунтовых, двадцать 36-фунтовых, семь 32-фунтовых, шестьдесят восемь 30-фунтовых и пятьдесят два 24-фунтовых, а также 8 карронад различных калибров, закупленных в свое время в Англии.

Кроме того, испанские корабли, хотя это не включалось в вооружение, часто несли маленькие 4-фунтовки, pedreros, чаще всего закрепленные на вертлюгах.

6
Французская 36-фунтовая гаубица.

У французов гаубицы нес только Algeciras, четыре 32-фунтовки.

Британские корабли при Трафальгаре несли как минимум по две 32-фунтовые и шесть 24- фунтовых карронад, кроме того, было еще небольшое количество 68-, 42- и 18-фунтовых карронад, а всего их количество составляло 232 единицы, то есть почти в два раза больше, чем у французов и испанцев.

Огонь в бою


Попутно попытаемся развеять один популярный миф.

Из книги в книгу повторяется байка, что британские матросы имели темп стрельбы в три раза выше, чем их визави, и такой темп они поддерживали весь бой.

Даже если предположить, что вместо матросов на британском корабле пушки обслуживали искусственные киборги с бесконечной мускульной выносливостью, то как минимум пушкам надо давать остыть после выстрела. Мало остыть – их нужно было еще и почистить перед следующим выстрелом.

Пушки специально охлаждались уксусом, иначе орудие перегрелось бы и либо взорвалось, либо покорежилось и сделалось непригодным для использования. При плохо прочищенном орудии картуз с порохом, который банником вставляли в ствол, банально мог загореться и вспыхнуть, что обожгло бы канонира, а отдача покалечила бы расчет, который накатывает пушку.

7
План атаки Нельсона при Трафальгаре.

Однозначно, ритм стрельбы менялся, и к середине, а уж тем более к концу боя, он должен был стать гораздо более медленным. Ну или английские киборги не только обошли каким-то образом физическую усталость, но и законы физики и термодинамики.

А вот что правда – так это то, что британский огонь оказался более действенным.

Англичане атаковали с наветренного положения, французы и испанцы находились под ветром. При подветренном положении борт кораблей в сторону, откуда дует ветер, обращен вверх, то есть огонь испанцев и французов велся не по корпусу противника, а по рангоуту и такелажу. У англичан же борт был наклонен к воде, то есть огонь они вели по корпусам неприятельских кораблей.

Кроме того, союзники начали огонь с дальней дистанции, находясь под берегом и под ветром – мелкая прибойная волна просто мешала им нормально прицелиться, поэтому на этапе сближения они не смогли нанести англичанам каких-нибудь значимых потерь и повреждений. Ну а далее бой перешел в свалку, mêlée, где все решило преимущество в трехдечниках (мы с вами помним, что с верхней палубы 100-пушечника по 74-пушечнику можно бить сверху вниз, буквально расстреливая абордажные команды как в тире) и в карронадах. По сути, только испанские трехдечники оставались эдакими островками сопротивления, пока не получали критических повреждений или потерь.

8
74-пушечный французский Redoutable, зажатый между 100-пушечным Victory и 98-пушечным Temeraire.

Примечательно, что тот же испанский 136-пушечный Santissima Trinidad продержался в бою гораздо дольше, чем французский 80-пушечный Bucentaure.

Вообще, в сражении при Трафальгаре англичане смогли взять только два из четырех испанских стопушечника – это Santissima Trinidad и Santa Anna (экипаж последнего во время шторма 23 октября поднял мятеж, смог отбить корабль и даже отвести его в Кадис). Rayo, хоть и имел повреждения, смог уйти, ну а Principe de Asturias, который вел бой аж с десятью кораблями Коллингвуда, британцам взять так и не удалось.

Французская же тактика в ближнем бою свелась к попыткам абордажей английских кораблей, которые захлебнулись в крови, поскольку английские карронады раз за разом просто выкашивали французские абордажные партии.

Некоторые выводы


В Трафальгаре сошлись в бою два флота. Один из них готовился к ближнему бою уже 50 лет. Корабли его были построены для ближнего боя, так же, как и поставлено соответствующее вооружение. Его матросы и капитаны были готовы к такому типу боя.

Второй флот, соединенный, проповедовал концепцию боя на дальней и средней дистанции, но был принужден вступить в ближний бой. Это во многом вызвало настоящий шок у моряков и капитанов. Вот как, например, описывал это корреспондент французской газеты Le Moniteur:

«влетевшее ядро и осколки дерева произвели настоящую резню среди расчёта одной из пушек, в результате оставшиеся в живых, охваченные ужасом и страхом, просто отбежали от своих орудий, захлопнув пушечные порты».

9
90-пушечный HMS Sandwich обстреливает французский флагман – 80-пушечный Bucentaure. Обратите внимание на разницу в высоте бортов.

Вот как лейтенант Клемент с Tonnant описывает свои наблюдения:

«Когда мы развернулись бортом к испанскому кораблю [Monarca] и дали залп – испанцы просто захлопнули порты и не вели огонь по нам еще несколько минут после залпа».

Мичман Бэдкок с Neptune пишет об обстреле Santisima Trinidad:

«мы вели такой интенсивный огонь, что испанцы не могли подойти к пушкам и отвечать нам, в результате за четверть часа мы не получили даже выстрела в ответ».

Те же, кто все-таки стреляли по англичанам, чаще всего делали это плохо и неумело. Чего только стоит окрик разозленного Люка, капитана французского Redoutable, который предупредил главного канонира, что если вот сейчас артиллеристы не наладят стрельбу – он просто его повесит на виду у англичан.

Грубо говоря, английский флот имел и корабли, и пушки, и команды для ближнего боя, а вот французы и испанцы – нет.

Литература:
1. Agustín R. Rodríguez González «The Spanish at Trafalgar: Ships, cannons, men and a problematic alliance» – Journal for Maritime Research, 7:1, стр. 26–43, 2005.
2. Gardiner, Robert (ed.) «The line of Battle. The Sailing Warship 1650–1840» – London, Conway Maritime Press, 1992.
3. Vigodet, Casimiro y Alcón, José María «Nueva Artillería Naval y de Costa» – Madrid, Imprenta de Corrales y Cía, 1847.
4. Michael Duffy «The gunnery at Trafalgar: training, tactics or temperament?» – University of Exeter, 2005.

Сергей Махов


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх