Пилоты 1-й эскадрильи «Руан» авиаполка «Нормандия-Неман» у истребителя Як-3. 1944 г.
Создание «Нормандии»
В 1942 году генерал де Голль решил, что французские воины должны воевать на всех фронтах войны, включая и Русский фронт. Было принято решение направить в СССР французских лётчиков. Весной 1942 года Национальный комитет «Свободная Франция» предложил советскому правительству направить на фронт группу своих летчиков и авиамехаников. Москва ответила согласием.
Из лучших лётчиков 1-й истребительной авиагруппы ВВС «Свободной Франции», базировавшейся в то время в Ливане, на авиабазе Раяк, в сентябре 1942 года была создана авиагруппа № 3. Вскоре её преобразовали в эскадрилью, получившую по желанию личного состава название «Нормандия». Поэтому в будущем французы часто называли себя «раяками». Боевой клич «Раяки, вперед!» стал особенностью «Нормандии».
25 ноября 1942 года было подписано соглашение об участие французских частей ВВС в боевых действиях на Русском фронте. Пилотов набирали из британских ВВС и истребительной группы «Иль-де-Франс», расположенных на Британских островах (т. н. «англичане»), а также из истребительной группы «Эльзас», которая располагалась в Северной Африке (т. н. «ливийцы»). Через Ирак французские лётчики были переброшены в Иран (занятый британскими и русскими войсками), а оттуда на транспортных самолетах в СССР. 29 ноября французы приземлились на аэродроме Северный г. Иваново. Личный состав эскадрильи состоял из 72 французских добровольцев (14 лётчиков и 58 авиамехаников) и 17 советских авиамехаников.
В числе первых прилетели майор Ж. Пуликен и начальник штаба старший лейтенант Ж. де Панж. Летчики осваивали советскую технику на УТ-2, У-2, а потом на истребителях Як-7 и Як-1. Приказом командующего ВВС Красной Армии от 4 декабря 1942 года эскадрилья «Нормандия» была включена в состав ВВС СССР. К началу 1943 года все «нормандцы» летали на «яках». Самолеты французов украшали красные звезды, но между винтом и кабиной с обеих сторон каждой машины было нанесено по три цветные полосы: синяя, белая и красная – цвета государственного флага Франции.
Французские летчики из состава эскадрильи «Нормандия-Неман», сражавшиеся с немцами на нашем фронте: младший летчик Жозеф Риссо, лейтенант Дервиов и лейтенант Ноэль Кастелен. На заднем плане истребитель Як-1Б. Июнь 1943 г.
Истребитель Як-3 № 24 младшего лейтенанта Жака Андре полка «Нормандия-Неман» в полете
На фронте
В марте 1943 года эскадрилью «нормандцев» сочли боеспособной и отправили на фронт. 12 самолетов вошли в состав 1-й воздушной армии. «Нормандия» была подчинена командиру 303-й Смоленской истребительной дивизии, и в её составе она в дальнейшем и вела свою боевую деятельность, базируясь на аэродромах Васильевское, Хотенки, Спас-Деменск и Монастырщина.
26 марта лейтенанты Дюран и Дервиль отогнали вражеский самолёт, положив начало боевой деятельности эскадрильи. 5 апреля французы прикрывали советские бомбардировщики. Два самолета Як-1, пилотируемые лейтенантом Дюраном и старшим лейтенантом Прециози, одержали победу над двумя немецкими ФВ-190.
С этого времени «нормандцы» стали регулярно участвовать в воздушных операциях. 13 апреля 1943 года в районе Спас-Деменска произошёл второй воздушный бой. Шесть истребителей под началом майора Тюляна сразились с девятью немецкими машинами. Французы сбили три вражеских самолета, но понесли тяжёлые потери: в тот день не вернулись летчики Р. Дервиль, А. Познанский и И. Бизьен. Это была первая тяжелая утрата французской эскадрильи. «Нормандцы» сражались храбро, отчаянно, часто в ущерб общему делу, что вело к тяжелым потерям.
5 июля 1943 года эскадрилья была пополнена и переформирована в полк «Нормандия», в состав которого входили уже четыре эскадрильи, носившие названия четырёх главных нормандских городов: «Руан», «Кан», «Гавр» и «Шербур».
Пилоты 2-й эскадрильи «Гавр» авиаполка «Нормандия-Неман» у истребителя Як-3. 1944 г.
Французский летчик полка «Нормандия-Неман» и советские техники готовят истребитель Як-3 к вылету. Летчик на фото – лейтенант Роже Марки
Стоит отметить, что, кроме коренных французов, среди «нормандцев» были и «французские русские» – потомки эмигрантов, которые покинули Россию после событий 1917 года либо ещё раньше. Теперь «французские русские» сражались за свою Родину. В частности, инженер и лётчик Альберт Мирлес. Именно он начал формировать ядро французской эскадрильи, которая будет сражаться в России. Мирлес продавил решение о том, что французы будут воевать на русских самолетах:
«Если мы воюем за СССР, то никаких английских или американских машин».
«Нормандцы» бились на Курской дуге, освобождали Белоруссию, сражались в Восточной Пруссии. 28 ноября 1944 года за боевые заслуги и проявленное мужество во время воздушных сражений в период боёв по освобождению Литвы и при форсировании реки Неман приказом Верховного главнокомандующего Сталина полку было присвоено почётное наименование «Неманский». Он стал называться полком «Нормандия-Неман».
Во время пребывания на Русском фронте с 25 марта 1943 по 9 мая 1945 года «нормандцы» совершили более 5 200 боевых вылетов, провели около 900 воздушных боёв, сбили 273 самолета (ещё 36 побед не были подтверждены) и повредили около 80 вражеских самолётов. Французская
Больше всего воздушных побед – 23, было у Марселя Альбера. Жак Андре сбил 15 самолетов противника, Морис Шалль и Марсель Лефевр – по 10. Для сравнения: лучший французский ас Западного фронта Пьер Клостерман (воевал за Англию в группе «Эльзас») сбил 19 самолетов.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля и 5 июня 1945 года полк был награжден орденами Красного Знамени и Александра Невского. 96 французов были награждены 112 орденами Советского Союза, а четверо удостоены звания Героя Советского Союза (Марсель Альберт, Роллан де ля Пуап, Жак Андре и Марсель Лефевр). Французские власти наградили полк орденом Почётного легиона, орденом Освобождения и Военным крестом 1939–1945 гг.
20 июня 1945 года французские лётчики на 41 боевом самолёте Як-3, которые были переданны СССР в дар Франции, вылетели на родину. Во Франции истребители Як-3 стояли на вооружении до 1947 года.
Истребители Як-3 1-го отдельного авиаполка сражающейся Франции «Нормандия-Неман» на аэродроме
Снимок сделан после окончания войны на аэродроме Штутгарта во время возвращения полка во Францию в июне 1945 года. Звезды на хвостовом оперении самолетов уже закрашены, вместо них нанесены лотарингские кресты.
Из воспоминаний Ролана де ля Пуапа:
«Прибытие в Штутгарт было грандиозным. «Главный Визирь» генерал Де Латтр де Тасиньи нас встречал как глав государств, окруженный «табором» своих марокканцев.
В Штутгарте в то время базировалась 1‑я группа «Эльзас», и мы впервые увидели иных французских пилотов, кроме «Нормандии», которые с интересом разглядывали нас и нашу технику, раскрашенную по-иностранному.
Яки казались маленькими и грубыми рядом с их цельнометаллическими «Спитфайрами».
Я их быстро остудил:
«Парни, хихикать будете после того, как увидите, что он может».
Марши поднялся в воздух и показал такую акробатику, что наши коллеги, привыкшие к «Спитфайрам», разинули рты и вспоминали это очень долго…»
В Штутгарте в то время базировалась 1‑я группа «Эльзас», и мы впервые увидели иных французских пилотов, кроме «Нормандии», которые с интересом разглядывали нас и нашу технику, раскрашенную по-иностранному.
Яки казались маленькими и грубыми рядом с их цельнометаллическими «Спитфайрами».
Я их быстро остудил:
«Парни, хихикать будете после того, как увидите, что он может».
Марши поднялся в воздух и показал такую акробатику, что наши коллеги, привыкшие к «Спитфайрам», разинули рты и вспоминали это очень долго…»
Летчики 1-го отдельного авиаполка сражающейся Франции «Нормандия-Неман» и офицеры советских ВВС наблюдают за полетами на аэродроме Ле Бурже. Июнь 1945 г.
Самсонов Александр
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: