В ответ на успешно развивавшееся наступление северовьетнамской армии на Южный Вьетнам 10 мая 1972 года американцы начали крупномасштабную воздушную операцию «Лайнбэкер» (Linebacker). Её целью стало разрушение коммуникаций, по которым шло снабжение Северного Вьетнама военными грузами из СССР и Китая. В течение первого дня операции американская авиация совершила четыре налёта на цели в районах Ханоя и Хайфона. Из 414 боевых вылетов 120 пришлось на долю ВВС, а 294 выполнили палубные летчики. К этому времени в состав ВВС и ПВО ДРВ входили четыре истребительных авиаполка: 921-й иап на МиГ-21МФ, 923-й иап на МиГ-17Ф и J-5, 925-й иап на J-6 и 927-й иап на МиГ-21ПФМ. Их лётчики ответили американцам 64 вылетами — в небе над Вьетнамом вспыхнули ожесточённые бои.
Первый налёт
В 08:00 с авианосца «Констеллейшн» взлетела и направилась курсом на Хайфон группа из 33 самолетов. Позади с 10-минутным интервалом шли аналогичные группы авианосцев «Корал Си» и «Китти Хок». В 08:40 группа с «Констеллейшена» вышла к цели. Штурмовики А-6 «Интрудер» и А-7 «Корсар» сбросили бомбы на нефтехранилище в Хайфоне, вызвав несколько пожаров. Для фотоконтроля результатов удара над городом пролетел разведчик RA-5C в сопровождении одиночного «Фантома». Пара была обстреляна сразу двумя дивизионами С-75 — две ракеты шли навстречу, еще один пуск был замечен справа. Одна из ракет взорвалась недалеко от «Фантома», перевернув истребитель.
От сотрясения отключился один из двух генераторов, но лётчик лейтенант Олсен выровнял самолёт, включил генератор и все отключившиеся выключатели, а других повреждений не было. Ракета, обнаруженная справа, сдетонировала прямо под разведчиком, но он смог вернуться на авианосец. Осмотр показал, что ему лётчику повезло — ни один из поражающих элементов, а пять из них пробили планер навылет, не повредил трубопроводы топливной или гидравлической систем.
Подошедшее следом группа «Корал Си» сбросила бомбы на железнодорожную станцию в Хайфоне, а группа с «Китти Хока» обрушила один пролет железнодорожно-автомобильного моста на окраине города.
В это раз приказ на взлет северовьетнамских истребителей слишком долго проходил с уровня на уровень. В 08:43 с аэродрома Кеп поднялась в воздух четвёрка МиГ-17, но в районе их патрулирования американские самолеты не появились. В 08:52 с Кепа взлетела пара МиГ-21 921-го иап, которые вели Данг Нгок Нгу (Đặng Ngọc Ngư) и Нгуен Ван Нгай (Nguyễn Văn Ngãi), но враг уже был рядом. Летчики подошедшей пары F-4J из эскадрильи VF-92 лейтенанты Хокинс / Тинкер и Доуз / Макдевит видели, как серебристые МиГ-21 разбегаются по полосе. На снижении «Фантомы» разогнались до скорости M=1,1 и пошли за «МиГами», успевшими набрать высоту 200 метров. Доуз выпустил AIM-9G по правому «МиГу» — ракета взорвалась рядом, не причинив вреда, так как резкий маневр вьетнамца обманул неконтактный взрыватель.
Доуз сблизился и выпустил еще один «Сайдуиндер», который сдетонировал прямо около среза сопла. «МиГ» взорвался, упав горящими обломками, Нгуен Ван Нгай погиб. Доуз собирался выпустить AIM-9G по оставшемуся «МиГу», но ракета не сошла с подвески. Затем Хокинс выпустил три «Сайдуиндера», но все они прошли мимо. Доуз также выпустил «Сайдуиндер» — ракета пошла за «МиГом», но врезалась в холм. Ведущий вьетнамской пары был опытным лётчиком, имевшим на счету 6 побед. Избежав попаданий четырех ракет, Данг Нгок Нгу ушел, не дав себя захватить последним «Сайдуиндером» Хокинса, а «Спэрроу» у земли были бесполезны.
Впечатлённые манёвренными характеристиками МиГ-21 в сверхзвуковом полете у земли, американцы направились к побережью. Тем временем Данг Нгок Нгу, следуя командам с земли, был наведен на уходящую пару «Фантомов». С расстояния 1200 метров он выпустил Р-3С по «Фантому», идущему нижним в паре, и хотел выпустить вторую ракету по верхнему, но она так и осталась на пилоне. Американцы заметили приближающийся «МиГ», который с расстояния 3/4 мили выпустил ракету по самолету Хокинса / Тинкера. Американцам удалось уйти от нее резким маневром, но в 08:57 Данг Нгок Нгу засчитали седьмую победу, закрывшую его итоговый счет. Летчик вышел из боя и в 09:12 приземлился на аэродроме Нойбай. Для прикрытия его посадки поднималась пара МиГ-17. Еще одна четвёрка МиГ-17 взлетала для прикрытия аэродромов, но также встреч с противником не имела.
Второй налёт
Целями для ВВС США стали железнодорожно-автомобильный мост Лонг Бьен в Ханое и крупный железнодорожный узел Йен Вьен рядом со столицей. В налете принимало участие 120 самолетов, включая 32 F-4 с бомбами, 28 F-4 истребительного эскорта, 15 противорадиолокационных F-105G, а также самолеты РЭБ и 20 топливозаправщиков. В 08:50 армада собралась в воздухе.
Первой в 09:14 американские самолёты обнаружила РЛС П-12 радиолокационного поста С-30. В воздух поднялись солидные по меркам тактики использования авиации ДРВ силы. В 09:36 с аэродрома Хоалак взлетела четвёрка МиГ-17 (это звено в бою не участвовало), а с аэродрома Тхакба — четверка МиГ-19 925-го иап в составе Фам Нгок Там (Phạm Ngọc Tâm) — Фам Хонг Сон (Phạm Hồng Sơn), Нгуен Ван Фук (Nguyễn Văn Phúc) — Ле Дук Оань (Lê Đức Oánh). В 09:39 с аэродрома Нойбай поднялась в воздух пара МиГ-21 921-го иап Нгуен Конг Хай (Nguyễn Công Huy) — Као Сон Хао (Cao Sơn Khảo), а в 09:44 с аэродрома Йенбай — пара МиГ-21 921-го иап Лу Ван Конг (Lưu Văn Cộng) — Чьеу Си Вьет (Triệu Sĩ Việt).
Первыми в воздушное пространство ДРВ на малой высоте вошла четверка F-4D 555-й истребительной эскадрильи, которую вёл майор Роберт Лодж с оператором капитаном Роджером Лочером. Оператор наведения с крейсера «Чикаго» сообщил о четырёх группах «МиГов», находящихся в воздухе. Противники пошли навстречу друг другу, и вскоре отметки «МиГов» появились на экранах БРЛС «Фантомов».
Обычное преимущество F-4 в дальнобойных ракетах не могло быть реализовано из-за опасности поразить свои самолеты, но сейчас звено Лоджа было единственным в районе, поэтому летчики получили разрешение на открытие огня без визуального опознавания цели. Радар Лочера показывал четыре «МиГа» на дальности 13 морских миль, и он захватил ведущего. В 09:43, когда до цели оставалось 8 миль, Лодж выпустил АIM-7E, но, пролетев всего 1000 футов, она самоликвидировалсь – её двигатель так и не запустился. С дистанции 6 миль Лодж выпустил по «МиГу», шедшим вторым, вторую «Спэрроу». Лейтенант Маркл с оператором капитаном Ивзом выпустил выпустил по третьему «МиГу» сразу две АIМ-7Е, учитывая вероятность её успешного пуска 50%. У первой ракеты отказал двигатель, но вторая пошла с набором высоты.
Капитан Ричи с оператором капитаном ДеБеллвью выпустил одну AIM-7Е, но ее двигатель не запустился. Через несколько секунд впереди появились два шара огня. МиГ-21, атакованный Марклом, был ближе, и он появился в поле зрения в тот самый момент, когда в него попала ракета, шедшая пересекающимся курсом. «МиГ» перевернулся и, снижаясь, прошел под «Фантомами». Затем показался МиГ-21, атакованный Лоджем: горящий, он шёл к земле в пологом пикировании, оставляя за собой шлейф обломков, левая консоль крыла отсутствовала, пилота к кабине уже не было.
Пара МиГ-21 шла на высоте 6000 метров, когда ведущий Нгуен Конг Хай заметил «Фантомы», идущие навстречу на малой высоте. Хай увидел вспышки запусков ракет и скомандовал ведомому: «Сброс баков! Маневрируй!» Увы, эфир был забит помехами. Хай сманеврировал и увидел белый след ракеты, идущей слева вверх. Он посмотрел в направлении ее полета и увидел, как ракета попала в «МиГ» ведомого, который загорелся. Као Сон Хао катапультировался, но неудачно, и умер после приземления. Официально считается, что он сбил один F-4, прежде чем был сбит сам.
Один «Фантом» проскочил перед Хаем, вьетнамец выпустил по нему ракету и отвернул. Затем уже сам увернулся от выпущенной ракеты, вышел из боя и полетел над самыми верхушками деревьев. Увидев аэродром Кеп, пошел на посадку, чуть не столкнувшись со снижающимся МиГ-17. Топлива на второй заход не оставалось, поэтому он пролетел над 17-м и сел, самолет пробежал по полосе и остановился, съехав на траву. Техники быстро закатили его самолет в убежище, и Хай увидел их удивленные глаза. От носового конуса до хвоста, включая оба полукрыла, его самолет покрывали пробоины, всего более 30, и только кабина пилота не пострадала. Самолет был отремонтирован с заменой поврежденных плоскостей крыла и руля высоты, и камуфлированный самолет с неокрашенными поверхностями стал напоминать одежду клоуна.
Бой ещё только начинался. Первый МиГ-21 промелькнул мимо, и Лодж повернул за ним, а вторая пара Фантомов пошли за четвертым «МиГом». С расстояния 6000 футов Ричи выпустил по находившемуся в вираже МиГу-21 две АIМ-7E с дистанции 6000 футов. Первая ракета прошла прямо над «МиГом», но вторая взорвалась около его средней части. Оглянувшись, ДеБеллвью успел заметить парашют пилота. На самом деле был сбит МиГ-19, Ле Дук Оань неудачно катапультировался и умер на земле от полученных травм.
Лодж оказался всего в 200 футах за преследуемым «МиГом» — слишком близко для ракет, а пушечному контейнеру в этой миссии не нашлось места под фюзеляжем. Маневрируя, ему удалось увеличить дистанцию, когда ведомый сообщил о подошедших сзади МиГ-19. Экипаж проигнорировал предупреждение — как раз в этом момент Лочер выполнил захват, и Лодж выпустил 2 «Спэрроу». Маркл увидел огонь, вырывавшийся из стволов МиГ-19, и крикнул: «Он стреляет по тебе!» Но было уже поздно. Выпущенные Нгуен Ван Фуком снаряды трех НР-30 ударили по задней части фюзеляжа F-4 в тот момент, когда его экипаж наблюдал, как МиГ-21 ускорился и уклонился от выпущенных ими ракет. Их собственный самолет резко замедлился — взорвался правый двигатель.
Избегая столкновения, Нгуен Ван Фуку пришлось отворачивать с максимальной перегрузкой, «Фантом» горел и его мотало из стороны в сторону. Когда огонь подобрался к задней кабине, Лочер сказал, что пора покидать самолет. «Тогда почему ты не катапультируешься?» — ответил Лодж. Обстановка на рабочем месте оператора вооружения не способствовала к долгим разговорам — от жары стало мутнеть остекленение фонаря, и Лочер катапультировался. F-4D № 65-0784 перешел в плоский штопор и упал вместе с Лоджем, одним из самых авторитетных летчиков 432-го авиакрыла, имевшим на счету три сбитых МиГ-21.
Приземлившись в джунгли на холме недалеко от аэродрома Йенбай, Лочер сообщил по рации, что с ним всё в порядке, но в горячке забыл нажать кнопку «Передача». Его парашюта никто не видел, поэтому летчик считался погибшим до 1 июня, когда экипаж одного из «Фантомов» услышал его «бипер». На следующий день в результате операции, в которой участвовало 119 летательных аппаратов, Лочера подняли на борт вертолёта после 23 дней на земле — это был рекорд войны.
Пара F-4D, шедшая позади и выше звена Лоджа, выпустила по одиночному МиГ-21 три «Спэрроу», но все прошли мимо. Второй МиГ-21 зашёл сзади и выпустил две Р-3С по ведущему «Фантому»: Дин Уайт сманеврировал, и ракеты прошли слева от хвоста. По пути домой «Фантомы» увидели идущую навстречу тройку МиГ-19, и капитан Ридж с дистанции в полмили выпустил одну «Спэрроу». Ракета прошла над «МиГом», пилот которого переманеврировал «Фантом» и открыл по Риджу огонь — американцы ушли на форсаже.
Пока шел воздушный бой, восемь F-4 пролетели южнее Ханая, сбрасывая бомбы с дипольными отражателями, создав 18-мильную полосу висевшей в воздухе алюминиевой фольги. Одна из выпущенных зенитных ракет взорвалась под самолетом ведущего, но «Фантом» отделался только легкими поверхностными повреждениями. Прикрываясь возникшим коридором помех, основные силы прошли к своим целям. Первыми шлие «дикие ласки» F-105G, а самолеты РЭБ ЕВ-66Е ставили помехи ЗРК, оставаясь вне зоны их действия. Четверка F-4 сбросила на мост Пол Думер семь 2000-фунтовых бомб с телевизионным наведением. Две или три из них пролетели сквозь фермы моста, остальные тоже промахнулись, вероятно захватив отражение моста в воде.
На отходе от цели один из экипажей выпустил «Спэрроу» по МиГу-21, зашедшему в хвост F-105, и «МиГ» ушел. Ведущий звена видел пару якобы МиГ-19, один из которых пустил по ним ракету, от которой удалось увернуться. 11 F-4 сбросили на мост Пол Думер 22 2000-фн бомбы с лазерным наведением, две из них оставили воронки в полотне западного пролета, еще несколько упало в непосредственной близости, но мост выстоял (на следующий день мост был обрушен четверкой «фантомов» бомбами с лазерным наведением). 16 F-4 сбросили 140 «тупых» 500-фн бомб на железнодорожный узел Йен Вьен.
Бой звена МиГ-19 продолжался 20 минут, и топливо «МиГов» было на исходе. При заходе на посадку на высоте 1600 метров двигатель «МиГа» Фам Хонг Сона остановился. Летчик получил приказ катапультироваться, но решил сохранить самолет и сел на высокой скорости, перелетев 2/3 полосы. «МиГ» выкатился с ВПП и был поврежден, но сам летчик не пострадал.
Американские самолёты все еще оставались в районе базы, поэтому для прикрытия посадки в 10:02 с аэродрома Йенбай взлетело второе звено МиГ-19 Хоанг Као Бонг (Hoàng Cao Bổng) — Фам Као Ха (Phạm Cao Hà), Нгуен Ван Куонг (Nguyễn Văn Cương) — Ле Ван Туонг (Lê Văn Tưởng). Сразу после взлета поперек их курса близко проскочила группа «Фантомов». Летевший последним Ле Ван Туонг был дальше всех от них, поэтому единственный из звена смог выполнить компактный поворот на замыкающий строй F-4. Прикрывавшая отход ударной группы четверка F-4E 336th TFS пролетала в 15 милях от Йенбай, когда ведущий, подполковник Роллинс, увидел «МиГи», идущие перпендикулярно. К его удивлению один «МиГ» смог развернуться на месте и занять позицию позади последней пары.
Оператор «Фантома» №2 звена, шутник эскадрильи, на каждый вызов по радио отвечавший «кря-кря» как напоминание, что они подсадные утки для ЗРК, тоже увидел «МиГ» и крикнул: «Харлоу-3, у тебя «МиГ» на заднице!». №3 звена отвернул, но Ле Ван Туонг открыл огонь по №4, отстрелив ему часть левого крыла. F-4E № 67-0386 превратился в огненный шар и упал на землю, капитан Джеффри Харрис и капитан Деннис Уилкинсон погибли. Роллинс выстрелил по «МиГу» «Сайдуиндером», но инфракрасная головка не захватила цель. Роллинс выпустил две «Спэрроу», одна из них взорвалась около крыла «МиГа». Вьетнамский пилот резко дернулся в сторону и свалился в штопор, но вышел из него, как показалось Роллинсу, на уровне кустов, и направился домой.
Бой второго звена МиГ-19 продлился 18 минут, и им тоже пришлось садиться на последних литрах топлива. Нгуен Ван Куонг на 50 метров выкатился за пределы полосы, но ни лётчик, ни самолет не пострадали. У Ле Ван Туонга на высоте 1400 метров остановился двигатель. Летчик получил приказ катапультироваться, однако решил сберечь самолет. Увы, при заходе на посадку он промахнулся мимо полосы. МиГ-19 перевернулся и взорвался, и одержавший победу летчик погиб. Фам Сон Ха был уже на высоте 150 метров, когда услышал: «Садящийся самолет, противник за тобой!». Летчик увеличил обороты, развернулся и увидел «Фантом», который ускорился и ушел, выпустив черный дым как свидетельство изменения режима работы двигателей. Сожалея, что МиГ-19 не несет ракет, Фам Сон Ха на последних 100 литрах топлива выполнил посадку.
Бой закончился. Всего стреляло семь летчиков МиГ-19, израсходовавших 1050 30-мм снарядов.
Третий налёт
В 12:20–12:40 с «Констеллейшена», «Китти Хока» и «Корал Си» снова подняли три группы, всего около 90 самолетов. В этот раз целью был железнодорожный узел Хайзыонг в 50 км от Ханоя. Для отражения налета в 12:55 с Кеп взлетело звено МиГ-17 923-го иап Нгуен Ван Тхо (Nguyễn Văn Thọ) — Та Донг Трунг (Tạ Đông Trung), До Ханг (Đỗ Hạng) — Тра Ван Кием (Trà Văn Kiếm), а две минуты спустя тоже с Кеп — пара МиГ-21 927-го иап Ле Тань Дао (Lê Thanh Đạo) — Ву Дук Хоп (Vũ Đức Hợp).
В 13:00 последние самолеты группы «Констеллейшена» сбросили бомбы на Хайзыонг, и в этот момент появились «МиГи», закрутив карусель воздушного боя с «Фантомами» эскадрильи VF-96. В первый же момент пара МиГ-17 обстреляла пару F-4J, выделенную для подавления ЗА. Ведущий «Фантом», экипаж лейтенанты Каннингем / Дрисколл, сманеврировал, и один «МиГ» пролетел вперед. С минимальной дистанции 1000 футов Каннингем выпустил «Сайдуиндер», от попадания «МиГ» взорвался (вьетнамскими данными не подтверждается). Экипаж лейтенанты Коннелли / Блонски заметил пару МиГ-17 на хвосте у А-7Е, один из которых ушел, а ведущий «МиГ» открыл огонь. Радар их «Фантома» отказал, поэтому Коннелли выпустил «Сайдуиндер» на пределе разрешенной дальности. Ракета потеряла захват, но «МиГ» бросил преследование «Корсара».
Звено МиГ-17 подошло к Хайзыонгу на высоте 1500 м. Вьетнамский ведущий увидел, как звено А-7 сбросило бомбы на цель и распалось на пары. Нгуен Ван Тхо обстрелял замыкающий «Корсар» — снаряды накрыли самолет, А-7 перевернулся и пошел вниз, засчитанный сбитым. Летчик А-7Е эскадрильи VA-147 лейтенант Горянек развернулся на атаковавший его МиГ-17, но противник ушел. Затем Нгуен Ван Тхо обнаружил группу из 8 F-4, но они направились в сторону побережья.
Та Донг Трунг, увернувшись от ракеты, обнаружил А-7, уходящий к морю, и пошел за ним. Летчик А-7Е лейтенант Джанкера из VA-146 отстал от зена. Оглянувшись, он увидел догонявший его А-6, от которого вдруг полетели снаряды, прошедшие близко над левым крылом, а «Интрудер» обрел черты МиГ-17. В этом вылете «Корсар» не нес ракет (оставшиеся «Сайдуиндеры» были отданы «Фантомам»), а пушка была неисправна. Маневрируя на малой высоте, Джанкер направился к морю, наблюдая, как мимо кабины пролетаю красные «мячи для гольфа».
В 13:03 пара «Фантомов» VF-92, задержавшаяся в районе цели поохотиться на «МиГи», отметки которых кратковременно появлялись на их радарах, поймала стену разрывов 85-мм снарядов. Один из них взорвался за хвостом самолета ведущего, F-4J №155797 загорелся, оба двигателя вышли из строя, и экипаж катапультировался. Судьба коммандера Харри Блэкбёрна осталась неизвестной, лейтенант Стивен Рудлофф попал в плен. Также был тяжело поврежден ведомый F-4J, но экипаж, лейтенанты Дилворт / Хилл, на одном двигателе смог вернуть истекающий керосином самолет на «Констеллейшн». Самолет был отремонтирован и летал до 1987 года.
В 13:03 экипаж Коннелли / Блонски, обнаружив другие МиГ-17, пошел за одним из них и выпустил одну AIM-9G — истребитель взорвался (хотя некоторые источники добавляют, что пилот катапультировался, а его парашют не наблюдался, похоже, что это тоже одна из «лишних» заявок). Коннелли повернул за другим пролетавшим мимо «МиГом», и несмотря на его маневрирование, в 13:04 смог выпустить «Сайдуиндер». Ракета быстро преодолела дистанцию до «МиГа» 1000 футов и взрывом оторвала хвост, пилот катапультировался и спускался под парашютом. Каннингем видел горящий «МиГ».
В 13:04 Каннингем / Дрисколл пришли на помощь экипажу Тимма / Фокса, которых преследовал МиГ-17, стреляя с дистанции 3000 футов и пуском «Сайдуиндера» с минимальной дистанции сбили этот МиГ-17. Вьетнамский пилот катапультировался, и Каннингем резко отвернул, едва не задев его. Затем обнаружил позади 4(!) МиГ-21, повернул на них и ушел. Фокс видел попадание ракеты и катапультирование пилота МиГ-17, но позади оставался еще один МиГ-17, а следом за ним летел МиГ-21. МиГ-17 открыл огонь — снаряды пролетели над фонарем F-4J, а МиГ-21 ушел. Два «фантома» выпустили «Сайдуиндеры» по стрелявшему МиГ-17, заставив его уйти.
Не сумев догнать обнаруженную восьмерку «Фантомов», Нгуен Ван Тхо развернулся и увидел, как четверка «фантомов» выпустила ракеты по двум МиГ-17, и крикнул «Срочно маневрируй!», но только Та Донг Трунг смог уйти. МиГ-17 борт номер 2069 загорелся, До Ханг катапультировался, но умер в больнице. Согласно доклада Тхо, спускаясь на парашюте, Ханг был расстрелян «Фантомом» из пушки (которой F-4J не несли) и умер в больнице.
Затем Нгуен Ван Тхо обстрелял «Фантом», преследующий Тра Ван Киема. Тхо выпустил 3 очереди, но все прошли мимо. У него кончились снаряды, и в этот момент его МиГ-17 «2036» затрясло, самолет стал неуправляемым. Тхо понял, что сбит, и катапультировался с высоты 1000 м; опасаясь участи Ханга, раскрыл парашют на высоте 500 м и приземлился удачно.
В 13:03 на самолеты противника была наведена пара МиГ-21 Ле Тань Дао — Ву Дук Хоп. Обнаружив приближающиеся «МиГи», один из «фантомов» повернул влево и прошел под самолетом Дао, а другие повернули назад и стали набирать высоту. Пара МиГ-21 также разделилась. В 13:04 Ву Дук Хоп выпустил ракету с дистанции 1500 м. Заметив, что она пошла правее цели, он собрался пускать вторую ракету, но увидел, что Р-3С поразила цель. «Он горит!» — прокричал в эфир пилот. Через 1 мин 30 сек Ле Тань Дао также выпустил Р-3С с дистанции 1500 м. Летчик хотел пустить вторую ракету, но увидел, что цель также горит. По команде с земли пара вышла из боя на высоте 200 м и в 13:18 села в Кеп. В 13:08 летчик идущего к морю А-7Е сообщил, что два «фантома» прошли под ним назад — видимо это были Дао и Хоп. Два F-4 стали первыми победами сформированного 3 месяца назад 927-го иап, но американскими источниками применение ракет «МиГами» в этом бою осталось незамеченным.
В 13:05 экипаж лейтенанты Шумейкер / Креншоу обнаружил у земли одиночный МиГ-17, его пилот попытался зайти им в хвост, но Шумейкер с дистанции 2000 футов выпустил по находящемуся в вираже «МиГу» «Сайдуиндер». Отворачивая, «МиГ» был потерян из вида, но на земле был замечен дым, как от упавшего самолета, данные разведки подтвердили их победу (оверклейм, это мог быть только Тра Ван Кием).
В 13:06 Каннингем / Дрисколл увидели идущий навстречу МиГ-17, который открыл огонь, а затем единственный из всех МиГ-17 вступил в бой на вертикалях, обстреливая выпускников школы Топган, в отличие от «Скайхоков» в учебных боях над авиабазой Мирамар. Бой продолжался довольно долго, наконец вьетнамский летчик совершил ошибку, подставив хвост, вероятно он хотел выйти из боя из-за недостатка топлива, и Каннингем смог захватить его «Сайдуиндером». Взрывом ракеты был поврежден хвост, и вскоре МиГ-17 с номером «2012» врезался в землю. Тра Ван Кием погиб в своем первом боевом вылете.
Под впечатлением от мастерства вьетнамского летчика позже было сделано предположение, что за штурвалом находился мифический полковник Тун, он же Томб (Tomb – могила, англ), сбивший 13 американских самолетов. Коннелли неприцельным пуском «Спэрроу» (его радар так и не заработал) отпугнул МиГ-17 от хвоста Каннингема / Дрисколла, и они направились к побережью.
В 13:05 Горянек, пришедший на помощь Джанкеру, выпустил по «МиГу» длинную очередь из «Вулкана» и увидел что-то, похожее на пару попаданий. А-7Е Джанкера пересек береговую черту, и МиГ-17 ушел — на побережье у Та Донг Трунга кончились снаряды, и он направился домой. В 13:09 пара F-4 эскадрильи VF-51 авиакрыла «Корал Си», не дойдя 20 миль до обнаруженной крейсером «Чикаго» воздушной цели, визуально заметила идущий на малой высоте МиГ-17. Вьетнамский летчик попытался зайти в хвост ведущему «Фантому», но экипаж ведомого F-4B Кэннон / Моррис выпустил «Сайдуиндер», от хвоста «МиГа» полетели обломки, и он упал. На самом деле Та Донг Трунг в 13:23 вернулся в Кеп.
В 13:08 круживший над Тонкинским заливом самолёт радиоразведки EP-3B предупредил уходящие самолеты о пусках зенитных ракет в окрестностях Хайфона. Экипаж Шумейкер / Креншоу, получив сигнал собственной системы предупреждения об облучении, увидел ракету и сманеврировал, отстрелив несколько ловушек. Ракета прошла мимо.
Добавившие три победы к двум одержанным ранее, новоиспеченные асы летели на высоте 16 000 футов около Намдинь, когда без предупреждения СПО в 500 футах от них взорвалась зенитная ракета, и её осколки ударили по самолету. Поначалу «Фантом» продолжал набор высоты, достигнув отметки 27 000 футов, но через минуту его резко повело влево, давление в основной гидросистеме упало до нуля и стало снижаться в резервной. Каннингем включил форсаж, и как только «Фантом» пересек береговую черту, F-4J № 155800 загорелся и вошел в штопор. В 13:10 экипаж катапультировался в 5 милях от берега и вскоре был поднят на борт спасательного вертолета.
В это же время группы с «Корал Си» и «Китти Хока» атаковали два моста около Хайзыонга, обрушив по пролету у каждого из них. Один А-6А получил прямое попадание 37-мм снаряда, проделавшего двухфутовую дыру в стабилизаторе, но смог вернуться на «Корал Си».
Взлетевшие вьетнамские истребители — два МиГ-17 с Кепа в 13:06, два МиГ-21 в 13:10 с Нойбая и два МиГ-17 в 13:32 с Кепа — встреч с противником не имели.
Четвёртый налёт
С 16:30 до 17:00 палубная авиация трех авианосцев 77-го соединения атаковала мост в Камфа и портовые сооружения в Хонгай и Камфа. Мост поразить не удалось, а в порту Камфа две 500-фн бомбы попали в советский пароход «Гриша Акопян» (3708 брт). Боцман Зотов Ю.С. погиб, еще 7 человек было ранено. Начавшийся пожар продолжался до 12 мая, выгоревшее судно не восстанавливалось.
Пара F-4J была направлена навстречу приближающейся паре МиГ-21, когда противников разделяло 10 миль, «МиГи» отвернули. «Фантомы» пытались их преследовать, но выпущенные по ним зенитные ракеты заставили американцев вернуться. Другой экипаж F-4, обнаружив на радаре два «МиГа», выпустил одну «Спэрроу» без разрешения на стрельбу и визуального опознавания. Ракета прошла мимо цели, которыми оказались А-7.
В 16:30 с аэродрома Гиалам взлетела четверка МиГ-17, а в 16:49 с Нойбай — пара МиГ-21, но врага не обнаружила. Уже после окончания налета, в 17:00-17:20 в воздух поднимались в совокупности 6 МиГ-17 и 4 МиГ-21.
Итоги
Таким образом, всего за день американским летчикам засчитали 11 сбитых: четыре МиГ-21 и семь МиГ-17. Реальные вьетнамские потери в воздушных боях составили два МиГ-21, один МиГ-19 и три МиГ-17 сбитыми, один МиГ-21 был поврежден. Еще один МиГ-19 разбился из-за выработки топлива в бою. Погибло шесть летчиков.
Для северовьетнамцев это был единственный день, когда отличились летчики всех четырех полков — всего им засчитали шесть F-4 и один A-7. Американцы подтверждают один F-4D и один F-4E, сбитые «МиГами». От ЗРК был потерян один F-4J, легкие повреждения получили два F-4 и один RA-5C. Зенитной артиллерией был сбит один F-4J и тяжело повреждены один F-4J и один А-6А. Погибли четыре лётчика, один попал в плен.
Данные об успехах наземной ПВО ДРВ в этот день отрывочны: отмечается, что многочисленные пуски «Шрайков» и атаки А-6 с малой высоты привели к большому перерасходу боеприпасов и малой эффективности ПВО. Так, согласно Истории 361-й дивизии ПВО, за 10 и 11 мая комплексами С-75, защищавшими район Ханоя, выпущено 44 ракеты, сбито восемь самолетов, при этом падения не зафиксированы. Фактически в зоне ответственности ракечиков в этот период сбитых не было. Чтобы исключить конспирологические теории, можно добавить, что 10 мая потерь американской авиации над другими странами региона, затронутого войной, не было, за исключением армейского вертолета «Чинук», разбившегося в Южном Вьетнаме с 34 военнослужащими на борту.
Источники и литература:
- Jeffrey Ethell, Alfred Price. One Day in a Long War: May 10, 1972 Air War, North Vietnam — Silvertail Books, 1989
- Chris Hobson. Vietnam Air Losses — Midland Publishing, 2001
- Brad Elward, Peter Davies. US Navy F-4 Phantom II MiG Killers 1972-1973 — Osprey Publishing, 2002
- Peter Davies. USAF F-4 Phantom II MiG Killers 1972-1973 — Osprey Publishing, 2005
- Nguyễn Công Huy. 10/5/1972 Ngày dài không chiến — Quân đội nhân dân, 2016
- Nguyễn Công Huy. Tôi từng là phi công tiêm kích — Nhà xuá̂t bản Văn học, 2008
- Sư Đoàn Phòng Không 361, Quân Đội Nhân Dân
Владислав Софронов
Читайте нас: