"Хаска-10" на форуме "Армия-2020"
Продолжается разработка перспективного судна на воздушной подушке «Хаска-10». Этот многоцелевой транспорт с высокими техническими и эксплуатационными характеристиками создается для использования в высоких широтах и должен обеспечить перевозку пассажиров и различных грузов. В первую очередь, судно предназначается для гражданских заказчиков, однако интерес к нему проявляет и военно-морской флот.
Транспорт для Арктики
В течение нескольких последних лет министерством промышленности и торговли осуществляется программа «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы». В начале 2018 г. в рамках этой программы была запущена опытно-конструкторская работа по созданию многофункционального судна на воздушной подушке с шифром «Хаска-10».
Контракт на разработку проекта и последующее строительство новых судов получило АО «Рыбинская верфь», входящее в состав концерна «Калашников». Проектно-конструкторский отдел завода достаточно быстро справился с поставленными задачами и подготовил первый вариант проекта.
Уже в начале 2020 г. стало известно о запуске строительства первого судна «Хаска-10». Сообщалось, что работы ведутся в рамках кооперации. Основные мероприятия оставила за собой «Рыбинская верфь», а сборку части конструкций поручили соседнему заводу «Вымпел».
В августе того же года готовое судно впервые показали специалистам и публике на форуме «Армия-2020». Опытный образец закономерно привлек внимание, причем не только российских структур. Сообщалось, что новым судном заинтересовались зарубежные страны, заинтересованные в получении многоцелевого водного транспорта. Вследствие этого руководство концерна «Калашников» назвало «Хаску-10» одной из наиболее перспективных разработок с точки зрения экспорта.
Работы продолжаются
ОКР «Хаска-10» все еще продолжается, и в ее рамках проводятся различные мероприятия. Последние
В рамках перспективного проекта до сих пор проводятся различные научные исследования. Так, «Военная приемка» показала испытания модели судна в бассейне Крыловского государственного научного центра. Там ведется отработка конструкции подводной части корпуса и скегов. По результатам исследований были предложены определенные доработки конструкции, направленные на повышение ее характеристик.
Также показали некоторые детали конструкции и процесса сборки судна на «Рыбинской верфи». В кадр попали ферменные конструкции днища корпуса, элементы надстройки перед монтажом на корпус и т.д. Кроме того, прозвучали любопытные заявления о перспективах проекта.
Ранний вариант облика судна
Генеральный директор предприятия Сергей Антонов напомнил, что «Хаска-10» разрабатывается по заказу Минпромторга в качестве гражданского транспорта. Однако интерес к этому проекту проявляет и военно-морской флот. Многоцелевое транспортное средство с высокими ходовыми характеристиками, способное работать в широком диапазоне условий, может найти место в вооруженных силах.
Впрочем, подробная информация о коммерческих перспективах, о наличии заказов и т.д. пока отсутствует. Также не уточняется, когда будут завершены текущие этапы проекта и начнутся полноценные испытания опытного судна. Соответственно, неизвестны и сроки запуска серии с последующей передачей готовых изделий заказчикам.
Особенности и преимущества
«Хаска-10» представляет собой многоцелевое судно на воздушной подушке, в конструкции которого используются новые для нашей промышленности решения. Впервые в отечественной практике на судне таких размеров и водоизмещения применяется ограждение воздушной подушки на основе гибких скегов. Эта особенность корпуса дает заметные преимущества перед судами иных конструкций.
Судно строится на основе плоского корпуса с вертикальными бортами, напоминающего катамаран. Сверху на таком корпусе монтируются надстройки с рубками, двигательными отсеками и другим необходимым оснащением. На палубе между надстройками помещается полезная нагрузка. В носовой и кормовой частях палубы предусмотрены рампы для погрузки или заезда.
Актуальная версия
На бортах корпуса закрепляются гибкие скеги – резинотканевые баллоны большого удлинения. На носу и корме между жесткими элементами корпуса находится гибкое ограждение воздушной подушки. Подобная конструкция ограждений позволяет создавать подушку с необходимыми параметрами. Одновременно с этим новая конструкция бортовых агрегатов улучшает курсовую устойчивость судна: боковой ветер не мешает его движению.
Проект предусматривает использование двух двигателей мощностью по 1500 л.с. При помощи особой трансмиссии их мощность должна распределяться на подъемные вентиляторы и маршевые винты. Расчетная максимальная скорость с такой силовой установкой достигает 40 узлов. Дальность плавания – 400 миль с автономностью 3 суток.
Размеры палубы позволяют перевозить различную полезную нагрузку – автомобили, в т.ч. грузовые, контейнеры и поддоны и т.д. Возможна разработка пассажирской кабины в виде отдельного модуля. В целом способы применения и решаемые задачи судна зависят только от потребностей и пожеланий эксплуатанта.
Сферы применения
«Хаска-10» имеет особые ходовые характеристики, обусловленные применением воздушной подушки. При этом оно способно перевозить широкий спектр грузов общей массой до 10 т. Эти и другие особенности конструкции позволяют судну эффективно решать транспортные задачи разного рода в различных регионах.
Согласно изначальным планам Минпромторга, перспективное судно должно работать в Арктике и обеспечивать перевозку людей и грузов. Также упоминалась принципиальная возможность применения «Хасок-10» на морских и речных транспортных линиях Дальнего Востока, Сибири и Волго-Камско-Балтийского региона. Во всех случаях суда должны вносить заметный вклад в логистику и положительно влиять на развитие промышленности и экономики.
Сообщается, что на проект обратил внимание ВМФ России. Он заинтересован в получении новых транспортных средств для Крайнего Севера, в т.ч. для его районов с неразвитой инфраструктурой. Гендиректор «Рыбинской верфи» упомянул, что «Хаска-10» может перевозить различные образцы армейской техники, в т.ч. бронеавтомобили «Тигр». При этом ясно, что применение в качестве боевой единицы исключается.
Как показали предыдущие выставки, судно на воздушной подушке интересно и зарубежным странам. Представители нескольких государств обратили внимание на «Хаску-10», и в будущем это может привести к старту переговоров по новым контрактам. Предполагается, что такое судно имеет большой коммерческий потенциал. При этом судно сможет продемонстрировать свои возможности не только в Арктике, но и в других регионах.
С прицелом на будущее
Судя по последним сообщениям, проект «Хаска-10» все еще находится на стадии разработки. Продолжаются необходимые исследования, но при этом начато строительство первых судов. Все это показывает, что в обозримом будущем проект будет завершен и готов к полноценной серии в интересах тех или иных заказчиков.
Когда, кто и в каких количествах закажет новые отечественные суда на воздушной подушке, пока не известно. Однако проект имеет большой коммерческий потенциал, и серийные образцы могут разойтись по стране и попасть за рубеж. При этом круг потенциальных покупателей постепенно расширяется – и это обязательно скажется на реальном портфеле заказов.
Рябов Кирилл
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: