Командир 3-го танкового полка 2-й
Отвлечение германских сил на Югославию не спасло Грецию. Немецкие танки обошли сильную оборону греческой армии на границе с Болгарией через югославскую территорию, вышли в тыл, захватили Салоники. Вся греческая оборона затрещала по швам, одна армия капитулировала, прочие греко-британские войска стали поспешно отступать, лихорадочно пытаясь создать новые рубежи обороны.
Немцы снова успешно прорывались и обходили противника. Фронт окончательно рухнул. Греческие армии на западе не успели отступить и решили сложить
Победа была блестящей. Немцы завершили войну за три недели, уже 27 апреля немецкие танки были в Афинах. Потери вермахта – более 4 тыс. человек. Греческие потери – более 14 тыс. убитых и пропавших без вести, более 62 тыс. раненых (это включая войну с Италией), 225 тыс. пленных.
Немецкие солдаты на параде в Афинах
Немецкие истребители Мессершмитт Bf.110 в полете над Афинами
Итало-греческое сражение
Греческий Генштаб, в связи с войной с Италией, учитывал возможность конфликта с Германией.
Греческий главнокомандующий Александрос Папагос, исходя из успехов в Албании, решил предпринять наступление, чтобы выбить противника из Албании, сбросить в море. Тем самым Греция могла освободить все силы для войны с рейхом. Греческая армия планировала ликвидировать занимаемый итальянцами выступ в районе Кельцюре охватывающими ударами с севера и запада, затем, развивая успех вдоль шоссе, пробиться к Влёра (Влора).
В феврале 1941 года развернулись ожесточённые бои. Греки штурмом взяли господствующие высоты у Телепены, однако у них не хватило сил, чтобы развить успех. Итальянцы предприняли энергичные меры по усилению обороны. 15 итальянских дивизий в Албании были усилены ещё 10 дивизиями и численно превосходили своего противника. Бои отличались крайним упорством. Так, обе армии испытывали нехватку современной техники, часто происходили кровопролитные рукопашные схватки. В конце февраля греки поняли, что их план провалился.
В марте 1941 года уже итальянские войска (9-я и 11-я армии) под личным наблюдением дуче в последний раз попытались сломить сопротивление греков. В наступлении участвовало 12 дивизий, включая танковую дивизию «Центавр». Наиболее яростные бои шли между реками Осуми и Вьоса, в горной местности. Греки отразили удар и постоянно контратаковали. Итальянский главнокомандующий Кавальери, видя, что атаки бесплодны, предложил Муссолини прекратить наступление.
Греческие солдаты спускаются по склону во время войны с Италией
Колонна итальянских альпийских стрелков на марше по дороге в Греции. 1940 г.
Греческие кавалеристы смотрят на колонну грузовиков. 1941 г.
Германская угроза
Теперь нужно было, не теряя времени, начать готовиться к обороне против ожидаемого наступления Германии.
Крупная немецкая группировка в Румынии и возможность развёртывания войск противника в Болгарии говорили о том, что гитлеровцы будут наступать с востока. На болгарской границе греки в 1936–1940 гг. возвели «линию Метаксаса». Её общая длина, включая неукреплённые участки, составляла около 300 км. Здесь был 21 форт, оборонительные сооружения могли вести круговую оборону. Их дополняла сеть противотанковых рвов, железобетонных надолбов.
Собственными силами греки не могли противостоять немецкому наступлению. Почти вся их 400-тысячная армия (15–16 дивизий из 22) была выставлена против итальянцев на албанском направлении. При том, что стратегические запасы были уже истощены в войне с Италией. Страна была аграрной, со слабой индустриальной базой. Техническое вооружение и механизация войск были минимальными. Танков – всего несколько десятков, в основном лёгкие и устаревшие, итальянские трофеи. Самолетов – около 160, в основном устаревших типов. Итальянцев помогали сдерживать британские ВВС (30 эскадрилий). Артиллерийский парк небольшой, противотанковая и противовоздушная оборона в зачаточном состоянии. Флот небольшой и устаревший.
Греки могли оставить занятые районы в Албании и перебросить основные силы на болгарское направление. Однако Генштаб, учитывая настроения народа, не решился оставить территорию, захваченную у противника ценой большой крови. Тем более что итальянская угроза никуда не делась. Афины попросили помощи у Британии.
Немецкий пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ю-87 (Ju.87B-2) в полете в районе греческой оборонительной линии Метаксаса. Апрель 1941 г.
Немецкие бомбардировщики Дорнье Do.17 направляются к целям в Греции
В феврале прошли переговоры генерала Папагоса с английским министром иностранных дел Иденом и британскими военными об использовании британского экспедиционного корпуса в Греции. Имелись три сценария организации обороны Греции:
1) использование хорошо укреплённой «линии Метаксаса», оборона на греческо-болгарской границе. При этом надо было соединить фронт на востоке с фронтом на западе против итальянцев;
2) оставить Восточную Грецию и отвести войска за реку Струма, на которой и обороняться;
3) отойти еще дальше на запад, уступая Салоники без боя, избрать кратчайшую линию для обороны полуострова.
С военной точки зрения отход от болгарской границы был разумен. Однако политические соображения взяли вверх над военными. Как и в Югославии, где югославское руководство не захотело оставлять большую часть страны без боя и уводить армию на юг, для соединения с греками. Афины не захотели без боя отдавать «линию Метаксаса», которая считалась практически неприступной, на которую потратили большие материальные средства. Оставлять восточную часть страны.
Британцы предвидели последующий ход событий, с опасностью прорыва немцев между реками Струма и Вардар и невозможностью обороны всей северной и восточной границы наличными силами. Поэтому они предоставили грекам возможность действовать по своему усмотрению, и оставили свой корпус (60 тыс. человек, 100 танков, 200–300 самолетов) в тылу, решив выдвинуть его только до реки Вистрица.
Греческое командование, рассчитывая на неприступность своей оборонительной линии, оставило на участке от турецкой границы до реки Струма только 3,5 дивизии и усиленные пограничные части. Район между реками Струма и Вардар был обеспечен только 2 дивизиями. Греки надеялись, что югославы в случае войны смогут остановить немецкие дивизии севернее этого места, где сходились границы трёх стран. Ещё две греческие дивизии занимали позиции у гор Вермион, они должны были прикрыть развёртывание англичан и затем поступали в распоряжение британского командования.
27 марта 1941 года произошёл переворот в Югославии. Теперь в Афинах верили в союз с Югославским королевством и рассчитывали, что немцы не смогут использовать против Греции всю первоначальную группировку. Поэтому большая часть войск (14 дивизий) была оставлена в Албании. Очевидно, это было ошибочное решение.
4 апреля в районе Монастир прошла встреча начальника греческого Генштаба с югославскими военными. Они договорились, что югославская армия в случае наступления немцев закроет им путь по долине реки Струмица, обеспечивая греческую оборону между реками Вардар и Струма. Также греки и югославы договорились о совместном наступлении против итальянцев в Албании. 12 апреля наступление на северной границе Албании должны были начать 4 югославские дивизии. Югославы также собирались поддержать наступление греков севернее Охридского озера. Очевидно, что греки и югославы вместе могли разгромить итальянцев в Албании. Таким образом, Греция и Югославия заключили военный союз и договорились о совместных действиях, однако было уже поздно.
Пожар в греческом городе Салоники после налета люфтваффе
Немецкие пилоты изучают поврежденный захваченный бомбардировщик Бристоль «Бленхейм» из 113-й эскадрильи британских королевских ВВС на аэродроме Лариса
Германский прорыв и падение Салоник
6 апреля 1941 года войска 12-й немецкой армии Листа при поддержке 4-го воздушного
Также германские войска, взяв 7 апреля Скопье, продвинулись на юго-запад и 10 апреля установили связь с итальянцами у Охридского озера. Одновременно немцы начали на широком фронте наступление через греко-болгарскую границу с целью захвата северного побережья Эгейского моря. Также немцы планировали захватить в Эгейском море острова Тасос, Самофракия и Лемнос, чтобы их не заняли британцы или турки. Два немецких армейских корпуса (6 дивизий) имели серьёзное преимущество в живой силе и технике над греческой армией в Восточной Македонии.
Однако греки, опираясь на хорошо укрепленную «линию Метаксиса», упорно отбивались. Германские 18-й и 30-й армейские корпуса в течение трёх дней имели лишь частичный успех. Несмотря на превосходство в
9 апреля 1941 года немецкие танки были в Салониках, отрезав Восточно-македонскую армию (4 дивизии и 1 бригаду) от главных сил на албанской границе. Греческий Генштаб, решив, что сопротивление армии в окружении не имеет смысла, дал указание командующему армией в Македонии генералу Бакопулосу начать переговоры о сдаче. В Салониках была подписана капитуляция. Бакопулос дал приказ о сдаче фортов, с 10 апреля укрепления один за другим сложили оружие.
Таким образом, греки, надеясь, что враг будет действовать в основном через территорию Болгарии и его остановят в Югославии, сильно просчитались. Главные силы греческой армии стояли на албанском фронте, хотя основная угроза исходила не от итальянцев, а от немцев. Их армии не имели оперативно-тактической связи и стратегических резервов, чтобы парировать прорыв врага, немцы их легко отрезали друг от друга.
Кроме того, угроза войны с Германией вызвала волну панических настроений в греческом генералитете, где имелась сильная прогерманская партия. Ещё в марте 1941 года командование Эпирской армии в Албании сообщило правительству, что война с Гитлером бесперспективна и необходимы переговоры. Правительство сменило командующего и командиров корпусов, но подобные настроения в армии не исчезли. В ходе войны они сразу вышли наружу.
Колонна танков Pz.Kpfw. III 2-й танковой дивизии вермахта на границе Болгарии и Греции
Колонна немецких солдат на марше во время вторжения в Грецию. Вблизи болгарско-греческой границы
Колонна итальянских солдат с вьючными животными на дороге в горах Греции
Разгром греко-британских сил
12-я немецкая армия получила возможность развить наступление против Центрально-македонской армии и британского корпуса.
Главный удар гитлеровцы нанесли из района Монастырь (Битола). Главные силы немецкой группы, которая наступала в Югославии из района Кюстендил, включая два подвижных соединения, повернули на юг, чтобы нанести удар между Центрально-македонской армией и противостоящей итальянцам Западно-македонской армией.
В районе Флорина 10–12 апреля 1941 года немцы стали ломать оборону двух греческих дивизий, поддержанных английскими танками. Греки не раз переходили в контратаки. 12 апреля гитлеровцы, поддержанные люфтваффе, прорвали вражескую оборону и, преследуя противника, стали продвигаться на юго-восток. Одновременно немцы наступали на юг и юго-запад. Попытка немцев охватить греко-британскую группировку восточнее Флорины не удалась. Англичане начали отход с позиций в низовьях реки Вистрица уже 10 апреля и к 12 апреля под прикрытием греческих арьергардов, которые действовали между Вистрицей и горами Вермион, заняли новые позиции у горы Олимп и в районе Хромион в излучине Вистрицы. Тем временем 12-я немецкая армия, которая наступала из района Салоник, ещё вела бои с греческими арьергардами.
Но для войск Центрально-македонской армии, находившихся западнее прорыва германских войск, и для действовавших против итальянцев греческих армий удар противника оказался роковым. Центрально-македонская армия развалилась, часть отходила с британцами, часть отступила на юго-запад на соединение с Западно-македонской армией. 11 апреля греческое командование вынуждено было начать отвод своих непобежденных армий, стоявших на албанском фронте. Греки надеялись успеть своевременно отвести эти армии под прикрытием флангового заслона. Отходить приходилось под давлением итальянцев, постоянными ударами вражеской авиации. Немцы продвигались слишком стремительно, греческие армии не успели выйти из-под удара и закрепиться на новых позициях.
15 апреля германские танки продвинулись до Козани и повернули на юго-запад. Грекам не удалось остановить противника, в ряде мест их фронт был прорван. Отступающие греческие войска создали в труднопроходимом районе Северного Пинда (горы в Северной Греции и Албании) большие заторы на дорогах. Англичане ничем помочь не могли. Они были слишком слабы и сами едва отбивались. Западно-македонская армия, которая должна была отходить на юго-восток к Фессалии, не смогла пройти через горы и повернула на юг, и попала в район расположения Эпирской армии. 17 апреля части двух армий перемешались, началась большая неразбериха. К тому же в результате движения немецких подвижных частей через Мецовон грекам грозил удар во фланг и тыл. Генералы двух армий провели совещание в Янине и попросили у главного командования и правительства разрешение на капитуляцию.
18 апреля главнокомандующий Папагос сообщил правительству, что положение армии безнадежно. В правительстве назрел раскол: одни поддерживали мнение командования Эпирской армии, а другие считали, что надо драться до конца, даже если придётся оставить страну. В итоге правительство и король Георг решили выехать на Крит. А глава правительства Александрос Коризис покончил с собой. Новый премьер Цудерос и генерал Папагос потребовали от командования Эпирской армии продолжить сопротивление.
После этого командование двух армий подняло мятеж, сместило лояльного правительству генерала Питцикаса и поставило на его место Цолакоглу. Новый командующий предложил немцам переговоры. 21 апреля в Ларисе была подписана капитуляция. Однако итальянцы выразили протест по поводу того, что капитуляцию подписали без них. Документ изменили и 23 апреля подписали ещё раз в Салониках. 16 греческих дивизий сложили оружие.
Таким образом, фактически Греция потеряла свои вооруженные силы. В этот же день греческое правительство и король эвакуировались на Крит.
Колонна немецких танков Pz.Kpfw. III продвигается по горному району Греции в апреле 1941 года, используя железнодорожные пути
Немецкий танк Pz.Kpfw.III на берегу горной речки в Греции
Командующий Эпирской армией генерал-лейтенант Георгиос Цолакоглу и командир бригады «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» обергруппенфюрер СС Зепп Дитрих на переговорах о капитуляции в Ларисе. На заднем плане – командир 18-го горного корпуса вермахта генерал пехоты Франц Бёме. 21 апреля 1941 г.
Эвакуация англичан и падение Афин
С 14 апреля британские войска были отрезаны от союзников, поражение было очевидным. Теперь англичане думали только о своём спасении.
Кроме усиленного танкового полка и частей австралийской дивизии, которые сражались с немцами в районе Флорины и после прорыва фронта своевременно откатились к своему левому флангу южнее Козани, экспедиционный корпус ещё не вступал в бой и сохранил силы. В принципе, если бы британцы нанесли удар по немецким передовым силам, они могли бы задержать противника и дать части греческих армий отойти. Но при подходе основных сил 12-й немецкой армии катастрофа стала бы неизбежной. Поэтому британцы сосредоточили усилия на своём спасении.
15 апреля командующий британскими экспедиционными силами генерал Генри Уилсон (ранее он руководил успешными действиями британских сил в Северной Африке) решил отвести войска дальше на юг на новый рубеж, который правым флангом в районе Фермопил примыкал к заливу Аталандис, левым флангом – к Коринфскому заливу. На этой позиции британцы хотели прикрыть отход основных сил в порты для эвакуации. Промежуточная позиция намечалась у Ларисы. Кроме того, у горы Олимп для обеспечения отхода корпуса были оставлены арьергарды.
Немецкие подвижные соединения, задержанные разрушенными англичанами дорогами, и имевшие в местности между Пиндом и Эгейским морем ограниченные возможности для маневра, не смогли охватить фланги отступающего противника. Действия немецких ВВС из-за неблагоприятной погоды не смогли серьёзно помешать отступлению британцев. 20 апреля немцы вышли к Фермопильской позиции и в район порта Волос, откуда эвакуировались первые британские части. Чтобы избежать фронтального штурма Фермопил, пытаясь перехватить противника и зайти ему в тыл, немцы переправились на остров Евбея, планируя оттуда совершить высадку у Халкиды. Немцы успешно заняли Эвбею, помешав запланированной погрузке англичан на острове, но окружить врага не успели. 24 апреля немецкие горные стрелки взяли Фермопилы, которые удерживал только английский арьергард. 26 апреля парашютисты захватили Коринф. 27 апреля немецкие танки вошли в Афины.
Однако англичане вели эвакуацию уже с 24 апреля. При полном господстве люфтваффе в воздухе британцы в основном вели посадку по ночам. Так как портовые сооружения были сильно разрушены, и немцы вели воздушное наблюдение за всеми портами, тяжелое вооружение и транспорт пришлось уничтожить, привести в негодность и бросить. После того как немцы заняли Афины и Коринфский залив был блокирован, англичане эвакуировались с самого юга Пелопоннеса, портов Монемвасия и Каламе. Эвакуация проводилась пять ночей подряд. Александрийская эскадра прислала для этой операции все лёгкие силы, включая 6 крейсеров и 19 эсминцев. К исходу 29 апреля немцы вышли к южной оконечности Пелопоннеса. К этому времени британцы эвакуировали свыше 50 тыс. человек. Остальные были убиты, ранены или попали в плен (около 12 тыс.).
Основную часть английских и греческих войск, спасённых в Греции, вывезли на Крит. Сюда было ближе везти, чем в Палестину или Египет. Кроме того, остров был важен как база для флота и ВВС. Отсюда можно было угрожать позициям противника на Балканах, контролировать морские коммуникации в Средиземном море. Поэтому Гитлер решил захватить Крит.
Немецкий кинооператор снимает брошенные при отступлении на улице города Козани британские крейсерские танки Mk.II (A10) из состава 3-го Королевского танкового полка 2-й бронетанковой дивизии
Греческие военнопленные сидят на холме под конвоем немецкого солдата
Группа британских пленных у разрушенного дома в Греции
Греческий генерал Цолакоглу (за столом слева) и обергруппенфюрер СС Зепп Дитрих (стоит второй справа) во время подписания капитуляции Греции. Цолакоглу занимал пост премьер-министра правительства Греции с 1941 по 1942 год. В 1945 году за измену приговорен к смертной казни, которая позже была заменена пожизненным заключением. Умер в тюрьме в Афинах в 1948 году
Оккупация
Греческая армия перестала существовать (225 тыс. солдат попало в плен), Грецию оккупировали.
Третий рейх, захватив Югославию и Грецию, укрепил своё военно-стратегическое положение и экономическое положение. Ликвидирована угроза удара Британии в союзе с балканскими странами с юга. Германия получила в своё распоряжение экономические, сырьевые ресурсы Балканского полуострова. Гитлер устранил угрозу поражения Италии в Албании. Немцы оккупировали Пелопоннес, многочисленные острова в Ионическом и Эгейском морях, получив удобные воздушные и морские базы для ведения войны с Англией в Средиземноморье. Италия получила острова на западном побережье Греции, включая остров Корфу, несколько островов из группы Киклад. Тем самым Италия получила полный контроль над Адриатическим морем.
Восточная Македония была передана под контроль Болгарии, немцы оставили под своим управлением наиболее важные районы страны, включая Салоники, Афины, стратегические острова, остальное – оставили итальянцам. Греческий генерал Цолакоглу был назначен премьер-министром марионеточного греческого правительства. Страна стала сырьевым придатком рейха, что привело к разрушению народного хозяйства, гибели около 10 % населения страны.
Самсонов Александр
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: