Французские кирасиры атакуют позиции союзников на высотах вокруг Дрездена. Гравюра XIX века.
Наступление союзников
11 августа 1813 года Австрийская империя объявила войну Франции (
Наполеон из-за плохой разведки считал, что самая сильная армия союзников центральная – Силезская. К тому же Блюхер первым начал военные действия. Поэтому французский император двинул армию на Блюхера. В Дрездене остался только корпус Сен-Сира.
В это время армия Шварценберга, двигаясь четырьмя колоннами, начала наступление с юга через Рудные горы на Лейпциг. Союзники собирались выйти во фланг и тыл французской армии, которая наступала на Силезскую армию. Во время движения союзники узнали, что главных сил противника нет в Дрездене. На сторону союзников перешли также два полка вестфальских гусар, сообщив о системе обороны Дрездена.
Поэтому было решено изменить основную цель наступления и захватить Дрезден. Это был крупный город, раскинувшийся на обоих берегах реки Эльбы. Дрезден был центральным узлом снабжения французской армии в Центральной Европе. В нём были собраны значительные запасы провианта и боеприпасов. Город имел слабую оборону: полуразрушенная стена и несколько редутов с установленными на них артиллерийскими батареями. Бонапарт не собирался обороняться.
Наполеон, узнав об опасном движении и маневре противника, немедленно развернулся назад. Сначала он хотел зайти в тыл союзной армии, двигаясь к Пирне. Но, получив известие о возможности падения Дрездена, направил главные силы к городу. Движение в тыл противника продолжил только 1-й корпус Вандама. Против Силезской армии император оставил группу Макдональда с тремя пехотными и одним кавалерийским корпусом.
Если бы корпус Вандама смог реализовать задуманный французским императором план, то союзной армии грозило бы полное окружение и уничтожение (либо капитуляция). Выход французов к Теплицу перекрывал союзникам узкий проход через Рудные горы, что грозило военной катастрофой. Присутствие в Богемской армии русского царя и прусского короля ухудшало ситуацию. Им пришлось бы договариваться, идти на большие уступки, чтобы избежать катастрофы. А австрийцы традиционно хитрили, вели закулисные переговоры с французами и при таком сценарии могли выйти из Шестой антифранцузской коалиции.
Соотношение сил
Численность союзной армии оценивают в 170–230 тыс. человек. Но последняя цифра дана на основании штатной численности корпусов и дивизий, а она могла сильно отличаться от фактической. Армии несли большие потери не от боев, а от маршей по плохим дорогам, нехватки пищи, массовых болезней и дезертирства. В целом союзники превосходили противника в числе солдат, в артиллерии и кавалерии. Также имелось много опытных солдат. В армии Наполеона преобладали новобранцы.
Дрезден защищал гарнизон и 14-й корпус под командованием маршала Сен-Сира, всего около 30 тыс. человек при 70 орудиях. Под началом Наполеона было около 120 тыс. человек. Но во время маршей ряды корпусов значительно поредели. Из этой армии был выделен корпус Вандама – около 35 тыс. солдат.
Австрийский фельдмаршал, командующий Богемской армией Карл Филипп цу Шварценберг
Упущенная возможность
13 (25) августа 1813 года передовые соединения союзной армии подошли к городу. К Дрездену вышли русский и прусский корпуса под началом Витгенштейна и Клейста, а также австрийский корпус Коллоредо-Мансфельда. Союзное командование для того, чтобы обеспечить тыл со стороны Кёнигштейна, отправило в этот район отряд Гельфрейха. При необходимости его должен был усилить 2-й пехотный корпус принца Вюртембергского.
Французы заняли полевые укрепления перед городским предместьем. У Сен-Сира было три французских дивизии – 43-я, 44-я и 45-я (42-я осталась у Кёнигштейна), три вестфальских полка и несколько тысяч союзных войск (голландских, польских, саксонских, баденских). Большая часть корпуса Сен-Сира состояла из новобранцев, не имевших боевого опыта. 43-я дивизия Клапареда защищала территорию от левого берега Эльбы до Фрейбергской заставы, занимая Гросс-Гартен (Большой сад); 44-я дивизия Бертезена – Пирнский форштадт; 45-я дивизия Разу – Фридрихштадт.
Союзники имели уже 70–80 тыс. солдат, и к городу и подходили всё новые соединения. Генерал Жомини предложил немедленно атаковать. Это было бы по-суворовски. Это был один из талантливых полководцев Наполеона, оскорбленный тем, что его не произвели в дивизионные генералы после победы при Бауцене, где он отличился. В результате Жомини перешёл на сторону союзной армии, стал советником царя Александра.
Моро выступил против, считая, что штурм приведёт к большим потерям и будет отбит. Александр I сомневался. Австрийцы также осторожничали, предложили дождаться подхода всех сил. Сначала полностью окружить город и только затем перейти в атаку. В результате союзники упустили возможность разгрома сравнительно слабого корпуса Сен-Сира.
Тем временем армия Бонапарта вышла к развилке дорог, ведущих к городу и мосту на левый берег Эльбы в районе Кёнигштейна. Кёнигштейн был в 27 км к юго-востоку от Дрездена. Император послал своего генерала Гаспара Гурго в Дрезден, чтобы прояснить ситуацию. Адъютант Наполеона вернулся в 11 часов вечера с докладом, что Дрезден в случае общего штурма Богемской армией продержится не более суток. При переправе в Кёнигштейне для марша в тыл противнику требовалось не менее 2–3 дней. Император повел основные силы к Дрездену, в обход направил только 1-й корпус.
Битва при Дрездене. Цветная литография А. Берна
Союзники атакуют
Союзники атаковали город 5 колоннами, но они наступали в разное время, без связи. 1-ю колонну на правом фланге у Эльбы составляли войска Витгенштейна, они наступали на вспомогательном направлении. 2-ю колонну в центре составляли прусские войска. Пруссаки должны были захватить Гросс-Гартен и наступать дальше. Остальные колонны на левом фланге составляли австрийцы – 1-я легкая дивизия, 3-я резервная дивизия, дивизия Бианки, дивизия Шнеллера. В австрийском резерве были гренадерская дивизия Шатлера, дивизии Ностица и Ледерера.
Согласно составленному ночью плану, все войска должны были начать наступление в 16:00, но не все части получили диспозицию. Поэтому утром начали движение австрийцы и пруссаки, а русские – по плану в 16 часов. Место главного удара не определили. Считалось, что достаточно взять предместья, и враг выкинет белый флаг.
Наступление австрийцев развивалось вяло. К штурму не подготовились, фашин и лестниц не заготовили. К 17 часам австрийцы смогли взять только два редута и несколько пушек, выйдя к городской стене. Пруссаки действовали более решительно, выбили противника из Большого сада и выходили к центральным укреплениям. Русские войска только начали атаку. Они попали под перекрёстный огонь городских редутов и вражеских батарей с правого берега Эльбы. Пассивность австрийцев, беспорядок, отсутствие взаимодействия позволили французам сдержать первый натиск неприятеля.
Французское контрнаступление
К концу дня к городу подошли войска Наполеона. Великий француз не стал осторожничать и сразу повёл войска в атаку. Французские войска нанесли ряд ударов, заставив союзную армию перейти к обороне, несмотря на её численное и качественное превосходство. Пруссаков оттеснили до Штрелена. Молодая гвардия и кавалерия Мюрата отбросили от города австрийцев. Наступление русских войск остановили контратаки французской кавалерии. К тому же приказ командования остановить штурм наконец-то дошел до войск. В результате Богемская армия откатилась по всему фронту на высоты, окружающие Дрезден. К 21 часу сражение прекратилось.
Ночью в Дрезден направился 2-й корпус Виктора и 6-й корпус Мармона. Бонапарт решил продолжить наступление. Южная армия союзников заняла оборонительную позицию полукольцом у Дрездена. Её наиболее сильной частью обороны был центр, расположенный на высотах. Наполеон решил нанести главные удары по флангам. Удар по левому флангу облегчался тем, что часть австрийских войск – корпус Дьюлаи с частью корпуса Кленау, были отделены от главных сил речкой Вайсериц. Французы при успехе могли отрезать противника от лучших путей отхода – они располагались на флангах. На правом фланге (русском) дорога вела вдоль Эльбы на Пирну, на левом (австрийском) – на Фрайберг. Пути, которые проходили через центр Богемской армии, были второстепенными.
В 7 часов утра 27 августа французские войска пошли в атаку. Левый фланг атаковала пехота Виктора и конница Мюрата. Корпуса Нея, Сен-Сира и Молодая гвардия ударили по правому флангу – русско-прусским войскам. Центр прикрывал корпус Мармона. В резерве была Старая гвардия. Бой сопровождался сильным дождем, и солдаты не могли вести эффективный ружейный огонь. Главную роль в сражении сыграла артиллерия и кавалерия.
Связав основные силы австрийской армии на фронте, французская кавалерия прорвала левый фланг австрийцев. Дивизия Лихтенштейна, отчаянно отбиваясь и неся большие потери, смогла форсировать Вайсериц и пробиться к своим. Дивизия Мечко была окружена. Австрийцы построились в каре и под атаками французской кавалерии и артиллерийским обстрелом конных батарей, стали отступать. Австрийцев прижали к реке и под угрозой полной гибели они сложили
В результате левый фланг австрийцев был полностью разгромлен. Австрийская армия потеряла до 15 тыс. человек, включая 10 тыс. пленных.
Отступление
На правом фланге русские войска отошли от Эльбы, но, закрепившись на высотах, отразили атаки противника. У союзной армии ещё было достаточно сил для боя. Русский царь и прусский король хотели контратаковать на правом фланге силами пруссаков Клейста, кавалерийского резерва и русской гвардии (она была в резерве). Командующий русско-прусской армии Барклай был против такой атаки.
Австрийцы были деморализованы разгромом своего левого фланга. Шварценберг и его штаб предложили немедленно уходить в Богемию. Союзные монархи были против отхода. Прусский король считал, что на следующий день необходимо продолжить сражение, так как большая часть союзной армии ещё даже и не сражалась. Русско-прусские войска сохраняли боеспособность и хотели сражаться. Жомини предлагал сменить позицию и продолжить бой.
Австрийцы настаивали на отступлении. В 17 часов союзники начали отход. Отступление прикрывал русский арьергард Остермана-Толстого. Наполеон не сразу понял, что враг уходит. Он решил, что сражение на следующий день будет продолжено. Когда стало ясно, что враг отступает, наступающая темнота и общая усталость войск не позволили сразу организовать преследование. К тому же у французов не хватало кавалерии. Поэтому Богемская армия успешно отошла, закрепилась в Рудных горах, и в начале сентября 1813 года перешла в новое наступление.
Союзная армия потеряла 20–28 тыс. человек (половину пленными), 22 орудия. Почти все пленные были австрийцами.
Русская армия потеряла 1 300 человек, включая двух храбрых генерал-майоров – командира Севского пехотного полка Фёдора Лукова и командира кавбригады Алексей Мелиссино (русский греческого происхождения). В этой же битве получил смертельную рану и советник русского царя – французский генерал Жан Виктор Моро. Моро и Александр I верхом на лошадях стояли на одной из высот и попали под артиллерийский обстрел. Генералу оторвало правую ногу и раздробило левое колено. После ампутации он тяжело болел и 2 сентября скончался.
Французская армия потеряла 9–12 тыс. человек.
Поражение было вызвано отсутствием единоначалия у союзников, разногласий между командующими, нерешительности австрийцев. У союзников не было главнокомандующего уровня Суворова или Наполеона, чтобы использовать общее преимущество и разгромить врага. Они вполне могли при решительном наступлении разбить Сен-Сира, занять город, а затем отбросить Наполеона. Целый день был потерян (25 августа), а 26 августа союзники действовали разрозненно, как три отдельные армии.
В результате Наполеон сразу перехватил инициативу и взял вверх над более сильной вражеской армией. Однако французы снова не смогли развить успех и дожать врага. Союзники отступили стройно, сохранили боеспособность и почти всю артиллерию.
Смертельное ранение Моро. Художник Готфрид Юлиус Шольц
Самсонов Александр
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: