Я не великий знаток польского фольклора, поэтому не знаю, есть ли там столь популярный у русских сюжет с витязем на распутье: «Налево поедешь — коня потеряешь, направо поедешь — добро потеряешь, прямо поедешь — сам мёртвый будешь». Но уже в ближайшем будущем попасть в подобную ситуацию Польша может. После
Глядя на карту мира, становится боязно за Янтарный край: эксклав, отделенный от остальной России рядом недружественных государств (поголовно входящих в НАТО) в наше тревожное время, когда Польшу накачивают оружием под завязку… Но в самом Калининграде сколь бы то ни было тревожных настроений нет. Насколько обоснованно? Разберемся.
Начну с исторической справки. В Восточную Пруссию Россия заходила трижды. В первый раз, в царствование Ея императорского Величества Елисавет Петровны, данная территория досталась России почти на халяву (конечно, кровавое сражение под Гросс-Егерсдофом считать халявой сложно, но я же сказал «почти»…). В те патриархальные времена воевали солдаты, а штатские дисциплинированно подчинялись той власти, которая была реальной на данный момент. Но, как говорится, легко досталось — легко расстались.
В Первую Мировую войну Восточная Пруссия стала ареной трагедии 2-й армии генерала от кавалерии Александра Самсонова. После блестящей победы 1-й армии генерала от кавалерии Павла Рененкампфа над превосходящими силами противника под Гумбиненом (сегодня город Гусев Калининградской области) русские войска не смогли прийти на помощь соседям, и 2-я армия была разбита под Танненбергом.
Во Вторую Мировую войну Восточная Пруссия досталась РККА в результате тяжёлых и кровопролитных боёв: безвозвратные потери в Восточно-Прусской наступательной операции составили более 126 тысяч человек. И это при том, что Вермахт в 1945 году был уже не тот, а все наиболее боеспособные части (как армейские, так и СС-овские) были выведены отсюда для обороны Берлина. По сути дела, основное сопротивление нашим войскам здесь оказали Magenbatallionen — «желудочные батальоны», собранные из больных, хромых, старых и увечных солдат, и фольксштурм — немецкий аналог ТРО. Почему данная местность была «крепким орешком»?
География — это судьба. Калининградская область — это Прибалтика, климат здесь — переходный от морского к умеренному континентальному. Это означает 700–800 и больше миллиметров осадков в год. Соответственно, очень густая речная сеть, в десять раз более густая, чем в среднем по Европе. «Википедия» — тот ещё источник, она показывает в составе речной сети здесь 339 рек. Врёт? Советские атласы показывают тоже сотни рек — расхождения, скорее всего, связаны с тем, что считать рекой, а что ручьём. Неман — большая река. Ещё пять: Преголя, Анграпа, Лава, Инструч и Шешупе — средние. Остальные — малые.
Грунтовые воды залегают в области очень высоко, поэтому сельскохозяйственное использование 60 процентов пашни и 80 процентов лугов требует мелиоративных работ. Мелиорация здесь активно проводилась ещё немцами: интенсивно строились каналы, самый крупный — канал Гильге (сегодня река Матросовка) соединяющий нижнее течение Деймы (тоже рукотворной реки!) с рукавами Неманской дельты. Вместе с мелиоративными каналами, водотоков в регионе 4600! При площади области в 15125 километров квадратных общая длина рек и каналов — больше 12700 километров.
Помимо рек и каналов в Калининградской области 38 озёр и больших прудов. Есть даже два водохранилища: немцы любили строить на местных речках маленькие гидроэлектростанции, сами ГЭС после войны не работают (в СССР предпочитали другую схему обеспечения электроэнергией — от крупных электростанций), но плотины сохранились, и водохранилища тоже.
Почвы в Янтарном крае — далеко не мечта рачительного крестьянина. По большей части дерново-подзолистые. Есть валунные суглинки, которые обычно имеют большую влагоёмкость. На Лава-Прегольской низменности — глинистые почвы. Старый Кенигсберг полностью выстроен из кирпича — глины здесь значительно больше, чем плодородной земли. В Неманской дельте есть польдеры — 100 тысяч гектаров низменностей, расположенных ниже уровня моря, ограждённых дамбами, иногда с машинной откачкой воды. Водный режим почв — промывного типа. Что это значит? Это значит, что осадков выпадает больше, чем испаряется.
Всё вышеперечисленное усугубляется тем, что после развала СССР 38,5 процентов сельхозугодий области находится в неудовлетворительном состоянии, основная проблема — недостаточное водоотведение: в современной России предпочитают заниматься сельским хозяйством в южных чернозёмных областях — там, где урожаи больше, а геморроя с водоотведением меньше. Будем справедливы, урожаи калининградские фермеры снимают хорошие, но это благодаря выстроенной веками мелиоративной системе и минеральным удобрениям, с которыми в России дела обстоят хорошо.
К чему я даю такую скучную экскурсию в почвоведение и мелиорацию? Ну хотя бы к тому, что в ТТХ любого танка есть такая значимая величина, как удельное давление на грунт. И грунты по своей несущей способности, соответственно, делятся на четыре категории:
I Сухие (выдерживают 3–4 кг/см квадратный) — в основном песок.
II Маловлажные (выдерживают 1,4–2кг/см квадратный) — супеси и суглинки.
III Влажные (выдерживают 0,5–1,4 кг/см квадратный) — влажные суглинки и влажная глина.
IV Избыточно увлажнённые (менее 0,5 кг/см квадратный) — болота, торфяники, сильно переувлажненные участки.
Особый разговор — про глину. Сухая глина держит много — до 6 кг/см квадратный, но влажная — не более 1 кг/см квадратный. Я уже писал, что старый Кенигсберг был полностью построен из глины? Писал, писал! Это потому, что глины в Калининградской области реально много!
Так вот, для движения танков подходят исключительно первые две категории грунтов. Для МТЛБ подойдут первые три. Для БТР — только первый. При этом американским «Абрамсам» в Калининградской области делать нечего: удельное давление на грунт у этих мастодонтов — 1,5 кг/см квадратный! У «Леопардов 2» вменяемое давление на грунт только у модификаций до А4 включительно (0,9 кг/см квадратный), дальше идёт сильный рост массы танка, например, у «Леопард 2PL» масса выросла с 55,15 до 60 тонн. Догадываетесь, что означают буковки PL? Совершенно верно! «Польский»... Как обстоят дела с удельным давлением на грунт у южнокорейской «Чёрной пантеры»? Сложно сказать, мне этот показатель для К2 найти не удалось, скорее всего из соображений секретности его не публикуют. Но, для модели К1 данные есть — 0,85 кг/см квадратный, что вполне приемлемо. Но К2 на четыре тонны тяжелее... К тому же у К2 сложная гидравлическая подвеска, которая помимо увеличения проходимости позволяет танку выполнять приседания, вставать на носочки и прочие танцы с бубнами танцевать. Но которая не может не быть слабее традиционной.
Итого, что значит Восточная Пруссия для наступательных операций? Во-первых — постоянное форсирование водных преград. Даже если речка — воробей в брод перейдёт, у неё могут быть заболоченные берега или заглублённое русло — природный противотанковый ров. Для «Чёрной пантеры» с её гидравлической подвеской постоянное преодоление таких, казалось бы, смешных водных преград — не полезно. Ремонт сложной машины в полевых условиях — то ещё удовольствие, если вообще возможен. Немного об оснащении инженерных войск Польши. Основной мостоукладчик BLG-67 способен развернуть мост грузоподъёмностью 50 тонн — для 55-тонной «Чёрной пантеры» явно маловато... В 2012 году на вооружение принят мостоукладчик MS-20 Daglezja, он способен ставить мосты грузоподъёмностью до 63 тонн, по оптимистичным оценкам завод-изготовитель способен поставить в войска 50–80 подобных мостоукладчиков. Для такого количества водных преград это очень мало.
Во-вторых, постоянное застревание техники в раскисшем грунте: дожди в Прибалтике идут круглый год по абсолютно непредсказуемому графику, новогодний дождь — любимая калининградская шутка. При неизбежном в случае военных действий разрушении мелиоративной системы данные сложности увеличиваются.
Всё вышеизложенное — без учёта какого-либо сопротивления. Между тем, в регионе базируется армейский корпус Балтийского флота — достаточно сильная для Войска Польского группировка. Сильная уже тем, что обстрелянная: даже до начала СВО многие офицеры здесь имели боевой опыт чеченских войн, борьбы с исламистами в Сирии, августовской войны 2008 года. После начала СВО боевой опыт бойцов и командиров вырос на порядок.
Как утверждают знающие люди, подрыв всего двух мостов может разделить Янтарный край на три не связанные друг с другом куска территории. Инженерных частей, способных осуществить подобные действия, в регионе хватает. Минное оружие уже прекрасно показало себя в Запорожье. Калининградская область с её естественными водными преградами и влажными грунтами подходит для его применения гораздо лучше, чем причерноморские степи — любое наступление здесь вынужденно будет привязано к дорогам и немногочисленным танкодоступным направлениям. При этом действовать наступающим придётся при отсутствии авиационной поддержки: у области весьма сильная ПВО.
Но самое главное — население Калининградской области привыкло чувствовать себя форпостом России, поэтому патриотические настроения здесь сильнее, чем в среднем по стране. Не стоит забывать, что ЕС для Калининграда — не манящие вдалеке огни, а ближайшие соседи. До 2014 года обычным делом были поездки калининградцев на отдых в Сопот или Клайпеду, за товарами в Бранёво, Бартошице и Гданьск. Да и до Берлина здесь полдня на машине. В общем, реалии повседневной жизни ЕС жителям региона известны лучше, чем большей части жителей России. Причём известны как положительные, так и отрицательные стороны этой самой жизни. Литва с её повальной безработицей и, как бы помягче выразиться, невысокими доходами — отличная антиреклама. Да и уровень жизни среднего поляка здесь не вызывает восторга: тот факт, что россияне ездили в Польшу отдыхать, а поляки в Россию зарабатывать (по большей части контрабандой бензина и сигарет, но были и примеры работы в строительной отрасли) говорит о многом. В общем, ждать ключей от области на подносе не приходится.
Какой же бонус получит агрессор в случае успеха агрессии? 15 125 квадратных километров суглинков, на которых для сельскохозяйственного использования нужно постоянно вкладываться в мелиорацию? 95 процентов мировых запасов янтаря? Оно стоит тех потерь, которые понесёт нападающий? Сомнительно, что агрессия когда-либо окупится... Особенно если учесть, что попытка отторгнуть регион у России означает конфликт с ядерной державой. Причём конфликт один на один — пресловутая пятая статья устава НАТО касается обороны своей территории, а не попытки захватить чужую.
Что же даёт второе направление гипотетической польской экспансии? Восточные Кресы Второй Речи Посполитой — это приблизительно Львовская, Тернопольская, Ивано-Франковская и Волынская области Украины (в составе Кресов были ещё Вильно, но отнимать у Литвы столицу поляки вряд ли станут, и часть Белоруссии, но у Батьки отнимать замучаешься, особенно с учётом союза РБ с Россией). Это почти 70 000 квадратных километров земли. Почвы по большей части серые (во Владимирском ополье России они идут за чернозём!), но есть и чернозёмы. Из полезных ископаемых — уголь, нефть, газ, янтарь (меньше, чем в Калининграде, но есть!). В Карпатах много леса (ну не то что раньше — повырубили, конечно, но есть ещё!). Развитая речная сеть — не такой беспредел, как в Калининградской области, конечно, но с орошением проблем нет и мелиоративных работ нужно проводить на порядок меньше.
Но главное не это. В этих краях при грамотном подходе со стороны властей Третьей Речи Посполитой польские войска будут встречать цветами! Не сказать, что западенцы сильно любят поляков, но в современных условиях для них аннексия региона Польшей — оптимальный вариант развития событий. И карпатские вуйки это своим селянским нутром чувствуют. Да, существует возможность потерять жильё и землю в результате реституции, но это лучше, чем потерять жизнь в «контрнаступе» на Работино. К тому же с польским паспортом открывается желанная возможность свалить с ридной нэньки в Германию на заработки. Ну или хотя бы в Польшу: в сравнении с Верховиной даже Люблин — цивилизация! Иными словами, в случае с экспансией в эту сторону есть возможность получить мега-жирный бонус с наименьшими усилиями. И, в качестве бонуса к бонусу, удостоиться славы человека, вернувшего Речи Посполитой её исконные земли. Ну как исконные, с конца XVI века, но для поляков это вечность.
А теперь посмотрим на дислокацию Сухопутных войск Польши исходя из этих раскладов.
11-я бронекавалерийская Любушская имени короля Яна III Собесского дивизия (Любушское воеводство) — юго-запад Польши, граница с Германией.
12-я механизированная Щецинская дивизия имени Болеслава Кривоусого (Западно-Поморское воеводство) — граница с Германией. Учитывая роль Польши как проводника американских интересов в Евросоюзе, держать силы на немецкой границе — разумная предосторожность.
16-я механизированная Поморская дивизия имени короля Казимира IV Ягеллончика. Это наши оппоненты, расквартированы в Варминско-Мазурском воеводстве, на границе с Калининградской областью.
18-я механизированная Железная дивизия имени генерала Тадеуша Бука. Мазовия — придворная дивизия, в Мазовецком воеводстве расположена Варшава. Но... Из бригад дивизии в Варшаве только 1-я бронетанковая бригада имени Тадеуша Костюшко. Остальные: 19-я механизированная бригада — Люблин (граница с Украиной), 21 бригада подгальских стрелков — Жешув (граница с Украиной), 18-й полк материально технического обеспечения — Ломжа (граница с Белоруссией).
Отдельные бригады расположены в центре страны, что и не удивительно — это ВДВ и аэромобильные части, которые можно быстро перебросить куда потребуется.
Отдельные полки: три разведывательных расположены на границах Калининградской области, Украины и Белоруссии. Четыре инженерных полка — Центр и юго-запад Польши.
Но самое главное, близ Люблина, на границе с Украиной, дислоцирована LITPOLUKRBRIG. Это не забористое польское ругательство и не заклинание карпатских мольфаров для вызова нечистой силы, а литовско-польско-украинская бригада. Ну как литовско-польско-украинская... Украинцев там 560 человек, литовцев — 350, а поляков 3500. Официальная задача бригады — миротворческие и гуманитарные операции. Кто сказал, что возвращение Восточных Кресов не миротворческая и не гуманитарная задача?
Значит ли всё вышесказанное, что Польша со стопроцентной гарантией не станет организовывать провокации в направлении Калининградской области России? Нет. Никогда нельзя недооценивать чужой идиотизм. Но в целом можно констатировать: из двух путей для реформированной польской армии возвращение Кресов — оптимальный. Стричь овцу прибыльнее, чем кошку.
Федор Ступин,
Специально для alternatio.org
Читайте нас: