Уроки Непобедимой Армады
Итак, в XVI веке главными морскими сражениями можно считать два – это Лепанто и серия боев английского
С 31 июля по 8 августа произошла цепь стычек между английским и испанским флотами. Англичане с подачи казначея флота Джона Хокинса все десятилетие перед схваткой пестовали идею артиллерийского боя на средней дистанции, которая помогла бы им в сражении нейтрализовать испанскую тактику абордажа. И что же получилось в итоге?
Несмотря на обстрелы англичан, испанцы прошли канал как нож сквозь масло, и в решающем сражении при Гравелине английские корабли так и не смогли никого потопить.
Это и неудивительно, если воспользоваться статистикой, приведенной в книге Майкла Льюиса «Armada guns». Если не учитывать пушки малых калибров, то распределение пушек по флотам было такое:
Если же рассмотреть параметр веса бортового залпа, то у испанцев он составляет 19 369 фунтов, тогда как для англичан – всего лишь 14 677 фунтов или на 24 процента меньше испанского.
Таким образом, если учесть эту статистику, не случилось ничего необычного – английский флот был просто слабо вооружен для своей концепции. Тем не менее понимание этого факта пришло только через 50 лет, в 1630-е годы.
«Я люблю кровавый бой…»
Как раз в 1630 году Лорд верховный адмирал Англии Элджерон Перси, граф Нортумберленд в пояснительной записке королю Карлу I предложил творчески переработать идею Хокинса и в соответствии с этим отработать тактику английского флота.
Нортумберленд предложил сделать ставку на большие пушки и ближний бой. Трагедия Хокинса, писал граф, в том, что его корабли вели обстрел со средней и дальней дистанции орудиями средних калибров, поэтому он просто не смог нанести испанцам существенных потерь, и множество боеприпасов было потрачено без толку.
Нортумберленд предложил вооружить корабли как можно сильнее и как можно более крупными пушками, при этом корабли должны были искать ближний бой, смело сближаться с противником – но не для абордажа, а чтобы обрушить град ядер на недруга с убойной дистанции.
Тактику эту Лорд верховный адмирал назвал на французский манер – mêlée («рубка, схватка», так рыцари в Средние века называли ближний бой).
Лорд верховный адмирал Англии Элджерон Перси, граф Нортумберленд.
Для воплощения в жизнь этой концепции при Карле I во флотской артиллерии ввели облегченные пушки крупного калибра – «дрейки» (drake), более короткие и с довольно тонкими стенками, а заряд снизили до двух третей против обычного. В результате дульная скорость ядра упала с 1 300 футов в секунду до 900 футов в секунду. Ядра с таких орудий на близкой дистанции не пробивали, а проламывали борта кораблей противника, что приводило к целому облаку щепы и обломков корпуса, которые ранили и калечили прислугу и экипаж противника.
Орудия на английские корабли ставили до тех пор, пока между нижними орудийными портами и уровнем воды не оставался 1 ярд (чуть меньше метра). Пушки были поделены на крупные (калибры 64, 42 и 32 фунта), средние (18 и 12 фунтов) и мелкие (5 фунтов и ниже).
При сближении бой начинали длинные пушки средних калибров, а вот в ближнем бою в дело вступали крупные и мелкие пушки. Задача крупных пушек – нанести как можно большие повреждения противнику, мелкие пушки сносили с верхней палубы вражеский экипаж и стрелков. Абордажную тактику Нортумберленд откидывал бесповоротно, поскольку, как он писал королю, англичане никогда не смогут сравниться по своим боевым качествам с испанской или голландской морской пехотой.
Что касается пушек.
64-фунтовые пушки к 1630-м годам уже не выпускались, их остатки переделали в камнеметы, которые стреляли каменными ядрами весом в 24 фунта. Почти все 42-фунтовые пушки флота (так называемые канон-роялы) стояли на флагманском Royal Sovereign. Поэтому основой тяжелых пушек стали 32-фунтовки.
Голландский опыт
Как оказалось, все три флота, участвовавшие в стычках в канале в 1588 году, сделали для себя разные выводы. О выводах англичан мы уже рассказали.
Испанцы, наоборот, решили, что их галеоны – довольно прочные и хорошо вооруженные суда, которые являются крепким орешком для любого противника.
А что же голландцы?
Голландские корабли на рейде.
Голландцы сделали совершенно свои выводы. Они решили, что свои легкие кораблики есть смысл еще больше загрузить легкой же артиллерией и использовать тройками или пятерками против одиноких испанских левиафанов. Тройка или пятерка кораблей атаковала бы испанца с нескольких сторон, пушками выбивала бы его экипаж и далее все корабли шли бы на абордаж, подавляя его своей численностью.
Тактика эта была напрямую позаимствована из галер и называлась тактикой роя. И в принципе, всю Восьмидесятилетнюю войну эта тактика против испанцев вполне себе работала.
С началом англо-голландских войн голландцы начали действовать «по методичке», но тут раз за разом у них начались сбои. Дело в том, что английские корабли оказались вооруженными гораздо лучше, нежели испанцы, и их грозная артиллерия просто сносила огнем абордажные команды.
Первую англо-голландскую войну Нидерланды проиграли вчистую. Примерно в это же самое время английские «морские генералы» – Джон Монк, Роберт Блейк и Энтони Дин решили переосмыслить опыт последних боев и, по сути, развить тактику, предложенную Нортумберлендом.
Первым высказал простую и гениальную мысль Энтони Дин, бывший артиллерист: поскольку у корабля пушки расположены по бокам, поэтому самым идеальным построением кораблей в бою является – линия. Именно в этом случае будет задействовано максимально возможное количество орудий кораблей.
Собственно, это и стало началом линейной тактики.
Лоустофт
Ирония судьбы – мысль Дина была далеко не нова.
Первое широко известное сражение, проведенное европейским флотом в линии – это бой Васко да Гамы с египтяно-индусами у Малабара в 1502 году. В 1583 году у острова Сан-Мигель испанский адмирал дон Алонсо де Базан устроил «Трафальгар наоборот» англо-фанцузской эскадре, встретив ее в линии баталии и разгромив полностью. В 1628 году в бою у острова Аброльос голландцы и испано-португальцы – оба противника действовали в линии.
Бои в Ормузском проливе в 1624–1630 годах испанцев и португальцев с англо-голландцами – оба противника старались держать колонну. Во время Тридцатилетней войны голландский адмирал Маартен Тромп делился мыслями о преимуществе боя в линии с британским адмиралом Пеннингтоном. Но до поры до времени флоты не воевали в линии.
Впервые англичане опробовали новую линейную тактику в сражении при Лоустофте в 1665 году. Именно перед этой битвой командующий флотом герцог Йоркский издал инструкцию «О наилучшем построении флота Его Величества». В ней указывалось «всеми силами стремиться сформировать линию баталии», и отмечалось, что «никакой корабль флота Его Величества не должен преследовать какую-либо незначительную группу кораблей до тех пор, пока основная часть вражеского флота не будет подавлена или приведена в бегство». Отдельным пунктом шло требование «держать расстояние между мателотами в 100 ярдов». Каждый корабль получил четко определенное место в строю линии.
Сражение при Лоустофте, начало. Схема.
В свою очередь голландцы из-за политических разногласий шли в бой в составе аж семи эскадр, по числу адмиралтейств. Поскольку на начальном этапе англичане держали линию, они смогли легко отбить разрозненную атаку семи эскадр противника, поскольку голландские корабли банально мешали друг другу, часто перекрывая своим же кораблям директрису стрельбы.
Часть кораблей у голландцев были нанятыми торговыми, тихоходными вооруженными судами, и это еще больше усугубило положение, а англичане при сближении смогли опустошать палубы голландцев продольными залпами.
Когда сражение перешло в фазу ближнего боя, положение голландцев стало совсем незавидным. Из-за разницы в вооружении англичане имели решающее преимущество, флагманский корабль голландцев Eendracht взлетел на воздух, на нем погиб главнокомандующий Якоб ван Опдам. Потеря флагмана ввела голландцев в замешательство, многие из кораблей повернули на 180 градусов и свалились под ветер. Голландцы решили выйти из сражения, но, будучи разобщены и не видя приказов от командующего, каждый отряд действовал по-своему.
Всего в этом бою голландцы потеряли 19 кораблей разного ранга. Это был настоящий разгром. Спасло, пожалуй, голландцев только то, что множество кораблей у англичан тоже были торговыми, нанятыми на кампанию. О дисциплине и военных маневрах их капитаны имели лишь отдаленное представление, поэтому линию получилось держать только в начале боя, далее все сражение распалось на схватки отдельных кораблей. В этой ситуации часть голландских кораблей и получила шанс спастись.
Сражение при Лоустофте.
Отдельные корабли, а то и целые дивизионы по нескольку раз прорезали туда-обратно вражескую линию, бой постоянно распадался на несколько отдельных схваток, взаимопонимание между авангардом, центром и арьергардом очень часто просто утрачивалось, пушечный дым, застилавший поле боя, делал невидимым не только приказы командующего по флоту, но и командиров эскадр.
Некоторые выводы
Понятное дело, что после сражения голландцы решили провести работу над ошибками. Среди причин, почему такое поражение стало возможным, назывались и малые размеры, и вооружение голландских кораблей, и политические дрязги в генеральных Штатах, где депутаты хотели рулить всем, в том числе и флотом.
Но все-таки главной проблемой была признана организация. Вице-адмирал Зеландии Ян Эвертсен отмечал, что тактика роя и абордажа устарела, при Лоустофте несколько его кораблей для отражения атаки англичан инстинктивно выстроились в линию, и враг в итоге был отбит. С другой стороны – за все время сражения абордаж удался только одному голландскому кораблю, все остальные потерпели неудачу и были либо потоплены, либо захвачены.
При этом тот же Эвертсен говорил – да, у англичан на кораблях I ранга стоят пушки больших калибров, но они в основном тонкостенные, предназначенные для близких дистанций. Нужно вооружить голландские корабли 24- и 18-фунтовыми пушками, но длинными, имеющими большую дальность и точность. Плюс пушек малых калибров – это более быстрое время заряжания, соответственно при сближении голландский корабль сумеет выпустить по противнику больший вес металла, нежели получить в ответ.
Флагман голландского флота De Zeven Provinciën.
И как раз с 1666 года рабочей лошадкой голландского флота стали 70-пушечники с 24-фунтовыми пушками на нижней палубе. Исключение составляли только флагманские корабли, например, 80-пушечный De Zeven Provinciën нес на нижнем деке двенадцать 36-фунтовых и двенадцать 24-фунтовых орудий. Вообще же, именно голландские 24-фунтовки из-за высокой скорострельности и довольно значительного калибра стали для англичан неприятным сюрпризом.
15 августа 1665 года Великий Пенсионарий Ян де Витт издал инструкции для флота, приказывавшие вести бой в линии кильватера. Памятуя о последствиях гибели Обдама при Лоустофте, сделали отдельное добавление – чтобы впредь так сразу не погибали командующие эскадр, их средние дивизионы должны находиться в бою немного оттянутыми, относительно авангарда и арьергарда (каждой эскадры), то есть линия должна была иметь змееобразную форму (slangvormige). Это положение долго оставалось законом в Нидерландах, но адмиралы не обращали на него никакого внимания.
Сражение при Текселе, 1673 год, велось в рамках линейной тактики.
Теперь флот всегда формировался в три эскадры (авангард, центр и арьергард). В 1666 году адмирал Микаэль де Рюйтер с подачи Яна де Витта решил создать еще и четвертую эскадру – резерв. Идея казалась довольно удачной: в случае боя с превосходящими силами резерв вливался в один из трех отрядов, в сражении же против меньших сил – мог атаковать противника с тыла, либо поставить в два огня.
И с того же 1666 года на английском и голландском флотах была введена практика учений, позволявшая капитанам и морякам научиться держать линию и сражаться в линии.
Именно с этого времени во флот окончательно пришла линейная тактика, а в мире появились первые регулярные флоты.
Литература:
1. John Clerck of Eldin «Essay on Naval Tactics» – 1779.
2. Spenser C. Tucker «Naval Warfire» – «Sutton Publishing», Phoenix, 2000.
3. James J. Tritten «Doctrine and Fleet Tactics in the Royal Navy» – Norflock, 1994.
4. Fox, Frank, «Great Ships: the Battle fleet of King Charles II» – Greenwich, 1980.
5. Fox, Frank, «A Distant Storm, the Four Days Battle of 1666, Press of Sail Publications» –Porterfield, 1996.
6. Grove, G. L., «Journaling van de Admirable Van Wassenaer-Obdam (1658/59) en De Ruyter (1659–1660)» – Amsterdam, 1907.
7. Howard, Dr. Frank, «Sailing Ships of War, 1400–1860» – Greenwich, 1979.
8. Brandt, Gerard, «Het Leven en Bedryf van den Heere Michiel De Ruiter, Wolfgang, Waasberge, Boom, van Someren en Goethals» – Amsterdam, 1687.
Сергей Махов
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: