Лента новостей

14:11
ВС РФ восстановили Leopard 2A4 до ходового состояния
13:51
Некоторые витамины для беременных оказались потенциально опасными
13:35
На Украине лишат брони от мобилизации значительную часть из 1,6 млн работников предприятий
13:34
Депутат Госдумы: России не хватает своих сварщиков, которым готовы платить по 300 тысяч рублей
13:12
Битва за Курахово и Купянск: ключевые события и карта боевых действий на Украине, Донбассе и в Курской области 25 ноября 2024 года
12:54
Орешник – наглядное предупреждение для Запада
12:48
Во поле орешина, в ВС - «Орешник»
12:47
В Ростове-на-Дону правоохранители задержали высокопоставленных чиновников
12:46
Боевики ВСУ и французские наёмники расстреливали мирных жителей Селидово в ДНР
12:45
Дугин обвинил иноагентов и трансгендеров в организации майдана в Грузии
12:44
Родители школьников жалуются в Госдуму на слишком высокую нагрузку на детей в школах
12:06
Орешник - наглядное предупреждение для Запада
11:56
Важная помощь от читателей «Русской Весны» бойцам «Отважных», наступающим на Курахово (ВИДЕО)
11:54
С Западом не заодно: для чего Венгрия идёт в Африку?
11:51
В Германии потребовали от Украины компенсации за ущерб после подрыва «Северных потоков»
11:50
Западные страны снова начали обсуждать отправку войск на Украину
11:41
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 25 ноября, день
11:12
AMD укомплектовала некоторые Ryzen 7 9800X3D «микропроцессором» на верёвочке
10:53
ОАК убрала руководителей Туполева и Яковлева
10:02
Фронты трещат: Юрий Подоляка рассказал о ситуации в зоне СВО на утро, 25.11.2024
09:59
В России придумали, как сделать незамерзающие АКБ для электромобилей
09:44
Разработан новый план размещения южнокорейских истребителей F-35A
09:36
Украина атаковала российские регионы ракетами и боевыми дронами
09:26
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 25.11.2024
09:19
Озвучены планы Трампа по увольнению 15 тысяч военных
09:11
Ситуация в Курской области сегодня, 25.11.2024: бои за Дарьино, пленные наемники и уничтожение техники ВСУ
09:00
Нужны ли российской армии северокорейские разведывательные БПЛА
08:59
Операция «Буря в пустыне» как репетиция войны НАТО против России в Европе
08:45
The Economist: военнослужащие ВСУ готовы сложить оружие и сдать территории России
08:29
СМИ: Кипр взял курс на вступление в НАТО
07:12
Алекис Пулен напомнил фон дер Ляйен ее слова о чипах от стиральных машин в российской военной технике
06:30
Антициклон несёт во все регионы страны резкое ухудшение погоды
05:07
На пути к Берлинскому конгрессу или Крымский фантом Александра II
04:02
Юрий Подоляка: Донбасс в огне, боевые сводки с фронтов СВО на 25.11.2024
03:18
Плен британца и тысячи потерь: новости СВО от 25 ноября 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1005-й день спецоперации России на Украине
01:31
Илон Маск срубил $35 млрд за неделю и стал богатейшим человеком в истории Земли
01:23
Цензура в Европе крепчает: почём свобода «свободной прессы»?
01:09
Работают русские штурмовики
00:41
Как 91 процент населения Украины стали «городскими сумасшедшими»
00:31
Атаман Брюховецкого РКО Евгений Самарский вместе с казачьей молодежью местного отделения Союза казачьей молодежи Кубани делают окопные свечи для бойцов СВО
23:16
Xiaomi представила смарт-телевизоры Redmi Smart TV X 2025 с ИИ, 240 Гц и Wi-Fi 6 по цене от $300
23:08
Не только в Европе, но и в Токио, и Сеуле должны услышать последнее предупреждение Президента России
22:55
Война на Украине (24.11.24): Несмотря на распутицу накал боев на Донбассе нарастает...
22:13
Польша тайком поставляла Украине швейцарские патроны
21:29
Польские фермеры вновь блокируют КПП на границе с Украиной
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Армия России»Советское ноу-хау на новый лад. Зачем американцы реинкарнируют Каспийского монстра

Советское ноу-хау на новый лад. Зачем американцы реинкарнируют Каспийского монстра


Экраноплан "Лунь" Алексей Жигайлов/ТАССМодель экраноплана А-050 "Чайка-2" Ладислав Карпов/ТАСС

Бостонская компания Regent сообщила, что получила первый контракт на сумму $465 млн на приобретение экраноплана Seaglider. Эта машина представляет собой гибрид самолета и корабля, способный "летать" над водной поверхностью со скоростью около 300 км в час и на дальность почти 600 км. Также фишкой проекта является то, что экраноплан работает на электрической тяге — модно и экологично. Американцы не скрывают, что вдохновлялись идеями русского конструктора Ростислава Алексеева, создавшего в прошлом веке экраноплан "Лунь", прозванный на Западе за мощь и скорость "Каспийским монстром".

Летящие по волнам

Экраноплан — бесспорное ноу-хау советской промышленности. От корабля он унаследовал грузоподъемность, от самолета — скорость. Ростислав Алексеев разработал и технически обосновал возможность полета корабля над морем благодаря эффекту аэродинамического экрана, что из-за отсутствия сопротивления воды позволяет развивать скорость в сотни километров в час. При этом самые современные корабли с атомными энергетическими установками вряд ли разгоняются больше 70 км в час.

В отличие от судов, экраноплан летит над водой, не создавая волн, которые могут разрушить береговую линию. Способен выходить на необорудованный пологий берег, перемещаться надо льдом или тундрой.  

Представленный в начале 1990-х экраноплан "Лунь" демонстрировал скорость 500 км в час. Для этого на корабле-самолете было установлено восемь реактивных двигателей (Для сравнения, самый большой пассажирский самолет СССР того времени — Ил-86 — имел всего четыре). Он перемещался на 2 тыс. км и нес груз 140 тонн. На тот момент это был абсолютный рекорд. По грузоподъемности он сравним с шестимоторным военно-транспортным Ан-124 "Руслан". Экраноплан мог переносить шесть пусковых установок самых мощных на тот момент противокорабельных ракет 3М-80 "Москит" на борту.

"Обычными" носителями ракет этого типа были эсминцы 956 проекта типа "Современный", но на них стояло всего четыре ракеты, а скорость кораблей не превышала все те же 70 км в час. На их фоне "Лунь" казался настоящим прорывом. Залп "Москитов" гарантированно топил авианосную группировку противника. При этом скольжение атакующего корабля для противника также оставалось до последнего незаметным — во время полета экраноплан создавал вокруг себя облако водяной взвеси, скрывающей его от вражеских радаров.

Американцы узнали про "Лунь" случайно с помощью космических снимков, полученных при мониторинге военной обстановки в Каспийском море. Анализ информации показал, что у СССР имеется средство морского нападения, от которого у Запада нет средств обороны.

Запретная красота

Однако самолет-корабль моряки не приняли. Как рассказал бывший замглавкома ВМФ, а до этого командующий Черноморским флотом, участник испытаний экранопланов, адмирал Игорь Касатонов, при всей красоте "бумажных" характеристик, корабль оказался крайне неэффективным. Губило основное преимущество — скорость, ну и менее значимая для военных экономичность. Адмирал отметил, что в акватории Каспийского моря еще можно было "побегать", но на стратегических коммуникациях, при интенсивном судоходстве "Лунь" был просто опасен. В итоге проект закрыли.

Сегодня первый и последний представитель семейства боевых экранопланов стоит на берегу Каспия рядом с будущим военно-патриотическим парком "Патриот" в Дагестане. Согласно планам, корабль-самолет станет главным его экспонатом. По фото, выложенным блогерами в интернет, внутри "Луня" сохранилось практически все оборудование.

В отличие от боевого советского экраноплана, американский Seaglider — машина исключительно гражданская, для пассажирских перевозок между прибрежными районами на небольшие расстояния, где невыгодно использовать авиацию.

Как отмечают разработчики, новый экраноплан на этапе разгона использует подводные крылья. Взлет происходит при скорости от 30 до 70 км в час, после чего он продолжает полет уже над поверхностью воды. При этом отмечается крайняя безопасность экраноплана — в случае отказа восьми электродвигателей машина просто спланирует к поверхности воды. 

Как уточняют в Regent, заказчиками Seaglider уже стал ряд крупнейших паромных и авиационных компаний. Их привлекают прежде всего скорость — экраноплан в шесть раз быстрее паромов — и цена, вдвое дешевле самолетов. При этом указанный транспорт довольствуется обычной портовой инфраструктурой, которая намного дешевле той, что требуется в аэропортах.

Сегодня экранопланами озабоченны, помимо Regent, и куда более серьезные игроки. Например, американская DARPA — управление перспективных исследовательских проектов Минобороны США. Совместно с Boeing она пыталась создать экранолет Pelican ULTRA (Ultra Large TRansport Aircraft), способный перевозить 1,2 тыс. тонн груза на дальность 18 тыс. км. Пентагон вроде идею поддержал, но флотские высказались категорически против — их смутили огромные размеры предлагаемой машины. В результате проект не получил развития.

Отечественная наработка

Российская промышленность также помнит наследие Ростислава Алексеева. В КБ его имени создают несколько экранопланов нового поколения, в том числе А-050 "Чайка-2". Проект, пусть пока виртуальный, но ему уже вменяют возрождение "Каспийского монстра". Во всяком случае, так считают журналисты американского издания We Are the Mighty. В материале говорится, что судно на динамической воздушной подушке должно было быть введено в эксплуатацию еще в 2020 году.Автор статьи уточняет, что А-050 станет развитием экспериментального "Каспийского монстра".

По информации на сайте разработчика, "Чайка-2" предназначена для перевозки пассажиров и грузов в морских прибрежных районах, а также для решения специализированных задач МЧС. Обладает амфибийностью и способен выходить на необорудованное побережье с уклоном до пяти градусов. Предусмотрено базирование на воде и на аэродроме второго класса. Может использоваться в качестве служебно-разъездного, санитарного, транспортного средства, для мониторинга экологического состояния внутренних водных акваторий.

В грузовом отсеке экраноплан способен нести спасательный катер, который можно спускать на воду при аварийно-спасательных и досмотровых работах, после чего грузить обратно на судно и "улетать". Также уточняется, что "Чайка" будет оснащена системой синтетического зрения. С ее помощью бортовой компьютер получит возможность распознавать объекты в радиусе нескольких километров, сканировать их, анализировать погоду и предлагать, как лучше всего обойти препятствие. Как отмечают разработчики, возможности аппарата делают его универсальным судном, поэтому есть вероятность, что "Чайку" придется сертифицировать сразу в двух регистрах — и в морском, и в авиационном.

Все это будет реализовано в 34,8 метрах длины судна, тогда как "Лунь" составлял 74 метра. Полное водоизмещение машины — 54 тонны. При полете в режиме экрана (когда экраноплан "парит" на небольшой высоте над водой за счет повышенного давления под крылом) судно способно развивать скорость 360–400 км в час, а во внеэкранном режиме — до 450 км в час. Максимальная дальность в первом случае будет равна 3 тыс. км. Для обслуживания "Чайки-2" необходим экипаж из четырех человек.

На предприятии говорят, что, помимо гражданской версии, ЦКБ выполнило опытно-конструкторскую работу по разработке спасательного экраноплана большего водоизмещения.

Лоббистами проекта возрождения "бегущих" над волнами кораблей в РФ в разное время выступали некоторые влиятельные чиновники. По их мнению, создание экранопланов укладывается в концепцию "транспортной доступности", активно продвигаемой правительством в последние годы. Ее суть в создании возможности беспрепятственного перемещения населения страны в самые труднодоступные ее регионы. Возможности экраноплана позволяют связать Санкт-Петербург с Калининградом, а Камчатку, Сахалин и Курильские острова с Владивостоком.

Впрочем, все это пока проекты. Почему же дело не доходит до их реализации на практике? По всей видимости, из-за тех же вопросов, что не смогли решить еще в советское время, — скорости экранопланов. Поэтому пока концерн "Калашников" (входит в "Ростех") и КБ Алексеева строят более простые, но не менее технологичные суда на подводных крыльях — "Кометы" и "Метеоры". Как с ними обращаться с точки зрения логистики куда понятней, чем с летающими над волнами экранопланами.



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх