Выставочный макет изделия Х-35УЭ
В настоящее время на вооружении российского
Долгая история
Будущая ракета Х-35 первой версии разрабатывалась в ОКБ «Звезда» с конца семидесятых годов. В середине восьмидесятых изделие дошло до летных испытаний, однако вскоре темпы работ упали. В нашей
В середине девяностых, на фоне продолжающихся испытаний в интересах ВМФ России, новой ПКР заинтересовались ВМС Индии. Вскоре появился контракт на поставку серийных ракет в экспортном исполнении. Этот заказ поддержал производителей и помог им продолжить работы по исходной ракете. Впрочем, значительного ускорения проекта не произошло.
Все мероприятия по доработке, доводке и испытаниям перспективной Х-35 завершили только в начале двухтысячных годов. В 2003 г. ракета поступила на вооружение российского флота в составе корабельного комплекса «Уран». В 2004-м приняли береговой комплекс «Бал». Через несколько лет была представлена модернизированная ракета Х-35У с повышенными характеристиками и расширенным кругом носителей. Позже это изделие тоже поступило на вооружение.
С начала двухтысячных годов ВМФ России приобрел и получил значительное количество ракет Х-35 в разных модификациях, а также корабельные и береговые комплексы под это
Технические особенности
Техническое задание на будущую Х-35 вырабатывалось с учетом отечественного и зарубежного опыта, что привело к появлению особых требований и формированию специфического облика ракеты. В отличие от ряда предыдущих отечественных вооружений, Х-35 создавалась как более легкая и компактная ПКР с дозвуковой скоростью полета. Сокращение весовых и скоростных характеристик планировалось компенсировать за счет роста других параметров и возможностей.
Х-35 всех модификаций строится в цилиндрическим корпусе с радиопрозрачным головным обтекателем. На корпусе предусматриваются два Х-образных набора плоскостей. ПКР для кораблей и береговых комплексов также комплектуется стартовым двигателем в сбрасываемом корпусе. Диаметр ракеты – 420 мм, размах крыла – 1,33 м. Длина со стартовым двигателем – 4,4 м, без него – 3,85 м. Стартовая масса – до 610 кг, в зависимости от комплектации.
ПКР комплектуется малогабаритным турбореактивным двигателем, размещенным в хвостовой части корпуса. Воздухозаборник располагается под днищем. Такая силовая установка обеспечивает скорость полета порядка 0,8 М. В первой модификации Х-35 она давала дальность полета до 130 км. В проекте Х-35У(Э) был использован новый двигатель уменьшенных размеров и топливный бак измененной конфигурации. Большее количество топлива и меньший его расход позволили довести дальность до 260 км.
Пусковая установка комплекса "Уран" на малом ракетном корабле "Смерч" пр. 1234
Ракета оснащена комбинированными средствами управления. На базовой Х-35 использовался автопилот, соединенный с инерциальной навигационной системой и активной радиолокационной головкой самонаведения АРГС-35. ИНС обеспечивала полет в район цели, а ГСН отвечала за ее обнаружение и последующее наведение. Дальность обнаружения цели составляла 20 км.
В проекте модернизации Х-35У к имеющимся приборам добавили спутниковую навигацию. Изделие АРГС-35 заменили активно-пассивной головкой «Грань-К». С ее помощью дальность обнаружения цели довели до 50 км. Сектор обзора с возможностью сопровождения цели составляет 130°.
Во всех модификациях Х-35 доставляет к цели осколочно-фугасную проникающую боевую часть массой 145 кг. Такая БЧ способна уничтожать или выводить из строя надводные цели водоизмещением до 5 тыс.т.
Базовая и «унифицированная» версии ракеты Х-35 могут применяться на разных платформах. Их носителями в составе комплекса «Уран» являются несколько десятков боевых кораблей разных проектов, российских и зарубежных. На берегу Х-35 используются комплексами «Бал». Х-35У совместима с несколькими типами современных истребителей и бомбардировщиков. Также разработана модификация ПКР для запуска с вертолетов.
Плюсы и минусы
В проектах семейства Х-35 использовались как проверенные, так и новые идеи. Это позволило получить выгодное соотношение различных характеристик и ряд важных преимуществ. В первую очередь необходимо отметить относительную простоту и дешевизну. За счет приемлемого сокращения тактико-технических характеристик удалось получить задел для массового производства, развертывания и применения. Также ограниченная стоимость способствует успехам на международном рынке.
Старт ракеты со "Смерча"
Малые габариты и масса упростили размещение ракет на разных платформах. Такая унификация значительно упрощает производство противокорабельных вооружений. Также получены весьма примечательные результаты в контексте количества и разнообразия носителей. При этом в случае с морскими платформами появляется возможность размещения большого количества ПКР.
Несмотря на дозвуковую скорость, Х-35 и Х-35У в целом показывают высокие летные данные, необходимые для достижения высокой боевой эффективности. Ракеты способны лететь на расстояние до 260 км, причем полет осуществляется на высоте нескольких метров от воды, что затрудняет своевременное обнаружение и поражение. Также обеспечивается высокая маневренность, необходимая для наведения на подвижную цель с заранее неизвестными координатами.
Особое внимание следует уделить средствам управления и наведения. Так, ГСН последней модели имеет несколько режимов работы и может сопровождать цель с расстояния до 50 км. При этом «Грань-К» способна засекать малозаметные цели и отличается повышенной помехозащищенностью. Сообщается о наличии возможности группового применения с автоматическим распределением и передачей целей.
Х-35(У) показывает высокую вероятность поражения цели, как при одиночном, так и при залповом пуске. Высокая дозвуковая скорость, малая высота полета и возможность энергичного маневрирования без потери сопровождения цели делают такую ПКР крайне сложной мишенью для корабельной ПВО. По разным оценкам, даже через развитую оборону к кораблю-цели сможет прорваться не менее 25% ракет Х-35. Для дозвуковых ПКР других типов этот параметр ниже.
В то же время, по вероятности прорыва обороны Х-35(У) заметно уступает «полноразмерным» и более тяжелым сверхзвуковым ракетам. В связи с этим необходимо уделять особое внимание планированию ракетного удара. Особое значение приобретают размеры залпа, которые позволят напрямую прорвать или перегрузить ПВО противника.
Пуск Х-35 береговым комплексом "Бал"
Ограниченная масса ракеты не позволила использовать более тяжелую БЧ. 145-кг боезаряд способен поражать или, как минимум, выводить из строя корабли водоизмещением до 5 тыс.т. Соответственно, для успешного уничтожения более тяжелой цели требуется несколько попаданий или более мощная ракета.
Неоднозначной особенностью Х-35 в корабельном исполнении является отсутствие унификации с другими образцами. Комплекс «Уран» использует свою собственную пусковую установку и транспортно-пусковые контейнеры, несовместимые с другими комплексами. Из-за этого Х-35 не могут использоваться на одних установках с другими современными ракетами, что отражается на компоновке кораблей-носителей.
Одна из лучших
В целом по совокупности тактико-технических и эксплуатационных характеристик противокорабельные ракеты семейства Х-35 являются одними из лучших отечественных разработок в своем классе. Кроме того, есть основания считать их и одними из лучших в мире – это подтверждает определенная популярность на международном рынке вооружений.
За счет выгодного соотношения характеристик Х-35 всех модификаций способны показывать высокую боевую эффективность при поражении широкого круга целей. При этом следует помнить, что на вооружении ВМФ России есть и другие ПКР с отличающимися характеристиками и возможностями. Применение разных ракет с различными платформами и носителями позволяет создать эффективную и гибкую многокомпонентную систему ударного или оборонительного назначения на берегу, в воздухе или в открытом море. И ракеты Х-35 получают в этой системе далеко не последнюю роль.
Рябов Кирилл
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: