Первопредатели
Пожалуй, наиболее емко об этой истории высказались двое офицеров нашего флота, можно сказать, стоявших у «колыбели» ВМСУ. Будем считать их слова эпиграфами к нашей статье. Или, если угодно, эпитафиями из этой «шекспировской» истории.
Бывший командующий Краснознаменным Черноморским флотом и бывший первый заместитель Главнокомандующего ВМФ, не позволивший при развале СССР Украине «прихватизировать» большую часть кораблей КЧФ, адмирал Игорь Касатонов: «Образованный на волне предательства отдельных офицеров (ВМФ) в 1992 году, за двадцать четыре года своего существования украинский флот так и не смог превратиться в настоящий боевой организм с традициями воинской чести, преданности флагу и воинской присяге. Март 2014 года подвел красную черту под историей военно-морских сил Украины. Тогда более 80% ее офицеров, мичманов и матросов одновременно добровольно приняли российскую присягу и перешли на службу в Российский флот».
Бывший заместитель начальника пресс-группы ГК ВМФ и участник переговоров по Черноморскому флоту с Украиной, а ныне — писатель-маринист, капитан 1 ранга Владимир Шигин: «Украинский флот бесславно «почил в бозе». Честно говоря, рано или поздно это и должно было произойти, но никто не предполагал, что это случится так быстро и так позорно. Тщедушное тело украинского флота судорожно дергается в последних агонистических конвульсиях. Мозг уже умер, но пятки еще скребут по влажной гальке одесского Лонжерона…»
История ВМСУ начиналась очень романтично. Можно сказать — по-революционному. Сперва от КЧФ «отпочковалась» группа офицеров-заговорщиков, а точнее перебежчиков. Сами себя они назвали «орггруппой ВМСУ». В дальнейшем они даже украсили себя специальным украинским памятным нагрудным знаком. Мол, мы были первыми! Жаль, что на этих нагрудных знаках отсутствовала надпись, которыми перебежчиков именовали их бывшие сослуживцы, а именно — «первопредатели»…
Потом в ВМСУ появился свой «броненосец «Потемкин». Это был сторожевой корабль СКР-112, который 21 июля 1992 года был захвачен группой проукраинских заговорщиков во главе с недавно снятым с должности капитаном 2 ранга Николаем Жибаревым. «Сто двенадцатый» поднял украинский флаг и из Донузлава сбежал в Одессу, став тем самым первым кораблем, вошедшим в состав ВМСУ. В Одессе «герои восстания» немедленно предались безудержному кутежу, вследствие чего один из «героев» выпал за борт и утонул.
Характерно, что в дальнейшем практически все угонщики сторожевика были вышиблены со службы в ВМСУ за полную неспособность к таковой. Характерна для ВМСУ и судьба их первого боевого корабля. Сперва СКР-112 с помпой получил новый тактический номер U132 (индекс U от английского Ukraine), но уже в конце 1993 года корабль из-за отвратительного состояния матчасти и отсутствия средств на ее ремонт исключили из списков ВМСУ и вывели в отстой. Летом 1996 года сторожевик под громкие крики украинской общественности: «Этот исторический корабль мы будем хранить вечно!» — был… утилизирован и разобран на металлолом на базе «Вторчермет» в Севастополе.
В судьбе СКР-112 как в капле воды отразилась вся концепция дальнейшего существования ВМСУ, которые создавались не эволюционно, а ситуативно и для исполнения единственной задачи «Чтоб было!». ВМСУ создавались государством, которому флот изначально был не то что не по карману — он был просто не нужен. Вся дальнейшая судьба украинского флота стала лишь доказательством этого.
Фрегат без комплексов и остальные
Показательный факт: за вычетом прочего колоссального количества имущества флота, Украина из числящихся к моменту раздела в составе КЧФ 525 боевых кораблей, катеров, судов и плавсредств получила 137. Естественно, не все из них были на ходу или достроены, но, тем не менее, факт есть факт — ВМСУ получили 137 плавединиц. В итоге к концу 2012 года эта армада «ужалась» до 2—3 десятков плавединиц! Все остальное было распродано, сдано в металлолом, проржавело насквозь, утонуло или оказалось просто заброшенным, как недостроенный ракетный крейсер «Адмирал флота Лобов» — систершип знаменитого флагмана КЧФ ракетного крейсера «Москва».
С «Лобовым» вообще случился анекдот. Воли и ресурсов Украины хватило лишь на то, чтобы переименовать стоящий в Николаеве крейсер в «Україну» и наотрез отказаться продавать этот недострой России. В итоге корабль закономерно со временем пришел в состояние, когда его выгоднее всего стало, как говорят моряки, «распилить на патефонные иголки».
Однако у нас не историческая монография, поэтому лишь фрагментарно вспомним некоторые яркие моменты, связанные с ВМСУ.
Единственным боевым кораблем океанской зоны, способным хоть как-то демонстрировать украинский флаг за пределами Черного моря, стал фрегат (бывший СКР проекта 11351, введенный в строй ВМСУ в 1993 году) «Гетьман Сагайдачний», напрочь лишенный ударных ракетных комплексов. При этом на боевом корабле стоит нештатный гидроакустический комплекс, а на приобретение для фрегата коммерческой РЛС яхтенного образца пришлось собирать деньги всем волонтерским миром.
Единственная субмарина украинского флота «Запоріжжя» (бывшая Б-435, ДЭПЛ проекта 641, введенная в строй ВМФ СССР в 1971 году), — это вообще отдельная история. Б-435 досталась украинцам с неисправными аккумуляторами, но ВМСУ это не смутило, и лодке был присвоен пафосный тактический номер U01 с одновременным вручением экипажу «великого пидвидного човна» украинского военно-морского флага, освященного в киевском Владимирском соборе.
Первые же попытки нового неопытного экипажа «чуть-чуть поплавать» привели к массовому выходу из строя корабельных систем. Лодка ушла в затяжной ремонт, где простояла аж до 2012 года. При этом техническое состояние «Запоріжжя» было такое, что лодку, по слухам, пришлось приваривать к причальным конструкциям — иначе «пидвидный човен» рисковал стать «пидвидным» навсегда.
Параллельно с этим ВМСУ принялись изыскивать средства на приобретение новых аккумуляторных батарей и ремонт лодки. Средства эти периодически находились, но каким-то волшебным образом тут же уходили в никуда. Россия предлагала купить АКБ у нее, но Украина с возмущенным фырканьем предпочла их купить у греков. Правда, по вдвое более высокой цене и не те.
В общем, худо-бедно «човен» был в 2012 году при помощи российских специалистов поставлен на ход и анонсирован к участию в российско-украинских учениях «Фарватер мира». То, как эти учения были в итоге проведены, тоже выглядит очень показательно.
«Фарватер мира» в действии
Первоначальная канва всего действа должна была быть такой.
1. Морской паром Севастополь—Стамбул в исполнении БДК «Цезарь Куников» (бортовой 158) в энное время энным курсом, имея энный ход, выходит в море.
2. В то же море выходит в надводном положении украинская субмарина «Запорі́жжя» (бортовой U01).
3. Где-то посреди вышеупомянутого моря U01 условно врезается в «сто пятьдесят восьмого» (В этом месте ВМСУ страшно возмутились: «А почему именно наши врезаются?!» На что наши кротко ответили бывшим нашим, что если наоборот, то спасать будет уже некого). БАМ! — на «пароме» вспыхивает пожар. U01 же в результате условного столкновения самым натуральным образом ложится на грунт.
4. Теряя тапки на бегу, к месту ЧП приносится аварийно-спасательная служба КЧФ в лице водолазного бота и спасает всех.
5. Хэппи энд.
Ознакомившись с планом «блицкрига», командование ВМСУ впало в затяжную задумчивость и толсто намекнуло командованию КЧФ, что у командования ВМСУ нет ни малейших сомнений в том, что U01 положить на грунт конечно же удастся. Зато есть некоторые сомнения в том, что лодку образца 1971 года, простоявшую в непрерывном ремонте с 1995-го по 2012-й год, удастся от этого самого грунта потом оторвать.
«Но вы же написали, что лодка введена в линию!» — возмутились наши. «Ну, у вас вон рядом со штабом на заборе тоже всякое написано... Мы за забор заглянули, а там — дрова!» — лихо парировали ВМСУ. Штаб КЧФ устыдился и план учений переработал. В окончательном варианте он осуществлялся так:
1. Морской паром Севастополь—Стамбул в исполнении БДК «Цезарь Куников» (бортовой 158) в энное время энным курсом, имея энный ход, выходит в море.
2. В то же море УСЛОВНО выходит в надводном положении «Запорі́жжя» (бортовой U01).
3. Где-то посреди вышеупомянутого моря U01 (без отрыва от причальной стенки) условно врезается в 158-го. БАМ! — на «пароме» где-то далеко в море вспыхивает пожар. U01 (все также без отрыва от стенки) ложится на грунт, что символизируется кряканьем ревуна, подачей соответствующих команд и задраиванием экипажа в прочном корпусе.
4. «Цезарь Куников» сам себя тушит, одновременно отыгрывая и за себя, и за АСС.
5. Водолазный бот КЧФ чалится к U01. Один спасатель под объективами видеокамер картинно сигает в воду, а остальные, под хохот сторонних свидетелей, враскорячку лезут в полном водолазном снаряжении через планширь на условно утопшую подлодку.
6. Посредством гаечного ключа, которым водолазы лупят по комингсу лодочного люка, «устанавливается связь» с «утопленниками».
7. С причала, имитирующего спасательное судно «Коммуна», на «пидвидный човен» подают воздух и телефонный провод. После чего начинается спасение л/с. Часть подводников самым натуральным образом покидает лодку через торпедные аппараты, и водолазному боту приходится носиться по прилегающей акватории как угорелому. Ибо эта часть л/с «човна» по выходе на поверхность от восторга забыла, какие телодвижения надо совершать, чтобы плавать. Пока наши выдергивали из воды бывших наших, на условно лежащую на грунте лодку кран водружал неохватную руками штуку — водолазный колокол. Обсевшие палубу «човна» спасатели, уже успевшие упреть в своих гидрокостюмах, выплюнули загубники и принялись азартно орать УСЛОВНО ИЗ-ПОД ВОДЫ «Вира!» и «Майна!»
По итогам учений все его участники получили зачет. Российские — заслуженно, украинские — потому что никого и ничего не утопили. Вот такой был у Украины флот и вот такая у него была «боевая подготовка».
Окончание следует.
Читайте нас: