Теперь по поводу самих этих «шарашек», где якобы губились лучшие умы страны. Чтобы разобрать этот очередной черный миф, возьмем для примера два таких громких имени как Королев и Туполев.
Существует версия, опирающаяся не на факты, а сугубо на политику дискредитации всего сталинского, что эти два светоча нашей науки и техники были посажены «ни за что». Однако их-то как раз было, за что сажать. Вот документ:
28 июня 1938 года НКВД СССР за принадлежность к троцкистской, вредительской организации, действовавшей в научно-исследовательском институте № 3 (НКБ СССР) был арестован и привлечен к уголовной ответственности бывший инженер указанного института Королёв Сергей Павлович…
Имеющимися в деле материалами следствия и документальными данными Королев изобличается в том, что:
В 1936 году вел разработку пороховой крылатой торпеды, зная заранее, что основные части этой торпеды – приборы с фотоэлементами для управления торпеды и наведения ее на цель – не могут быть изготовлены центральной лабораторией проводной связи, Королёв с целью загрузить институт ненужной работой усиленно вел разработку ракетной части этой торпеды в 2-х вариантах.
В результате этого испытания четырех построенных Королёвым торпед показали их полную непригодность, чем нанесен был ущерб государству в сумме 120 000 рублей и затянута разработка других, более актуальных тем (л.д. 250-251)…»
Если отбросить характерную для того времени риторику про троцкисткое вредительство, то увидим, в чем истинная причина ареста: Королев занимался не тем, что было нужно стране, а тем, что было ему интересно – крылатой ракетой, совершено бесполезной при тогдашнем развитии техники. При этом он нанес стране немалый денежный ущерб в размере 120 тыс. рублей.
Туполев был обвинен во вредительстве после поездки в США, где закупил три лицензии на производство американских самолетов. В чем тут вредительство, спросите вы? Туполев с делегацией в 60 человек, в которую включил и свою жену, провел в США несколько месяцев, занимаясь якобы порученным делом, но чертежи самолетов привез в дюймах. Чтобы изготовить эти самолеты при нашей метрической системе, требовалось произвести перерасчет всей конструкции самолета в объемах, равных проектированию новой машины. Эту гигантскую работу смогли сделать только для одной лицензии – на транспортный самолет И. Сикорского "ДС-3" ("Ли-2"), ради чего было выключено из плановой работы КБ конструктора Мясищева. То есть Туполев растратил огромные государственные деньги, а из поездки в США вся делегация вернулась загруженная американским ширпотребом – от костюмов до бытовых холодильников.
В общем так вышло, что за решетку угодили отличные конструкторы – но с безобразными замашками, о которых, кстати, обильно рассказывали их современники. Велика ли польза для государства, если такие буду валить лес или добывать руду как рядовые жулики? Нет, гораздо больше пользы для всех, включая самих конструкторов, если они будут заниматься своим прямым делом. Так появились эти самые «шарашки» – закрытые КБ и НИИ в системе НКВД, где часть сотрудников была из числа осужденных.
Ни Королев, ни Туполев никогда после смерти Сталина не отзывались о нем дурно – очевидно, осознав, что без прививки его железной дисциплины не достигли бы своих заоблачных высот.
Так что сталинские «шарашки», если даже допустить, что в них работали и «чистые троцкисты», то есть политические заключенные – это меньшее из возможных зол. Жизнь вообще такая штука, где приходится выбирать из двух зол меньшее. Это в идеальном мире эльфов выбирают между хорошим и очень хорошим. Кстати недавно аналог «шарашек» появился и в российской армии, где создали т.н. научные роты, куда собрали толковых ребят из числа студентов. Разве это плохо? Нет, это гораздо лучше, чем если бы они тянули лямку как обычные солдаты.
А главное – Сталин умел выковывать из неординарных людей настоящих гениев своего дела, как из алмазов делают бриллианты. Вот бы чему нынешней власти поучиться у него.
Читайте нас: