Большая рыба-попугай. Залив Акаба, Красное море
Какими будут войны ближайшего будущего? Или не будут, если
Схема традиционной АПЛ типа «Лафайет»
Наследники «Наутилуса»
Как появилась первая атомная АПЛ с ракетами на борту? А очень просто: за основу был взят проект атомной торпедной субмарины «Скипджек», в корпус врезали 40-метровый отсек с 16 пусковыми ракетными шахтами. У нас были похожие субмарины «Навага», и получилось так, что именно эти лодки с 16-ю БРПЛ на борту по сути задали всем прочим странам образец для подражания. Причём – надолго.
Правда, потом у нас появились лодки проекта «Акула», а в США – ракетоносцы «Огайо». Все эти «лодки» очень большие и очень дорогие. А ещё… заметные во всех отношениях, какими бы хитрыми способами их сигнатуры ни пытались уменьшать, прежде всего потому, что слон всегда будет заметнее того же… муравьеда! Они хорошо видны из космоса, и даже если один такой ракетный крейсер будет уничтожен до того, как запустит свои ракеты – это будет серьёзный урон популяции любого военного
АПЛ «Джордж Вашингтон, 1970 г.
Но так ли обязательно строить именно такие атомарины? Может быть, стоило бы немного подумать и перейти от строительства «больших рыб» к строительству маленьких, которые станут угрозой противнику не количеством ракет на одной лодке, а самим количеством таких малозаметных и глубоководных АПЛ всего лишь с 1–2 ракетами на борту?
Проект «Четыре батисферы»
Сегодня лучшей защитой от противолодочных сил противника является малозаметность и глубина погружения. Однако попробуйте глубоко «утопить» современный ПЛАРБ размером с тот же «Огайо» – задача эта совсем не из простых. А вот батисферы со времён Уильяма Биба и Отиса Бартона «тонут» прекрасно и не боятся глубин, прежде всего потому, что имеют… форму шара.
А теперь представим себе, что можно сегодня на основе этого сделать? Четыре сферы из прочной стали или титана, способные выдержать давление на глубине около километра. В первой находятся главный пост и все необходимые службы субмарины. Вторая сфера – жилая. После этих двух передних сфер горизонтально расположен цилиндрический контейнер всего для одной ракеты предельной грузоподъёмности и максимальной дальности стрельбы. За контейнером следует ещё две сферы: первая – с атомным реактором, а внутри второй находится ходовой электродвигатель и вспомогательные механизмы. Все четыре сферы и контейнер окружает лёгкий корпус сигарообразной формы, обеспечивающий высокую скорость хода. Все они соединены двумя трубчатыми конструкциями, внутри которых находятся коридоры, обеспечивающие доступ экипажа, который, заметим, совсем не велик (и опыт АПЛ «Лиры» пример тому, что сделать так совсем нетрудно), ко всем четырём сферам.
Ракетные шахты атомохода «Сэм Рэйберн»
А вот запуск ракеты из контейнера осуществляется так: он попросту поворачивается на осях, закреплённых на этих двух трубчатых конструкциях и становится в вертикальное положение. При этом верхние и нижние створки корпуса над и под этим контейнером раскрываются. Лодка для запуска может или подняться на меньшую глубину, или же с большой глубины выпустить вверх второй прочный контейнер с ракетой, находящийся внутри первого. Имея меньшую плавучесть за счёт (ну мало ли за счёт чего её можно обеспечить!)… Он поднимется на глубину запуска ракеты, с которой и будет произведён её старт. Ну а сама лодка тем временем уйдёт, чтобы сверху на неё не свалился пустой контейнер! Створки закрылись, и… можно возвращаться на базу, если к этому времени она ещё будет существовать, а нет – так высаживаться на один из островов Полинезии и строить новую цивилизацию там!
Проект «Дуплет»
Мало вам одной ракеты? Сделаем две! В носовой части обтекаемого корпуса один над другим монтируются два прочных контейнера для ракет, расположенных, как и в первом случае, горизонтально. За ними также четыре сферических отсека: управления, жилой, реакторный и двигательный. Причём отсек управления может быть полностью изолирован от остальных отсеков и… при этом может проворачиваться на 90 градусов. То есть для запуска ракет вся лодка целиком становится «на попа», после чего обе ракеты запускаются с небольшим интервалом.
Всем хороша наша «Акула», но уж больно она велика. Лодка всего с одним её же ракетным контейнером будет выглядеть рядом с ней как... её же малек!
Проект «Маятник»
Этот проект ещё интереснее. Дело в том, что чем выше степень автоматизации и компьютеризации такой лодки, тем меньше может быть её экипаж. Ну вот, для примера: командир, его помощник, оператор оружия, двигателист, реакторщик, врач, повар, два «матроса» (мастера на все руки!): 9–10 человек! Естественно, что много места им на субмарине не понадобится, даже если их расположить с максимальными удобствами.
А раз так, то мыслится вот такая конструкция: опять-таки, сигарообразная субмарина, у которой над верхней палубой находятся две обтекаемые в плане «стойки», между которыми на осях подвешена также каплевидных очертаний «кабина» экипажа со смещённым центром тяжести и… на двух осях! В корпусе субмарины один горизонтально расположенный ракетный контейнер в носу, за ним шарообразные отсеки с реактором и двигателем. Проход к ним через лазы в стойках. Но это на крайний случай – поскольку все системы, как и на космическом корабле, автоматизированы и дублированы. В нормальных условиях на поверхность во время всплытия поднимается только «башня» экипажа. При запуске ракеты корпус субмарины занимает вертикальное положение, а «кабина» экипажа соответственно проворачивается между стоек в «положение при запуске».
Огромная АПЛ «Мичиган» проекта «Огайо»
Ракета уходит в небо, «кабина» возвращается в прежнее положение. В контейнер принимается балласт, и… лодка опять же идёт на базу или куда там ей прикажут.
А теперь посмотрим: эскадра из 16 таких субмарин запустит столько же ракет, сколько и один современный подводный ракетный крейсер. Но вот «поймать» их все и уничтожить будет во много раз сложнее. Это как ловить одну большую рыбу и много маленьких – какая-нибудь всё равно не поймается. Ну а, скажем, 80 АПЛ «Дуплет» могут обеспечить запуск 160 ракет, то есть будут равны 10 современным атомаринам. И построить их, безусловно, будет проще, потому как и объём работы над каждой будет меньше, а кроме того, для строительства таких «лодок» большие стапели будут просто не нужны. То есть строить их можно будет даже где-нибудь внутри страны, а выводить в моря-океаны по рекам и каналам!
Элемент корпуса АПЛ «Огайо». Цилиндрический. Но неужели современной технике не по силам сделать такого же диаметра сферу?
Проект «Синекорый палтус»
Но… хочется всё же больше ракет, не так ли? Что ж, есть решение для этого случая, причём подсмотренное у живой природы. Есть такая рыба, относящаяся к плоским, как «синекорый палтус». Но плавает он вертикально, как обычные рыбы, хотя очертаниями корпуса, как и всякая рыба вида камбаловых, похож на сковороду.
АПЛ проекта 639 с ракетами комплекса Д-3
Использовать эту форму можно таким образом: взять 4 или 6 ракетных контейнеров, стоящих вертикально (как на старых наших лодках пр. 639 с тремя ракетами комплекса Д-3), и вписать их в корпус нашей лодки, сплюснутый с боков. Но… опять-таки, форма его такова, что в передней его части находится командно-жилая сфера экипажа. За ней – ракетные контейнеры, за ними сфера с реактором внутри, и следующая – с электродвигателем. Лодка глубоководная и, как и настоящий палтус, вполне может обладать хорошей маневренностью. Ну и 4–6 контейнеров – да, лучше, чем один-два. Но больше и не надо!
Очень грубая и примитивная схема подлодки будущего с 6 ракетными шахтами и без рубки
Таким образом, можно создать целый флот из глубоководных ракетоносцев, несущих на борту 1, 2, 4, 6 ракет большой мощности. Неуязвимость их будет намного выше, чем у многометровых современных «сигар» водоизмещением во много тысяч тонн, а вооружение пусть даже всего лишь из одной ракеты, но с 10–14 боеголовками, сможет отрезвить любого агрессора.
Можно ли всё это воплотить в металле? На сегодняшнем уровне науки и техники – без сомнения.
Константин Таратынов
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: