Великая Китайская подводная стена
Про то, что Китай строит Великую подводную стену, и про обострение отношений Китая, Тайваня и США мы уже писали в 2018 и даже в 2011 году (
Американская разведка недавно обнародовала информацию о крупномасштабных инвестициях Китая в развитие подводного
В 2030 году подводный флот Китая должен насчитывать 76 единиц по сравнению с текущей цифрой 66. Из действующих подводных лодок – 6 атомных с баллистическими ракетами, еще столько же ударных АПЛ. Количество малозаметных для систем обнаружения китайских ракетных подводных лодок Тип-039 за пределами Китая неизвестно.
Остальные, по всей видимости, дизельные. Передовое поколение лодок Тип-039 может использоваться для блокады. Кому Китай собирается устраивать блокаду? Видимо, портам Тайваня. Примите как факт – Китай давно обогнал США по численности флота.
ВМС КНР на сегодня – это 742 боевых корабля против американских 460. На фоне размещения баз на островах Южно-Китайского моря такая милитаризация становится ночным кошмаром уже не только для Тайваня, но и для США, у которых там тоже свои интересы (и не только связанные с Тайванем).
И это при том, что Вашингтон всегда преследовал в регионе определённые довольно агрессивные интересы, но его военная политика отличалась относительной стабильностью. Едва ли не единственным исключением, конечно, была многолетняя война во Вьетнаме.
Китай же может воспользоваться своим преимуществом в любой момент. Его быстрорастущая экономика вполне позволяет ему удерживать контроль над Тайванем в случае его силового захвата. Впрочем, будет ли конец существования «двух Китаев» – это уже отдельный разговор. А вот используемые сторонами противостояния технологии сейчас наиболее интересны.
В целом при превосходстве Китая по количеству судов, США имеют возможность победить в конфликте и сохранить контроль над регионом, поскольку китайские моряки, в отличие от американских, не имеют опыта реальных боевых действий. Но наращивание Китаем использования на флоте, особенно подводном, высоких технологий несравнимо с США, не говоря уже о Тайване, по масштабам. У Тайваня вообще всего лишь четыре подводных лодки.
Неопознанный летающий, но подводный объект
Задумываться о китайском преимуществе США стали в октябре 2021 года, когда во время международных учений в Южно-Китайском море одна из наиболее современных и засекреченных американских АПЛ столкнулась с неизвестным препятствием, в результате чего получили травмы 11 членов ее экипажа. В ВМФ США поспешили заявить, что подлодка налетела на некую подводную скалу, что вызвано человеческим фактором.
Это было сказано ещё до обнародования результатов расследования. В китайском же Минобороны намекнули на то, что нечего было приближаться к их территориальным водам, а то хуже будет. Однако, учитывая район, где произошло ЧП, который входит в зону «Великой подводной стены», лодка могла налететь на китайскую гидроакустическую станцию.
Но всё было ещё впереди. Настоящую шумиху наделала информация о том, что в дело вступили квантовые технологии. В конце 2021 – начале 2022 года арсенал китайской гидроакустики, предназначенной для обнаружения подводных лодок противника, пополнился квантовой системой, которая позволяет также применяться для улучшения наведения ракет и повышения точности ударов.
Американские подводные лодки и некоторые субмарины стран НАТО движутся с шумом, только на пять децибел превышающем шум моря, что позволило на учениях шведским подводникам разрушить американские акустические установки обнаружения. Однако квантовые установки гораздо более чувствительны.
У стран НАТО и у России таких установок нет, исследования велись, в частности, в Австралии, но первые опытные экземпляры появились именно у Китая. В первую очередь квантовые установки рассчитаны на обнаружение исходящего от подводной лодки магнитного поля.
Любое лекарство имеет побочные эффекты, и они иногда оказываются неожиданно положительными. Китайское «лекарство от подводных лодок» – не исключение. Учёные выяснили, что квантовую технологию можно применять для самих же подводных лодок. При навигации современные подлодки ориентируются на данные спутников, что позволяет неприятелю глушить эти спутники.
Квантовая же технология позволяет ориентироваться подводной лодке самостоятельно, без привязки к спутнику. Точно так же китайские технологии можно использовать для наведения ракет. Квантовые датчики можно размещать не только на стационарных устройствах на морском дне, где они уязвимы для противника, но и на спутниках. Как глушить такие спутники, американские ученые еще не додумались. Также квантовую запутанность Китай собирается использовать для шифрования связи с подводными лодками.
«Земля-воздух», «воздух-воздух» и, наконец, «вода-воздух»
Естественно, китайские квантовые разработки дадут стимул австралийским учёным форсировать практическое, а не теоретическое создание опытных экземпляров подобных устройств. Однако последние события показывают, что в своей милитаризации Южно-Китайского моря Поднебесная по наукоёмким технологиям опережает НАТО не только в сфере использования квантовой запутанности.
В августе Восточно-Китайский университет науки и техники объявил о создании беспилотной подводной лодки, способной подниматься с поверхности моря в воздух. Полёт дрона будет осуществляться на скорости около 120 км/ч. Проблема только в том, что дрон не может подниматься из воды в случае сильного волнения.
Сейчас разработки ведутся в направлении создания механизма скольжения перед взлетом на воздушной подушке по поверхности моря даже при шторме. При погружении такие лодки не позволяют обнаруживать их радарами на неприятельских судах, а при взлете – гидролокаторами. Это позволяет перегрузить компьютеры на американских судах до такой степени, что они зависнут.
В октябре этого года Китай официально заявил о начале разработки проекта нового двухсредного вооружения, ракеты-торпеды, которая может поражать цели как под водой, так и с воздуха, причём по воздуху, в отличие от дрона, будет передвигаться на сверхзвуковой скорости.
Подобные разработки уже велись в США, СССР и затем в России, но они предполагали спуск на воду с корабля и приземление при помощи парашюта. Революционность китайской идеи в том, что в ракете-торпеде будет использоваться реактивный двигатель, что позволит повысить скорость по сравнению с российскими и американскими аналогами.
На этом фоне фото с американских спутников, показывающие степень милитаризации искусственных островов в Южно-Китайском море уже никого не удивляют. Они были опубликованы в ноябре этого года, а Китай вел строительство этих островов еще с 2013 года, и легко можно было догадаться, с какой целью: подтвердить свои территориальные претензии на участок моря. В ноябре выяснилось, что Китай продолжает строить на островах аэродромы и противолодочные стационарные сооружения.
Очевидно, что если в Южно-Китайском море действительно начнётся война, то она будет вестись Китаем при помощи создания новых инженерных сооружений и высоких технологий. Несмотря на то, что Китай перенаселён, и его армия – крупнейшая по численности в мире, китайцы берегут своих бойцов, делая упор на технологическое развитие.
В то же время США не прочь рискнуть человеческим ресурсом, как показали предыдущие войны. В этом они не отличаются ни от России, ни от Украины. По большому счету, спецоперация России на Украине ведется дедовскими методами по сравнению с возможным конфликтом в Юго-Восточной Азии, к которому готовится Китай.
Михаил Викентьев, Алексей Балиев
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: