Знаменитая в США дуэль 1804 года, когда в поединке сошлись вице-президент Аарон Барр и Александр Гамильтон. Последний был ранен и умер на следующий день…
Примчались. Он слуге велит
Лепажа стволы роковые
Нести за ним, а лошадям
Отъехать в поле к двум дубкам.
«Евгений Онегин» А.С. Пушкин
Лепажа стволы роковые
Нести за ним, а лошадям
Отъехать в поле к двум дубкам.
«Евгений Онегин» А.С. Пушкин
Неудивительно, что дуэли повсеместно запрещали, потому что они уносили жизни королевских слуг безо всякой войны, тогда как гибнуть дворянам следовало лишь в интересах короля.
Так, король Франции Генрих IV запретил дуэли под страхом смертной казни. А затем его примеру (хоть и не слишком удачно, если верить А. Дюма) последовали короли Людовик XIII и Людовик XIV.
Столь же сурово наказывались дуэлянты по указу короля Пруссии Фридриха II.
Однако дворянство это ничуть не останавливало.
Дуэльный гарнитур Ле Пажа 1842–1868 гг. Калибр пистолетов 12-мм, стволы нарезные. Комплектовался принадлежностями: зарядным шомполом, пулелейкой, пороховницей, пороховой меркой и прочисткой. Наиболее важна была пороховая мерка, ибо количеству пороха в стволе при зарядке пистолетов уделялось особое внимание. Секунданты отмеривали нужное количество на глазах друг у друга, следя за тем, чтобы заряды были одинаковыми. Пистолетный набор с заряженными пистолетами доставляли к месту дуэли перед самым началом поединка. Фото предоставлены Alain Daubresse www.littlegun.be
«…И по смерти за ноги повесить!»
В России созданию новой российской аристократии положил начало Петр I.
И, по идее, с Запада надо было бы заимствовать все лучшее, а худшее – оставить и не трогать. Но столь глагола пожелание во все времена оставалось гласом вопиющего в пустыне. То есть заимствовалось всё.
Поэтому Петру пришлось позаботиться о том, чтобы ввести дуэлирование хотя бы в какие-нибудь рамки. Поэтому-то в своем «Воинском уставе» им и был предусмотрен «Патент о поединках и начинании ссор».
Но в 1715 году Петр запретил дуэли.
И не просто запретил, а указал, что
«погибший на дуэли также подлежит посмертной казни».
В его Артикуле воинском было записано:
«Все вызовы, драки и поединки чрез сие наижесточайше запрещаются <…>
Кто против сего учинит, оный всеконечно, как вызыватель, так и кто выйдет, имеет быть казнен, а именно повешен, хотя из них кто будет ранен или умерщвлен, или хотя оба не ранены от того отойдут.
И ежели случится, что оба или один из них в таком поединке останетца, то их и по смерти за ноги повесить».
Кто против сего учинит, оный всеконечно, как вызыватель, так и кто выйдет, имеет быть казнен, а именно повешен, хотя из них кто будет ранен или умерщвлен, или хотя оба не ранены от того отойдут.
И ежели случится, что оба или один из них в таком поединке останетца, то их и по смерти за ноги повесить».
Дуэльный пистолет Голлнера из Зуля. Калибр 12,7-мм, ствол нарезной, обильно инкрустирован серебром с цветочными мотивами, а также именем производителя и готическими буквами «In Suhl». Вставки на замке с названием «Goellner / In Suhl», инкрустированным золотом. Есть инкрустации золотом на спусковой скобе и отдельных деталях. Ложа грецкого ореха. Около 1830–1840 гг. Фото предоставлены Alain Daubresse www.littlegun.be
«Пара смерти»
Хотя сначала главным оружием дуэлянтов было холодное – традиция еще рыцарских времен, люди вскоре сообразили, что применение пистолетов в значительной степени уравнивает возможности дуэлянтов: и разница в возрасте и в их физической подготовке становилась уже не столь важна, как раньше.
Да и научиться метко стрелять было проще, чем искусно фехтовать на шпагах. Дворянин, а уж тем более офицер, был просто обязан уметь метко стрелять. Так что неудивительно, что уже во второй половине XVIII века именно дуэли на пистолетах доминируют среди всех прочих. Причем общественное мнение, как и раньше, поддерживает дуэлянтов, а не выступает на стороне закона. То есть дикие были тогда люди, дикие.
Есть нужда – есть и отклик на нее. Уже в конце XVIII века конструкция дуэльных пистолетов вполне сложилась, как и сам их внешний облик. Как и прежние кавалерийские пистолеты кирасиров и рейтаров, они всегда выделывалась парными, и были похожи, как близнецы. И единственное, что их отличало, это цифры 1 или 2 на стволах.
Согласно дуэльному кодексу стрелять из знакомого оружия запрещалось. Даже пробовать качество спуска у полученного от секунданта пистолета и то не разрешалось. А собственное оружие можно было использовать только в самых крайних случаях – дуэли не на жизнь, а на смерть (из-за «смертельного оскорбления»). Но это обычно всегда обговаривалось между секундантами. И противник того, кто это предлагал, должен был с этим согласиться.
Водонепроницаемый замок и шнеллер
Традицию оформлять дуэльные пистолеты так, чтобы они отличались от других, установили мастера-пистолетчики из Англии.
Хотя и до них на этой ниве немало потрудились европейские оружейники. И, в частности, французские. Поскольку по правилам осечка на дуэли приравнивалась к выстрелу, они постарались усовершенствовать кремневый замок таким образом, что он осечек не давал.
Поэтому именно в дуэльных пистолетах кремневые замки достигли своего максимального совершенства. Но последнее слово сказали все же англичане.
Ими был создан водонепроницаемый замок, в котором нижняя деталь огнива, одновременно служившая крышкой пороховой полки, стала прилегать к ней так плотно и так точно, что стреляться стало возможным даже в сырую погоду и в дождь. Пулю обязательно обертывали кожей и шомполом (ударами специального деревянного молотка) загоняли в ствол. Причем неважно – в гладкий или в нарезной. Просто в нарезной ствол пуля шла тяжелее.
Водонепроницаемый замок на дуэльном пистолете Риппона. Фото предоставлены Alain Daubresse www.littlegun.be
Правила допускали использование как нарезных, так и гладкоствольных пистолетов. Лишь бы они были парными. Некоторые пистолеты оснащались шнеллером – мягким спуском. Однако дуэлянты предпочитали пистолеты без шнеллера.
Поскольку от волнения с ним было легче произвести случайный выстрел, который, тем не менее, засчитывался. Можно было легко выстрелить прежде, чем дуэлянт мог хорошо прицелиться. Поэтому, по мнению знатоков дуэльного дела, грубый спуск был в данной ситуации предпочтительнее.
«Девять граммов в сердце…»
Важную роль играла и эргономика – форма рукоятки пистолета, помогавшая его удерживать и лучше контролировать ствол. Все это позволяло сделать очень меткий выстрел.
Так, известно, что А.С. Пушкин с расстояния в десять шагов мог попасть пулей в карточного туза. То есть стрелял он не хуже книжных Нэтти Бампо и графа Монте-Кристо.
Обеспечивать убойную силу должен был заряд пороха и довольно весовые пули.
Последние были круглыми, свинцовыми, имели диаметр 12–15 мм и вес 10–12 г.
Вес пороха в зарядной каморе мог доходить до 8,8 г.
Когда в 60-х гг. XX века специальная экспертная комиссия изучала обстоятельства гибели Лермонтова, то было испытано несколько дуэльных пистолетов XIX века. Выяснилось, что по своей пробивной силе их пули лишь немногим уступают пуле пистолета ТТ. А ведь известно, что она могла на расстоянии 25 м насквозь пробить восемь сосновых досок.
Дуэльный пистолет Р. Вогдона, около 1775 г. Ствол длиной 11 дюймов, калибра 13-мм. Ложа из орехового дерева с деталями из вороненой стали. Оригинальный шомпол из розового дерева с рогом. Подпись «Вогдон» на замке и на инкрустированном серебром овальном медальоне на стволе. Классический дуэльный пистолет Вогдона подвергнут конверсии в 1820-е годы и переделан в капсюльный. Вогдон был самым известным мастером дуэльных пистолетов своего времени. Фото предоставлены Alain Daubresse www.littlegun.be
При таком совершенстве дуэльных пистолетов и том небольшом расстоянии с которого было принято стрелять (причем в особенности в России), можно только удивляться тому, почему дуэли всякий раз не заканчивались гибелью одного из участников.
Единственное возможное объяснение – особенность стрельбы из кремневого пистолета.
Сразу после нажатия на спусковой крючок, курок ударял по огниву, происходила вспышка пороха на полке, а затем проходило какое-то время (пусть и очень короткое), прежде чем воспламенялся порох в стволе и происходил уже сам выстрел. Все это время пистолет в нужном направлении держать было очень сложно: при вспышке на полке рука невольно дергалась, а облако дыма с нее обычно заслоняло цель.
Знаменитые мастера, изготовлявшие дуэльное оружие, существовали в каждой стране.
Англичанин Джозеф Ментон и семья Мортимеров производила прекрасные дуэльные пары в Англии.
В Германии был известен род Кюхенрайторов из Регенсбурга, который почти два века совершенствовался в искусстве изготовлении пистолетов.
Ну, а Франция была известна пистолетами работы Николя Бутэ и, разумеется, Анри Ле Пажа.
Сказать «лепаж» было все равно, что сказать – «дуэльный пистолет». Так о нем и Пушкин пишет:
«Лепажа стволы роковые».
Интересно, что как-то раз, а именно в 1829 году, Ле Паж сделал дуэльную пару с колесцовыми замками.
Что это было? Каприз мэтра или заказ? Или ему захотелось посоревноваться с мастерами прошлого?
Кто знает…
Пара пистолетов Джозефа Мантона, около 1814 г. Примерно в 1828–1830 гг. конверсированы в капсюльные. Ствол длиной 10 дюймов, калибр 12-мм. Детали имеют мелкую гравировку и воронение. Стволы из полированной дамасской стали. Рукоятки из орехового дерева с торцевыми крышками из рога. Фото предоставлены Alain Daubresse www.littlegun.be
Кстати, семейное предприятие Ле Пажей было создано еще в 1743 году.
Вплоть до 1822 года оно поставляло свое оружие сначала королевскому, а затем и императорскому двору Франции.
Ле Пажи славились не только качеством своих изделий, и особенно дуэльных пистолетов, но также их прекрасной отделкой. Они были покрыты изящной таушировкой, инкрустацией, резьбой и гравировкой, а тонкий вкус превращал самое банальное изделие в произведение искусства.
Так что неудивительно, что постоянными клиентами дома Ле Пажей были особы из высшего света, а также многие иностранные государи и весьма знатные зарубежные персоны.
Гарнитур двуствольных пистолетов Джозефа Мантона. Фото предоставлены Alain Daubresse www.littlegun.be
Кстати, интересно отметить, что официальное положение о дуэлях появилось довольно поздно.
150 лет люди пользовались либо изустно передававшимися правилами, либо переписанными в тетрадки от руки. Причем в каждой стране они были свои.
И так все и было до 1836 года, пока парижский «Жокей-клуб» не решил заняться их доработкой. Участие в разработке, так сказать, официального дуэльного кодекса приняли 76 весьма выдающихся личностей Франции. После чего он был ими подписан и опубликован в печати.
Причем, вот тут мы, как это случалось не раз, к сожалению, оказались впереди планеты всей далеко не самым лучшим образом.
Если на Западе дуэль во многом была формальным ритуалом, то наше дворянство, как и во Франции времен Ришелье, относилось к такого рода поединкам серьезно.
В России это было, по сути, узаконенное убийство. Поскольку минимальной дистанцией у нас считались три шага, а расстояние в шесть или восемь шагов были практически нормой.
В Европе же стрелялись как минимум с 15 шагов. А обычно дистанцию устанавливали в 25–30 шагов.
Дуэльный пистолет Л. Омбера из Марселя. Ствол длиной 10 дюймов, восьмигранный. Калибр 11-мм. Красивый французский дуэльный пистолет с ложей из черного дерева, инкрустированной золотой проволокой курок и другие металлические детали. Фото предоставлены Alain Daubresse www.littlegun.be
Правда, уже с середины XIX века в Европе (да и у нас в России) нравы смягчились.
А вместе с ними понемногу также смягчались и дуэльные правила. Хотя в России в офицерской среде дуэли имели место и вполне легально происходили вплоть до начала XX века. (Вспомните, например, «Поединок» А. Куприна).
Но тогда уже стрелялись из штатных наганов. А дуэльные пистолеты понемногу перекочевали в музеи.
Ну, а о паре самых известных в России дуэлей мы расскажем в двух следующих материалах.
Продолжение следует...
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: