Типичная картина в украинской мастерской – Т-55 готовится принять башню БМП-2
Потребности армий решаем своими руками
Необходимость модернизации и улучшения готовой боевой техники обусловлена двумя фундаментальными причинами – хронической нехваткой, либо вообще полным отсутствием некоторых моделей как класса в армии. Первые ласточки боевого тюнинга спецоперации появились еще в самом начале – у всех на памяти блиндирование беззащитных перед осколками грузовиков листовым железом, а порой и бревнами.
С тех пор утекло немало воды, да и акценты сместились на другие потребности армий. В первую очередь на снабжение подразделений разведывательными и ударными FPV-
Откровенно говоря, они не принципиально отличаются от воззрений теоретиков 20–30-летней давности. В борьбе с террористами, которыми занимались все последние годы, также в почете было бронирование всего и вся. Только если в чеченских кампаниях защищались преимущественно от пуль, то сейчас на первый план вышла устойчивость к осколкам. Особенно остро обстоит с этим дело на противной стороне.
Артиллерия Российской армии традиционно умеет доставлять неприятности врагу – об этом можно почитать у врагов в недавнем докладе
Зачастую техника, поставляемая Западом украинскому режиму, подходит только для гладких дорог. На фото трофейный International M1224 MaxxPro с двойной ошиновкой задних колес движется вглубь России. Очевидно, займет место в парке «Патриот»
Вторым важнейшим требованием к технике в зоне СВО стала проходимость. По мере того как машины ВСУ постепенно выбивались, Запад старался их заменить собственными аналогами. Американцы с сателлитами с широкого плеча одарили различными MRAP, техникой сугубо антитеррористической. Отсюда сложности с преодолением простейших препятствий и последствий весенней распутицы. Характерен пример с недавно затрофеенным MaxxPro в Белогородской области, у которого сдвоенные шины на заднем мосту – явление совершенно немыслимое на любой бронетехнике советского и российского образца.
Третьим требованием к боевой технике и
Все вышесказанное определяет векторы развития боевого тюнинга в зоне СВО – совершенно вынужденного явления, ставшего следствием неготовности сторон к конфликту.
На изображениях выше не видно, бронирован ли этот пикап УАЗ, который фермер из Самарской области купил и дооборудовал на собственные средства. Уголковые отражатели, получившие широкое распространение в Сирии, закрывают жизненно важные зоны машины. Интересно, что УАЗ далеко не только что с конвейера – последние машины данной модификации вышли из ворот завода в 2014 году. Тем лучше, меньше импортных компонентов потребуется для ремонта в поле.
Правила игры с блиндированием боевой техники, похоже, перенимают и Республике Беларусь. Качество и стилистика исполнения очень напоминает творения, в ассортименте замеченные на Ближнем Востоке. Мощная промышленная база в Белоруси позволяет изготавливать гораздо более годные машины.
Надежная и заслуженная МТЛБ становится уже символом боевого тюнинга в спецоперации. В первую очередь, на российской стороне. На хранении и в действующей армии имеется не менее 7 тыс. легкобронированных артиллерийских тягачей. На фото выше пример защиты транспортера гусеничными лентами от Т-72. Точно сказать нельзя, но итоговую массу МТЛБ дополнительная броня может увеличить прилично – на 3–4 тонны. Плавать аппарат явно разучился.
На одном из фото авторы telegram-канала «Панцервафли/Panzerwaffle» выделили, очевидно, элементы дистанционного управления спаркой ДШК на крыше. Обратите внимание на то, как заботливо прикрыты траками крышки смотровых стекол. Как известно, МТЛБ давно и бесповоротно утратил свою основную функцию транспортировки гаубиц и расчетов к линии фронта. Теперь это заготовка под вполне грозное штурмовое оружие, наподобие представленного выше.
Подборка традиционного уже фрагментарного блендирования российской техники в СВО.
К сожалению, до сих пор проблему отсутствия даже символической защиты на большей части техники так и не решили. Наращивание производства грузовиков в Миассе и Набережных Челнах ощущается, но вот доля бронированных кабин и кузовов так и не увеличивается. О защите «головастиков» и «буханок», которых на фронте все больше, можно вообще не заикаться. Хотя еще со времен Советского Союза умели защищать ульяновские микроавтобусы в инкассаторском исполнении.
Источник: YouTube «Тюменское время»
Доработкой штатной армейской техники занимаются на местах. На фото первый опыт бронирования кабины в Тюмени на базе Западно-Сибирского машиностроительного завода. Бронелисты куплены на собранные средства в рамках акции «Сто миллионов для Победы».
Сравнительно новой угрозой для техники оказались вездесущие дроны. Идеальным средством борьбы с ними является тотальное уничтожение операторов и всей сопутствующей инфраструктуры, но пока приходится довольствоваться решетчатыми экранами. Особенно уязвимы к подобной угрозе с неба носители боеприпасов и орудий.
На одном из снимков РСЗО 9К51М «Торнадо-Г», покрытый, вероятнее всего, заводскими решетками со всех ракурсов верхней полусферы. Экраны помогут отбить свободнопадающие боеприпасы, либо заметно снизить ущерб.
Но вот от камикадзе с противотанковыми гранатами защита сомнительная. Широкое распространение FPV-дронов по обе стороны фронта, похоже, вернет давно забытую традицию транспортировки пехоты внутри десантного отделения техники, а не на броне сверху. Нередко камикадзе не способны нанести критический ущерб бронетехнике, чего нельзя сказать о личном составе, расположившемся снаружи.
Богатый сирийский опыт защиты бронетехники постепенно находит свое применение и в зоне СВО. Импровизированные противокумулятивные экраны из уголкового профиля теперь закрывают
На верхнем фото для защиты экипажа бронетранспортер оснастили отрезками двутавровой балки. Оцените отдельно количество скарба, расположенного на БТР-82А.
Гораздо более логично и надежнее выглядит двухслойный пирог на скулах башни российского Т-62, сложенный из знаменитых «бровей Ильича» и древней динамической защиты «Контакт-1». В украинском сегменте принято насмехаться над такими решениями, но из того, что они могут предложить своим воинами, складывается хороший анекдот.
Защита и огневая мощь
Как и бойцы ЛДНР, украинские националисты много понимают в превращении гражданской техники в настоящие «шушпанцеры», бронируемые по совершенно диким схемам. Ниже представлены современные представители семейства.
С одной стороны, удивляет проработка схем бронирования, с другой – пути достижения такой защиты. Mercedes ML-klasse на первом фото явно не в таком виде рассчитывал встретить свою старость, да и HMMWV вряд ли заслужил такой горб.
Еще можно защищаться дисковыми боронами – получилось вполне концептуально.
В украинском сегменте распространилась фотография Т-64БВ, защищенного вкруг блоками динамической защиты и противокумулятивными экранами. Это наиболее эстетичный образец из всей линейки поделок националистов. Машина раскрыла новый тренд – «локатор» позади башни, закрывающий командира и наводчика от убийственных FPV-дронов и «Ланцетов». Мастерит подобное неназванное частное предприятие.
Пулеметные тачанки, дополнительно усиленные противотанковыми комплексами, у националистов получаются неплохо. Зенитным установкам бронирование ни к чему – в качестве целей должны выступать «Герани». Чего нельзя сказать о парадоксальной поделке с американским М60 во вращающейся башенке. Простреливаемый со всех сторон УАЗ и импровизированный щиток для стрелка, обеспечивающий больше психологическую защиту.
Приметой времени стало применение так называемых ремилитаризованных бронемашин. Сначала под Киевом тероборона резвилась на учениях с бывшим гражданским БТР-60, а сейчас аэромобильная бригада готова идти в бой на БРДМ для охоты и рыбалки. Панорамные окна пришлось закрывать невнятной защитой, но вооружение вполне соответствует – 23-мм пушка от установки АЗП-23 «Амур».
Автоматический гранатомет на самопальной тумбе вкупе с быстроходным и проходимым шасси ГАЗ-66 – неплохой рецепт от ВСУ. Отсутствие на фронтах недорогих мобильных минометов заводского исполнения стало общим местом по обе стороны фронта спецоперации.
«Рапиру» на платформе МТЛБ также можно отнести к разряду смертоносных поделок, во многом из-за высокой точности противотанковой пушки. Завершает серию украинских мутантов трофейный «Тигр» с башней от БТР-80 – дешево, эффективно и сердито.
Успех 57-мм зенитной пушки С-60, корни которой уходят в 50-е годы прошлого столетия, заставляет задуматься о востребованности подобных орудий и калибров. В распоряжении войск сейчас либо 30-мм, либо сразу 100-мм у БМП-3 – малоэффективное 73-мм орудие «Гром» от первой БМП в расчет не берем. На фотографиях российские гибриды МТЛБУ и С-60.
И снова С-60. На этот раз на месте башни Т-54. Отечественный вариант с сомнительной идеей – открытая рубка на тяжелобронированном шасси. Главная прелесть танков Т-54 в возможности использования в качестве САУ, которую непросто поразить ответным огнем. Противоснарядная броня надежно держит близкие разрывы мин и снарядов.
Другая российская крайность – установка спаренной 25-мм 2М-3 в кузове практически гражданского тягача АТС. В отличие от 57-мм пушки С-60, способной работать на дальность до шести километров, прицельная дальность автоматов около трех тысяч метров, и ВСУ не составит труда ответным огнем подавить небронированную установку. Для этого хватит и пары упавших рядом мин.
Очевидно, что все самоделки рождаются по обе стороны фронта не просто так, и задача конструкторов в тыловых КБ найти золотую середину, объединяющую порой парадоксальные идеи с требованиями здравого смысла и массового производства.
Евгений Федоров
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: