Исмаил Хания со своими сторонниками
ХАМАС меж двух огней
После победы ХАМАС на выборах 2006 г. его отношения с ООП продолжали оставаться напряжёнными, переходившими местами в том числе и в вооружённое противостояние, о чём мы говорили в предыдущем материале.
С Израилем они складывались не лучше. И в конце концов дошли до точки кипения, результатом которой стала операция ЦАХАЛ «Литой свинец» в декабре 2008 г. Её главной причиной Тель-Авив назвал ракетные обстрелы израильской территории; подчёркиваю – именно назвал. Подлинный мотив операции мог лежать в иной плоскости: например, в намеренной дискредитации как лидеров победившего на выборах движения, так и его в целом. Впрочем, это из разряда предположений.
Но ключевой здесь вопрос: кто именно обстреливал? Израиль, разумеется, обвинил ХАМАС. Однако в обострении обстановки виновен не столько он, сколько запрещённая в России «Аль-Каида» и испытывавшие влияние её идеологии группировки, одна из которых называлась «Полки джихада на территории противостояния неверным». Собственно, её обстрелами и была спровоцирована упомянутая операция.
В Тель-Авиве особое внимание на непростые перипетии внутренних отношений различных военизированных структур в секторе Газа не обращали, вероятно, полагая: раз ХАМАС победил на выборах и претендует на статус легитимизированный силы в Палестинской автономии, то ему и отвечать. За всех.
Но в центре нашего внимания не столько противостояние Израиля и ХАМАС, сколько борьба (разумеется, её интенсивность и, если угодно – искренность и последовательность: другой вопрос) последнего с враждебными движению деструктивными силами внутри сектора Газа. А тут ещё добавилось саботирование после выборов со стороны ФАТХ передачи под контроль ХАМАС службы безопасности Палестинской автономии.
Но всё же если с возглавляющим ФАТХ М. Аббасом лидер ХАМАС И. Хания ещё мог вести переговоры – в конце концов, первый официально и поручил главе движения формирование Правительства национального единства (просуществовало оно, правда, недолго), – то открытый диалог с террористами был и остаётся для него невозможен без превращения в нерукопожатного и маргинального политика в глазах прежде всего России.
И. Хания и М. Аббас
А именно в Москву, по приглашению В. В. Путина, делегация ХАМАС, во главе со вторым человеком в движении Х. Машаалем, совершила свой первый зарубежный визит, в ходе которого состоялась встреча и с патриархом Алексием II. Последнее важно, ибо в предыдущем материале мы отметили участие в движении христиан.
Поддержка Кремля по понятным причинам была крайне важна для ХАМАС, особенно в ситуации взятой им на себя ранее ответственности за деятельность остальных военизированных группировок в секторе Газа, контроль над которыми был более чем сложен.
Да, мне видится возможным вопрос: «А ХАМАС-то разве не террористы?». Я исхожу из того, что движение в РФ не признано террористической организацией, равно как и сам материал свидетельствует о противостоянии движения подлинно деструктивным силам.
ХАМАС против «Аль-Каиды» и ИГИЛ
У. бен Ладен, в свою очередь, проявлял к сектору Газа и Западному берегу Иордана повышенное внимание, назвав, по словам историка-арабиста А. В. Демченко, палестинскую проблему главной после терактов 11 сентября 2001 г.
Кроме того, «Аль-Каида» напрямую, то есть через голову руководства ХАМАС, обращалась к жителям Газы с призывом принять участие во всемирном джихаде против израильтян и крестоносцев, то есть, по сути, требовала открытого неповиновения руководству движения.
Важная деталь: после ликвидации У. бен Ладена ставший его преемником А. Аз-Завахири сконцентрировал усилия террористов на собственно арабском мире и прежде всего на Египте, Судане, странах Магриба, равно как и неарабской части мусульманской ойкумены в лице Сомали (к слову, и суданцев тоже можно назвать арабами с известной долей натяжки).
Соответственно, между указанными государствами и базирующимися в Сирии, Ираке и Афганистане террористическими группировками Палестина становилась своего рода связующим звеном и хабом, через который могла осуществляться циркуляция финансовых потоков, вооружений и рекрутов в экстремистские организации, и заодно осуществляться ракетные обстрелы Израиля и террористические рейды на его территорию. А расплачиваться должен был ХАМАС как легальная (пусть и в глазах далеко не всех государств) военно-политическая структура в секторе Газа.
Вообще же, по словам историка-востоковеда Д. А. Нечитайло, сеть группировок «Аль-Каиды» действовала в рассматриваемый нами период в более чем 60 странах. Внушительно, согласитесь. Учитывая очевидный отклик фанатиков на призыв А. Аз-Завахири отправиться на Святую Землю вести джихад с «неверными», а заодно пошатнуть позиции ХАМАС в секторе Газа.
Ибо его негативное отношение к идее всемирного джихада вызывало у «Аль-Каиды» беспокойство, особенно на фоне того, что в июне 2008 г. движение не только пошло с Тель-Авивом на шестимесячное перемирие, но и предлагало израильскому руководству заключить его на десять лет.
Одна из причин этого шага, мне думается, названа исследователями Э. Милтоном и С. Фаррелом:
«За 2000-2005 гг. палестинцы потеряли 3570 человек, а израильтяне – 1080.»
Впрочем, проалькаидские силы в Палестине не сидели сложа руки. Так, в 2005 г.
«в ряде мечетей сектора Газа, – пишет А. В. Демченко, – появились листовки «Базы джихада в Палестине» («Ка‘ида аль-джихад фи Филястын»). Их авторы заявляли о том, что «неверные» (ахль аль-куфр) путем заговора против мусульман упразднили халифат и разделили единую умму на небольшие государства. В результате исламский мир впал в вероотступничество (ридда), а мусульмане стали вероотступниками (муртаддун). Авторы обращения призывали: «О, мусульмане! Поднимайтесь на восстановление Праведного Халифата!»
В тот период Палестинскую автономию буквально наводняют различные террористические группировки, занимавшиеся в числе прочего похищением иностранцев – американцев и британцев главным образом. Так, в марте 2007 г. некая салафитская «Армия ислама» похитила корреспондента ВВС А. Джонстона. И знаете, как его удалось освободить? Служба безопасности ХАМАС заблокировала здание, где содержался заложник.
Позже силам движения пришлось даже произвести зачистку юго-западного квартала Газы, где базировался криминальный клан Догмуш, контролировавший «Армию ислама». Однако ситуация для И. Хании осложнялась нарастанием проникновения в автономию террористов.
Откуда только они не прибывали.
«Среди них, – пишет А. В. Демченко, – оказались французы алжирского происхождения, выходцы из Йемена, Судана и афгано-пакистанского региона.»
Обратите внимание: почти все эти регионы давно уже объяты войной, и приезжавшие оттуда молодые люди в массе своей наверняка умели обращаться с
И все они чуть ли не в один голос не скрывали разочарования переходом ХАМАС к легальной деятельности и его участием в парламентских выборах, а шестимесячное перемирие движения с Израилем вообще подействовало на террористов как красная тряпка на быка.
Сам же ХАМАС, по словам историка Г. Г. Косача, не рассматривал себя сугубо религиозной организацией, а выступал как структура, стремящаяся обрести национальный характер. «Аль-Каида» же и ИГИЛ, напротив, позиционируют себя в качестве наднациональных группировок.
К сожалению, некоторая часть активистов ХАМАС, увлечённая пропагандой джихадистов, перешла в их ряды. Есть также основания полагать, что свою игру вёл возглавлявший военизированное крыло движения – бригады «Изз ад-Дина аль-Касама» А. Джабари. Правда, он-то как раз вряд ли был увлечён пропагандой, скорее – перспективами захвата власти – пусть неофициальной – в ХАМАС посредством опоры на террористов.
Ситуацию для И. Хании и его сторонников усугубило вслед за «Армией ислама» появление в секторе Газа ещё одной влиятельной военизированной структуры – «Воинство сторонников Аллаха», стремившейся к стопроцентному контролю палестинского анклава.
«14 августа 2009 г. духовный лидер «Воинства», медик по образованию (как и Аз-Завахари – И. Х.), известный проповедник и автор ряда трудов по теологии шейх аль-Макдиси в поселении Рафах недалеко от границы с Египтом во время пятничной молитвы в местной мечети провозгласил создание исламского эмирата. В своей проповеди шейх назвал движение ХАМАС «паразитирующей на исламе светской партией» и призвал палестинцев вернуться к принципам «мусульманского правления», существовавшим во времена Пророка Мухаммада и праведных халифов.»
(цит. по: Демченко А. В. Указ. соч.)
ХАМАС не стал церемониться с террористами, предприняв штурм мечети. Имам погиб.
Важный нюанс: проповедь была произнесена в мечети, названной в честь Ибн Таймийи – жившего в XIII веке богослова и родоначальника салафизма. Именно его труды нередко цитировал У. бен Ладен.
И интерпретацией (подчёркиваю: не констатацией, а интерпретацией) богословских взглядов Ибн Таймийи была обусловлена принятая несколькими лидерами террористов в 1998 г. фетва, призывающая, как отмечает историк-арабист А. И. Маточкина, убивать американцев, причём не только военных, но и мирных жителей. Опорой для фетвы и стали слова Ибн Таймийи о том, что нет ничего более священного, чем вера, за исключением отпора врагу, угрожающему религии и жизни.
Однако справедливости ради отметим точку зрения ряда исламоведов, полагающих, что лидеры террористов исказили учение Ибн Таймии.
Нам же важно следующее: то, в чём ещё недавно упрекали ООП и ФАТХ, о чём мы говорили в прошлой статье, в том же террористы стали обвинять ХАМАС.
Ещё одной головной болью для руководства ХАМАС после победы на выборах стал запрещённый в России ИГИЛ, который, по словам Д. А. Нечитайло, сосредоточил свои усилия на борьбе с
«неисламскими режимами» в арабском мире, а именно, режимом Асада в Сирии и Абади в Ираке. Как и его предшественники, из «Аль-Каиды в Ираке».»
Здесь, правда, И. Хании и его сторонникам сыграло на руку наживание игиловцами длинного списка врагов, куда вошла в том числе и шиитская «Хезболла» и курды-езиды, и даже действующая в Сирии и также, если не ошибаюсь, признанная в России террористической «Джабхат Фатх аш-Шам».
И, тем не менее, согласно приведённым Д. А. Нечитайло данным, около 20 террористических организаций по всему миру поклялись в верности главному игиловцу аль-Багдади.
Однако, как и многие подобного рода организации, ИГИЛ не избежал внутреннего конфликта среди лидеров террористов, который разгорелся в сравнительно близком к Палестине Ираке (после 2003 г. в это название стоит, к сожалению, скорее вкладывать географический, нежели политический смысл).
В указанный год действовавшие там джихадистские группировки объединились вокруг А. аз-Заркави – иорданца, в начале 1990-х воевавшего в Афганистане. Идея всемирного джихада его как-то не особенно согревала, а вот противостояние с шиитами виделось главной задачей. Хотя номинально он подчинился У. бен Ладену и даже свою группировку назвал незамысловато «Аль-Каида в Ираке». Однако вместо всемирного джихада, то есть террористической деятельности по всему миру, он сосредоточился на резне шиитов.
Ещё важный момент: в предыдущем материале мы говорили о переходе немалой части бывших офицеров Саддама в стан террористов. Во многом это произошло из-за развязанного номинальным главой Ирака Н. аль Малики террора против Баас, в рядах которой до 2003 г. состояло немало военнослужащих. Поговаривают: даже аль Багдади был офицером иракской армии, но точных сведений на сей счёт нет. И да, раз уж Саддама вспомнили. Просто для справки: ХАМАС осудил иракское вторжение в Кувейт, а вот ООП – напротив, поддержал.
В общем, ИГИЛ из-за близорукой политики американской марионетки в кратчайшие сроки получили квалифицированные кадры командиров нижнего и среднего звена, в коих ХАМАС испытывал существенных дефицит. И возможность использования лидерами террористов этих вчерашних иракских офицеров в секторе Газа представляла существенную угрозу для И. Хании и его сторонников.
Ахмед Джабари и капрал Шалит: тайна, которая не будет раскрыта?
В завершение: за рамками нашего рассказа осталась резонансная
А. Джабари и Г. Шалит
Вместе с ним ушла в могилу и информация о его связях что с террористическими группировками, что со службой безопасности и даже политическими кругами Израиля. Именно поэтому непростые отношения А. Джабари с руководством ХАМАС, которому он формально должен был подчиняться (однако не факт, что это происходило на практике), за недостатком информации мы вынуждены оставить за скобками.
Единственное, журналист Н. Лебедев в одном из израильских изданий прямо написал:
«Глава ХАМАСа Исмаил Хания не контролирует ситуацию, а глава военного крыла Ахмед Джабари, планирующий атаки на Израиль, не принимает его мнение во внимание.»
В следующем материале поговорим о взаимоотношениях ХАМАС и Хезбллы. Ибо и в интернет-пространстве, и в СМИ немало вопросов на предмет: почему шиитская Хезболла не спешит ныне открывать второй фронт на севере, оказав тем самым существенную поддержку суннитам.
Использованная литература:
*Демченко А.В. Джихадистские организации, поддерживающие Аль-Каиду: новые игроки в Палестине
*Льюис Б. Ислам: что пошло не так
*Маточкина А.И. Обращение к идеям ибн Таймийи в новое и новейшее время
*Милтон Э.Б. Фаррел С. ХАМАС: движение исламского сопротивления
*Лебедев Н. «Корнетом» по школьникам
*Нечитайло Д.А. «Аль-Каида» и «Исламское государство» – общее и особенное
Ходаков Игорь
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: