Спутниковый снимок судна "Савиз". Фото Hisutton.com
В состав военно-морских сил Корпуса стражей Исламской революции поступают суда нового для Ирана класса. Строятся и принимаются в строй передовые плавучие базы, выполненные на основе торговых судов. ВМС КСИР уже располагает двумя такими единицами (официально – только одной), и еще одна начнет службу в ближайшее время.
В процессе строительства
Первая плавбаза КСИР начала службу в 2017 г. Судно «Савиз» изначально было построено как сухогруз большого водоизмещения, но несколько лет назад его переоборудовали по новому проекту военного назначения. Оно получило новое радиоэлектронное вооружение для наблюдения и управления войсками. Также судно способно нести плавсредства разных классов, в т.ч., как сообщается, дистанционно управляемые катера-брандеры. По неподтвержденным данным, «Савиз» имеет и иные возможности.
С 2017 г. «Савиз» регулярно замечают вблизи берегов Йемена. Считается, что его экипаж теми или иными средствами и методами помогает хуситам. Существуют различные версии и оценки деятельности такой плавбазы, но полная информация официально не раскрывалась.
Более того, официальный Иран не признает «Савиз» военным кораблем, обеспечивающим деятельность своих и дружественных формирований. Официально первым «многоцелевым судном» или плавбазой ВМС КСИР считается «Шахид Рудаки», вошедшее в состав
Новая плавбаза "Шахид Рудаки". Фото Sepahnews.com
Насколько известно, «Шахид Рудаки» пока лишь прошел необходимые испытания и еще не начинал службу. Можно предполагать, что в ближайшее время это судно отправят в первый поход. Обстановка в регионе остается накаленной, и новой плавбазе не приходится рассчитывать на спокойную службу у причальной стенки.
В ожидании новинки
Согласно официальным иранским сообщениям, новая плавбаза под названием «Макран» была построена самостоятельно. Основную часть строительных работ завершили около года назад, и после этого занимались монтажом оборудования. Однако иностранные источники раскрывают настоящую детективную
В последнее время Иран неоднократно арестовывал иностранные нефтяные танкеры по обвинению в контрабанде. Одно из таких судов до середины 2020 г. стояло на рейде порта Бендер-Аббас, а позже его конфисковали и перевели в сухой док для перестройки. В последние месяцы в зарубежных источниках появлялись фотографии танкера на перестройке с теми или иными изменениями. До определенного времени КСИР не раскрывал никаких подробностей.
Будущая плавбаза "Макран" во время перестройки. Фото Twitter.com/heartless_8080
29 ноября иностранный спутник сделал новые снимки судостроительного завода, где ведется подготовка перспективной плавбазы. Сухой док, где стоял танкер, наполнили водой – это указывало на скорый вывод судна в море. По зарубежным оценкам, плавбаза, получившая имя «Макран», может войти в состав ВМС КСИР до конца года.
Технические подробности
Как сообщают иранские и зарубежные источники, основой для передовой плавбазы «Макран» послужил нефтяной танкер одного из зарубежных серийных проектов – точный тип этого судна до сих пор неизвестен. Длина судна достигает 230 м, водоизмещение неизвестно.
В ходе недавних работ на палубе танкера установили новые легкие ангары, вероятно, для размещения
Размеры и конструкция «Макрана» указывают на то, что с палубы смогут работать многоцелевые вертолеты и беспилотные летательные аппараты разного назначения. Также возможно размещение на судне ЗРК типа «3 Хордад» или других систем с похожими габаритами. Упоминалось базирование катеров и спецподразделений. В целом благодаря своим размерам «Макран» способен нести различное оснащение, вооружение и технику. Точный состав такой нагрузки может изменяться и адаптироваться к задачам конкретной операции.
Носовая часть бывшего танкера. Фото Globalsecurity.org
Недавно командование ВМС раскрыло возможные сферы применения нового судна. В первую очередь, оно должно будет обеспечивать деятельность флота на удалении от баз. Дозаправка, снабжение необходимыми ресурсами и даже мелкий ремонт смогут осуществляться при помощи плавбазы. При этом вертолеты, катера, БПЛА и спецподразделения на борту последней существенно расширят боевые возможности корабельного соединения.
Быстрота и эффективность
Таким образом, всего за несколько лет в составе ВМС КСИР появилось несколько многоцелевых судов с широкими возможностями, способных обеспечивать работу боевых кораблей или самостоятельно выполнять боевые задачи. Появление таких судов связано с несколькими основными факторами и имеет ряд положительных последствий.
Общей чертой новых плавбаз является использование готовых платформ невоенного назначения. Применение уже имеющегося танкера или сухогруза позволило серьезно сэкономить на строительстве новых вымпелов для флота – особенно в случае с «Макраном», базу которого конфисковали у иностранного судовладельца.
Фрагмент надстройки судна. Фото Globalsecurity.org
В свете ограниченных экономических и производственных возможностей Ирана такой подход к строительству выглядит оправданным. Однако он имеет и заметные недостатки. Так, по своему оснащению, вооружению, конструкции и т.д. многоцелевое судно не соответствует военным стандартам.
Передовые плавбазы новых типов способны нести большое количество вертолетов и катеров. Кроме того, они отличаются большей гибкостью выбора подобной полезной нагрузки. В некоторых ситуациях подобная единица флота может быть такой же полезной, как и боевые корабли традиционного облика. Это уже подтверждает опыт эксплуатации судна «Савиз». Несмотря на заметные отличия от последующих плавбаз, оно эффективно помогает йеменским хуситам.
Новые плавбазы способны входить в состав корабельных ордеров и обеспечивать их деятельность на большом удалении от портов. За счет этого планируется расширить зоны ответственности ВМС КСИР и вооруженных сил. При этом перестроенные суда будут не только снабжать корабли необходимыми ресурсами, но и помогать им в ведении разведки, осуществлении ПВО и т.д.
Спутниковый снимок судостроительного завода; док с "Макраном" затоплен. Фото Hisutton.com
Как показывает опыт «Савиза», подобное многоцелевое судно способно работать и самостоятельно. Его штатное и сменное оснащение позволяет вести разведку, осуществлять снабжение войск и решать другие задачи, а также обеспечивать самозащиту. Впрочем, как и любой другой единичный корабль или судно, передовая плавбаза без сопровождения крайне уязвима к хорошо организованным атакам.
Новый подход
ВМС КСИР по размерам и оснащению уступают флоту вооруженных сил, однако принимаются все меры для сокращения отставания и получения максимально возможного потенциала. Одним из последних шагов в этом направлении является строительство многоцелевых судов-передовых плавучих баз на базе существующих платформ. Два таких судна уже поступили в эксплуатацию, а сдача третьего ожидается в ближайшее время.
Следует отметить, что в составе любого флота имеются разнообразные суда обеспечения, призванные помогать основным боевым единицам. Однако иранское решение о совмещении в одном судне транспортных, вспомогательных и боевых функций является уникальным в своем роде. Судам, построенным по такой оригинальной концепции, пока только предстоит доказать свою пользу. Впрочем, некоторые из желаемых результатов уже получены, а другие ожидания подтверждаются практикой.
Рябов Кирилл
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: