Вступив в бой 27 июня и 6 июля соответственно,
Первыми 8 июля в бой отправились экипажи 4-го ШАП. Согласно оперсводке штаба полка, ранним утром были выполнены 9 боевых вылетов:
«Полк в составе 9 самолетов в период 04:25–06:15 бомбардировал матчасть противника на аэродроме Бобруйск и Телуши, по колонам мех и танкам:
1-е звено в составе 3 самолетов бомбардировало мат части аэр Бобруйск – прямых попаданий в матчасть самолетов – 4 самолета загорелись. Сброшено бомб ФАБ 100 – 6 штук, РС – 32 штуки. Один самолет сбит противником – летчик лейтенант Ткаченко Николай Корнеевич».
Два Ил-2 были подбиты – у самолета командира полка майора Гетьмана пробита тяга щитков и летчика лейтенанта Шакирджанова руль глубины разбит, но оба благополучно произвели посадки на свой аэродром.
«2-е звено в составе 3 самолетов бомбардировало матчасть цель на аэродроме Телуши – прямое попадания в матчасть самолетов — 3 самолета загорелось сброшенных бомб РС – 22 штук бомбы сброшены по танкам в районе по дороге Бобруйск – Рогачев в районе пересечения р. Ола. Прямые попадания вызвали пожары и взрывы – уточненные потери противника не уточнено. Бомбы ФАБ-100 – 6 шт. один экипаж не возвратился из боевого задания.
3-е звено в составе 3 самолетов бомбардировало по танкам (неразборчиво) в районе пересечения р. Ола с шоссе, р. Добисно с шоссе ведущем Бобруйск – Рогачев. Сброшено ФАБ-100 – 4 шт. один экипаж с задание не выполнил лейтенант Денисов Феофан Ильич пролетел цель. Один самолет подбит З.А. поврежден рули глубины, элероны, при посадке на аэродром садился без (неразборчиво) снес шасси, летчик мл. лейтенант Кротов Константин Иванович».
Три самолета были списаны, два пилота погибли, Ил-2 №1861002 лейтенанта Н.К.Ткаченко 1-я эскадрилья – сгорел, №1861402 пропал, погиб младший лейтенант В.Ф.Сорокин из 3-й АЭ, подбитый №1863804, разбит на посадке, младшим лейтенантом К.И.Кротовым из 5-й АЭ. Учитывая, полное отсутствие заявок на победы от немецких истребителей, все самолеты пострадали от огня немецкой ЗА.
430-й ШАП в первой половине дня, тоже выполнил 9 боевых вылетов, понеся сопоставимые потери, из боевых вылетов не вернулось 3 Ил-2, правда все пилоты остались живы, а один самолет пилот капитан Н.Н.Фатеев, на второй день, даже прилетел на аэродром своим ходом. Первый вылет тройка Ил-2 совершила около 5:40 для атаки аэродрома Приямино, последующие атаки двух звеньев состоялись в 12:40 — 12:45, согласно оперсводке №18 штаба 23-й САД:
«430 ШАП — сделал 9 с/в на уничтожение пехоты и артиллерии пр-ка в районе Бобр, Купки и авиации пр-ка на аэродроме Приямино. Одно звено не допущено ЗА и ЗП пр-ка – бомбило танки пр-ка зап. ст. Приямино. О результатах бомбометания сведений нет. Сброшено 14 (так в тексте) ФАБ-50, расстреляно 350 шт. ШВАК, 4300 патрон. Потери – не вернулось на свой аэродром 3 самолета, из каждого звена по 1 Ил-2…»
Согласно оперсводке штаба ВВС 20-й Армии, на врага было сброшено 36 бомб ФАБ-50.
Далее боевая работа была продолжена обоими полками уже поздним вечером, причем из-за нехватки самолетов, большинство вылетов было выполнено парами. Из оперсводки штаба 4-го ШАП №10:
«а) 1 звено в составе 3 самолетов в период 19:27 – 20:20 8.7.41 бомбардировали цель группу танков в районе Дворец. Сброшено ФАБ-100 – 2 штуки, 4 РС. Задание полностью звено не выполнило ввиду не обнаружения цели.
б) 2 звено в составе 2-х самолетов в период 19:28 – 20:36 8.7.41 бомбардировало цель танки в районе Кашира севернее ее в лесу. Замечены цели попадания – клубы дыма. Сброшено ФАБ-100 – 2, ФАБ-50 – 4 шт, РС – 15 штук. В районе м. Кашира звено обстреляно ЗА противника – потерь нет.
в) 3 звено в составе 2-х самолетов в период 20:24 – 21:37 8.7.41 бомбардировало цель группу танков в районе Лебедяны сев. Жлобина 2 км. Были прямые попадания. ЗА и ЗП в районе Жлобина звено обстреляно. Сброшено ФАБ-100 – 2 РС – 8 шт.
г) 4 звено в составе 2-х самолетов в период 20:25 – 21:42 8.7.41 бомбардировало цель Заболотье. Сброшено ФАБ-100 – 4 штуки по танкам юго-западнее 5 км Рогачева.»
Потерь и повреждений не было, а благодаря работе техсостава, к утру 9 июля в боеготовом состоянии находились 10 Ил-2, еще 2 машины ремонтировались.
430-й ШАП двумя экипажами в 20:25 вел разведку противника по дороге Орша – Борисов и атаковал войска противника в районе ст. Крупки. Несмотря на обстрел ЗА, потерь и повреждений не было. За этот день и первую половину 9 июля в строй удалось ввести 7 Ил-2, и к середине дня боеготовыми были уже 8 штурмовиков.
Всего за день оба полка выполнили 29 боевых вылетов, потеряв 5 самолетов и двух пилотов из 4-го ШАП.
9 июля было интересно несколькими событиями, видимо в честь 9 числа, полки выполнили по 9 боевых вылетов, ну и в 4-ом ШАП произошло громкое и не лицеприятное событие, которое даже попало на страницы мемуаров одного из ветеранов Героя Советского Союза Емельяненко. 4-й ШАП получил задание ранним утром проштурмовать аэродром Бобруйск, для этой цели около 3:30 стартовали звеньями стартовали 9 Ил-2, группу вел лично командир полка майор С.Г.Гетьман. К сожалению вылет обернулся досадными потерями, из оперативной сводки №11 штаба полка:
«а) первое звено в составе 3-х самолетов в период 3:24 – 4:48 9.7.41 бомбардировало цель – матчасть самолетов на аэродроме противника Бобруйск.
Сброшено ФАБ-100 – 4 шт., РС – 15 шт. – Задание выполнено. Замечены прямые попадания. Матчасть горела. Один с-т экипаж капитан Саталкин не дойдя до цели 30 км. по словам экипажей резко пошел вниз и с боевого задания не вернулся.
Два самолета подбиты в районе цели. На самолете майора Гетьмана пробит 6 м/м дюралевый лист фюзеляжа с левой стороны, разорван обтекатель плоскости, повреждены руль поворота и руль глубины, повреждена рама переднего козырька. На самолете лейтенанта Алексеева пробит пневматик, перебиты тросы руля поворота, повреждена сигнализация шасси – ЗА пр-ка. Экипажи живы произвели посадку на своем аэродроме благополучно.
б) второе звено в составе 3-х самолетов в период 3:25 – 4:49 в районе Жиличи ЗА противника был подбит ведущий звена ст. л-т Подплетнев – отбита правая консоль на расстоянии 1,5 мт. разбит киль, перебиты троса глубины, перебита пароотводная трубка. До цели не дошел и сбросил бомбы в р-не обстрела ЗА.
Сброшено ФАБ-100 – 4 шт., РС – 8 шт. Один экипаж не вернулся с боевого задания – мл. л-т Кузьмичев. На самолете л-та Шакерджанова перебита балка РС и осколками поражены обе плоскости. Экипажи посадку произвели благополучно.
в) 3 звено в составе 3-х самолетов задание не выполнило, не дошло до цели, бомбы сброшены между Рогачев – Бобруйск. Сброшены бомбы по ЗА противника в этом районе ФАБ-100 – 4 шт., РС – 16 шт. Один экипаж л-т Денисов не возвратился с боевого задания.
2) Сброшено: ФАБ-100 – 12 шт. РС – 39 шт.
3) Летало на задание 9 экипажей, не возвратилось 3 экипажа, и 3 экипажа подбиты ЗА. Село на аэродром Ганновка – 6 экипажей.»
Из боевого вылета в то утро, не вернулись, командир 3-й эскадрильи капитан Н.Н.Саталкин его Ил-2 №1862303 был сбит в районе аэродрома Бобруйск и пилот 2-й эскадрильи младший лейтенант А.А.Кузьмичев Ил-2 №1860403. Лейтенант Денисов впоследствии на самолете перелетел в полк. Четыре вернувшиеся самолета из состава двух звеньев, получили повреждения различной тяжести. Ну и самое главное, задание осталось не выполнено, два звена даже не дошли до цели, а 4 ФАБ-100 и 15 РС сброшенных на цель майором С.Г. Гетьманом и лейтенантом А.А. Алексеевым врядли могли причинить аэродрому большой урон. Причем если в случае со звеном старшего лейтенанта П.Е. Подплетнева, неудачу вылета можно списать на точный огонь ЗА противника, то звено заместителя командира полка майора Г.Ф. Кашубина не выполнило задачу – очевидно, по причине морального надлома последнего.
Согласно проведенному разбирательству, по сигналу майора Кашубина бомбы были сброшены на лесной массив. Так, как случай был не первый, то майору Кашубину было предъявлено обвинение в трусости. Он был исключен из партии, предстал перед судом военного трибунала и был приговорен к высшей мере наказания. Этот эпизод был настолько резонансный для полка, что несмотря на цензуру конца 60-х годов, был красочно описан в книге Героя Советского Союза В.Б. Емельяненко «В военном воздухе суровом», о истории 7-го Гв.ШАП. Однако, в отличии от книги, он не был расстрелян, и осенью 1941 года, даже возглавил 505-й ШАП, был тяжело ранен в воздушном бою и службу продолжил на различных должностях в тылу, войну закончил в звании подполковник.
Боевые действия 430-го ШАП протекали гораздо менее драматично, уже в 3:08 пара Ил-2 атаковала войск противника в районе ст. Крупки. Согласно оперсводки №018 штаба 23-й САД, за два вылета вечерний 20:25 8.07 и утренний 9.07 экипажи 4 Ил-2 сбросили на врага 12 ФАБ-50, 144 АО-2,5 и расстреляли 400 снарядов ШВАК, потерь не было, однако и результатов атаки летчики не наблюдали. Следующая пара атаковать скопление войск в том же районе в 9:15, однако подробности этого вылета отсутствуют, известно только, что потерь не было. Третий вылет совершила тройка Ил-2, после обеда, и вновь без потерь, из оперсводки №19 штаба 23-й САД:
«5. 430 ШАП. 14:18 — 15:04 3 самолето-вылетами уничтожал танки пр-ка в р-не Лукомль, сброшено 12 ФАБ-50, расстреляно 50 снарядов ШВАК и 260 патрон. Потерь нет…»
День закончился вылетом на разведку 2 Ил-2 противника на дороге Орша – Борисов, экипажи отметили: «От Крупки на Бобр и 1 км вост. Бобр стоит колонна автомашин покрытых брезентом (домиком) до 150 штук. Направлением на Бобр. В этом р-не разведчики обстреляны ЗА и ЗП р-н прикрывался 3 МЕ-109. Потерь нет…»
Таким образом, в отличии от 4-го ШАП, экипажи 430-го ШАП выполнили 9 боевых вылетов, не понеся потерь, и это был самый удачный день для полка, однако удача благоволила к подопечным подполковника Малышева недолго, и 10 июля все вернулось на круги своя. Утром в составе 4-го ШАП было 4 исправных и 6 неисправных Ил-2. А в составе 430-го ШАП числились все те же 8 исправных штурмовика, кроме того 1 Ил-2 днем прилетел с вынужденной посадки, еще 5 ремонтировались.
Из оперативной сводки №021 23-й САД:
«3:00 – 4:00 10.7.41 3 Ил-2 уничтожали материальную часть самолетов пр-ка на аэродроме Приямино, сброшено 12 ФАБ-50, расстреляно 144 ШВАК и 200 патронов, бомбы попали на аэродром, выяснить потери противника не удалось. Один самолет не вернулся на свой аэродром».
Судьба опытного летчика лейтенанта С.Ф.Макало, неизвестна, вероятно он был сбит огнем ПВО или разбился по небоевым причинам, немецкие истребители побед в этом районе, в то время не заявляли.
Еще один вылет состоялся около 17 часов, тройка Ил-2 атаковала мотоколонны противника в районе Сенно – ст. Бурбин. Было израсходовано 12 бомб ФАБ-50 и 314 снарядов ШВАК. Экипажи отметили прямые попадания в колонну, потерь не было. Еще одна тройка полка, по неизвестным причинам не смогла обнаружить цель и вернулась на аэродром с бомбами. К 19:00 техсостав смог восстановить еще несколько машин, и в боеготовом состоянии теперь находились 11 Ил-2. Вечером был получен приказ о перебазировании на аэродром Шаталово, который был выполнен, к несчастью при перелете был потерян 1 Ил-2, лейтенант А.Е. Ефимов в часть не возвратился…
4-й ШАП выполнил в этот день 7 боевых вылетов, из оперативных сводок полка известно:
«Первое звено в составе 3-х с-тов и второе звено в составе 2-х с-тов произвели в 13:05 – 13:10 Н – 30 мт. бомбардирование цели – колонна танков, дорога Бобруйск – Могилев, р-н Болоновка – Межисетки. Сброшено ФАБ-100 – 10 шт., РС – 29 шт. Замечены попадания между танками и клубы черного дыма. С первого звена не возвратился ст.лейтенант Куликов, во втором звене у капитана Спицина перебита тяга элерона с-т не исправен, у капитана Двойных пробит обтекатель правого центроплана. С района Низовки обстреляны ЗА.»
«Полк с 19:10 имел задачу двумя экипажами бомбардировать переправу на Днепре Борколабово. При полете к цели от Салтановка (вероятно Солтаново) до Борколабово переправы не обнаружили. Произведено бомбардирование северная церковь Борколабово Н – 30 мт.
19:30 10.7.41 сброшено бомб ФАБ-100 – 4 шт., РС – 15 шт. Церковь разбита, Борколабово загорелось. В районе Барколабово обстреляны экипажи ЗА /слабый огонь/.»
И в этот день потери штурмовикам нанесла немецкая ЗА, серьезнее всего пострадал Ил-2 №1865003 командира звена 3-й эскадрильи старшего лейтенанта С.И.Куликова, который все же смог выполнить вынужденную посадку в районе Ясная Буда (30 км Ю-В Пропойск), а самолет впоследствии смогли отремонтировать и ввести в строй.
К вечеру в полку числилось боеготовыми 6 и не исправными 3 Ил-2 (плюс 2 Ил-2 на вынужденных посадках), 1-я и 5-я АЭ перелетели на аэродром Прохоровка. Боевой состав 430-го ШАП, соответственно 9 и 1 штурмовик (плюс 2 Ил-2 восстанавливали в Яковлевичах). Таким образом оба полка, по сути, представлял собой эскадрильи неполного состава, с соответствующими боевыми возможностями. А обстановка требовала серьезных усилий по противодействию немецких моторизованных соединений, наступавших севернее и южнее Могилева, с целью окружения войск 13-й Армии. А что в реальности, смогли противопоставить советские штурмовики, немецким танковым дивизиям, переправлявшимся через Днепр в районе Быхова и Шклова. Оперативная сводка штаба 4-го ШАП №014 от 11.7.41г., говорит всего о 8 боевых вылетах для атак переправ на Днепре в 10 км севернее Быхова:
«Полк произвел в период 9:50 – 14:10 11.7.41 г. 3-мя звеньями в составе 8 самолетов бомбардирование переправ на р. Днепр р-н Борколабово. Задание выполнено.
а) 1-е звено в составе 3-х с-тов произвело бомбардирование скопления войск Борколабово в 10:15 11.7.41 г. Н – 25 мт. против Борколабово переправ не обнаружено. В звене побиты 2 с-та ЗА, подлежат ремонту один с-т мл. л-нта Солдатенко произвел вынужденную посадку в р-не Следюки (наша территория). Сброшено РС −15 шт, ФАБ-100 – 4 шт.
б) 2-е звено в составе 3-х с-тов в 10:20 11.7.41 Н – 30 мт. произвело бомбардирование переправ севернее Борколабово в одном км. и юж. Борколабово в одном км. Северная переправа неразбита южная переправа разорвана. Р-н Борколабово до ст. Барсуки противник подвозит бревна на тракторах. Сброшено РС – 15 шт., ФАБ-50м2 – 4 шт. Л-нт Шакирджанов подбит, сел на нашей территории сев. Следюки.
в) 3-е звено в составе 2-х с-тов произвело бомбардирование скопления артиллерии что юж 5 км ст. Барсуки 13:45 Н – 30 мт. и обстреляло юж. Борколабово колону до 10 автомашин из пушек и пулеметов. С-т л-нта Зайцева подбит, произвел посадку с двумя ФАБ-100 Сутоки 20 км вост. Барколабово. Сброшено РС – 15 шт., ФАБ-100 – 2 шт.
2) Погода в р-не Борколабово – ясно.
3) За все три вылета сильный огонь ЗА с р-на Борколабово и сев. 5 км. Борколабово.»
Из первого боевого вылета, не вернулись два штурмовика: Ил-2 №1862001 5-й эскадрильи, пилот младший лейтенант И.А. Солдатенко; второй Ил-2 №1864703 1-й эскадрильи — лейтенант М. Шакиржанов; оба летчика в полк не вернулись. После обеда в бой смогли отправить только пару Ил-2, один из них Ил-2 №1860203, также был подбит, но пилоту командиру звена 5-й АЭ лейтенанту В.Г.Зайцеву повезло. Все машины были подбиты огнем ЗА. После этих потерь, к вечеру в полку смогли подготовить 3 штурмовика, а 3 Ил-2 были не исправны (еще 2 находились на вынужденных посадках).
430-й ШАП в этот день вновь действовал с меньшими потерями, совершив 6 боевых вылетов по району Шклова и потеряв один самолет. Из донесения о боевой работе 430 ШАП за 11.7.41г.:
«3 Ил-2 в 13:30 – 14:35 атаковали отдельные мелкие группы автобронемашин подходящие к Копысь из Староселье. Попадания по докладам экипажей хорошие».
Потерь не было, однако в документе отмечены, что самолеты имели большое количество пулевых и осколочных пробоин. В оперативной сводке №022 штаба 23-й САД было отмечено, согласно докладов экипажей — два загоревшихся танка. Штурмовики сбросили на врага: 4 ФАБ-50, 8 РС, 144 АО-2,5, расстреляли 200 снарядов ШВАК и 1200 патронов ШКАС.
Второй вылет произведен вечером, из донесения о боевой работе:
«3 Ил-2 с 18.35-19.50 разведывали с одновременной атакой противника на зап.берегу р.Днепр. На участке Орша — Шклов. Разведкой установлено наличие бронетанковых войск в опушках леса в районе Копысь — Шклов. Переправ на участке Орша – Шклов не было. Артиллерия разных калибров стоит на огневых позициях, в том же районе, большем количестве чем было 10.7.»
В оперативной сводке №022 содержатся дополнения — удар по противнику был нанесен в 19:10, экипажи сбросили 12 ФАБ-50 и 24 РС и отметили прямые попадания в два тяжелых орудия и в автомобиль.
Согласно донесения, в районе цели звено было атаковано 4 МЕ-109. В результате два самолета получили повреждения: один получил повреждения, требующие капитального ремонта, еще один большое количество пулевых и осколочных пробоин. Третий ИЛ-2 не вернулся на свой аэродром, пилот младший лейтенант А.Н. Сутягин, несмотря на полученное тяжелое ранение, смог дотянуть до расположения войск Красной армии и произвел вынужденную посадку в 20 км восточнее Шклов. Что интересно, немецкие одномоторные истребители в принципе не заявляли в это время побед над самолетами, идентифицированными как: V-11, Р-10 или «Скьюи». Вероятно, Ил-2 стали жертвой «церштореров» из ZG 26 или SKG2 10, однако их заявки на победы практически не известны.
В донесении о боевой работе 430 ШАП за 11.7.41г., уточняется состояние материальной части полка после этих вылетов:
«К исходу 11.07.1941 г. в полку имелось 1 исправный Ил-2 и неисправных – 9 (Еще один самолет вероятно еще не перегнали из Яковлевичей). Неисправные самолеты ремонтируются, для восстановления требуются запчасти (винты, радиаторы, рули). К 10:00 12.07.1941 г. ориентировочно 2 Ил-2. Этому звену поставлена задача – уничтожение противника в районе Копысь.»
Силы полков таяли на глазах и 12 июля, имея на утро в полках по 2 – 3 боеготовых самолета, трудно было ждать высокой активности, однако вылетов было сделано не меньше чем в предыдущие дни. 4-й ШАП отчитался о семи боевых вылетах из оперативной сводки штаба 4-го ШАП №015 от 12.7.41г.:
«а) в период 3:55 – 5:23 двумя экипажами бомбардирование переправ р-н Барколабово. Первый экипаж переправы не обнаружил. Сбросил бомбы и РС 4:25 Н – 30 мт. на артиллерию р-н Ходютичи. Второй экипаж обнаружил переправу между ст. Дашковка и Барколобово по которой бомбардировал 4:25 Н – 30 мт. В районе цели подбит с-т мл. л-нта Кротова. Сам т. Кротов ранен в плечо. Самолет произвел посадку на свой аэродром, с-т требует ремонта. Сброшено РС – 15 шт., ФАБ-50м2 – 8 шт.
б) один экипаж 6:20 бомбардировал сев. окр. Дашковка ремонтную базу танков. Подожжено один сарай, второй сарай разрушен. Самолет подбит, экипаж невредим, посадка на свой аэродром. Самолет требует замену мотора. Сброшено РС – 8 шт., ФАБ-50м2 – 4 шт.
Из района цели обстреливали ЗА и крупнокалиберные пулеметы».
Один из поврежденных самолетов Ил-2 №1864904 был отправлен в заводской ремонт. Дальнейшие действия известны из оперативной сводки штаба 4-го ШАП №016 от 13.7.41г.:
«1) Полк выполнял поставленную задачу в период с 16:30 – 19:30 12.7.41 двумя звеньями в составе 4-х с-тов бомбардировал танки на дороге Горки – Ленино, Горки – Горы, задание выполнено.
а) 1-е звено в составе экипажей Жулев, Подплетнев 12.7.41 в 17:10 бомбардировали танки на дороге Горки – Ленино, Горки – Горы экипажами остановлено движение танков до 7 шт дороге Горки – Горы голова у Полящицы. Вторая колонна до 5 танков сев. Горки 5 км в движении на Ленино. Замечено прямые попадания в два танка, сброшено РС – 16 шт., ФАБ-50м2 – 8 шт.
б) 2-е звено производило бомбардирование той же цели в 19:17 замечено попадание бомб ФАБ-50м2 – 8 шт в 4 танка вост. окр. Горки 2 км подбито РС 2 танка, танки не продвигаются. Сброшено РС – 15 шт., ФАБ-50м2 – 8 шт.»
К вечеру в боеготовом состоянии были 2 штурмовика, еще 4 ремонтировались, а два находились на местах вынужденных посадок (один из них перелетел на аэродром, но продолжал числится не исправным).
К сожалению такой подробной информации, про боевую работу 430-го ШАП, предоставить возможности нет, можно только предположить, что полк имея всего 2 – 3 исправных самолета, действовал аналогично 4-у ШАП — тройкой, парами и даже одиночными самолетами, выполнив 5 – 7 боевых вылетов. По некоторым данным, 3 Ил-2 вылетали на бомбардировку аэродрома Бешенковичи. Из боевых вылетов не вернулись 2 Ил-2, пропали без вести заместитель командира эскадрильи капитан Н.Н.Фатеев и пилот младший лейтенант П.М.Чеботько.
Техническому составу 430-го ШАП к утру 13.07.41г., удалось отремонтировать не менее четырех самолетов, еще пять числились неисправными.
13 число полностью оправдало свою зловещую репутацию. Из оперативной сводки штаба ВВС 20-й армии к 20:00 13.7.41г.:
«430 ШАП 3 Ил-2 разрушали переправы в р-не Копысь, выполнено 6 боевых вылетов, сброшено бомб ФАБ-50 – 24.»
Из наградного листа капитана С.М. Коробова известно, что в 17:30 после удара в районе Горки атакованы Ме-109 в районе Монастырщина, все три Ила звена были сбиты, немецкими истребителями, Коробов получил легкое ранение и 14.08.41г. вернулся в часть. Вероятно, из состава еще одного звена огнем истребителей, либо ЗА был сбит еще один Ил-2. Кроме Коробова, вернулся в часть лейтенант Л.Н.Поликарпов, а вот капитану Д.С. Мацепуро и младшему лейтенанту Ромащенко не повезло, они так и остались в списках, пропавших без вести.
И в этом случае, немецкие одномоторные истребители не заявляли побед над самолетами, идентифицированными как: V-11, Р-10 или «Скьюи». Видимо экипажи полка, стали жертвой Bf110 из ZG26 или SKG210.
На такой невеселой ноте, 430-й ШАП и закончил боевые действия, которые продолжались всего 8 дней. За это время, 14 самолетов не вернулись с боевых заданий на свой аэродром. Из 14 летчиков прибыли 6 человек, 4 из них получили ранения и были отправлены в госпиталь. Один самолет потерпел катастрофу при перелете Яковлевичи – Шаталово, пилот погиб. Два поврежденных самолета оставлены в Орше и Могилеве, два самолета в Шаталово, из них один сожжен, и три Ил-2 к 16 июля удалось эвакуировать на аэродром Олсуфьево. 17.07.41г., один самолет был передан в 61-й ШАП, два самолета перегнаны на ремонт на завод №18 г.Воронеж, часть личного состава передали в распоряжение командира 1-й РезАБ, а личный состав ранее проходивший службу в НИИ ВВС, в количестве 43 человек, убыл в Чкаловскую.
На смену 430-му ШАП в Воронеже уже готовили к вылету самолеты свежего 61-го штурмового полка, который прибудет в Шаталово и вступит в бой уже 14 июля.
По-другому сложилась судьба 4-го ШАП, его оставили на фронте и личный состав полка провоевал еще месяц. В первой половине дня полк получил на пополнение с завода №18 семь новеньких Ил-2, а еще один самолет перегнали с места вынужденной посадки, в итоге к 15:00 в БЧС было 15 штурмовиков, из них правда только 6 были боеготовы, а 9 числились неисправными. Получив такое подкрепленье, боевая работа была резко усилена, с 15:50 до 21:20 экипажи полка выполнили 16 боевых вылетов, из оперсводки №018 штаба 4-го ШАП:
«1) Полк в периоде с 15:50 по 21:20 13.7.41 выполнял поставленную задачу: штурмовой налет по колонне танков дорога Горки – Горы и дорога Шклов – Городец – Княжицы – Чемоданы полк выполнил задачу в составе 6-ти звеньев.
а) первое звено атаковало колонну танков, дорога Горки – Горы, колонна 40-50 автомашин и танков, колонну охраняли барражированием в два яруса до 6-ти Ме-109, прямым попаданием разбито 2 автомашины. ЗА огнем подбито 2 с-та которые произвели посадку на свой аэродром. Атака произведена 16:18 13.7.41 Н- 25-30 мт. сброшено РС – 24, ФАБ-100 – 3 шт.
б) 2-е звено атаке колонн по дороге Шклов – Городец – Княжицы – Чемоданы по дорогам движение не обнаружено. Сброшены бомбы 17:35 по ст. Дашково, РС – 2, ФАБ-100 – 1, ФАБ-50 – 4 шт. Два самолета подбиты ЗА.
в) 3-е звено атаке танков и автомашин по дороге Горки – Горы около 40 автомашин и танков в 18:05 сброшено РС – 23, ФАБ-100 – 2 шт., ФАБ-50 – 4 шт., замечено два прямых попадания по танкам, обстреляна колона с пушек и пулеметов, истребители пр-ка отсутствуют, наши истребители атаку обеспечивали р-н Горки звено у р-на Полящицы обстреляно ЗА.
г) 4-е звено в составе 2-х с-тов атаковало колонну танков дорога Горки – Горы, звено с задания не возвратилось. Летчик лейтенант Алексеев, мл. лейтенант Варфоломеев.
д) 5-е звено атаковало дорогу Горки – Горки замечены прямые попадания в 5-ть танков и 3 автомашины с боеприпасами, обстреляны ЗА около Запрудьевой (вероятно Запрудье). Атака цели Н – 30 мт. 20:40 РС – 22, ФАБ-100 – 4 шт.
е) 6-е звено в составе 2-х самолетов атака танков по дороге Горки – Горы прямых попаданий не замечено, атака цели 20:50 сброшено РС – 14, ФАБ-50 – 4, ФАБ-100 – 1 шт.»
В ходе вылетов и 4-й ШАП понес чувствительные потери. Пара Ил-2 №1863004 и 1863107 из 2-й эскадрильи не вернулась из боевого вылета (старт около 19:25), пилот лейтенант А.А.Алексеев погиб, а лейтенант М.С. Варфоломеев был ранен. Еще один самолёт №1862006 5-й эскадрильи был разбит на посадке, и отправлен в ремонт на завод, пилот младший лейтенант К.П.Карпенко не пострадал.
В составе полка, к концу дня было 13 Ил-2 из которых 6 были не исправны, из личного состава насчитывалось 22 летчика.
Подводя итоги, следует отметить, что применение самолетов Ил-2, в составе ВВС ЗФ в период 2–13 июля, характеризовался небольшим числом боеготовых самолетов, что не позволяло концентрировать усилия и производить сколь заметное количество вылетов на поддержку войск фронта, в тот момент, отчаянно в этом нуждавшихся. Всего за 6–13 июля 430-й ШАП выполнил 59, а 4-й ШАП за 6–12 июля — 50 боевых вылетов. Наличие в составе обоих полков почти весь период по 10–12 самолетов, из которых лишь часть были боеготовы, разумеется не позволяло влиять на оперативную обстановку. Вследствие того, что боевые вылеты в подавляющем большинстве совершались звеньями или даже парами, и типовая загрузка штурмовика состояла всего из 4 ФАБ-50 или 2 ФАБ-100, плюс в случае с 4-м ШАП 8 РС (430-й ШАП практически весь период не имел возможности использовать РС), то и на тактическую обстановку, экипажи штурмовиков, практически не имели возможности повлиять.
Оба полка несли тяжелые потери, причем, преимущественно от огня ЗА. Одномоторные истребители противника с 6 по 13 июля вообще не заявляли побед над самолётами, похожими на Ил-2 — «Валти» V-11, «Скьюи» или Р-10.
430-й ШАП, наскоро укомплектованный личным составом и техникой, не проходил курса боевого применения штурмовой авиации и вообще учебно-боевой подготовки, причем молодые пилоты не имели возможности полетать строем и по маршруту, пострелять и побомбить, бросать его в таком виде в бой, очевидно не имело смысла. Собственно, потеря одного самолёта менее чем за пять боевых вылетов красноречиво на это указывает.
Михаил Тимин
Читайте нас: