Лента новостей

02:05
Белый дом пригрозил Китаю международной изоляцией из-за коронавируса
02:04
Глава МИД Бельгии провела переговоры с Тихановской
02:01
Как выбрать и настроить память для Ryzen 5000, чтобы не профукать 15 % FPS на ровном месте
02:00
NASA уже неделю не может починить бортовой компьютер космического телескопа «Хаббл»
01:59
Первая попытка автономного судна пересечь Атлантический океан провалилась
01:55
Военнослужащие армейского корпуса Черноморского флота продолжают оказывать помощь жителям города Керчь
01:54
Более 18 тысяч человек посетили железнодорожный эшелон с тематической акцией Минобороны РФ «Мы – армия страны! Мы – армия народа!» в Пермском крае
01:51
Антонов назвал анонс новых санкций не тем сигналом, которого ждали после саммита РФ и США
01:50
Единая Россия выдвинула Вячеслава Гладкова на выборы губернатора Белгородской области
01:49
Антонов сообщил, что встреча с американскими коллегами состоится в ближайшие дни
01:29
Грузия ― послушный ученик и успешный посредник
01:15
Россия стала второй в рейтинге стран Европы с самой дешевой электроэнергией для населения
01:13
США пригрозили Китаю изоляцией за отказ содействовать в изучении происхождения коронавируса
01:12
Процветающая Армения исключила коалицию с партией Пашиняна
01:11
День летнего солнцестояния
01:10
Думская: Украина закупит у Британии два противоминных корабля
00:44
Нарком Кузнецов и война
00:35
Bethesda прокомментировала ход разработки новой игры по мотивам франшизы "Индиана Джонс"
00:24
Итоги и последствия встречи Путина и Байдена в Женеве
00:23
В Иране завершилась эпоха либералов: президентом стал консерватор Раиси
00:18
«Миллиардеры вообще не должны существовать»: от собравшегося на орбиту Безоса коллективно требуют не возвращаться на землю (видео)
00:17
«Лента.ру»: Военные России развернули колонну бронетехники США в Сирии
00:16
Иран зафиксировал аварию на созданной вместе с Россией АЭС «Бушер»
00:15
США решили зарезервировать $100 млн на военную помощь Украине
00:08
Эксперт: возобновление полетов в Турцию ослабит давление на российскую туринфраструктуру
00:07
Четыре кандидата подали документы для выдвижения в губернаторы Белгородской области
00:05
Посол России Антонов вернулся в США
23:31
Штаб Кочаряна отказался комментировать первые итоги парламентских выборов
23:30
В Ереване лидирует блок Кочаряна с 68% голосов, у партии Пашиняна 19%
23:29
Глава МИД Бельгии провела встречу с Тихановской перед заседанием глав МИД ЕС
23:28
В Сербии около оружейной фабрики загорелся лес
22:55
Bethesda прокомментировала ход разработки новой игры по мотивам франшизы "Индиана Джонс"
22:38
Ферстаппен в отчаянной борьбе добыл победу на Гран-при Франции (фото)
22:37
Евро-2020: Турция «подвела» Россию, проиграв Швейцарии, которая набрала 4 очка
22:36
Ученые из Оксфордского университета предложили способ ускорить выздоровление от COVID-19
22:29
На курортах Кубани не выявили необоснованного завышения цен
22:28
Победа с 1 июля возобновит рейсы из Москвы в Анталью
22:16
Кравчук предполагает, что США присоединятся к «нормандскому формату»
22:15
В Британии гей-имам, транс-священник и раввин-лесбиянка проведут занятия по разнообразию и вере для школьников
22:13
«Братья-мусульмане» Ливии избрали нового главу партии
22:12
Судан добивается резолюции СБ ООН по эфиопской плотине Хидасэ
22:11
Фосфатный завод в сирийском Хнейфисе возобновил свою работу
21:55
Вашингтон пожертвует дружбой с ЕС ради войны с «Северным потоком – 2»
21:49
В Европе вырос спрос на российские товары
21:47
Британец умер спустя 14 месяцев лечения от коронавирусной инфекции
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Армия России»Конструктор Щербина: новейший вертолет Ми-28НМ может быть невидимым для радаров ПВО

Конструктор Щербина: новейший вертолет Ми-28НМ может быть невидимым для радаров ПВО


Виталий Щербина Пресс-служба холдинга "Вертолеты России"Вертолет Ми-28НМ Пресс-служба холдинга "Вертолеты России"Вертолет Ми-28НМ Пресс-служба холдинга "Вертолеты России"Вертолет Ми-28НМ Гавриил Григоров/ТАСС

Российская армия получила модернизированную версию ударного вертолета Ми-28Н "Ночной охотник" — Ми-28НМ. Он мощнее, выносливее и "умнее" базовой модели. В частности, получил принципиально новый локатор, обеспечивающий круговой обзор, новую систему управления с элементами искусственного интеллекта.

Всего по контракту с Минобороны РФ холдинг "Вертолеты России" (в составе госкорпорации "Ростех") поставит в войска 98 таких машин. В июле Ми-28НМ будет представлен в летной программе МАКС-2021, где выполнит демонстрационный полет с элементами сложного пилотажа, применимыми в реальном воздушном бою.

Об уникальных тактико-технических и летных возможностях модернизированного "Ночного охотника", поступившего на вооружение армейской авиации ВКС России, рассказал в интервью ТАСС главный конструктор программы "Боевые вертолеты" Национального центра вертолетостроения (НЦВ) им. М.Л. Миля и Н.И. Камова Виталий Щербина.

— Виталий Григорьевич, как повысилась (в относительных показателях) эффективность Ми-28НМ по сравнению с Ми-28Н? Можно ли назвать этот вертолет "прорывным" по сравнению с базовой моделью?

— Сравнивать базовый вертолет Ми-28Н и вертолет Ми-28НМ не совсем корректно. Надо понимать, что идеология построения базового вертолета Ми-28Н закладывалась в конце 80-х годов ХХ века и основывалась на понимании его боевого применения и технологиях, выросших на опыте применения армейской авиации в Афганистане и других локальных конфликтах. При этом надо учитывать, что вертолет создавался не в лучшее для авиастроения время — развал советской экономики, хроническое недофинансирование работ не позволили в то время реализовать задуманное в полном объеме, однако, несмотря на сложившуюся ситуацию, вертолет получился, успешно прошел государственные испытания и стал поступать в войска.

Ми-28НМ — это, так скажем, совсем другой вертолет как по идеологии применения, так и по примененным в конструкции технологиям, его по праву можно считать вертолетом нового поколения, или "прорывным" вертолетом по сравнению с базовой моделью.

Можно еще многое сказать о различии в возможностях Ми-28НМ и базового Ми-28Н — реализация всех заложенных в Ми-28НМ решений позволит значительно превзойти возможности базового вертолета Ми-28Н.

— Известно, что при создании Ми-28НМ учитывался "сирийский опыт" и опыт других современных боевых конфликтов. Сколько всего было внедрено новинок в машину? И какая из них, по вашему мнению, стала наиболее значимой в развитии этого вертолета?

— Безусловно, с момента начала боевого применения вертолетов конструкторами и военными всех стран обобщается опыт их боевого применения на различных театрах боевых действий. Специалисты нашего предприятия с самого начала боевого применения вертолетов Ми-28Н, Ми-35М и Ми-28НМ в существующих локальных конфликтах совместно с представителями НИУ Минобороны РФ и Главного командования ВКС обобщают полученный опыт, проводят исследования, направленные на определение путей повышения эффективности боевого применения вертолетов. Так, в ходе совместной работы в качестве основных направлений совершенствования базовых вертолетов Ми-28Н были определены следующие.

  • Необходимость повышения выживаемости вертолета в условиях радиоэлектронного и огневого воздействия со стороны противника. Для решения данного вопроса в состав вертолета Ми-28НМ включен современный бортовой комплекс обороны, позволяющий эффективно защищать вертолет от средств РЭП и ПВО противника.
  • Увеличение тактического радиуса боевого применения вертолета. Для решения данного вопроса на вертолете Ми-28НМ проведены мероприятия по увеличению запаса топлива в основных баках, установке на вертолет дополнительных протектированных топливных баков, что позволило значительно повысить тактический радиус боевого применения вертолета.
  • Расширение номенклатуры применяемых авиационных средств поражения в составе комплекса авиационного вооружения (КАВ) вертолета. Для решения этого вопроса в состав КАВ вертолета Ми-28НМ включены:
  1. круглосуточные управляемые ракеты нового поколения, в том числе и многоцелевые, позволяющие поражать цели, не входя в зону эффективного применения ПВО противника;
  2. неуправляемые ракеты нового поколения, обладающие большей номенклатурой применения и повышенным могуществом;
  3. бомбовое вооружение различного калибра.
  • Улучшение характеристик автономности боевого применения — на Ми-28НМ достигается за счет применения модернизированных вертолетных двигателей с системой автоматического регулирования нового поколения — ВК-2500П разработки "ОДК-Климов" (в составе Объединенной двигателестроительной корпорации) и вспомогательной силовой установки ТА14-130-28.
  • Новым направлением повышения эффективности боевого применения вертолетов типа Ми-28НМ, успешно опробованным в реальных боевых условиях, является включение вертолетов в единое информационно-разведывательное цифровое пространство на поле боя. В данном случае вертолеты являются элементом разведывательно-ударного контура и способны в автоматизированном режиме получать актуальную информацию о противнике и условиях ведения боевых действий в заданном районе с использованием информационных сетей от средств разведки, в том числе и беспилотных. Надо сказать, что выделить какое-то одно направление повышения эффективности вертолета достаточно трудно, однако к наиболее "прорывным" направлениям, которые еще до конца не исследованы и реализация которых может дать очень интересные результаты, можно отнести включение в состав КАВ вертолета легких многоцелевых управляемых ракет (ЛМУР), позволяющих поражать цели, не входя в зону эффективного применения ПВО противника, а также включение вертолетов в единое информационно-разведывательное цифровое пространство на поле боя.

— Наверняка имеется некий свод документов по итогам "сирийского применения" Ми-28Н. Представляется ли эта информация иностранным заказчикам для рекламы Ми-28НЭ или она носит закрытый характер? Когда планируется ее раскрывать, ведь, несомненно, она играет также решающую роль в продаже машин за рубеж?

— Да, несомненно, весь полученный опыт боевого применения вертолетов типа Ми-28Н, Ми-28НМ и Ми-35М обработан и сведен в ряд закрытых отчетов, которыми мы пользуемся в своей работе, однако пока представлять его инозаказчикам рано, на данном этапе нам самим необходимо разобраться с накопленными знаниями о боевом применении вертолетов и внедрять в разработку новые идеи и технологии, которые способны повысить их эффективность.

 — Известно, что одна из главных новинок Ми-28НМ — это локатор. Можете рассказать более подробно о его возможностях и принципе работы?

— Сегодня можно уверенно сказать, что любой вертолет, претендующий на круглосуточность и всепогодность боевого применения, должен иметь в составе бортового оборудования радиолокатор, позволяющий безопасно, в том числе и в автоматизированном режиме, пилотировать вертолет в сложных метеоусловиях на малой и предельно малой высотах, обнаруживать наземные и воздушные объекты противника на дальностях, превышающих дальность применения бортового вооружения, обнаруживать препятствия и опасные метеообразования на безопасном расстоянии, выдавать целеуказание бортовому вооружению.

Разработанный на Государственном Рязанском приборном заводе для Ми-28НМ надвтулочный бортовой радиолокационный комплекс хорошо зарекомендовал себя в боевых условиях при апробации вертолета Ми-28НМ. Он обеспечил обнаружение наземных и надводных объектов противника, коррекцию счисления координат полета вертолета в условиях преднамеренных помех спутниковому навигационному каналу, а также целеуказание всепогодным средствам поражения. В ходе проводимых государственных совместных испытаний мы надеемся подтвердить все достоинства этого комплекса.

— В рамках форума "Армия-2020" холдинг "Вертолеты России" представил цельнокомпозитную вертолетную лопасть новой формы, которая повысит максимальную скорость боевых вертолетов типа Ми-28НМ и Ми-35М. Она уже прошла испытания на Ми-28НМ? И на сколько увеличилась скорость машины (в некоторых СМИ сообщалось про 400 км/ч)?

— Несомненно, применение вертолетных лопастей новой аэродинамической компоновки на боевых вертолетах Ми-28НМ и Ми-35М является еще одним шагом в вопросе повышения эффективности боевого применения вертолетов за счет повышения летно-технических характеристик.

В настоящее время данные лопасти установлены на одном из вертолетов Ми-28НМ, начаты летные испытания. Уже первые полеты по отзывам летчиков-испытателей показали, что установка композитных лопастей новой аэродинамической компоновки привела к значительному снижению вибраций несущей системы вертолета Ми-28НМ, существенному повышению устойчивости вертолета в полете. Испытания на скорость полета вертолета, оснащенного композитными лопастями новой формы, еще не проводились, но мы уверены, что получим значительный прирост скорости этой машины. О конкретных цифрах говорить пока еще рано.

— Для Ми-28НМ создана первая в России легкая многоцелевая ракета повышенной боевой мощи. Что можете сказать об этом изделии?

— Апробация вертолета Ми-28НМ, вооруженного новыми многофункциональными управляемыми ракетами, подтвердила высокую эффективность этого вооружения. По результатам боевого применения сформирован и выполняется план мероприятий, направленных на то, чтобы упростить процесс применения ракеты экипажем, повысить ее точность и эффективность применения с борта вертолета Ми-28НМ.

— Что можете сказать про модернизацию 30-миллиметровой пушки на Ми-28НМ?

— Управление системой приводов подвижной пушечной установки на базовом вертолете Ми-28Н аналоговое. При управлении отмечалось запаздывание реакции на воздействие экипажа — так называемый эффект хлыста, когда первые снаряды очереди идут в цель, остальные из-за запаздывания отработки приводов идут с рассеиванием, что негативно влияет на точность боевого применения пушки. На Ми-28НМ был проведен достаточно большой объем работ по снижению массогабаритных характеристик подвижной пушечной установки, управление приводами сейчас цифровое, более надежное. В результате работой стрелково-пушечного вооружения на Ми-28НМ довольны и мы, и военные.

— В интервью ТАСС летчик-испытатель ПАО "Роствертол" Владимир Хорев рассказал о новой фигуре высшего пилотажа, на которую способен Ми-28НМ, — это воронка на хвост. Что еще уникального может Ми-28НМ делать в воздухе, что ранее было недоступно в базовой модификации?

— Что касается фигур высшего пилотажа, то и базовый Ми-28Н, и Ми-28НМ выполняют все известные сегодня фигуры высшего пилотажа для вертолетов — это различные петли, бочки, воронки, боевые развороты, виражи, горки и так далее. Единственное различие — это боевое применение данных фигур на разных вертолетах.  

Суть боевого применения заключается в снижении путевой скорости полета вертолета почти до 0 км/ч — в данном положении вертолет сливается с земной поверхностью для радаров истребителей противника. Затем экипаж занимает удобную позицию для атаки ракетами "воздух — воздух" воздушных объектов противника. Раньше боевое применение этой фигуры было невозможно на базовом Ми-28Н из-за отсутствия соответствующих средств поражения. Несомненно, появление новых образцов вооружения и новых возможностей для обнаружения противника приведет к появлению новых специфических фигур пилотажа для Ми-28НМ.

— Допускается ли модернизация уже существующих Ми-28Н/НЭ до уровня НМ/НМЭ или же это абсолютно новая машина?

— Такая работа ведется. С 2015 года мы вели разработку плана по модернизации базовых вертолетов Ми-28Н/НЭ и Ми-28УБ до уровня функциональных возможностей вертолетов Ми-28НМ. Данный план был согласован с органами военного управления и утвержден заместителем министра обороны РФ, он предполагает проведение модернизации вертолетов в ходе капитального ремонта и включает следующие основные направления модернизации, определенные совместно с НИУ ВВС при проведении исследовательских работ:

  • оснащение вертолетов Ми-28Н/НЭ двойным управлением;
  • оснащение вертолета полным составом комплекса средств индивидуальной защиты;
  • установка модернизированной оптико-электронной обзорно-прицельной системы, аналогичной той, что используется на вертолете Ми-28НМ;
  • установка бортового радиолокационного комплекса нового поколения, аналогичного разрабатываемому БРЛК для вертолета Ми-28НМ;
  • расширение комплекса авиационного вооружения за счет включения в его состав легкой многоцелевой управляемой ракеты (ЛМУР), бомбового вооружения, неуправляемых ракет нового поколения;
  • установка аппаратуры сопряжения с БЛА и ЛМУР;
  • включение в состав комплекса средств связи КСС-28М высокоскоростного терминала передачи данных для обеспечения взаимодействия вертолетов в группе в режиме реального времени, сетецентрического управления в сетях наземно-воздушной связи при ведении разведывательно-ударных действий в закрытом помехозащищенном режиме, а также внедрение других, технических решений, полученных при разработке вертолета Ми-28НМ.

Несмотря на значительное заимствование технических и программных решений, полученных в ходе проведения опытно-конструкторских работ (ОКР) по созданию вертолета Ми-28НМ, модернизированный Ми-28Н/НЭ не может полностью сравняться по эффективности с Ми-28НМ. Вместе с тем расчеты показывают, что для поддержания боевого потенциала группировки боевых вертолетов армейской авиации модернизация базовых вертолетов Ми-28Н и Ми-28УБ экономически выгодна и целесообразна.

— Одной из наиболее современных тенденций является интеграция пилотируемой и беспилотной авиации, в том числе вертолетов и беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Предполагается ли такая возможность у Ми-28НМ?

— Да, одним из перспективных направлений повышения эффективности боевого применения современных и перспективных боевых вертолетов в мире является совершенствование информационного обеспечения экипажа за счет поступления актуальной информации о противнике и условиях боевых действий от БЛА. 

Аналогичная аппаратура устанавливается в состав БЛА, при этом взаимодействующий беспилотник может нести различные полезные нагрузки, например разведывательное оборудование, комплекс ретрансляции, ударные средства. Автоматизированное взаимодействие между вертолетом Ми-28НМ и БЛА позволит эффективно решать следующие боевые задачи:

  • вести мониторинг заданного района, не входя в зону эффективного противодействия системы ПВО противника;
  • обеспечивать высокоточное целеуказание и проводить контроль боевого применения легких многоцелевых управляемых ракет нового поколения в реальном времени;
  • обеспечивать ретрансляцию телефонных и телекодовых сообщений между взаимодействующими вертолетами, самолетами, авиационными комплексами и наземными пунктами управления в заданном районе ведения боевых действий.

Другим направлением взаимодействия между Ми-28НМ и БЛА является включение в состав комплекса авиационного вооружения вертолета беспилотников-"камикадзе". Суть применения данных дронов предполагает выход вертолета в заданный район и пуск одного или нескольких беспилотников, управляемых с борта вертолета. При обнаружении объектов противника экипаж вертолета выдает данные целеуказания и осуществляет контроль поражения объектов.

— Как работает нашлемная система, используемая экипажем Ми-28НМ?

— Нашлемная система целеуказания и индикации вертолета обеспечивает формирование коллимированного изображения пилотажной, прицельной и навигационной информации в поле зрения правого глаза летчика. Взаимодействие системы с бортовым оборудованием, в том числе прием пилотажно-навигационной информации, осуществляется по мультиплексному каналу информационного обмена. Тепловизионная и телевизионная информация от обзорно-прицельной станции и от обзорной станции летчика отображается на цветных жидкокристаллических дисплеях высокого разрешения у летчика и оператора.

— В некоторых российских СМИ сообщалось, что на скоростях порядка 200 км/ч вертолет практически невозможно обнаружить средствами ПВО. Имеются ли в виду все средства ПВО, включая портативные зенитные ракетные комплексы и установки типа "Тунгуски"?

— Данное утверждение не совсем соответствует действительности. Надо понимать, что практически все современные комплексы ПВО зарубежного производства, например "Роланд-2", "Гепард", "Кроталь" и другие, оснащены как радиолокационными, так и оптическими каналами обнаружения воздушных целей.

Речь идет о том, что при правильном планировании боевого вылета Ми-28НМ с учетом рельефа местности можно спланировать "невидимый" для радаров ПВО полет, так как при скоростях полета от 60 км/ч до 100 км/ч у РЛС войсковой ПВО слабо работает режим селекции движущихся целей. 

Пока что данное утверждение исходит из результатов моделирования и носит скорее теоретический характер, однако поступление в войска автоматизированного командного пункта подразделения армейской авиации разработки АО "НЦВ Миль и Камов", способного управлять одиночными и группами вертолетов Ми-28НМ в закрытом и помехозащищенном режиме, позволит проверить на ближайших учениях достоверность данного теоретического утверждения.

— Можно ли сравнить Ми-28НМ с наиболее современными модификациями зарубежных боевых вертолетов — АН-64Е, ЕС665 последних модификаций, Z-10/Z-10K? В чем принципиальное отличие нашей машины?

— При проведении сравнительной оценки боевой эффективности вертолетов, выпускаемых различными странами на качественном уровне, можно сделать вывод, что основные тенденции развития боевого вертолетостроения практически во всех развитых странах одинаковы, а именно:

  • улучшение ЛТХ вертолетов за счет снижения взлетного веса вертолета путем применения композитных материалов в его конструкции;
  • совершенствование двигателей и несущей системы вертолета в интересах увеличения радиуса боевого применения и скорости полета;
  • увеличение дальности обнаружения объектов противника, применение многоспектральных комплексов обнаружения наземных и воздушных объектов;
  • оснащение вертолетов высокоскоростными терминалами обмена данными, для обмена большими массивами информации в группе и при взаимодействии с источниками разведывательной и управляющей информации (включая видео) в реальном масштабе времени;
  • функционирование в едином цифровом информационном пространстве на поле боя;
  • выполнение полетов на предельно малых высотах в автоматическом режиме по информации от бортового локатора, оптико-электронной обзорно-прицельной системы, радиовысотомера и цифровой карты местности.

Основным отличием вертолета Ми-28НМ от вертолетов АН-64Е, ЕС665 и Z-10/Z-10K, несомненно, является его многофункциональность и большой состав применяемого бортового вооружения. Сегодня вертолет Ми-28НМ в отличие от западных и восточных конкурентов способен действительно в любую погоду эффективно вести боевые действия и применять управляемое и неуправляемое вооружение по широкой номенклатуре целей, начиная от общепринятых для вертолетов целей — танков, бронетехники и подразделений пехоты противника — и заканчивая объектами поражения типа ДОТ, командный пункт, узел связи, средство управления или огневое средство из состава системы ПВО противника, склады вооружения и так далее. Такая многофункциональность поражает — номенклатура целей не уступает той, что имеют самолеты-штурмовики. Ни один из зарубежных вертолетов не может сравниться с Ми-28НМ по объему решаемых задач и номенклатуре поражаемых объектов.

Беседовал Роман Азанов



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх