В течение всего двух лет сирийское военизированное формирование "Ястребы пустыни” (араб. Лива Сукур ас-Сахра) стало одной из наиболее боеспособных сил в Сирийской войне. Однако известно о них немного.
Хотя их часто представляют подразделением в составе проправительственных Сил национальной обороны, в действительности "Ястребы” с ними никак не связаны, равно как и с Сирийской Арабской Армией.
Кто стоит за "Ястребами пустыни”
Группа была сформирована в начале 2013 года отставным офицером сирийской армии генералом Мухаммадом Джабером.
После отставки генерал Джабер использовал свои связи в правительстве, получив права на выгодные экономические контракты, в том числе на приобретение продуктов нефтегазовой отрасли.
Генерал Джабер довольно быстро стал сирийским Рокфеллером, сколотив крупное состояние, которое позволило ему путешествовать по миру и приобрести дорогостоящие виллы в ряде средиземноморских стран.
Когда сирийский конфликт перерос в полномасштабную войну, генерал Джабер понял, что вооружённые группировки боевиков представляют серьёзную угрозу для его бизнеса.
Формирование "Ястребов пустыни”
Сирия, прямо скажем, никогда не славилась избытком частных военных компаний, поэтому когда генерал Джабер начал искать наёмников для защиты своих объектов в Сирийской пустыне, то быстро обнаружил, что помочь ему в этом деле некому.
Имея состояние в сотни миллионов долларов, Джабер принял решение нанять отставных солдат и офицеров спецподразделений Сирийской Арабской Армии.
Генерал предложил им щедрую оплату в обмен на верность и защиту.
В отличие от САА, экипировку и оснащение для своих наёмников Джабер закупал у западных производителей: от камуфляжа песочного цвета до американских автомобилей "пикап”. Его наёмные солдаты были отлично экипированы для выполнения будущих задач.
Война в пустыне
Вскоре после формирования "Ястребы пустыни” столкнулись с серьёзной угрозой в лице местных исламистских группировок. Это, однако, стало лишь прелюдией к появлению террористической группировки "Исламское государство” летом 2014 года.
Террористы ИГ с лёгкостью захватили всю подконтрольную боевикам оппозиции территорию на востоке страны – в провинциях Хасеке, Ракка, Дейр-эз-Зор и на востоке провинции Хомс. В результате своих территориальных "приобретений” ИГ вышло на ударные позиции для атаки на подконтрольные правительству газовые месторождения Шаер.
До появления ИГ на северо-востоке Хомса, "Ястребы пустыни” редко вступали в столкновения с антиправительственными силами. Когда в 2014 году населённый преимущественно армянами город Кессаб был захвачен джихадистами, бойцы "Ястребов” из числа уроженцев провинции Латакия получили разрешение генерала Джабера направиться в Латакию и оказать помощь в освобождении города от боевиков "Ахрар аш-Шам” и восстановлении контроля над пограничным переходом в Турцию.
После окончания боёв за Кессаб "Ястребы” возвратились к месту постоянной дислокации, где и пребывали до тех пор, пока в конце 2014 года правительство Сирии не обратилось к ним за помощью в освобождении месторождений Шаер.
"Ястребы” откликнулись на призыв правительства и приняли участие в освобождении месторождений.
Вступление России в войну
Вступление РФ в Сирийскую войну многое изменило – в частности, распределение частей по различным фронтам.
Нехватка опытных бойцов стала серьёзной проблемой для российских военных советников, обучавших ополченцев обращению с новыми видами вооружения и оборудования. Тогда-то на контакт с россиянами и вышел генерал Джабер и предложил услуги своего формирования в обмен на оружие и боеприпасы. Война влетела Джаберу в копеечку, так что этот жест предоставил ему возможность поправить своё финансовое состояние, а также продемонстрировать при этом свой патриотизм.
"Ястребы пустыни” показали себя крайне эффективной силой на поле боя, освободив свыше 200 квадратных километров территории на севере Латакии, а также приняв участие в освобождении древнего города Пальмира.
Соперничество с "Тиграми”
Штурмовая дивизия "Тигр” Сирийской Арабской Армии считается самым популярным среди сторонников правительства соединением. Активное вступление "Ястребов пустыни” в войну в конце 2015 года сразу же породило соперничество с "Тиграми”, возглавляемыми знаменитым полковником Сухейлом Хасаном.
В отличие от "Ястребов”, "Тигры” считаются первым армейским соединением специального назначения, которое до начала войны в нынешнем виде не существовало.
До формирования "Тигров” в 2013 году элитой сирийской армии были воздушно-десантные войска. Многие из "Ястребов пустыни” – бывшие десантники, служившие в своё время вместе с Сухейлом Хасаном, пока во второй половине 1990-х он не ушёл на повышение в разведку ВВС.
Обиды ли тому причиной или же завышенное самомнение, но оба проправительственных соединения стараются избегать друг друга любой ценой.
Настоящие дни
Сейчас "Ястребы пустыни” возглавляют наступление, ведущееся в направлении города Ракка с намерением выбить из административного центра одноимённой провинции террористов "Исламского государства”, прежде чем до города доберутся проамериканские боевики.
Для участия в этой масштабной операции генерал Джабер мобилизовал и передислоцировал из Латакии на восток провинции Хама всех своих бойцов.
В настоящее время правительственные войска находятся в 35 километрах к западу от авиабазы Табка, впервые приблизившись на такое расстояние к этому военному объекту с момента его потери в августе 2014 года.
Читайте нас: