"Катюша" стала одной из первых в мире современных систем залпового огня и предназначалась для уничтожения массированными залпами скопления живой силы и техники противника на большой площади.
Если вспомнить историю российского оружия, то работы по созданию реактивных артиллерийских снарядов начались в России еще в конце XIX века. Первым подвижником в этом деле был Николай Тихомиров. В 1921 году по его инициативе в Москве была организована Газодинамическая лаборатория, которая специализировалась на разработке боевых ракет.
В 1930 году, после смерти Тихомирова, эти разработки возглавили Борис Петропавловский, Владимир Артемьев, Георгий Лангемак и другие талантливые военные инженеры, а сама Газодинамическая лаборатория вернулась в Москву и вошла в состав созданного реактивного научно-исследовательского института.
Именно там в 1937-38 годах и началось проектирование многозарядной системы залпового ракетного пуска наземного базирования. В качестве снарядов для нее были выбраны неуправляемые осколочно-фугасные боеприпасы РС-132 ("реактивный снаряд калибром 132 мм"), разработанные в РНИИ под руководством инженера Леонида Шварца.
К марту 1941 года были собраны первые образцы реактивной системы залпового огня, которые первоначально назывались МУ-2 ("механизированная установка -2"). Они монтировалась базе шестиколесного грузового автомобиля ЗИС-6.
Впоследствии от ЗИС-6 в качестве колесной базы отказались и установки чаще всего монтировались на полноприводных трехосных американских грузовиках Studebaker US6, поставляемых по ленд-лизу. После войны "Катюши" ставились на советские грузовики ЗИС-51.
Первое боевое применение БМ-13 состоялось 14 июля 1941 года, когда батарея под командованием капитана Ивана Флерова около железнодорожной станции Орша (Белоруссия) разнесла в пыль скопления немецких войск на железнодорожном узле.
Пусковая установка БМ-13 представляла собой восемь открытых направляющих рельсов, связанных трубчатыми лонжеронами. На каждом из рельсов попарно сверху и снизу устанавливались по два реактивных снаряда РС-132. Направляющие рельсы монтировались вдоль корпуса автомобиля и могли подниматься на 45 градусов для повышения дальности стрельбы.
Перед залпами для устойчивости сама машина фиксировалась домкратами, а запуск реактивных снарядов осуществлялся из кабины.
Стоит добавить, что БМ-13 мог стрелять на расстояние до 9 километров, а вес боевой части одного снаряда составлял 5,5 килограмма тротила.
Интересна история появления названия "Катюша". Установка была так названа по одноименной песне Матвея Блантера на слова Михаила Исаковского после того, как бойцы батареи Флерова, впервые увидев залпы установки, восхищенно воскликнули: "Вот это песня!".
Но есть и другая версия. Имя "Катюша" установка получила по первой букве названия завода "Коминтерн", где это оружие выпускалось.
Остается добавить, что у БМ-13 была долгая боевая жизнь. Установки применялись во время войны в Корее в 1950-53 годах и в Афганистане в 1979-89 годах.
Текст: Дмитрий Григорьев
Читайте нас: