Много воды утекло с тех пор. Но потомки первых мореходов, пережив столетия колониального гнета и коммунистического строительства, отстояли свое морское право. И даже трезубец Посейдона сделали своим гербом.
Как и положено мировым военно-морским державам вроде Великобритании или США, Украина имеет не только свою военно-морскую историю, но и свои военно-морские новости.
* * *
Скажем прямо, эти новости пока лишь военно-речные, ибо весь новый флот Украина строит вдали от моря, втайне от агентуры Путина на так и недекоммунизованном киевском заводе «Ленинская кузня».
Как говорит Порошенко, «главное найти гроши на лодку, а там и на крейсер дадут». Пока гроши дают, потому и флот строят на его личном заводике. А вы думали, откуда у Петра такая страсть к кораблям? Или как минимум к катерам.
Пока удалось построить лишь один бронекатер «Гюрза» с приваренными модулями от БТР и 30-мм пушкой. История судна не такая длинная, как у ВМФ Украины, но строить два катера начали еще во времена первого майдана, в 2004 году. Однако Ющенко интересовали не морские баталии, а жужжание пчел, потому катера ждали своего часа.
Изначально «Гюрзу» строили для ВМС Узбекистана, наводящего ужас на соседей по Каракумам и Памиру своей Амударьинской флотилией.
После февраля 2014 года все катерные надежды Ташкента разрушились. И 10 ноября 2015 года в обстановке, близкой к экстазу, на воду спустили первую посудину, хотя по ощущениям спускали дредноут…
Ощутив движение денежных средств, Порошенко запустил на своей кузнестроительство еще четырех катеров.
Верховный главнокомандующий анонсировал создание, кроме быстроходной эскадры, ударного подводного флота: двух или четырех малых подлодок, ибо Украина – страна не только морская, но и подводная.
Настоящей звездой мировых подводных сил являлась единственная в нынешней Украине подлодка «Запорожье». Она завоевала свое место в Книге рекордов Гиннеса как единственная лодка в мире, опасающаяся заныривать глубже перископной глубины ввиду отсутствия аккумуляторных батарей. На международных учениях «Фарватер мира 2011» ее так и использовали, как условно затонувшую, отрабатывая там задачи по спасению лодки, легшей на дно. А дно для Украины слово сакральное…
Вот и херсонский новостной портал сообщил, что на дне акватории Херсонского судозавода находится вторая украинская подлодка. Ее привезли для создания музея, но она утонула и лежит на грунте без присмотра, возбуждая аппетиты херсонских собирателей металлолома. Глядишь, адмиралы морской блокады Крыма Ислямов и Джемилев найдут деньги у Эрдогана, достанут, высушат лодку и начнут осуществлять на нем обещанную всему миру освободительную миссию.
* * *
Но главная военно-морская новость Украины - это, конечно, смена главкома ВМФ. Как написал сам Порошенко: «Принимая во внимание позицию волонтеров и общественности, а также учитывая системные недостатки в выполнении служебных обязанностей и низкий авторитет среди служебного состава, принял решение освободить Сергея Гайдука с должности командующего ВМС ВСУ».
Так что зря Гайдук патриотично шептал на камеры «Слава Украине!» и ратовал за бомбежки Донбасса. Не оценили и выбросили в мусор. Ну хоть не посадили.
А вот бывшие друзья и коллеги Гайдука продолжают служить и хорошо зарабатывают на флоте, не таком древнем, как украинский, но где нет волонтеров-стукачей и общественных активистов, а есть морская служба.
Новым командующим ВМСУ стал бывший начальник Управления войск береговой и территориальной обороны Украины генерал-лейтенант Игорь Воронченко. Тот самый, который сегодня хвастает, что весной 2014 года мог бы на раз-два «выбить российский спецназ из захваченного здания Верховного совета [Крыма]».
Кроме того что Воронченко участвовал в уничтожении мирного Донбасса в ходе т.н. АТО, добавить нечего. Теперь в его распоряжении флот из 9 кораблей. А ведь было больше.
Одесский порт
Напомним, после раздела Черноморского флота СССР Украине отошло 18,3% кораблей. Правда, почти треть этого числа сразу были переданы России в качестве погашения долгов за газ. Но еще оставалось 175 кораблей, а еще авиация, береговые объекты и т.д.
Но все добро стремительно уменьшалось. Сказывались деловые качества чиновников и бизнесменов Украины. Недостроенный авианосец «Варяг» продали КНР, 2 десантных корабля на воздушной подушке типа «Зубр» втихую продали Греции.
Но больше шло на металлолом. Под пресс начиная с 1996 года ушли БПК «Красный Крым», корветы «Кременчуг», «Ужгород», тральщик «Мариуполь», ракетный катер «Каховка», морской катер «Острог», вспомогательные суда, несколько рейдовых и гидрографических катеров.
На севастопольской базе Вторчермета был порезан даже СКР-112 - сторожевой корабль, который первым изменил присяге СССР и поднял украинский флаг. За полгода до отправки корабля на свалку его доблестный экипаж требовал назвать судно «Атаман Сидор Белый». Не дошло…
Евромайдан вышел для военно-морской мощи Украины боком. В марте 2014 года БДК «Константин Ольшанский», корветы «Тернополь», «Хмельницкий» и «Луцк», ракетный корабль «Приднепровье», тральщики «Чернигов», «Черкассы» подняли российские флаги…
Россия готова была передать Украине большую часть ее кораблей, но, ввиду обострения вооруженного конфликта на востоке Украины, приостановила передачу.
На нормальный флот вернулись бывший главком ВМС Украины контр-адмирал Денис Березовский и еще 52 способных командира, желающих нести военную службу, а не изучать древнюю историю и искать родню Нельсона в семье Бандеры. Против всех них Киев возбудил уголовные дела, что, собственно, не мешает офицерам нести свою службу.
Чем же сегодня грозит Порошенко и его военно-морская сила? Прежде всего, это фрегат «Гетман Сагайдачный» - корабль современный, со всеми современными украинскими проблемами: вместо штатной РЛС установлена гражданская, купленное по тендеру оборудование в камбуз оказалось непригодным, опубликованы неполадки навигационной системы.
Единственное судно, способное нести противокорабельное ракетное оружие, – ракетный катер «Прилуки». Ему уже более 40 лет, а последние боевые стрельбы с его участием прошли в 1999 году. В обойме кораблей-пенсионеров – тральщик «Геническ», десантные корабли «Сватово», «Кировоград» и сторожевик «Винница». Есть еще артиллерийский катер «Скадовск». На нем, правда, артиллерию заменяют две пулеметные установки «Утес-2М». Нет даже бутафорской пушечки для стрельбы на День Нептуна…
Зимой 2015 года американцы, ощущая военно-морскую прореху, подарили Киеву по программе материально-технической помощи 5 надувных моторных лодок типа Willard Sea Force 730 и Sea Force 11M. Теперь надувают и лодки, и народ.
Недооцененный главком Гайдук обещал, что к концу 2020 года в составе ВМСУ будет 66 кораблей. Осталось 4 года, а пока лишь на стадии обсуждения находятся проекты катеров «Лань» и «Кентавр»…
Ракетный крейсер «Украина» (бывший «Адмирал Лобов») так и стоит недостроенным. В рамках программы «Корвет» ржавеет на стапелях «Владимир Великий», хотя потуги его оживить не прекращаются. На новые корабли денег нет, остается надежда на б/у. Покажется смешным, но в кабинетах Киева серьезно обсуждают варианты состязания с Сингапуром за подержанные шведские подлодки и аренду у Турции ее устаревших немецких кораблей.
Разумеется, дружба с Эрдоганом может вылиться в некий проект, но ведь и на него нужны средства, а Яресько нынче нет, у Гройсмана сухопутные интересы. Даже военно-морские подарки, которых нельзя исключить в будущем, тоже необходимо содержать, а последние 25 лет украинского флота доказали, что этого здесь делать не могут. Так что вся надежда на «катера Порошенко» и «подводных джигитов» Ислямова.
* * *
Борьба за подарки может приобрести новые формы. В НАТО решили расширить свое военное присутствие в Черном море. В Румынии надеются, что на июльском саммите НАТО в Варшаве будет принято решение о создании «союзного флота» на Черном море. Предполагается, что в состав этого объединения войдут не только военно-морские силы стран НАТО, но и Украины, и Грузии. А для того чтобы никто не мешал управлять украинскими плавсредствами, штаб ВМС сократят с 500 до 300 человек. Может, и не сократят. Мало ли что обещает Полторак.
Читайте нас: