СМИ: Москва и Тегеран готовят масштабную операцию по освобождению Пальмиры от ИГИЛ
Военно-воздушные силы Ирана приступили к выполнению боевых задач над территорией Сирии. Об этом сообщили кувейтская газета Al-Rai, ссылаясь на собственные источники в военных кругах, и британское издание Sunday Times.
По данным СМИ, речь идёт о передислокации двух смешанных эскадрилий (около двадцати самолетов) на авиабазу Тиас, расположенную в пустыне между Хомсом и Пальмирой, занятой боевиками «Исламского государства» *. А также о переброске четырехтысячного контингента Корпуса стражей исламской революции с тяжелой военной техникой, включая РСЗО. Ранее на данную авиабазу прибыли военные специалисты и инженеры, которые частично восстановили инфраструктуру военного аэродрома. Планируется, что эти иранские части будут участвовать в операции по освобождению Пальмиры. По информации СМИ, самолёты иранских ВВС будут совершать вылеты совместно с российскими истребителями, штурмовиками и бомбардировщиками.
Ранее уже сообщалось, что в начале ноября появились данные об использовании РФ четырех баз для рейдов против боевиков. Помимо аэродрома Хмеймим в Латакии, где базируются основные силы нашей авиации, вертолетные звенья были переброшены на аэродром Тиас, а также на базы в Хаме и Шайрат около Хомса. Эксперты «СП» тогда отмечали, что, судя по видеозаписям и телесюжетам СМИ, эти базы Россия задействует как аэродромы подскока (передовые аэродромы базирования для армейской авиации).
2 декабря британское издание The Times и кувейтская газета Al-Rai сообщили о том, что Россия готовится развернуть в Сирии, вслед за Хмеймим, вторую авиабазу — Шайрат в 35 километрах на юго-восток от города Хомс в центральной Сирии. На новом объекте, по данным СМИ, планируется разместить ещё более полусотни самолетов, бригаду разведчиков и спецназа, а также вспомогательный персонал. А 4 декабря агентство Reuters со ссылкой на данные правозащитной организации Syrian Observatory for Human Rights рассказало, что Россия перебрасывает средства аэродромного обеспечения на две новых авиабазы в Сирии.
Российское руководство появляющиеся сообщения оставляет без комментариев, но, как говорят военные эксперты, другого выхода, кроме как развертывать дополнительную группировку сил в Сирии, у России нет.
Судя по сводкам с сирийских фронтов, российская авиация поддерживает действия сирийской армии, ее иранских и ливанских союзников не только в южных районах Алеппо, на севере Латакии и в провинциях Хомс, но и на Пальмирском направлении. Как замечают эксперты, штурм Пальмиры помимо политических задач (город, причисленный к Всемирному наследию ЮНЕСКО, на слуху у обывателя), может иметь и стратегическое значение — контроль перекрестка дорог в центре Сирийской пустыни. Известно, что российские вертолеты наносили удары по горному хребту Хаяль, расположенному в нескольких километрах от Пальмиры. Более того, поступают сообщения, что сирийские войска готовятся взять древний город в кольцо.
Военный эксперт Анатолий Несмиян (Эль-Мюрид) отмечает: наступление на Пальмиру, о котором было объявлено еще месяц назад, нужно для того, чтобы отрезать боевиков от Дейр-эз-Зора, то есть перекрыть им южную часть границы страны.
— В том районе действует много разрозненных группировок — иранские подразделения, шиитское ополчение Ирака, афганские хазарейцы, но координации между ними практически нет — они воюют практически автономно друг от друга. Поэтому иранцам ничего не остается, как подтягивать свою авиацию для того, чтобы поддерживать с воздуха подразделения спецназа КСИР. Ведь наладить взаимодействие с российскими самолетами здесь достаточно проблематично. А учитывая, что иранцев в Сирии не так много, тем более на этом направлении, то им авиагруппы в 20 самолетов вполне достаточно.
— ВВС Израиля продолжают бомбить позиции «Хезболлы» в Сирии, в том числе и под Дамаском, несмотря на то, что ливанское движение, по сути, является нашим ситуативным союзников в САР. Возможны инциденты в воздушном пространстве с участием израильских и иранских самолетов?
— Вряд ли. Израильтяне ведь четко отслеживают ситуацию и, скорее всего, определены какие-то разграничительные линии. То есть Израиль довел до Ирана, через нас или напрямую, что для его авиации за пределами таких линий зона для полетов закрыта, мол, залетите за них — будем сбивать. Но если иранцы будут бомбить Пальмиру, Дейр-эз-Зори т. д., никаких инцидентов не будет.
Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин замечает: переброска самолетов ВВС Ирана в Сирию была ожидаема, если, конечно, и на сей раз это действительно произошло, поскольку информация пока не подтверждена.
— Все-таки Иран должен более активно включаться в сирийский конфликт. По-хорошему, Тегеран уже давно должен был перебросить свои фронтовые бомбардировщики и штурмовики в САР. Тем более, в составе иранских ВВС, помимо американских, французских и самолетов собственного производства, созданных на базе F-5Е/F («Саега», «Азаракш») и F-5 В («Симург»), есть МиГ-29, Су-24 и Су-25 (семь Су-25, перелетевших в Иран из Ирака в 1991 году, в 2014-м были возвращены в Ирак для борьбы с «Исламским халифатом»; возможно, они по-прежнему принадлежат ВВС Ирана). И по идее, в нынешней ситуации было бы логичным, если российские самолеты вылетали на задание с иранских аэродромов, особенно это касается Дальней авиации.
Что касается разговоров о том, что в небе в Сирии становится все теснее, надо все-таки понимать, что воздушное пространство САР не настолько маленькое, чтобы самолеты различных стран сталкивались друг с другом. Все же Сирия — это не Монако. Так что тесноту сирийского неба преувеличивать не стоит.
Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров также не исключает, что информация о переброске 20 иранских самолетов в Тиас может оказаться правдой.
— У Ирана достаточно самолетов для нанесении авиаударов по террористическим группировкам. И, наверное, с точки зрения взаимодействия с подразделениями спецназа КСИР на земле, это было бы полезным решением. Хотя те проблемы, с которыми столкнулись войска Асада с союзниками при наступлении, кроются не в авианаводке и не в координации «воздух-земля». Дело в том, что боеспособность иранского спецназа и сирийских войск в целом не очень высока. Во всяком случае, когда были бои за Тикрит в Ираке весной этого года, погибло много иранских военнослужащих именно по причине того, что у них не было опыта общевойскового боя. Как ни парадоксально, но уровень подготовки иранцев ниже, чем поддерживаемых Тегераном бойцов ливанской «Хезболлы», которых слишком мало в САР для стратегических побед.
Отмечу, что как ни старались сирийцы с союзниками, но им так и не удалось закрыть 98-километровый коридор из Турции, откуда идет активная подпитка боевиков и через который из Сирии уходят автоцистерны с нефтью. А подразделения турецкой армии, как сообщили СМИ, уже вторглись на территорию Сирии и возвели несколько собственных блокпостов в непосредственной близости от своей границы в районе высоты Таль-Зияб. Тем самым ведется работа по созданию буферной зоны, в которой турки при поддержке Штатов (а никак не против их воли, как у нас утверждают некоторые аналитики) хотят разместить беженцев и тем самым защитить Джарабулуский коридор от налетов наших ВКС (подробнее об этом читайте в материале — «Москва рискует проиграть в Сирии»).
— Иран больше России заинтересован в сохранении режима Башара Асада, — говорит профессор кафедры востоковедения МГИМО, иранист Сергей Дружиловский. — Если будет действительно запущен механизм политического урегулирования, включающий в себя изменения в Конституции, формирование переходного правительства, президентские выборы (где административный ресурс не позволит включить Запад), то для режима Асада это будет серьезной проверкой (подробнее читайте в материале — «Точка невозврата» в Сирии пройдена?").
Понятно, что такое политическое урегулирование, учитывая сирийские реалии, потоки беженцев, исчисляемые в миллионах, — дело не одного года. Но Тегеран заинтересован в том, чтобы все это затянуть. Объясню почему. Если Асад уйдет, то дороги на Ливан стопроцентно будут перекрыты. А это означает, что позиции «Хезболлы» сильно ослабнут, поскольку будут перекрыты основные каналы ее снабжения. Пока Иран использовал в Сирии лишь элитные подразделения КСИР — спецназ. Да, ВС Ирана не маленькие — 800−900 тысяч человек. Плюс народное ополчение «Басидж», которое охватывает около 8−9 миллионов человек. Но все-таки это не те бойцы, которые могут эффективно вести современные боевые действия, а в Сирии и без того гибнет много иранских генералов и офицеров (читайте об этом в материале «Иранское ГРУ несет потери в Сирии»).
Кроме того, у Тегерана есть свои «красные линии» в этой войне. Мы говорим о Сирии, но, скажем, в Ираке иранцы никогда не дадут взять Кербелу, поскольку это — святой город для шиитов: здесь находится гробница имама Хуссейна.
Так что, в принципе, переброска иранской авиации возможна, хотя и есть причины, по которым Тегеран может этого не делать.
* Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
Антон Мардасов
Фото: wikipedia
Читайте нас: