Лента новостей

09:33
Десантники уничтожили разведывательный беспилотник западного производства в Херсонской области
09:11
Сербия расторгла ряд контрактов на поставку российского оружия
09:10
Австралийский премьер обвинил Илона Маска во вмешательстве во внутренние дела страны
09:09
Панама обвинила Трампа в необоснованных претензиях по каналу, от которого США отказались в 1977 году
09:04
Правительство Исибы не знает, где взять деньги на новые вооружения и увеличение армии
08:56
Без следа, но с последствиями: киевский режим не справляется с массовым дезертирством из ВСУ
08:15
Марк Цукерберг: мы отказываемся от проверки фактов на наших платформах
08:04
Суоми оставит границу с Россией закрытой
08:01
ПЕНТАГОН В ЯРОСТИ - Панцирь-СМ и С-400 остановили АТАСМS
06:40
Зеленский повторил мечту о НАТО в интервью Лексу Фридману
05:07
Германия: федеральное агентство во главе с зелеными предупреждает Facebook* о возможных санкциях после заявления Цукерберга об отключении режима цензуры
04:26
Британский лев против снежного барса или Эпилог Англо-афганской войны
03:41
С МКС «выбросили» в открытый космос первый в истории деревянный спутник
03:17
Фронт в огне: новости СВО от 9 января 2025. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1050-й день спецоперации России на Украине
01:59
Российский “танк-черепаха” — сущий кошмар
01:49
Международный уголовный суд для хунты Зеленского: способ избежать ответственности за военные преступления
01:30
Использование Kotlin для разработки мобильных приложений  Использование Kotlin для разработки мобильных приложений
01:10
Лимонно-чесночный чай снижает холестерин? Мнение экспертов
00:27
Как в Киеве пилят западные колониальные деньги
00:22
По следам одного продукта: морковь
22:53
Алиев заявил о намерении открыть Зангезурский коридор
22:06
Главный конкурент Зеленского Залужный озвучил свои политические амбиции
22:05
Завтрашний «Рамштайн» может стать последней встречей такого типа — глава Минобороны Польши
22:04
Подоляк рассказал о математических расчетах Киева по достижению перелома в войне с Россией
21:32
Ученые впервые «увидели» магнитные скирмионы при комнатной температуре: прорыв в технологиях хранения данных?
21:31
Квантовый зоопарк пополняется. Встречайте — дробные экситоны: гибриды бозонов и фермионов
21:15
Ганул обнаружил Путина в одесском ларьке и вызвал полицию для его ликвидации
21:14
В Энгельсе продолжает гореть и взрываться НПЗ. Введен режим ЧС
21:13
Зеленский готов идти на второй срок, если не будет баллотироваться Залужный
20:41
Новый гамма-монстр? Радиогалактика 3C 216 «засветилась» на весь космос
20:38
Арктическая империя Трампа: зачем США Гренландия и Канада
20:27
AMD рассказала, почему бросила попытки конкурировать с Nvidia в сегменте Hi-End видеокарт
20:23
Украинские войска ведут обстрелы Белгородской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 8 января
20:22
Европейские лидеры обескуражены территориальными претензиями Трампа
20:21
Еврокомиссия пригрозила Цукербергу штрафами за ослабление цензуры в соцсетях
20:16
В США создают новые технологии распространения смертельных вирусов
19:59
Курская область: Юрий Подоляка озвучил последние новости на вечер 08.01.2025, прорыв на Курском фронте, свежая сводка
19:32
Киеву не удалось замять позорную ситуацию с 155-й бригадой «Анна Киевская», разбежавшейся перед первым боем
19:31
Шейнбаум предложила Трампу вернуть континенту название Мексиканская Америка
19:24
В результате нападения слона в Индии пострадали 17 человек
18:56
Вместо «Коалиции»: подходит ли САУ M1989 Koksan для контрбатарейной борьбы?
18:48
Золото басмачей испарилось в банках Англии и Франции
18:02
Трамп хочет переименовать Мексиканский залив
17:54
Еврокомиссия угрожает ввести пошлины на американские товары
17:53
Зеленский не намерен отказываться от власти и пойдёт на второй срок
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»«Идеальные фрегаты» Джошуа Хамфриса

«Идеальные фрегаты» Джошуа Хамфриса


В самом конце XVIII столетия американцы поняли, что флот им необходим. Но вот какие корабли строить? Попытаться сравняться по количеству с линкорами Роял Неви или Франции было просто нереально. Было решено строить фрегаты, но не простые, а «идеальные», которые обладали бы высокой скоростью и сильным вооружением. Взялся за это дело известный американский судостроитель Джошуа Хамфрис.

«Идеальным фрегатам» быть!

Хамфрис верил в будущее «идеальных фрегатов». В его идеях заметно французское влияние, поскольку Хамфрис довольно долго работал во Франции и даже предложил проект 74-пушечного корабля «Америка», который строился во Франции для флота США во время Войны за независимость. Будучи инженером, он имел собственные наработки по устранению недостатков 44-пушечных «линейных» фрегатов и хотел их опробовать на практике. В 1793 году Хамфрис писал сенатору Роберту Моррису:

«Наш военно-морской флот долгое время был очень мал. Мы должны строить большие фрегаты, которые в непогоду были бы более мореходны, нежели двухпалубные корабли противника, а при слабых ветрах могли уверенно уйти от неприятеля. На данный момент подобные фрегаты наш основной противник считает бесполезными, но в случае войны ему потребуется гораздо больше подобных же кораблей, чтобы атаковать наши».

​38-пушечный фрегат «Чесапик». wikimedia.org - «Идеальные фрегаты» Джошуа Хамфриса  | Warspot.ru
38-пушечный фрегат «Чесапик».
wikimedia.org

Военному министру Генри Ноксу Хамфрис предоставил смету. Он считал, что на постройку шести кораблей потребуется 600 000 долларов. В рекламной кампании проекта использовался лозунг: «Фрегат за 100 000 долларов со сроком постройки в восемь месяцев!». Немного забегая вперёд, скажем, что такая низкая стоимость постройки — всего 20 000 фунтов стерлингов — оказалась блефом. Подозревал ли об этом Хамфрис? Скорее всего, да, ведь он имел опыт проектирования и строительства крупных кораблей и знал, что за такую сумму в Британии, где строили дешевле и быстрее, можно было построить 32- или 36-пушечный фрегат, а американское кораблестроение традиционно было более дорогим. К примеру, постройка знаменитого 100-пушечного «Виктори», флагмана Нельсона при Трафальгаре, обошлась британской казне в 63 176 фунтов стерлингов (315 880 долларов). Постройка 98-пушечного «Темерер» (1798) — в 73 241 фунт стерлингов (366 205 долларов), включая пушки и парусное вооружение. Постройка 98-пушечного «Импрегнэбл» (1786) стоила 54 532 фунта стерлингов (272 660 долларов) за корпус с пушками плюс 11 000 фунтов (55 000 долларов) за парусное вооружение. Постройка 74-пушечного «Эчайл» (1798) обошлась в 53 615 фунтов стерлингов (268 075 долларов), а постройка стандартного 32-пушечного 12-фунтового фрегата «Эолус» — в 11 469 фунтов (57 345 долларов).

Тем не менее конгрессмены, воодушевлённые столь низкой стоимостью проекта, согласно которому им обещали чудо-оружие нового образца, выделили на постройку 688 888 долларов и 82 цента. В морское ведомство эти деньги должны были поступить несколькими траншами. Из общей суммы 88 000 предназначались для аренды мест строительства, поскольку в США не было государственных верфей — только частные. Чуть позже новые фрегаты получили имена. Данные по месту строительства, вооружению и ответственным представлены в таблице:

Наименование

Верфь

Пушки

Морской инженер

Начальник строительства

«Чесапик»

Госпорт, Вирджиния

44

Иешуа Фокс

Ричард Дейл

«Конститьюшн»

Бостон, Массачусетс

44

Джордж Калгхорн

Сэмьюэл Николсон

«Президент»

Нью-Йорк, Нью-Йорк

44

Форман Чизмен

Сайлэс Телбот

«Юнайтед Стейтс»

Филадельфия, Пенсильвания

44

Джошуа Хамфрис

Джон Барри

«Конгресс»

Портсмут, Нью-Гемпшир

36

Джеймс Хаскет

Джеймс Север

«Констелейшн»

Балтимор, Мериленд

36

Дэвид Стоддер

Томас Тракстан

Однако средства не были выделены ни весной (страна сильно пострадала от поводков и наводнений), ни летом (затяжные дожди спровоцировали оползни и вспышку малярии).

Проблемы строительства флота в Новом Свете

Памятуя о слабой прочности корпусов французских «идеальных фрегатов», Хамфрис хотел использовать для постройки своих кораблей самые лучшие материалы, прежде всего вирджинский белый дуб, веймутскую белую сосну для отделки и алабамскую болотную сосну для мачт. Эти замечательные материалы по прочности превосходили европейские и русские аналоги, но их надо было вырубить и доставить к месту строительства. Первая поставка дуба пришла в Филадельфию 18 декабря 1794 года. Груз, предназначенный для Нью-Йорка, где-то потерялся. Лесовоз затонул во время шторма. Лесозаготовки шли очень трудно. Проблемой была и доставка: как оказалось, о логистике не подумали вообще, а между тем, чтобы доставить дуб из Вирджинии или Флориды и сосну из Алабамы, приходилось огибать Флориду и идти вдоль всего восточного побережья к портам постройки. Отдельную операцию представляла собой доставка веймутской сосны из района Великих Озёр: брёвна приходилось везти по сухопутью, поскольку устье реки Святого Лаврентия контролировали англичане.

​Фрегат «Конгресс» в Бостонской гавани. wikimedia.org - «Идеальные фрегаты» Джошуа Хамфриса  | Warspot.ru
Фрегат «Конгресс» в Бостонской гавани.
wikimedia.org

Из-за всех этих трудностей к декабрю 1795 года, когда по обещаниям Хамфриса корабли должны были быть уже построены, удалось заложить только кили фрегатов. Дополнительную сложность представлял «эффект банана» — прогиб киля из-за увеличенной массы артиллерии на палубе. Чтобы избежать этого, Хамфрис решил усилить киль диагональными балками между килем и жилой палубой, что удорожило конструкцию и увеличило сроки постройки.

К ноябрю 1796 года, когда США заключили договор о мире с триполитанскими и алжирскими пиратами, на трёх из шести кораблей были лишь частично набраны шпангоуты. Для Нокса и Хамфриса этот договор оказался сродни грому среди ясного неба. Конгрессмены потребовали отчёта о строительстве и с удивлением узнали, что из выделенных 688 000 долларов осталось 24 000, а корабли всё ещё очень далеки не то что от ввода в строй, но даже от спуска на воду. После консультаций было решено достроить два 44-пушечника и один 36-пушечник. Военное ведомство запросило ещё 200 000 долларов, но сенаторы выделили лишь 172 000 долларов. Конгресс отметил, что корабли должны войти в состав флота не позднее 21 октября 1797 года.

10 мая на воду был спущен «Юнайтед Стейтс», 7 сентября — «Констелейшн», а 21 октября — «Конститьюшн». Все деньги опять были израсходованы, и военное ведомство попросило ещё 200 000 долларов на дооснащение фрегатов и укомплектование их пушками, материалами и экипажами. Конгресс был весьма недоволен очередным ростом расходов и уже начал понимать, что фрегат за 100 000 долларов и восемь месяцев — фикция, рекламный лозунг, туристический проспект для легковерных сенаторов. Однако в 1797 году началась война с Францией, и деньги всё-таки выделили.

​44-пушечный фрегат «Констинтьюшн» даёт залп в Бостонской гавани в наши дни. wikimedia.org - «Идеальные фрегаты» Джошуа Хамфриса  | Warspot.ru
44-пушечный фрегат «Констинтьюшн» даёт залп в Бостонской гавани в наши дни.
wikimedia.org

Правда, к утверждённому сроку корабли всё-таки не были готовы. На осенней сессии Конгресса госсекретарь Мак-Генри попросил ещё раз выделить средства на достройку кораблей. Бурные дебаты перешли во взаимные обвинения. Тем не менее, понимая, что отступать уже поздно, конгрессмены решили выделить ещё 152 000 долларов на ставшие уже золотыми фрегаты. Была создана инициативная группа для проверки фактов казнокрадства и хищения на верфях и выяснения, почему первоначальная смета превышена вдвое. Расследование показало, что Хамфрис в своих расчётах совершенно не учёл логистику. Большие суммы тратились на вырубку, обработку и доставку леса, а также на сопутствующую инфраструктуру: закупку и вербовку частных торговых судов, углубление и постройку доков, сушилен, пилорам и т.д. Обнаружились, конечно, и приписки, и воровство, и двойная бухгалтерия, но «в пределах нормы».

Борьба за скорость

После оснащения первых фрегатов и их испытаний выяснилось, что скорость «Юнайтед Стейтс» и «Конститьюшн» не превышает стандартных 8–9 узлов в попутный ветер. Из-за малой скорости «Юнайтед Стейтс» в американском флоте прозвали «Старой Телегой». Конструкторам и разработчику начали задавать неудобные вопросы. Например, как так вышло, что при стоимости чудо-корабля в 300 000 долларов, что эквивалентно 60 000 фунтов стерлингов (на такие деньги, напомним, можно было построить 90- или 100-пушечный корабль), получился однопалубный линкор со слабым вооружением и обычной скоростью?

​Сечение и обводы фрегатов «Констелейшн» и «Конгресс». wikimedia.org - «Идеальные фрегаты» Джошуа Хамфриса  | Warspot.ru
Сечение и обводы фрегатов «Констелейшн» и «Конгресс».
wikimedia.org

В 1800 году, после консультаций с моряками, Хамфрис решил внести изменения в конструкцию, поставив на фрегаты более высокие мачты аж с пятью ярусами парусов, тогда как в британском флоте использовалось три, редко четыре яруса. В хороший ветер «идеальные фрегаты» начали давать скорость в 12–13 узлов, что было на два узла выше быстроходных британских и французских кораблей. При этом метацентрическая высота уменьшилась незначительно, с 14 до 11 футов, что не вызвало особых проблем с остойчивостью корабля. Более высокие мачты позволили фрегатам быстро ходить при слабом ветре, используя более холодные массы воздуха на высоте 55–60 и более метров. Для примера, на нельсоновском 100-пушечнике «Виктори» грот-мачта, самая высокая мачта корабля, имела высоту 62,5 м, тогда как на однопалубном 44-пушечном «Конститьюшн» фок-мачта была высотой 60,3 м, а грот-мачта — аж 67 м. Правда, надо учесть, что «Виктори» — это 100-пушечник, имеющий три дека и водоизмещение 3500 т, тогда как хамфрисовский фрегат был однодечником с гораздо меньшей парусностью корпуса и водоизмещением в полтора раза меньше (2200 т). Соответственно, скорость его при примерно равных высотах мачт была гораздо выше. Высота мачт 74-пушечников, рабочих лошадок французского и английского флотов, составляла 51 м, а высота мачт стандартных 32- и 36-пушечных британских фрегатов — всего 44 м (именно такие мачты изначально поставили на первые три американских фрегата), поэтому при слабом ветре они безоговорочно проигрывали своим американским «коллегам».

​38-пушечный фрегат «Констелейшн». wikimedia.org - «Идеальные фрегаты» Джошуа Хамфриса  | Warspot.ru
38-пушечный фрегат «Констелейшн».
wikimedia.org

Однако меры по улучшению парусности и постановке более высоких мачт, скорее всего, можно было принять и на 74-пушечном корабле. В принципе, и французы, и англичане, и американцы к концу наполеоновских войн пришли к этому очевидному решению, и мачты 74-пушечников «подросли» до 64 м, а на некоторых кораблях — и до 70 м. Так что для высокой скорости можно было строить 74-пушечники, тем более что по стоимости постройки, как показала практика, они вполне были сравнимы с хамфрисовскими фрегатами, а по огневой мощи превосходили их на порядок.

И всё же, хотя идея Хамфриса оказалась довольно сырой, он смог предвосхитить будущее.

Продолжение следует


Литература:

  1. Edward L. Beach. The United States Navy, 200 Years. — New York: H. Holt, 1986.
  2. Marshall Smelser. The Congress Founds the Navy, 1787–1798. — Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1959.
  3. Theodore Roosevelt. The Naval War of 1812. New York: G.P. Putnams sons, (3rd ed.), 1882.
  4. Howard L Chapelle. History of the American Sailing Navy. — New York, 1949.
  5. Winfield, R. British Warships in the Age of Sail 1793–1817: Design, Construction, Careers and Fates. —Seaforth Publishing, 2008.
  6. Американские фрегаты — 1794–1826 / под ред. Иванова Н.С. — ООО «АРС», 2005. — Серия «Война на море».

Сергей Махов


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх