Среди всей номенклатуры целей, которые необходимо поразить авиации, особой сложностью традиционно отличаются бетонные или железобетонные конструкции типа взлетно-посадочных полос аэродромов, железобетонные укрытия боевой техники, хранилища, склады, хорошо укрепленные и заглубленные пункты управления и связи, штабы и пр.
Особенностью поражения подобных объектов является то, что боеприпасу необходимо сначала пробить эти конструкции и проникнуть внутрь объекта, а затем уже обеспечить подрыв авиабомбы. В противном случае эффективного поражения не получится.
Поэтому даже обыкновенную толстостенную фугасную авиабомбу можно использовать, как бетонобойную. Однако эффективность ее поражающего действия существенно зависит от высоты и скорости бомбометания.
Вполне логично, что чем больше высота и в какой-то мере скорость бомбометания, тем она (пробивная способность бомбы) выше, так как авиабомба имеет большую кинетическую энергию и большой угол подхода к поверхности.
Эту задачу решает боеприпас БЕТАБ-500 М-62.
Это фактически обычная фугасная бомба, но отличается увеличенной толщиной стенок, массивной носовой частью и меньшим зарядом ВВ.
Решением этой проблемы стало создание специальных бетонобойных бомб БЕТАБ-500. В которых появилось тормозное устройство и собственный твердотопливный ракетный двигатель.
Вот как это работает
После сбрасывания с самолета, вводится в действие тормозное устройство. За счет торможения траектория полета авиабомбы становится круче. Когда ось авиабомбы будет составлять с поверхностью угол, примерно равный 60°, что практически предотвращает рикошет при действии по прочным преградам, по команде взрывательного устройства парашют отстреливается и включается в работу РДТТ. Он и сообщает авиабомбе дополнительную скорость, необходимую для пробития бетонной или железобетонной преграды заданной толщины. Обычно взрывательное устройство БЕТАБ обеспечивает замедление в срабатывании, чем во всех случаях достигается подрыв авиабомбы после пробития преграды и проникания внутрь объекта.
Но на этом история с бетонобойными бомбами не заканчивается. Существует также
БЕТОНОБОЙНЫЙ БОЕПРИПАС В КАССЕТНОМ ИСПОЛНЕНИИ.
Причем создано уже два поколения этих бомб.
Предназначены они в первую очередь для поражения ВПП аэродромов или же автострад.
Кассета первого поколения РБК-500 БЕТАБ содержит 12 боеприпасов массой по 25 кг. Каждый суббоеприпас представляет собой пороховую метательную установку, снабженную бетонобойным снарядом и парашютной системой.
После того как кассета сброшена с носителя, на требуемой высоте происходит ее раскрытие. Затем происходит метание суббоеприпаса в радиальном направлении (то есть в стороны разлетаются). Нужно это для того чтобы обеспечить необходимую зону рассеивания.
Затем происходит активация парашютных систем, в результате боеприпас изменяет свою траекторию так, чтобы она как можно больше стала похожа на вертикальную.
Затем происходит срабатывание порохового заряда, который обеспечивает метание боеприпаса в цель. Снаряд пробивает бетонное покрытие и уже под ним взрывается. Это необходимо для более качественного поражения цели, а обеспечивается работой взрывателя с замедленимем.
Такие боеприпасы способны пробивать бетонные плиты толщиной до 40 см и создают 12 очагов повреждения на ВПП.
Кассета 2-го поколения именуется уже РБК-500У БЕТАБ-М и содержит уже десять боеприпасов БЕТАБ-М.
Главное отличие нового поколения в том, что каждый суббоеприпас имеет собственный твердотопливный двигатель (РДТТ), который и обеспечивает его разгон.
Такая конструкция повышает пробивную способность и обеспечивает поражение всех существующих на сегодняшний день ВПП. Второе поколение также оснащено более мощной боевой частью, что дополнительно повышает боевую эффективность.
Данные кассеты применяются со всех самолетов фронтовой авиации, будь то штурмовик или истребитель.
В заключении вновь видео. Где все сказанное показано в действии.
Читайте нас: