Ранее мы выяснили, что осуществить первичное обнаружение авианосной или корабельной ударной группы (АУГ/КУГ) можно многими способами –
Однако, всегда существует риск, что сразу после обнаружения АУГ уничтожит средства разведки, применит различные способы маскировки и сменит курс для избегания встречи с ударными силами противника. Можно ли минимизировать временной интервал между обнаружением АУГ и нанесением по ней удара противокорабельными ракетами (ПКР)?
Такой сценарий может быть реализован разведывательно-ударными системами, о которых и пойдёт речь в настоящей статье.
DARPA и её «Гремлины»
Одним из наиболее интересных проектов, в части создания перспективных разведывательно-ударных систем, является проект Gremlins, реализуемый американским оборонным агентством DARPA. Ранее мы уже рассматривали этот проект в статье
Основная суть проекта – создание малогабаритных БПЛА в параметрах, сравнимых с размерами крылатой ракеты (КР). Указанные БПЛА должны запускаться с различных носителей, выполнять боевую задачу и возвращаться в зону сбора транспортным самолётом C-130, который рассматривается в качестве основного носителя БПЛА типа Gremlin.
По сути, концепция программы Gremlins является логичным развитием барражирующих крылатых ракет с обратной связью с носителем и возможностью перенацеливания в полёте.
Изображение приёма БПЛА на транспортный самолёт C-130 и испытательный полёт с транспортировкой БПЛА на приёмном устройстве.
Изображение и макет приёмного устройства для БПЛА типа Gremlins.
БПЛА, разрабатывающиеся по программе Gremlins, должны иметь ограниченную многоразовость. Предполагается, что они будут иметь ресурс на 20 полётов. Скорее всего это связано с резервом используемого в них двигателя, в качестве которого рассматривается турбовентиляторный Williams F107, применяемый в крылатых ракетах AGM-86 ALCM и BGM-109 Tomahawk.
Турбовентиляторный двигатель Williams F107.
Грузоподъёмность БПЛА типа Gremlins должна составить 65 кг. Опционально он может нести оборудование радиотехнической разведки (РТР), оптико-локационную станцию (ОЛС), включающую цветную видеокамеру, низкоуровневую камеру ночного видения и тепловизор, оборудование радиоэлектронной борьбы (РЭБ) или радиолокационную станцию (РЛС). А также сбрасываемое вооружение или боевую часть для прямого поражения цели. Предполагаемый радиус полёта БПЛА типа Gremlins составит порядка 500ꟷ600 километров.
Экспериментальный БПЛА X-61, разрабатываемый компанией Dynetics в рамках программы Gremlins.
Макет БПЛА, разрабатываемый компанией General Atomics в рамках программы Gremlins.
Какова может быть роль БПЛА типа Gremlins в охоте на АУГ-КУГ?
Первичного обнаружив АУГ разведывательными спутниками или высотными разведывательными БПЛА, носители БПЛА типа Gremlins выдвигаются в зону обнаружения. На определённом рубеже осуществляется сброс «Гремлинов», которые распределяют зоны разведки и начинают планомерный поиск АУГ противника.
Можно предположить, что на С-130 могут размещаться порядка 10ꟷ20 БПЛА Gremlins. Соответственно, четыре самолёта C-130 могут одновременно запустить 40ꟷ80 БПЛА. И осуществлять поиск АУГ в полосе шириной несколько тысяч километров по фронту, удаляясь от носителя на расстояние более 500 километров.
БПЛА типа Gremlins с оборудованием радиотехнической разведки могут обнаружить излучение РЛС самолёта дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) «Хокай», корабельных РЛС эсминцев охранения, радиолокаторов противолодочных самолётов и вертолётов, а также радиообмен ко каналам тактической связи Link-16. Другие «Гремлины», оснащённые ОЛС или РЛС могут осуществлять поиск как самих кораблей, так и их кильватерного следа. Оснащённые оборудованием РЭБ, БПЛА типа Gremlins могут спровоцировать противника на отражение атаки, включение РЛС противовоздушной обороны (ПВО) кораблей и взлёт боевых самолётов. На основании полученных данных операторы будут принимать решение об изменении зоны патрулирования БПЛА для уточнения данных о местоположении других кораблей АУГ.
Далее БПЛА типа Gremlins могут или осуществлять барражирование в зоне видимости цели, либо осуществить её атаку путём самоуничтожения, причём атака может быть осуществлена «стаей» (десятком ꟷ несколькими десятками БПЛА) для повышения вероятности прорыва ПВО хоть одним БПЛА. Малая масса боевой части не позволяет рассчитывать на уничтожение корабля или серьёзное повреждение его корпусных конструкций, но она вполне способна полностью вывести из строя радиолокационное оборудование или шахты установок вертикального пуска (УВП). Кстати, приоритетное уничтожение кораблей охранения рассмотрено в статье Александра Тимохина
Атаковать авианосец со столь малой боевой частью (БЧ) смысла нет, с одной стороны. А с другой ꟷ в случае, если оператор БПЛА визуально обнаружит скопление самолётов на палубе, то появляется шанс изрядно проредить авиагруппу авианосца.
БПЛА типа Gremlins не способны уничтожить АУГ. Но могут изрядно «ощипать» корабли охранения. И, возможно, уничтожить часть авиакрыла.
Можно предположить, что «Гремлины» станут достаточно простой целью для корабельного ПВО. Но это не совсем так. В их конструкции должны широко применяться технологии снижения заметности. Обнаружив корабли АУГ, БПЛА может снизиться на минимальную высоту и атаковать, как обычная низколетящая ПКР. Единовременно уничтожить 80 малозаметных ПКР не так уж и просто. Тем более, если часть из них будет выполнять функции РЭБ или ложных мишеней с транспондером и/или элементами, изменяющими радиолокационную сигнатуру.
Применение «Гремлинов» – это второй этап атаки АУГ. Который идёт после первого этапа – обнаружения спутниками и высотными БПЛА. Но перед третьим этапом – поражением кораблей АУГ массированным ударом ПКР. Основная задача БПЛА типа Gremlins – это уточнение координат и идентификация кораблей АУГ, а также максимальное причинение ущерба кораблям охранения АУГ.
«Гремлины» для ВМФ РФ
В России сегодня нет информации по разработке БПЛА типа Gremlins. Тем не менее, в настоящее время ведутся работы по разработке ведомых БПЛА, о которых мы говорили в статье
Российская Федерация серийно выпускала (и сейчас производит)
КР Х-101/102.
Могут ли указанные ракеты использоваться в качестве основы для многоразовых решений, аналогичных БПЛА типа Gremlins? Скорее всего да. И задачу по их адаптации условно можно разбить на две следующие подзадачи.
Первая подзадача – обеспечение многофункциональности и удалённого управления КР. Необходимо гарантировать двустороннюю связь КР с носителем. Наработки для решения этой проблемы могут быть взяты из НИОКР по БПЛА «Орион» и «Гром».
Сама КР должна быть модульной – штатная боевая часть и головка самонаведения удаляются, на их место могут быть установлены различные типы полезной нагрузки, как и на БПЛА типа Gremlins – ОЛС, РЛС, оборудование РТР, РЭБ или имитации ложной цели. Соответственно, могут быть установлены и компактные БЧ.
Вторая подзадача – обеспечение многоразовости. Необходимо осуществить тестирование и, возможно, доработку двигателя КР на ограничено многоразовую эксплуатацию, на несколько десятков полётов. А также разработать модификацию Ил-76 с возможностью запуска/приёма БПЛА (по аналогии с американским носителем C-130).
Учитывая заявленную дальность полёта перспективных российских КР в 5000ꟷ5500 километров, могут быть получены БПЛА с радиусом действия порядка 2500 километров. Разумеется, это возможно лишь при наличии спутниковых каналов связи. В случае ограничения дальности связи расстоянием порядка 500 километров, может быть или увеличена полезная нагрузка БПЛА, или увеличено время барражирования БПЛА на максимальном удалении от носителя.
В принципе, на первом этапе задача может быть значительно упрощена за счёт отказа от многоразовости, а сосредоточенности на многофункциональности и обратной связи с носителем. Если рассматривать БПЛА типа Gremlins как многофункциональный инструмент для ведения боевых действий, то многоразовость позволяет получить значительную экономию. Если же мы говорим о действиях против АУГ/КУГ, то возможность повторного использования БПЛА становится некритичной (ввиду низкой вероятности их выживания и целесообразности непосредственного удара сразу после обнаружения кораблей противника).
В этом случае носителем таких условных КР-БПЛА могут быть существующие бомбардировщики типа Ту-95 и Ту-160. Модернизированные бомбардировщики Ту-95МСМ способны нести 8 КР типа Х-101 на внешней подвеске и ещё 6 КР Х-55 во внутреннем отсеке. Предположительно рассматривалась возможность увеличения отсека вооружений Т-95МСМ для размещения КР Х-101. Таким образом, один бомбардировщик Ту-95МСМ может потенциально нести 8ꟷ14 КР-БПЛА
Ту-95МСМ и его вооружение.
Бомбардировщик-ракетоносецТу-160М может нести 12 КР Х-101 во внутренних отсеках. А значит и аналогичное количество КР-БПЛА.
В настоящее время США у бомбардировщика B-1B тестируют возможность размещения КР JASSM на внешней подвеске: конечной целью является установка там ещё 12 ракет к 24 ракетам, размещенным в бомбовых отсеках. В результате чего B-1B суммарно сможет нести 36 крылатых ракет JASSM.
Не исключено, что подобная модернизация возможна и для Ту-160М, что позволит увеличить его боекомплект до 18ꟷ20 КР-БПЛА.
Российский Ту-160М и американский B-1B с тестовой ракетой JASSM на внешней подвеске.
Таким образом, четыре Ту-160М могут запустить 48ꟷ80 КР-БПЛА, осуществляя разведку территории огромных размеров и обеспечивая поражение кораблей охранения. Преимуществом использования бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-95МСМ и Ту-160М является их радиус действия, существенно превышающий аналогичный у транспортных самолётов. А относительно Ту-160М ещё и возможность существенного уменьшения времени доставки КР-БПЛА за счёт использования сверхзвуковых режимов полёта. Примерный радиус досягаемости Ту-160М без учёта возможности дозаправки в полёте рассмотрен в статье
В случае размещения одноразовых аналогов БПЛА типа Gremlins на самолётах типа Ту-95 и Ту-160, возникает вопрос размещения операторов, которых на бомбардировщиках пристроить негде. В случае, если управление БПЛА может осуществляться по спутниковым каналам связи, то управление может осуществляться из наземного центра. В случае, если оно отсутствует, то потребуется специализированный самолёт управления. Например, на базе Ту-214ПУ (пункт управления) или Ту-214СУС (самолётный узел связи) с увеличенной до 10500 километров дальностью полёта.
С многоразовыми БПЛА всё понятно. Но в чём преимущество одноразовых БПЛА перед КР?
Основным плюсом такого решения, как вышеописанные КР-БПЛА (по сравнению с обычными КР/ПКР) является возможность доразведки АУГ/КУГ и перенацеливания КР-БПЛА в полёте на обнаруженные цели, а также идентификация цели оператором. Что резко снизит эффективность средств маскировки и ложных целей.
Большая дальность полёта, составляющая порядка 5000ꟷ5500 километров, позволит «подтянуть» к месту нахождения обнаруженных кораблей АУГ/КУГ те КР-БПЛА, которые не обнаружили цели самостоятельно. Уточнить с их помощью последние координаты целей (для последующего удара сверх/гиперзвуковыми ПКР) и сразу же нанести удар самим БПЛА.
Возможность обмена данными между БПЛА и носителем позволит многократно повысить эффективность всей разведывательно-ударной группы.
Наибольшую угрозу для разведывательно-ударных систем типа Gremlins будет представлять авиация противника. И в первую очередь самолёты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО).
Однако и на них может найтись управа. О чём мы поговорим в следующем материале.
Андрей Митрофанов
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: